Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Путь страданий и путь каббалы




Здра­вый смысл яв­но под­ска­зы­ва­ет нам, что ос­но­ва­ни­ем для со­вер­ше­ния всех пло­хих по­ступ­ков яв­ля­ет­ся эго­изм, «же­ла­ние по­лу­чать на­сла­ж­де­ние для се­бя» (со­кра­щен­но мы на­зы­ва­ем его «же­ла­ни­ем по­лу­чать»). Под понятием «здра­вый смысл» подразумеваются те, кто уже по­стиг «са­му при­ро­ду», изу­чил се­бя на ос­но­ва­нии ма­те­риа­ли­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Они ви­дят и по­ни­ма­ют, по­че­му че­ло­век причиняет зло другим, а мир пло­х: это про­ис­хо­дит толь­ко из-за человеческого эго­из­ма. Ес­ли бы че­ло­век умень­шил или ис­пра­вил его, он чув­ст­во­вал бы се­бя луч­ше.

Умень­шая или уве­ли­чи­вая эго­изм, мо­жет быть, мож­но час­тич­но из­бе­жать уда­ров, но на­сла­ж­де­ни­я получить нель­зя. Един­ст­вен­ная воз­мож­ность достичь на­сла­ж­де­ни­я за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы поменять эго­из­м на аль­тру­изм с по­мо­щью на­ме­ре­ния «ра­ди Твор­ца» вме­сто на­ме­ре­ния «ра­ди се­бя».

Что пло­хо­го в том, что мы про­сто умень­ши­м свой эго­изм и будем ти­хо, спо­кой­но, ни­ко­му не причиняя вре­да, су­ще­ст­во­ва­ть в сво­ем ма­лень­ком замк­ну­том мир­ке? Де­ло в том, что при­ро­да не со­глас­на на это. В ней су­ще­ст­ву­ет за­ра­нее ус­та­нов­лен­ный прин­цип – при­ве­де­ние тво­ре­ния к ко­неч­ной це­ли. По­это­му, же­ла­ем мы того или нет, мы не мо­жем, как дети, ос­та­вать­ся на стадии минимального эго­из­ма, а обя­за­ны рас­ти.

Более того мы рас­тем независимо от нашего желания, и по­это­му оказываемся в та­ко­м по­ло­же­нии, ко­гда просто не в со­стоя­нии умень­шить свой эго­изм. Он взры­ва­ет­ся в нас, и че­ло­век на­чи­на­ет им поль­зо­вать­ся без вся­ко­го сты­да и ог­ра­ни­че­ния – и в ито­ге по­лу­ча­ет та­кие уда­ры, что понимает: эго­изм – это зло, но отказаться от не­го невозможно. Та­ким об­ра­зом, человек при­ходит к осоз­на­нию то­го, что на­до ме­нять эго­изм на про­ти­во­по­лож­ное ему ка­че­ст­во. Дру­го­го вы­хо­да нет. Путь к та­кому осоз­на­нию дли­тель­ный и бо­лез­нен­ный и по­это­му на­зы­ва­ет­ся в каб­ба­­ле пу­тем стра­да­ний.

Вме­сто это­го мож­но убе­дить се­бя в не­об­хо­ди­мо­сти из­ме­нить эго­изм на аль­тру­изм с по­мо­щью изу­че­ния каб­ба­­лы. То­гда во вре­мя уче­бы и в результате оп­ре­де­лен­ной ра­бо­ты Выс­ший свет не­ощу­ти­мо влия­ет на че­ло­ве­ка, соз­да­вая в нем не­об­хо­ди­мые ус­ло­вия для то­го, что­бы он, дей­ст­ви­тель­но, за­хо­тел из­ме­нить се­бя и стать аль­труи­стом.

Однако и в этом слу­чае человеку не избежать страданий, но это уже совсем другие страдания. Выс­ший свет демонстрирует ему аб­со­лют­ные, со­вер­шен­ные со­стоя­ния, ко­то­рых мож­но дос­тичь, и че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет стра­да­ния от тоски по ­ним. Эти состояния кажутся ему на­столь­ко пред­поч­ти­тель­ны­ми, что в нем воз­никает си­ла, достаточная, чтобы по­про­сить об из­ме­не­нии.

Имен­но стра­ст­ная по­го­ня за соб­ст­вен­ным бла­го­по­лу­чи­ем, вы­зван­ная же­ла­ни­ем по­лу­чать, яв­ля­ет­ся при­чи­ной то­го, что мы доставляем зло ближ­не­му. Же­ла­ние по­лу­чать стре­мит­ся к на­пол­не­нию се­бя. Ес­ли бы тво­ре­ние не на­хо­ди­ло удов­ле­тво­ре­ния в соб­ст­вен­ном бла­го­по­лу­чии, в ми­ре не бы­ло бы ни­ко­го, кто при­чи­нял бы зло ближ­не­му. Ес­ли мы под­час и встре­ча­ем злонамеренное соз­да­ние, которое творит зло не из же­ла­ния по­лу­чать, то это можно отнести за счет при­выч­ки, из­на­чаль­но им по­ро­ж­де­нной и яв­ляющейся един­ст­вен­ной при­чи­ной его по­ступ­ков.Привычка стала его вто­рой при­ро­дой, пре­вра­тилась в ин­стинкт, и он про­дол­жа­ет вре­дить. Такие состояния встре­ча­ет­ся и у жи­вот­ных, и у людей, но они под­соз­на­тель­ны, не продиктованы яв­но эго­из­мом.

По­сколь­ку Выс­шая управ­ляю­щая си­ла вос­при­ни­ма­ет­ся на­ми как со­вер­шен­ная, не ну­ж­даю­щая­ся более ни в чем, то очевидно, что в ней полностью отсутствует же­ла­ние по­лу­чать. В таком случае в ней от­сут­ст­ву­ет и вся­кое ос­но­ва­ние для того, чтобы при­чи­нять вре­д. Бо­лее то­го, она об­ла­да­ет же­ла­ни­ем от­да­вать, тво­рить доб­ро для сво­их тво­ре­ний.

От­сут­ст­вие же­ла­ния по­лу­чать яв­ля­ет­ся ес­те­ст­вен­ным след­ст­ви­ем аб­со­лют­но­го до­б­ра. Не­воз­мож­но на­хо­дить­ся в положении: «Не даю и не по­лу­чаю». Та­ко­го ней­траль­но­го со­стоя­ния в при­ро­де не существует. Есть ли­бо со­стоя­ние по­лу­че­ния, ли­бо от­да­чи, и пе­ре­ход из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое. Этот пе­ре­ход про­легает над бес­ко­неч­ной тре­щи­ной ме­ж­ду ни­ми, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся мах­сом – энер­ге­ти­че­ский по­рог. Он неизмеряем по ве­ли­чи­не, ибо все­гда стре­мит­ся к ми­ру Бесконеч­но­сти, до его вы­со­ты.

 

Рис. 20.6. Махсом – разделение состояния получения и состояния отдачи.

 

Все хо­ро­шие или пло­хие ощу­ще­ния, которые ис­пы­ты­ва­ют тво­ре­ния, по­сы­ла­ют­ся им Выс­шей управ­ляю­щей си­лой, об­ла­даю­щей един­ст­вен­ным свой­ст­вом – же­ла­ни­ем от­да­вать, тво­рить для них доб­ро. Это за­кон, по которому строятся от­но­ше­ния этой силы к тво­ре­ни­ям. Из него сле­ду­ет, что все тво­ре­ния по­лу­ча­ют от нее толь­ко бла­го, и толь­ко ради бла­га она их соз­да­ла. Та­ким об­ра­зом, каб­ба­ли­сты име­ну­ют эту си­лу аб­со­лют­ным доб­ром.

Каб­ба­ли­сты по­сти­га­ют ее как та­ковую, а нам остается лишь ве­рить то­му, что они го­во­рят. Однако ве­ра не прибавляет сил. До тех пор, по­ка че­ло­век на­хо­дит­ся в со­стоя­ни­ях, про­ти­во­по­лож­ных Выс­шей си­ле, все, что ис­хо­дит от нее, он бу­дет воспринимать ин­верс­но, с обратным знаком.

 

Выс­шее управ­ле­ние – це­ле­на­прав­лен­ное

Ба­аль Су­лам в своей статье «Суть религии и ее цель» пи­шет[526]: «По­смот­рим на на­стоя­щую дей­ст­ви­тель­ность, управ­ляе­мую и кон­тро­ли­руе­мую Выс­шей си­лой, выясним, как она тво­рит од­но лишь доб­ро. Взяв лю­бое, да­же са­мое ма­лое соз­да­ние, при­над­ле­жа­щее к од­но­му из че­ты­рех ви­дов – не­жи­вой, рас­ти­тель­ный, жи­вот­ный, го­во­ря­щий, – мы уви­дим, что как от­дель­ная особь, так и весь вид в це­лом по­этап­но, це­ле­на­прав­лен­но управ­ля­ют­ся в сво­ем при­чин­но-след­ст­вен­ном раз­ви­тии, по­доб­но пло­ду на де­ре­ве, управ­ле­ние ко­то­рым пре­сле­ду­ет бла­гую ко­неч­ную цель – со­зре­ва­ние».

Мы ви­дим, что при­ро­да по­сте­пен­но при­во­дит лю­бой вид к оп­ре­де­лен­но­му, за­ра­нее за­дан­но­му окончательному со­стоя­нию, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся зрелостью. Уче­ные-бо­та­ни­ки мо­гут объ­яс­нить, сколь­ко со­стоя­ний про­хо­дит плод с мо­мен­та завязи до окон­ча­тель­но­го со­зре­ва­ния, с мо­мен­та цветения до появления спелого фрукта или овоща.

Однако со­стоя­ния, пред­ше­ст­вую­щие окон­ча­тель­но­му, ко­гда творение пол­но­стью го­то­во, что называется, «доз­ре­ло» и ис­пра­ви­ло свое кли, не толь­ко не со­дер­жат на­ме­ка на ко­неч­ную форму – кра­си­вое и слад­кое, а, на­обо­рот, выглядят совершенно ей противоположными. Чем слаще вырастает плод, тем он бо­лее го­рек и без­обра­зен в пре­ды­ду­щих ста­ди­ях сво­его раз­ви­тия. Воз­ни­ка­ет во­прос – по­че­му? Мы ви­дим, что это так.

Еще бо­лее по­ра­зи­тель­ные от­ли­чия в раз­витии об­на­ру­жи­ва­ют­ся между уров­нями «жи­вот­ный» и «го­во­ря­щий» (че­ло­век). Жи­вот­ное, чей ра­зум на протяжении всей жизни ос­та­ет­ся невеликим и почти не пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ний в про­цес­се роста особи, колоссально отличается от че­ло­ве­ка, ра­зум которого мно­го­крат­но возрастает к кон­цу его раз­ви­тия, претерпевая ог­ром­ные из­ме­не­ния.

Что зна­чит «ог­ром­ные из­ме­не­ния»? Ба­аль Су­лам име­ет в ви­ду, что начальное со­стоя­ние кон­тра­ст­но, про­ти­во­по­лож­но ко­неч­но­му. Ес­ли мы возь­мем те­лен­ка, то, едва ро­див­шись, он бу­дет при­мер­но таким же, как и взрослый бык. В то время как младенец не бу­дет похож на взрос­лого, то есть его пер­во­на­чаль­ное со­стоя­ние по от­но­ше­нию к ко­неч­но­му выглядит на­мно­го бо­лее кон­тра­ст­ным. Та­ким об­ра­зом, имен­но у тех представителей, кто, в ито­ге, дол­жен «до­зреть» до выс­ше­го со­стоя­ния, ­на­чаль­ные стадии раз­ви­тия вы­гля­дят противоположными конечным.

На­при­мер, те­ле­нок-од­но­днев­ка уже на­зы­ва­ет­ся быч­ком, так как может сто­ять, хо­дить и об­ла­да­ет достаточным ра­зу­мом, что­бы из­бе­гать опас­но­сти, встре­чаю­ще­йся на его пу­ти. В то вре­мя как че­ло­век од­но­го дня от ро­ду по­до­бен су­ще­ст­ву, ли­шен­но­му чувств. Ес­ли бы кто-то, не зна­комый с реа­лия­ми нашего ми­ра взглянул на этих двух но­во­ро­ж­ден­ных, то непременно сказал бы о мла­ден­це, что он не пре­ус­пе­ет в дос­ти­же­нии сво­ей це­ли, и охарактеризовал те­лен­ка как будущего ве­ли­кого ге­роя. То есть, ес­ли су­дить по сте­пе­ни раз­ви­тия ра­зу­ма, то младенец по сравнению с теленком не­смыш­ле­ное су­ще­ст­во.

При­ро­да в сво­их дви­же­ни­ях все­гда ис­поль­зу­ет кон­тра­ст­ные со­стоя­ния, по­то­му что прежде долж­на раз­вить кли, а по­том на­чать его ис­прав­лять и формировать под на­пол­не­ние. Сна­ча­ла об­ра­зу­ет­ся ем­кость, за­тем фор­ма, и толь­ко по­том происходит на­пол­не­ние. Та­ким об­ра­зом, Выс­шее управ­ле­ние созданной им дей­ст­ви­тель­но­стью – не что иное, как фор­ма це­ле­на­прав­лен­но­го раз­ви­тия, не при­ни­маю­щего в рас­чет по­ря­док уров­ней.

Другими словами, про­ме­жу­точ­ные со­стоя­ния со­вер­шен­но не важны, и мы не долж­ны об­ра­щать на них вни­ма­ние в про­цес­се раз­ви­тия. Мы долж­ны толь­ко ви­деть, что че­ло­век раз­ви­ва­ет­ся. Ку­да его при этом «за­но­сит», не име­ет зна­че­ния. Глав­ное, что он все вре­мя стре­мит­ся к Твор­цу. Важно толь­ко его уст­рем­ле­ние, только век­тор его движения.

 

Замысел творения

Выс­шая управ­ляю­щая си­ла име­ет свой­ст­во аб­со­лют­но­го до­б­ра и управ­ля­ет на­ми це­ле­на­прав­лен­но, ис­хо­дя из сво­его со­вер­шен­ст­ва, блага, без вся­кой при­ме­си зла. В силу закона причины и следствия мы обя­заны при­нимать по­ря­док про­хо­ж­де­ния раз­лич­ных со­стоя­ний, по­ка не смо­жем по­лу­чить же­лае­мое бла­го, тем са­мым дос­тиг­нув це­ли на­ше­го соз­да­ния, по­доб­но ве­ли­ко­леп­но­му пло­ду в кон­це его со­зре­ва­ния. Конечный ре­зуль­тат обес­пе­чен аб­со­лют­но всем.

За­мы­сел тво­ре­ния прост: Тво­рец по­же­лал соз­дать тво­ре­ние, ко­то­рое по­стиг­ло бы Его, ста­ло бы та­ким же со­вер­шен­ным, как Он.

 

Рис. 20.7. Замысел творения: творение должно стать таким же совершенным, как Творец.

 

Творение не присутствует в Твор­це, оно пребывает вне Его и, следовательно, на­хо­дится вне един­ст­ва. Все мы соз­да­ны та­ким образом, что ощущение от­сут­ст­вия един­ст­ва есть на­ша пер­во­на­чаль­ная при­ро­да – тьма, кли (же­ла­ние), «хи­са­рон [527]» (не­дос­та­ток). Не­дос­та­ток че­го? – Дефицит един­ст­ва, от­сут­ст­вие чувства слия­ния всех про­ти­во­по­лож­но­стей и их вза­им­ной под­держ­ки.

Мы соз­да­ны в состоянии от­сут­ст­вия един­ст­ва, и на­ша за­да­ча – осознать это. Аб­со­лют­но все души вместе, любая ча­ст­ная душа должны самостоятельно уст­ре­мить­ся к рас­кры­тию от­сут­ст­вия един­ст­ва в ка­ж­дом со­стоя­нии, же­ла­ем мы то­го или не же­ла­ем: когда есть я и есть Тво­рец, но мы разделены расстоянием, ме­ж­ду на­ми от­сут­ст­ву­ет по­до­бие.

Ба­аль Су­лам пи­шет[528], что в ка­ж­дом со­стоя­нии че­ло­век дол­жен со­еди­нять в од­но це­лое се­бя, сред­ст­ва дос­ти­же­ния Цели и Твор­ца. Он дол­жен уст­рем­лять­ся к Твор­цу, как влюб­лен­ный уст­рем­ля­ет­ся к сво­ей лю­би­мой, что­бы со­еди­нить­ся с ней. По­это­му ду­хов­ное слия­ние в на­шем ми­ре по­добно сек­су­аль­ному сои­тию.

В опи­са­ни­ях мы сравниваем про­цесс уподобления Твор­цу, со­еди­не­ния с Ним слия­нию, то есть со­стоя­нию, в ко­то­ром не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ких от­ли­чий. Однако как можно это осуществить, ес­ли тво­ре­ние про­ти­во­по­лож­но Твор­цу? Благодаря тому, что они под­дер­жи­ва­ют и оп­ре­де­ля­ют друг дру­га: без тво­ре­ния нет Твор­ца и без Твор­ца нет тво­ре­ния.

За­мы­сел Выс­шей управ­ляю­щей си­лы со­сто­ит в том, что­бы всякая ду­ша на протяжении сво­его жиз­нен­ного опы­та на этой зем­ле, находясь в со­стоя­нии, про­ти­во­по­лож­ном выс­ше­му, ре­аль­но выявила все про­ти­во­ре­чия, воз­ни­ка­ющие на ка­ж­дом этапе развития, – рас­кры­ла един­ст­во, то есть воз­дей­ст­вие, ис­хо­дя­щее из еди­но­го ис­точ­ни­ка.

Ес­ли я упо­доб­ля­юсь Выс­шей си­ле, ме­ж­ду на­ми боль­ше не воз­ни­ка­ет ни­ка­ких про­ти­во­ре­чий, мы со­еди­ня­ем­ся с Ней. Тво­рец ста­но­вит­ся по­нят­ным мне только в той степени, в какой мои свойства уподобляются Его свойствам. По­до­бие свойств яв­ля­ет­ся сред­ст­вом слия­ния. По­это­му ра­бо­та с эк­ра­ном над эгои­сти­че­ским же­ла­ни­ем на­зы­ва­ет­ся «зи­вуг дэ-акаа [529]» (удар­ное со­еди­не­ние). Уда­ряя се­бя вопреки сво­ему эгои­сти­че­ско­му же­­л­анию, стремясь слить­ся с Твор­цом, я со­еди­ня­юсь с Ним, и это со­еди­не­ние про­ис­хо­дит в со­стоя­нии, об­рат­ном пер­во­на­чаль­но­му.

 

Рис. 20.8. Взаимодействие света с экраном.

 

Пер­во­на­чаль­но свет и со­суд про­ти­во­по­лож­ны, и наша за­да­ча за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы во­пре­ки со­су­ду сде­лать его по­доб­ным све­ту.

За­мы­сел Выс­шей управ­ляю­щей си­лы состоит в том, что­бы при­вес­ти нас к по­до­бию с ее свой­ст­вом аб­со­лют­но­го до­б­ра, и этой це­лью про­дик­то­ва­ны все ее дей­ст­вия по отношению к нам. Мы долж­ны рас­крыть, что лю­бое дей­ст­вие Твор­ца, ка­ким бы по­роч­ным и ужас­ным оно нам ни ка­за­лось, на са­мом де­ле же­ла­тель­но, не­об­хо­ди­мо, вы­ну­ж­де­нно для тех сту­пе­ней раз­ви­тия, ко­то­рые мы долж­ны прой­ти. Не­воз­мож­но про­ско­чить ка­кую-либо сту­пень. Мы достигаем цели, толь­ко ес­ли мы по­сте­пен­но, од­ну за дру­гой, про­хо­дим их все.

Суть каб­ба­лы – раз­ви­тие в че­ло­ве­ке осоз­на­ния зла

Це­лью всех дей­ст­вий че­ло­ве­ка в уст­рем­ле­нии к по­сти­же­нию Выс­ше­го ми­ра яв­ля­ет­ся осоз­на­ние зла [530]: человек об­на­ру­жи­ва­ет, что имен­но при­род­ный эго­изм сто­ит на его пу­ти в Выс­ший мир.

Однако и это не­верное оп­ре­де­ле­ние: ведь мы не уст­рем­ля­ем­ся к по­сти­же­нию Выс­ше­го ми­ра, нам не ну­жен Выс­ший мир. Что зна­чит «Выс­ший мир»? Это оз­на­ча­ет еще боль­шее скры­тие, по­то­му что ка­ж­дый мир – это скры­тие, и чем он вы­ше, тем скры­тие боль­ше.

Зна­чит, по­сти­же­ние Выс­ше­го ми­ра – это рас­кры­тие един­ст­ва Твор­ца на примере еще боль­ших про­ти­во­ре­чий, про­ти­во­по­лож­но­стей, не­со­от­вет­ст­вий, и все их мы ощу­ща­ем в се­бе. В Выс­шем ми­ре мы не по­сти­га­ем ничего осо­бен­ного, там нет никакого сверхъестественного про­стран­ст­ва, населенного де­мо­на­ми или ан­ге­ла­ми. На­обо­рот, мы по­сти­га­ем еди­ную си­лу и вме­сте с ней выявляем мно­же­ст­во ос­таль­ных сил, ко­то­рые ка­жут­ся нам су­ще­ст­вую­щи­ми са­мо­стоя­тель­но. Их еди­не­ние да­ет нам рас­кры­тие Твор­ца.

Кро­ме на­ше­го ми­ра – наблюдаемых объ­ек­тов, че­ло­век по­сти­га­ет толь­ко еди­ную си­лу, на­хо­дя­щую­ся за ними и всем управ­ляю­щую. Яв­ное ее по­сти­же­ние и на­зы­ва­ет­ся рас­кры­ти­ем Выс­ше­го ми­ра. Рас­кры­ва­ет­ся толь­ко степень един­ст­ва управ­ле­ния всем (всем – это зна­чит на­ми).

Ко­гда мы го­во­рим, что в Выс­шем ми­ре су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во объ­ек­тов, то име­ет­ся в ви­ду количество управ­ляю­щих на­ми сил, ко­то­рые мы, в конце концов, скла­ды­ва­ем в од­ну на­зы­вае­мую Тво­рец.

По­сти­же­ние Выс­ших ми­ров – это по­сти­же­ние еди­ной управ­ляю­щей си­лы в раз­лич­ных ее степенях, в ме­рах вы­яв­ле­ния ее про­ти­во­ре­чий. Чем вы­ше мир, тем глуб­же про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду тем, что нам ка­жет­ся, и его разре­ше­ни­ем. То есть по­сто­ян­но ре­ша­ет­ся од­на-един­ст­вен­ная за­да­ча – вы­яв­ле­ние един­ст­ва Твор­ца.

Все от­ли­чие ме­ж­ду тво­ре­ния­ми, ме­ж­ду их уров­ня­ми за­клю­ча­ет­ся лишь в ме­ре осоз­на­ния зла. Бо­лее раз­ви­тое соз­да­ние осоз­на­ет боль­шую меру зла в се­бе, то есть степень своего от­ли­чия от Твор­ца (что и на­зы­ва­ет­ся злом). Это един­ст­вен­ный спо­соб из­ме­ре­ния се­бя от­но­си­тель­но аб­со­лют­но­го эта­ло­на – Твор­ца.

По­это­му, по ме­ре рас­кры­тия зла, мы раз­ли­ча­ем и от­тал­ки­ва­ем его от се­бя все в боль­шей сте­пе­ни, с боль­шей си­лой. Не­раз­ви­тое же соз­да­ние ощу­ща­ет и от­тал­ки­ва­ет зло лишь в незначительной сте­пени, ос­тав­ляя его в се­бе, так как со­всем не воспринимает его таковым.

До­пус­тим, ес­ли бы я знал, что ра­ди из­бав­ле­ния от смер­ти, от тя­же­лой бо­лез­ни, от ка­ко­го-то страш­но­го на­ка­за­ния мне на­до приложить огромное усилие, то, ко­неч­но, я бы сделал это. Однако ес­ли я не чувствую этого, ес­ли мое окружение, мои при­выч­ки, мой внут­рен­ний ус­тав не го­во­рят мне об опасности, то я ничего не предпринимаю. Все оп­ре­де­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мо­стью. Или на­обо­рот – ес­ли необходимость действовать продиктована не яв­ны­ми стра­да­ния­ми, то же­ла­ни­ем дос­тичь на­сла­ж­де­ния.

Знай я, что могу за­ра­ботать мил­ли­он дол­ла­ров, для ме­ня не со­став­ля­ло бы тру­да приложить любое усилие, по­то­му что получу в результате от этого боль­ше удовольствия, чем от сво­ей праздности.

Сле­до­ва­тель­но, все за­ви­сит от значимости того, на­сколь­ко моя связь с Твор­цом важ­нее удо­воль­ст­вия, ко­то­рое я мо­гу се­го­дня се­бе вообразить вне кон­так­та с Ним. В этом и за­клю­ча­ет­ся про­бле­ма осоз­на­ния зла.

Зло – это от­сут­ст­ви­е слия­ния с Твор­цом в погоне за мни­мым на­сла­ж­де­нием. По­это­му и го­во­рит­ся, что ос­но­ва все­го зла – лю­бовь к са­мо­му се­бе, эго­из­м. Это свой­ст­во про­ти­во­по­лож­но Выс­шей си­ле, един­ст­вен­ное ка­че­ст­во ко­то­рой – же­ла­ние от­да­вать. В чем же то­гда за­клю­ча­ет­ся по­сти­же­ние един­ст­ва? По­сти­же­ние един­ст­ва, или дос­ти­же­ние свой­ст­ва от­да­вать, вклю­че­ние в не­го, слия­ние с ним – это и есть по­сти­же­ние Твор­ца, то есть воз­вы­ше­ние, вход в Выс­ший мир.

Те, кто пред­став­ля­ет се­бе ду­хов­ный мир ина­че, чем до­сти­же­ни­е боль­ше­го аль­труи­сти­че­ско­го свой­ст­ва, от­да­чи, еди­не­ния Твор­ца и тво­ре­ния, про­сто не­пра­виль­но по­ни­ма­ют его. Выс­ший мир – это на­ше со­стоя­ние на аль­труи­сти­че­ском уров­не.

В ду­хов­ном нет на­си­лия – это глав­ный прин­цип, по ко­то­ро­му мы долж­ны его ос­ваи­вать, строить от­но­шение к се­бе и к дру­гим. Есть свой­ст­во от­да­чи, и оно про­ти­во­по­лож­но на­си­лию. Рас­кры­тие един­ст­ва, по­сти­же­ние Твор­ца, свой­ст­во от­да­чи – это, во­пре­ки нашим пред­став­ле­ни­ям, од­но и то же.

 

Восприятие мира

По­че­му я не мо­гу с лег­ко­стью со­пос­та­вить про­яв­ле­ние окружающего ми­ра с от­сут­ст­вием от­да­чи во мне? Мне это вовсе не пред­став­ля­ет­ся закономерностью. Я ви­жу огромный мир, а Твор­ца в нем не на­блю­даю. От­ку­да мне знать, что ес­ли я бу­ду от­да­вать, то все бу­дет хо­ро­шо?

Я вос­при­ни­маю кар­ти­ну ми­ра со­от­вет­ст­вен­но сво­ему эгои­сти­че­ско­му кли. На своей себялюбивой под­лож­ке я ри­сую кар­ти­ну ми­ра, в котором от­сут­ст­ву­ет Тво­рец. По моим представлениям этот мир управ­ля­ет­ся политиками, фи­нан­си­ста­ми, во­ен­ны­ми, по­то­му что я сам на­хо­жусь в эгои­сти­че­ском свой­ст­ве, от­лич­ном от Твор­ца. Я вос­при­ни­маю ок­ру­жаю­щее согласно правилу: «Вся­кий об­ви­ня­ет со­от­вет­ст­вен­но сво­ему изъ­я­ну».

Как толь­ко я ме­няю эгои­сти­че­ские свой­ст­ва на аль­труи­сти­че­ские, то упо­доб­ля­юсь Твор­цу. Тво­рец вхо­дит в мой мир, на­чи­на­ет за ним про­яв­лять­ся, об­на­ру­жи­ва­ет Се­бя во всем, что ме­ня ок­ру­жа­ет и что на­хо­дит­ся внут­ри ме­ня. По­лу­ча­ет­ся, что че­рез ок­ру­жаю­щий мир я сли­ва­юсь с Ним.

Са­мое глав­ное, пер­во­на­чаль­ное со­стоя­ние, ко­то­рое мы про­хо­дим, на­зы­ва­ется осоз­на­ни­ем зла. Мы начинаем ясно понимать, что в си­лу сво­его эго­из­ма – внут­рен­не­го про­ти­во­стоя­ния Твор­цу мы не­пра­виль­но вос­при­ни­маем ок­ру­жаю­щий мир и Его Са­мо­го.

Я не кри­чу Твор­цу: «По­че­му Ты скры­ва­ешь­ся?!». Я Его не ви­жу и не ищу в се­бе пра­виль­ное вос­при­ятие ок­ру­жаю­ще­го. Однако мне ска­за­ли, что Он су­ще­ст­ву­ет. По­сте­пен­но я на­чи­наю осоз­на­вать, в чем за­клю­ча­ет­ся при­чи­на то­го, что я не на­хо­жусь в наи­луч­шем положении. Это происходит потому, что я Ему про­ти­во­по­ло­жен. Я су­ще­ст­вую в со­стоя­нии пол­но­го эго­из­ма. Со­от­вет­ст­вен­но, мне необходимо изме­ниться, а не поменять внеш­нюю кар­ти­ну. Я пе­ре­клю­ча­юсь на причину, ис­точ­ник про­ис­хо­дя­ще­го, на се­бя, и то­гда ме­ня­ет­ся и мое вос­при­ятие дей­ст­ви­тель­но­сти.

Сама дей­ст­ви­тель­ность не ­ме­ня­ет­ся, она всегда од­на и та же: я на­хо­жусь в аб­со­лют­но доб­ром ис­прав­лен­ном со­стоя­нии, в ми­ре Бесконеч­но­сти. Однако пра­виль­но ощу­тить свое местонахождение я смо­гу толь­ко тогда, когда ис­пра­влю се­бя. Весь мир – аб­со­лют­но все, кро­ме ме­ня, уже ис­прав­ле­но.

Че­ло­век, на­чи­наю­щий по­сти­гать мир, обнаруживает, что во­круг не­го нет ни­че­го, кро­ме Твор­ца, то есть са­мо­го ис­прав­лен­но­го со­стоя­ния. Все, ока­зы­ва­ет­ся, сво­ди­лось толь­ко к его лич­но­му пра­виль­но­му вклю­че­нию в эту кар­ти­ну мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2046 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.