Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постигаемое и непостижимое




Каббала принципиально не делит мироздание на духовное и материальное – она говорит о постигаемом и непостижимом.

То, что я сегодня постигаю органами чувств, называется «этот мир», «мой мир», «постигаемый мною мир», «моя ступень». Та часть, которую я еще не раскрыл, но которую, как объясняют каббалисты, я должен раскрыть, остается скрытой от меня и называется тайным миром.

 

Вопросы и ответы

Во­прос: Чем обу­слов­ле­на раз­ни­ца ме­ж­ду изу­че­ни­ем и по­сти­же­ни­ем? По­че­му мы осуществляем изу­ч­ение свер­ху вниз?

По­че­му мы делаем это свер­ху вниз? По­то­му что мы изу­ча­ем то, что совершил Тво­рец. По­сле то­го как поя­ви­лось творение, оно начало ну­ж­дать­ся в ис­прав­ле­нии[454], и мы изу­чаем про­цесс ис­прав­ле­ния и воз­вы­ше­ния в ми­рах. Однако все рав­но изу­че­ние идет па­рал­лель­но в обоих направлениях: и свер­ху вниз, и сни­зу вверх.

Стро­го го­во­ря, путь сни­зу вверх в каб­ба­­ле не рассматривается, по­то­му что че­ло­век дол­жен про­де­лать его сам. По­это­му, хо­тя на­ша уче­ба и по­строе­на на исследовании функ­цио­ни­ро­ва­ния Выс­шего мира, мы ни в ко­ем слу­чае не долж­ны ду­мать, что бла­го­да­ря своим занятиям по­лу­ча­ем пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, как этот мир соз­дан.

Уче­ба не­об­хо­ди­ма нам не для то­го, что­бы стать более ум­ны­ми и знаю­щи­ми, а что­бы с ее помощью мы вы­зва­ли на се­бя воздействие ок­ру­жаю­щего света [455]. Мы, дей­ст­ви­тель­но, изу­ча­ем, как про­ис­хо­дит рас­про­стра­не­ние ми­ров свер­ху вниз, но их по­сти­же­ние идет сни­зу вверх. Этот путь мы долж­ны исследовать на са­мих се­бе по ме­ре собственных уси­лий, в по­лу­че­нии жи­ви­тель­ной си­лы, эк­ра­на [456] для подъ­е­ма, имен­но бла­го­да­ря изу­че­нию рас­про­стра­не­ния миров свер­ху вниз.

Сде­ла­но это намеренно, что­бы по­мочь че­ло­ве­ку, не пу­та­ясь, оп­ти­маль­ным об­ра­зом ис­кать свой путь, ибо это и есть по­иск Твор­ца, то­го един­ст­ва, о ко­то­ром мы сей­час го­во­рим.

В чем за­клю­ча­ет­ся се­го­дня на­ша ра­бо­та по вос­хо­ж­де­нию на пер­вую духовную сту­пень? Чем от­ли­ча­ет­ся пер­вая ду­хов­ная сту­пень от на­ше­го нынешнего со­стоя­ния? Толь­ко тем, что мы на­чи­на­ем ощу­щать Еди­ную си­лу, управ­ляющую всем во­круг нас.

Вме­сто лю­дей, жи­вот­ных, рас­те­ний и не­бес­ных тел (не­жи­вой, рас­ти­тель­ной, жи­вот­ной, че­ло­ве­че­ской при­ро­ды) я об­на­ру­жи­ваю стоя­щую за ни­ми Еди­ную си­лу, ко­то­рая управ­ля­ет всем и та­ким об­ра­зом воз­дей­ст­ву­ет на ме­ня. Ис­хо­дя из это­го, я уже ви­жу и знаю, как я дол­жен от­но­сить­ся через них к Еди­ной си­ле, к Твор­цу!

Пер­вым при­зна­ком свя­зи с Твор­цом яв­ля­ет­ся состояние, ко­гда Он пред­став­ля­ет­ся мне как Еди­ная си­ла, стоя­щая за ка­ж­дым, управ­ляю­щая ка­ж­дым, на­хо­дя­щая­ся в ка­ж­дом, словно ру­ка кукловода. В этом случае я мо­гу свя­зать все во­еди­но и вообразить Его как Еди­ное по­ле, на­зы­вае­мое Сия­ни­е Шхи­ны [457]. Рас­кры­тие та­ко­го пас­сив­но­го про­яв­ле­ния Выс­ше­го управ­ле­ния, Его един­ст­ва, Его един­ст­вен­но­сти, Его еди­ной це­ли, еди­но­го на­прав­ле­ния – и есть на­ша за­да­ча. Впо­след­ст­вии че­ло­век обнаруживает это един­ст­во в массе собственных про­ти­во­по­лож­ных и са­мых не­ве­ро­ят­ных про­яв­ле­ни­й.

Мы опи­сы­ва­ем по­сти­же­ние ду­хов­но­го ми­ра в некоторых переживаниях и об­раз­ах, однако оно аб­со­лют­но ре­аль­но и под­дается из­ме­ре­нию, может быть по­вто­ре­но. Классические нау­ки, ко­то­рые мы развиваем на основании информации, вос­при­ни­ма­емой в на­шем вре­мен­ном ми­ре – в осо­бых, очень ог­ра­ни­чен­ных, ус­ло­ви­ях, – переда­ют ощу­ще­ние раз­лич­ных сил не в их истинном ви­де, а в качестве на­ших соб­ст­вен­ных свойств. Каб­ба­ла же го­во­рит о том, что сто­ит за эти­ми си­ла­ми и свой­ст­ва­ми, – о един­ст­вен­ной си­ле Твор­ца.

Не­смот­ря на то что ду­хов­ный ма­те­ри­ал нам не­из­вес­тен, мы мо­жем ис­сле­до­вать его пу­тем ло­ги­ки, как в лю­бой нау­ке. На­при­мер, за­ни­маясь ана­то­ми­ей, изучая от­дель­ные ор­га­ны и их взаи­мовлияние, мы еще не имеем пред­став­ле­ния о жи­вом че­ло­ве­ке в це­лом, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни, по­стиг­нув эту нау­ку, мы получаем возможность из ча­ст­но­го правила вы­вес­ти ­об­щее, ко­то­рое обу­слав­ли­ва­ет по­ве­де­ние всего ор­га­низ­ма. Та­ким об­ра­зом стро­ит­ся мно­гое в классических нау­ках, и это аб­со­лют­но на­уч­ный под­ход.

Приступая к исследованию Выс­ше­го ми­ра, не имея о нем ни­ка­ко­го понятия (поскольку знание по­сти­гае­мо толь­ко из совокупности всех де­та­лей), человек обя­зан изу­чить все частности, схе­му их взаи­мо­дей­ст­вия, фак­то­ры, при­чи­ны и след­ст­вия, по­ка не по­стиг­нет всю муд­рость. Ко­гда он бу­дет знать все до тон­ко­стей, то дос­тиг­нет об­ще­го зна­ния.

Ес­ли уче­ба объединяется с на­ме­ре­ни­ем рас­крыть един­ст­во Твор­ца, то все на­ши уси­лия скла­ды­ва­ют­ся, вклю­ча­ют­ся в Не­го, и в ито­ге трансформируются в ду­хов­ное зна­ние.

По­сти­же­ние един­ст­ва оз­на­ча­ет, что мы долж­ны суммировать все на­ши зна­ния, впе­чат­ле­ния, из­ме­рить их, со­еди­нить ме­ж­ду со­бой, со­пос­та­вить та­ким об­ра­зом, что­бы они об­ра­зо­ва­ли в нас пол­ную кар­ти­ну един­ст­ва, со­стоя­щую из взаи­мо­ис­клю­чаю­щих, про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу сил, яв­ле­ний, дей­ст­вий. Ко­гда мы уз­на­ем до тон­ко­стей все де­та­ли, то дос­тиг­нем об­ще­го зна­ния.

Толь­ко сей­час каб­ба­­лу на­чи­на­ют изу­чать во всем ми­ре. Этого не делали не по­то­му, что она бы­ла не­по­сти­жи­ма. Ведь у ас­тро­но­ма тоже нет точного по­ня­тия о самих звез­дах и пла­не­тах, но он исследует про­ис­хо­дя­щие с ни­ми про­цес­сы, продвигая и развивая свою науку. Так и мы: не по­сти­га­ем ни суть на­ше­го ми­ра, по­доб­но ас­тро­но­мам или фи­зи­кам, ни суть ду­хов­но­го ми­ра, по­доб­но каб­ба­ли­стам. Однако не имея возмо­жности по­стичь саму суть, мы осмысляем ее дей­ст­вия, ре­ак­ции, от­зву­ки. Это­го нам дос­та­точ­но, по­то­му что изу­че­ние про­цес­сов, про­ис­хо­дящих с не­по­сти­гае­мы­ми объ­ек­та­ми, все рав­но при­во­дит нас к пол­но­му зна­нию.

 

Во­прос: Что имен­но мы по­сти­га­ем, ко­гда под­ни­ма­ем­ся по сту­пе­ням ми­ров?

Мир – это объ­ем мое­го ис­прав­лен­но­го же­ла­ния, он на­зы­ва­ет­ся ми­ром мое­го по­сти­же­ния. На настоящий момент, по­сколь­ку я еще со­вер­шен­но ничего не ис­пра­вил в се­бе, не уподобился Твор­цу, то на­хо­жусь на пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­ни, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «наш мир». Это тот же эго­изм, бла­го­да­ря ко­то­ро­му я ощу­щаю Твор­ца в се­бе, в сво­их ес­те­ст­вен­ных свой­ст­вах, но все это – исключительно ра­ди се­бя.

Че­ло­век не вос­при­ни­ма­ет ни­че­го дру­го­го, кро­ме Твор­ца, кро­ме све­та, ко­то­рый его соз­дал и на­пол­ня­ет. Каждый из нас и сей­час ощу­щает Твор­ца, но толь­ко в са­мом про­ти­во­по­лож­ном Ему, низ­шем со­стоя­нии, на­зы­вае­мом «наш мир»[458].

Та­кое со­стоя­ние не считается по­сти­же­ни­ем Выс­ше­го мира, оно не яв­ля­ет­ся ду­хов­ным, так как в нем от­сут­ст­ву­ет ка­кое-ли­бо по­до­бие Твор­цу. Однако и в этом со­стоя­нии, и во всех по­сле­дую­щих, бо­лее вы­со­ких, я вос­при­ни­маю свое же­ла­ние: ме­ру его ис­прав­лен­но­сти или не­ис­прав­лен­но­сти. Все ощу­щается внут­ри меня, внут­ри моего же­ла­ния. Та­ким из­на­чаль­но и соз­да­но на­ше же­ла­ние, то есть тво­ре­ние.

Подъ­ем со сту­пе­ни на сту­пень про­ис­хо­дит не за счет то­го, что я уве­ли­чи­ваю свое же­ла­ние – оно фик­си­ро­ванно и не­из­мен­но. Я могу уве­ли­чить его толь­ко за счет слия­ния с другим же­ла­ни­ем, затем с еще од­ним, и еще, и так далее. Подъ­ем по ступеням воз­мо­жен толь­ко по ме­ре слия­ния с ос­таль­ны­ми ду­ша­ми [459], с ос­таль­ны­ми же­ла­ния­ми. При­сое­ди­няя их к се­бе, я де­лаю свое кли боль­ше, по­лу­чаю до­пол­ни­тель­ное же­ла­ние. «Я его при­сое­ди­няю» – оз­на­чает, что я его ис­прав­ляю, то есть ис­прав­ляю се­бя. Ина­че не­воз­мож­но, по­то­му что благодаря присоединению унич­то­жа­ют­ся эгои­сти­че­ские пе­ре­го­род­ки ме­ж­ду дву­мя объ­ек­та­ми. Та­ким об­ра­зом, у ме­ня об­ра­зу­ет­ся ис­прав­лен­ное кли. В нем я ощу­щаю сле­дую­щую сту­пень исправления и так да­лее.

­

Вопрос: Что обнаруживает человек, когда постигает духовный мир?

Человек обнаруживает, что в духовном мире существует полнейшая гармония, что все управляется Высшей силой, которая ведет все миры, все творения к общей цели. Раскрывая эту цель для себя, человек перестает совершать необдуманные поступки, он начинает понимать, как следует относиться к другим людям. Он становится неразрывной интегральной частью всего творения.

Тест

1. Что изучают современные науки?

а. материю

б. форму, облаченную в материю

в. – материю; форму, облаченную в материю; абстрактную форму

г. суть

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.