Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каббала изучает только миры БЕА. Мир Бесконечности и мир Ацилут не исследуются отдельно от миров БЕА, данная наука лишь касается их в той мере, в какой БЕА получают от них свет.




Теперь можно прояснить правильное отношение к постижению реальности духовных сущностей миров АБЕА, ведь в мироздании нет ни малейшей детали, которая не подразделялась бы в соответствии с четырьмя видами познания.

По отношению к познанию в каждом мире можно выделить четыре типа:

· сосуды мира определяются как материя мира;

· заполнение сосудов мира Высшим светом [481] является формой материи;

· Высший свет как таковой, отделенный от материи мира, является абстрактной формой;

· Суть.

 

В системе миров:

· миры Брия, Ецира, Асия являются материей;

· свечение Ацилут в мирах БЕА является формой, одевающейся в материю;

· мир Ацилут – абстрактная форма;

· мир Бесконечности является сутью.

 

В 10 сфирот:

· бина, тифэрэт и малхут – материя;

· свечение хохма в бине, тифэрэт и малхут – форма, облаченная в материю;

· хохма – абстрактная форма;

· кетэр – суть.

Итак, в каббале, речь идет только о трех мирах БЕА, считающихся материалом, и представляющих собой сфирот бина, тифэрэт и малхут; а также о свечении мира Ацилут, «одетом» в три мира БЕА, то есть, ор хохма, «одетый» в бину, тифэрэт и малхут, – форму, воплощенную в материю.

Сказанное справедливо, как для всего творения в общем, так и для любой его части. Соответственно, если человек, изучающий данную науку, не будет постоянно следить за тем, чтобы его мысли и понимание находились в пределах этих двух видов познания, он сразу же запутается в рассматриваемых вопросах, так как не сможет понять истинный смысл основных определений.

 

 

3. Следует знать: несмотря на то что в каббале подробно объясняются мельчайшие детали каждого из миров, основное внимание всегда сконцентрировано на человеческих душах, находящихся на уровне соответствующего мира. То, о чем говорится и что разъясняется в отношении других аспектов, рассматривается лишь для того, чтобы узнать, что души получают от них. Тот материал, который не имеет отношения к вопросу получения душами, полностью опускается.

Существует четыре уровня творения:

· неживой;

· растительный;

· животный;

· говорящий.

В каждом из миров, включая наш мир, эти уровни являются четырьмя уровнями желания получать. В каждом из них также существует четыре уровня: неживой, растительный, животный и говорящий.

 

Рис. 18.2. Ступени в уровнях развития желания.

 

Человек тоже состоит из четырех уровней желания:

1. желание получать в той мере, в какой это необходимо для поддержания существования;

2. желание получать сверх меры необходимого для существования, стремление к излишествам и роскоши;

3. жажда наслаждений, которые предоставляет общество (слава и власть);

4. стремление к знаниям.

Первый и второй уровни человеческого желания получают и питаются от низших по отношению к ним уровней (неживого, растительного, животного). Третий уровень желания получает и наполняется от равных себе. Четвертый получает наслаждение и наполняет себя от высшего по отношению к нему уровня, то есть от сути мудрости и разума, представляющих собой духовные понятия.

Все миры являются оттиском друг с друга по направлению сверху вниз, и все находящееся на уровнях неживой, растительный, животный и говорящий в мире Брия отпечатывается в мире Ецира. Соответственно, из уровней: неживой, растительный, животный и говорящий мира Ецира отпечатываются уровни: неживой, растительный, животный и говорящий мира Асия. Далее, неживой, растительный, животный и говорящий уровни мира Асия отпечатываются уровни: неживой, растительный, животный и говорящий – в этом мире.

В мирах:

· неживой уровень в духовных мирах называется «дворцы»;

· растительный уровень называется «одеяния»;

· животный – «ангелы»;

· уровень говорящий – это души людей соответствующего мира;

· десять сфирот в каждом мире – это Высший свет.

 

 

УРОВНИ ЖЕЛАНИЯ неживой растительный животный говорящий
В ЧЕЛОВЕКЕ телесные богатство почести знания
В МИРАХ дворцы одеяния ангелы души людей

 

Таблица 1.

 

Души людей являются центром каждого из миров. Они получают наполнение от всей духовной реальности соответствующего мира, так же как человек в материальном мире получает наполнение от всей материальной действительности нашего мира.

Это происходит следующим образом:

· в первой стадии, которая является желанием получать в той мере, в какой это необходимо для поддержания существования, человек получает свет от «дворцов» и «одеяний»;

· во второй стадии, которая является излишествами животных желаний, – от ангелов, то есть получает духовный свет в количестве б о льшем, чем необходимо для существования, чтобы развить сосуды, в которые одета его душа. В первой и второй стадиях он получает от низших по отношению к нему уровней, которыми являются дворцы, одеяния и ангелы, находящиеся там. Их уровень ниже уровня душ людей;

· в третьей стадии, представляющей собой человеческие желания, которые развивают дух, человек получает от равных ему, то есть от всех душ, находящихся в данном мире, и с их помощью увеличивает количество света, наполняющего его душу;

· в четвертой стадии желания, то есть в стремлении к наукам, он получает от сфирот соответствующего мира.

Душа человека, находящаяся в каждом из миров, должна развиваться и совершенствоваться от всего, что находится в этом мире.

В каббале говорится обо всех частичках Высших миров: сфирот, души, ангелы, одеяния или дворцы. Несмотря на то что они изучаются как таковые, необходимо непременно помнить, что о них говорится только относительно человеческой души, получающей и питающейся от них. Все они направлены на обеспечение потребностей души. Если в процессе изучения каббалы учащийся будет неукоснительно следовать этой линии, то тогда он правильно поймет эту науку.

 

 

Вопросы и ответы

Вопрос: Чем исследование каббалиста отличается от исследования ученого?

Каббалист выявляет иную причину.

Я не изучаю, как одна молекула приводит к возникновению другой, а раскрываю это в виде силы, свойств. Что я раскрываю в Творце? Я обнаруживаю, что Он является Высшим по отношению ко мне. Иными словами, Творец – это совокупность свойств, более высокая по сравнению со мной закономерность. Высшая ступень содержит в себе те же силы, свойства, что и я, – иначе как бы я мог улавливать ее?

Можно сказать так: Высший свет абстрактен, а я внутри пробуждающегося во мне решимо [482] каждый раз представляю себе последующую высшую ступень еще более высокой. Однако я представляю ее себе исходя из проекции собственных свойств. Именно я представляю себе Творца, именно я каждый раз рисую Его перед своим внутренним взором. Я обязан воображать себе Творца, иначе мне не уловить Его. Абстрактный, лишенный одеяний свет я не воспринимаю. Я представляю себе Творца посредством своих пяти органов чувств, в своих пяти келим: КАХАБ-ТУМ (кетэр, хохма, бина, тифэрэт, малхут).

Можно говорить о том, что за этим следует абстрактная форма и суть Творца, Ацмуто, однако она уже не поддается восприятию.

 

Вопрос: Что является инструментом исследователя?

Никакая наука этого мира не требует от человека изменить себя для того, чтобы иметь возможность исследовать и понимать законы природы. Это и понятно: законы природы – это наши законы, и мы обладаем той же природой, что и они. Я пребываю в подобии свойств с неживой, растительной, животной природой в этом мире, и поэтому способен ее изучать.

Однако когда речь идет об исследовании иной природы, с которой у нас нет подобия свойств, мы должны сначала приобрести кли, которое ее ощущает. Кли позволяет осуществлять исследования только согласно подобию свойств: насколько я уподобляюсь духовной природе, настолько могу в нее проникнуть. Один и тот же закон подобия свойств при восприятии чего-либо отличного действует как в духовном, так и в материальном мире.

Заключение

Мы не мо­жем ска­зать, ка­кую фор­му име­ют ми­ры от­но­си­тель­но Творца – мы по­сти­га­ем их толь­ко в мере возможностей на­ших ор­га­нов чувств и от­но­си­тель­но собственных ощу­ще­ний.

Известно, что не происходит из­ме­не­ний в све­те, а все из­ме­не­ния происходят толь­ко в со­су­дах, то есть в на­ших ор­га­нах ощу­ще­ния, и из­ме­ря­ет­ся со­глас­но на­шим пред­став­ле­ни­ям. Поэтому, ес­ли несколько лю­дей наблюдают один и тот же ду­хов­ный объ­ект, ка­ж­дый по­сти­га­ет его со­глас­но сво­ему пред­став­ле­нию и ощу­ще­нию.

 

Тест

1. В чем состоит замысел творения?

а. – сотворить творения

б. – насладить творения

в. – насладить Творца

г. – сотворить миры

 

2. Чем являются миры БЕА?

а. – материей

б. – формой, облаченной в материю

в. – абстрактной формой

г. – сутью

 

3. Чем является свечение хохма в бине, тифэрэт и малху т?

а. – материей

б. – формой, облаченной в материю

в. – абстрактной формой

г. – сутью

 

4. Что не изучается в каббале?

а. – материя

б. – форма, облаченная в материю

в. – абстрактная форма и суть

г. – материя миров

 

5. Относительно чего изучаются все процессы и явления в каббале?

а. Творца

б. душ

в. миров

г. сфирот

 

6. В чем происходят изменения?

а. в свете

б. в Творце

в. в сосудах

г. в свете и Творце

 

Дополнительный материал

Комментарии М. Лайтмана на статью Бааль Сулама « П ре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го»

(«Пре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го», над ко­то­рым на­чал работать Ба­аль Су­лам, бы­ло пред­вест­ни­ком «Уче­ния Де­ся­ти Сфи­рот». Однако вско­ре он по­нял, что на­до пи­сать со­вер­шен­но дру­гой учеб­ник – ака­де­ми­че­ский, боль­шой. Он ос­та­вил эту кни­гу и приступил к созданию шес­ти­том­ни­ка «Уче­ние Де­ся­ти Сфи­рот». Кни­га, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Пи Ха­хам» – «Ус­та муд­ро­го», так и ос­та­лась не­из­дан­ной).

 

Че­ло­век нис­хо­дит в этот мир, что­бы, пребывая имен­но в нем, дос­тичь оп­ре­де­лен­ной це­ли. Решить эту задачу, как го­во­рят нам каб­ба­ли­сты, можно толь­ко по­сред­ст­вом такой нау­ки, как каб­ба­­ла.

 

Рис. 18.3. Схема кругооборота души.

 

Однако тут же воз­ни­ка­ет во­прос: чем же выделяется каб­ба­­ла из огромного списка ос­таль­ных на­ук? Почему ею непременно дол­жен ов­ла­деть ка­ж­дый человек, а ес­ли не сделает этого, то будет счи­тать­ся, что он зря ­жил в этом ми­ре? Как со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка связано с изу­че­нием каб­ба­­лы? Ка­кая необходимость в обязательном овладении этой нау­кой?

Ес­ли я занимаюсь исследованиями в об­лас­ти фи­зи­ки, хи­мии или лю­бой дру­гой академической нау­ки, то, утратив интерес или испытав разочарование, я мо­гу оставить свои занятия, ни­кто ме­ня к этому не обя­зы­ва­ет, не ра­ди это­го, что называется, я ро­дил­ся. Однако каб­ба­­ла – со­всем иное дело. Тот, кто не за­ни­мал­ся ею, не ос­во­ил, не реа­ли­зо­вал ее в се­бе, счи­та­ет­ся ро­див­шим­ся напрасно.

Рас­смот­рим ус­ло­вие, выдвигаемое ис­сле­до­вателями-каб­ба­ли­стами: «Не по­стиг­ну­тое не опи­сы­ва­ем». Име­ет­ся в ви­ду как то, что еще не по­стиг­ну­то этой нау­кой, так и то, что во­об­ще по­стичь не­воз­мож­но (су­ть Выс­шей си­лы). По­это­му каб­ба­ли­сты от­ка­зы­ва­ют­ся да­же чис­то тео­ре­ти­че­ски, гипотетически рас­су­ж­дать о су­ти Выс­шей си­лы и, тем бо­лее, да­вать сво­им предположениям оп­ре­де­ле­ния, име­на и т.д. С од­ной сто­ро­ны, мы долж­ны изу­чать эту нау­ку, и она наглядно демонстрирует возможность рас­кры­тия Выс­шей си­лы, а с дру­гой – мы го­во­рим, что рас­кры­вать, ощу­щать, ис­сле­до­вать Выс­шую си­лу мы мо­жем толь­ко в той ме­ре, в какой яв­но по­сти­га­ем ее на се­бе. То есть эта нау­ка имеет аб­со­лют­но прак­ти­че­ское приложение.

Все оп­ре­де­ле­ния, да­вае­мые Выс­шей си­ле, от­но­сят­ся не к ее су­ти, а к све­ту, ис­хо­дя­ще­му от нее, не к са­мо­му ис­точ­ни­ку, а к то­му, как он на­пол­ня­ет нас. Да­же оп­ре­де­ле­ние «Бесконеч­ность» в каб­ба­­ле оз­на­ча­ет свет, ис­хо­дя­щий из су­ти Выс­шей си­лы. По­сколь­ку ис­сле­до­ва­те­ли-каб­ба­ли­сты оп­ре­де­ли­ли, что све­т, распространяющийся из су­ти Твор­ца от­но­си­тель­но по­лу­чаю­щих тво­ре­ний, яв­ля­ет­ся бес­ко­неч­ным, они на­зва­ли его та­ким име­нем.

По­че­му мы на­зы­ва­ем свет бес­ко­неч­ным? По­то­му что мы на­хо­дим­ся в из­на­чаль­ном со­стоя­нии, ко­гда отсутствуют какие-либо ог­ра­ни­че­ния на по­лу­че­ние на­пол­не­ния. По­то­му мы и на­зы­ва­ем се­бя, свое кли, свое со­стоя­ние бес­ко­неч­ным, без­гра­нич­ным: бе­ри, сколь­ко хо­чешь. Есть та­кое по­ня­тие в фармакологии – «quantum satis» (сколь­ко нужно), то есть до пол­но­го на­сы­ще­ния. В каббале это на­зы­ва­ет­ся «бес­ко­неч­ность».

Не­зыб­ле­мый за­кон гла­сит, что запрещено (запрещено в каббале означает невозможно) даже размышлять о су­ти Выс­шей си­лы, по­сколь­ку суть не­воз­мож­но по­стичь и именовать, ведь имя ука­зы­ва­ло бы на оп­ре­де­лен­ную сте­пень по­сти­же­ния. По­это­му и го­во­рит­ся: «То, что не по­сти­га­ем, не на­зы­ва­ем».

Бога, Тво­рца, Соз­да­теля – все, что от­но­сит­ся к Выс­шим ми­рам, и то, что че­ло­век не ощущает в се­бе яв­но, как на­уч­ные дан­ные, – в каб­ба­­ле ис­сле­до­вать за­пре­ще­но.

Напротив, свету, ис­хо­дя­щему из Выс­шей си­лы, че­ло­век мо­жет по ре­зуль­та­там сво­их ис­сле­до­ва­ний давать какие-либо определения и ха­рак­те­ри­сти­ки. По­сколь­ку ка­ж­дый из нас пред­став­ля­ет со­бой как бы при­ем­ник воздействий све­та, ибо они оп­ре­де­ля­ют все на­ше су­ще­ст­во­ва­ние, то их ис­сле­до­ва­ние и пра­виль­ное ис­поль­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся не­пре­лож­ной обя­зан­но­стью каждого человека. Ведь тем са­мым мы изу­ча­ем пу­ти влияния Выс­шей си­лы на нас.

Итак, что мы долж­ны изу­чать? Мы долж­ны стре­мить­ся к то­му, что­бы нас на­пол­нил Выс­ший свет. Его на­пол­не­ние, то есть на­ши ка­че­ст­ва, ко­то­рые он из­ме­ня­ет, и яв­ля­ют­ся пред­ме­том изучения данной нау­ки. Результаты этих зна­ний со­став­ля­ют суть каб­ба­­лы, а пра­виль­ное их при­ме­не­ние при­во­дит к на­пол­не­нию че­ло­ве­ка Выс­шим све­том и яв­ля­ет­ся дос­той­ным воз­на­гра­ж­де­ни­ем за тру­ды.

Каббала – прикладная нау­ка, обучающая тому, как и на­сколь­ко ты дол­жен се­бя из­ме­нить и что ты в результате по­лу­чишь, что те­бя на­пол­нит. Кли (со­суд) и ор (свет) – ни­че­го боль­ше в этой нау­ке нет, кроме ус­ло­вия, при ко­то­ром это кли, данный со­суд, на­пол­ня­ет­ся све­том. Ус­ло­вие на­зы­ва­ет­ся «эк­ран» (ивр. «масах») или «по­до­бие».

 

Рис. 18.4. Свет и сосуд (ор и кли).

 

В «Кни­ге Зо­ар» говорится, что все Выс­шие ми­ры соз­да­ны для то­го, что­бы при­вес­ти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ст­ву. Эта цель яв­ля­ет­ся при­чи­ной со­тво­ре­ния всех ми­ров: «Окон­ча­ние дей­ст­вия изначально на­хо­дит­ся в за­мыс­ле тво­ре­ния».

Все соз­да­ет­ся, толь­ко ис­хо­дя из окон­ча­тель­но­го со­стоя­ния. Его нель­зя дос­тичь, ес­ли не бу­дет некоторых про­ме­жу­точ­ных со­стоя­ний, ко­то­рые образуются на пу­ти постижения как вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва. Окон­ча­тель­ный ре­зуль­тат все­гда оп­ре­де­ля­ет, что должно находиться по­се­ре­ди­не. Ис­хо­дя из конечного ре­зуль­та­та – слия­ния с Твор­цом – не­об­хо­ди­мо соз­дать та­кие про­ме­жу­точ­ные со­стоя­ния, ко­то­рые бы­ли бы противоположны этому слия­нию. Они-то и на­зы­ва­ют­ся ми­ра­ми.

Основываясь на пер­во­при­чи­не – «на­сла­дить тво­ре­ния Сво­им све­том» – соз­да­ны Выс­шие ми­ры, наш мир, и че­ло­век, со­стоя­щий из двух сущ­но­стей, об­ла­чен­ных од­на в дру­гую: ду­ша, по­ме­щен­ная в ма­те­ри­аль­ное те­ло.

Итак, из­на­чаль­но че­ло­век по­ме­ща­ет­ся Выс­шей си­лой в ­низ­шее из всех возможных со­стоя­ний – ма­те­ри­аль­ное те­ло с об­ла­чен­ной в не­го ду­шой, и че­рез сис­те­му нис­хо­дя­щих ми­ров Выс­шая си­ла воз­дей­ст­ву­ет на че­ло­ве­ка с це­лью раз­вить его ду­шу, ду­хов­ный со­суд для по­лу­че­ния све­та, на­столь­ко, что­бы це­ли­ком за­пол­нить его. Как ска­за­но: «И на­пол­нит­ся зем­ля (зем­ля – на ив­ри­те «эрец» от сло­ва «ра­цон» – «же­ла­ние») зна­ни­ем Твор­ца, так как по­зна­ют Ме­ня все, от ма­ла до ве­ли­ка»[483].

 

Рис. 18.5. Воздействие в нашем мире Высшей силы на человека через систему нисходящих миров.

 

Аб­со­лют­но все ке­лим бу­дут ис­прав­ле­ны и на­пол­не­ны све­том. Все вме­сте они на­зы­ва­ют­ся: в ис­прав­лен­ном со­стоянии – ду­шой, а в не­ис­прав­лен­ном – же­ла­ния­ми че­ло­ве­ка.

Ду­ша че­ло­ве­ка со­сто­ит из желаний на­пол­не­ния Выс­шим све­том. Из­на­чаль­но эти же­ла­ния эгои­сти­че­ские. Однако это не проявлено толь­ко от­но­си­тель­но нас, а на са­мом де­ле это кли су­ще­ст­ву­ет извечно.

Вслед­ст­вие изу­че­ния каб­ба­­лы, то есть при­вле­че­ния Выс­ше­го све­та, в че­ло­ве­ке на ка­ж­дое же­ла­ние – от са­мо­го ма­ло­го до са­мо­го боль­шо­го – воз­ни­ка­ет на­ме­ре­ние на­пол­нить­ся, чтобы достичь по­до­бия Выс­шей си­ле.

Свет, ко­то­рый при­хо­дит к нам в ре­зуль­та­те за­ня­тий, по­сте­пен­но созда­ет в нас эк­ран на ка­ж­дое, все б о ль­шее и б о ль­шее эгоистическое желание.

Из­ме­не­ние эгои­сти­че­ско­го на­ме­ре­ния на аль­труи­сти­че­ское на­зы­ва­ет­ся дей­ст­ви­ем ис­прав­ле­ния. Ис­прав­лен­ное же­ла­ние, в со­от­вет­ст­вии с его по­до­би­ем Выс­шей си­ле, за­пол­ня­ет­ся Выс­шим све­том, ощу­ще­ни­ем Выс­шей си­лы, Твор­ца. Ис­пра­вив на­ме­ре­ние на все же­ла­ния, че­ло­век по­сти­га­ет весь свет, ис­хо­дя­щий от Выс­шей си­лы лич­но к не­му. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ет­ся лич­ным ис­прав­ле­нием. Тем самым, че­ло­век дос­ти­га­ет пол­но­го лич­но­го еди­не­ния с Выс­шей си­лой.

Само по себе это еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся окончательным ис­прав­ле­ни­ем. Из это­го со­стоя­ния на нас нис­хо­дит свет, ко­то­рый и за­став­ля­ет нас действовать. Каждое на­ше дей­ст­вие, все на­ши со­стоя­ния оп­ре­де­ля­ют­ся све­том, ис­хо­дящим из са­мо­го по­след­не­го со­стоя­ния – пол­но­го ис­прав­ле­ния: от­ту­да он тянет нас к се­бе.

Со­стоя­ния, ко­то­рые ка­ж­дый из нас ощу­ща­ет в ка­ж­дое мгно­ве­ние (же­ла­ем мы обучаться или нет, пло­хо нам или хо­ро­шо, или мы за­ня­ты чем-то дру­гим), ка­жут­ся нам спон­тан­ны­ми, бес­по­ря­доч­ны­ми. На са­мом де­ле это не так: лю­бое на­ше со­стоя­ние оп­ре­де­ля­ет­ся Выс­шей си­лой, то есть на­шим на­пол­нен­ным ис­прав­лен­ным со­стоя­ни­ем от­но­си­тель­но нас се­го­дняш­них.

В каб­ба­­ле, и во­об­ще в ду­хов­ном ми­ре, есть за­кон, ко­то­рый гла­сит: «нет ис­чез­но­ве­ния в ду­хов­ном». Мы на­хо­дим­ся в пол­но­стью ис­прав­лен­ном со­стоя­нии, оно – един­ст­вен­но су­ще­ст­вую­щее. Все ос­таль­ные ощу­щае­мые на­ми со­стоя­ния яв­ля­ют­ся лож­ны­ми и необходимы лишь для то­го, что­бы мы оце­ни­ли, за­хо­те­ли, пра­виль­но по­ня­ли на­ше един­ст­вен­ное со­стоя­ние как пол­но­стью ис­прав­лен­ное, со­вер­шен­ное и веч­ное.

Итак, на уров­не Твор­ца мы на­хо­дим­ся в аб­со­лют­но со­вер­шен­ном един­ст­вен­ном со­стоя­нии. Однако мы са­ми еще долж­ны его выявить, то есть вер­нуть­ся из бес­соз­на­тель­но­го со­стоя­ния в осоз­нанное. Данный процесс так и на­зы­ва­ет­ся: «тшу­ва» (воз­вра­ще­ние). Это воз­вра­ще­ние в на­ших ощу­ще­ни­ях.

Глава 19. Постижение методом уподобления

19.1. Выявление замысла – в достижении Цели

Ступени постижения

Подъем по ступеням





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 625 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.