Приготовление к исповеди
До исповеди должен каждый постараться привести на память все свои грехи, какие кто сделал вольно или невольно, должен повнимательнее проследить жизнь свою, чтобы, если можно, припомнить все грехи, не только сделанные после прошлого дня исповеди, но и давние, по забвению не исповеданные. Потом с умилением и сокрушением сердца приступи к Кресту и Евангелию и начинай исповедовать грехи свои.
1. Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но самому Богу, который уже и так знает твои грехи, но только хочет твоего признания в них. И духовного твоего отца стыдиться нечего: он такой же человек, как и ты, он хорошо знает и немощи человеческие, и удобопреклонность человека ко греху, а потому духовный твой отец на исповеди не может быть твоим страшным судиёю. Но ты стыдишься духовного отца не потому ли, что опасаешься потерять его доброе мнение? Напротив, духовный отец, если тебе только приятно его о тебе доброе мнение, видя твою искреннюю, откровенную исповедь, гораздо большую будет питать к тебе любовь. Притом если ты стыдишься и боишься открыть свои грехи перед одним духовником, то как перенесешь свой стыд. Когда явишься на страшный суд Божий, где твои грехи, если не очистишься от них истинным покаянием, откроются перед Самим Богом, ангелами и всеми людьми, знакомыми и незнакомыми?
2. Исповедуй все свои грехи подробно, и каждый грех отдельно. Св. Златоуст говорит: «Не только должен сказать: согреших, или грешен есмь, но и каждые виды грехов должно изъявлять», т.е. каждый грех должно наименовать. «Обнаружение грехов», говорит Василий Великий, «подлежит тому же закону, как и объявление телесных немощей…»грешник есть душевнобольной, а отец духовный есть врач, или лекарь: следовательно, должно исповедовать или рассказывать свои грехи духовному отцу так же, как больной телесно рассказывает свои телесные болезни врачу, желая через него получить исцеление.
3. Не вмешивай в исповедь других лиц, не жалуйся ни на кого, а то какая же это исповедь? Это не исповедь, а осуждение; значит новый грех.
4. Не старайся на исповеди оправдывать себя каким-либо образом, как-то: немощию, обычаем и т.д. на исповеди кто чем более себя оправдывает, тем менее будет Богом оправдан, а чем кто более себя обличает, осуждает и обвиняет, тем более будет Богом оправдан. Поэтому должно не оправдывать себя на исповеди, а, напротив, более обвинять, обличать и осуждать, дабы сподобиться от Господа Бога получить прощение.
5. Не говори, когда о чем спросит духовный отец: «Не помню; может быть, и в этом грешен». Бог велел нам всегда помнить свои грехи; а чтобы не оправдываться забвением, мы должны исповедоваться как можно чаще, ибо те, кто, по нерадению своему говеет слишком редко и таким образом забывает свои грехи, то в этом сами виноваты, а потому не могут надеется на отпущение грехов, которые ими не исповеданы. Посему мы непременно должны постараться вспомнить свои грехи. Когда нам кто бывает должен, мы твердо помним долг, а свои долги Господу Богу забываем! Не является ли это с нашей стороны крайней безпечностью и нерадением о душе?
6. Без вопроса духовного отца сам не говори о том, в чем ты не грешен или чего ты не делал. Это значит, подобно евангельскому фарисею, только хвалиться, а не исповедовать свои грехи, и потому только увеличивать своё осуждение.
7. Наконец, исповедуй грехи свои с верою в Иисуса Христа и надеждою на Его милосердие. Ибо только веруя в Иисуса Христа и надеясь на Него, мы можем получить прощение грехов, а без веры никак не можем получить прощения. Примером сему – Иуда предатель.
8. Вот таким образом, братия, необходимо нам исповедоваться, чтобы получить от Господа Бога прощение в грехах. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1,9).