Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Складывающаяся художественная практика Валерии Пустовой




Валерия Пустовая в своих критических статьях рассматривает как прозу, так и поэзию.

Например, в работе «Юлия, или Новая Словомуза» Пустовая анализрует современную прозу писательницы из Екатеринбурга Юлии Кокошко. Она отмечает, что в прозе Кокошко «нет драматических конфликтов сюжет развивается не на видимом уровне событий, а в пустоте мыслимых сфер, интрига не часто приходит к развязке, да и начало ее немудрено пропустить, заблудившись в великолепных миражах авторского языка». Пустовая обращает внимание на роль литературного языка в произведении, и по отношению к Ю. Кокошко критик замечает, что литературный язык способствует созданию диалога «не только с личностью писателя, но и одновременно с его словом».

Анализируя в статье «Серый мутированный гот с глазами писателя» роман Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской жизни», В. Пустовая ставит вопрос о роли Виктора Ерофеева в русской жизни. Она разграничивает его деятельность как писательскую и публицистическую, отмечая талант Ерофеева как злободневного публициста и показывая не слишком высокую оценку Ерофеева как писателя: «он не поднимается ни до философского осмысления собственной проблематики, ни до полноценного художественного отражения двойственности бытия». К недостаткам ерофеевских произведений Валерия Пустовая относит невозможность Ерофеева «выдержать большой (от рассказа до романа) повествовательной формы». И в этом отношении для Пустовой становится важным показать, как быстро исчерпывается тема в произведениях Ерофеева («Энциклопедия русской жизни», «Пять рек жизни», «Мужчины»). В завершении статьи Пустовая говорит: «Ерофеева как писателя создали постмодернистские приемы и описательное бесстыдство – т.е. антисоветская стратегия поведения».

Характеризуя стихи Лены Этланг в одноименной статье, литературный критик Пустовая ставит перед собой задачу – проанализировать лексику, ассоциативный ряд и рифму. Пустовая отмечает «расширенный лексический кругозор поэтессы», выделяя слова высокомерно-книжные «и чаю нет ни грана», просторечное «счастье-фарт», устаревшее «инфантерия», «средостенье» и др., использование которых, по мнению Пустовой, приводит к нарушению гармонии стихотворной речи, портит поэтическую картину. При рассмотрении ассоциативного ряда в поэзии Лены Этланг Пустовая замечает некую разобщенность метафорического ряда, потому как «часто цепочки образов рвутся, и около половины стихов в сборнике представляют собой разобранный конструктор из отрывочных мыслей с одним-двумя случайно-красивыми сочетаниями элементов». В отношении рифмы Пустовая находит недочеты в стихотворениях Элтанг, говоря о том, что «иногда автору вдруг изменяет поэтический слух».

Критическая работа «Мария Степанова. Счастье» Пустовой содержит анализ художественных особенностей сборника стихотворений поэтессы Степановой. Критик главным образом обращается к детальному рассмотрению сюжетности, рифмованности стихов из сборника, положительно оценивая сходство первой и третьей частей книги, позволяющее «говорить именно о них как о «положительных», ведущих к развитию, более свойственных автору этапах творчества». Для Пустовой интересным становится то, что «при максимальной отмене реальности остается от этих стихов ощущение непреодолимости быта, суженности художественного пространства до размеров бытовки». К недостаткам поэзии Степановой Валерия Пустовая относит «послушное следование массовому сознанию».

В рецензии «Филипп Байон. Подслушка. Кому нужна несвобода?» Валерия Пустовая неоднозначно оценивает роман польского писателя. Критик говорит о том, что «Подслушка» скорее публицистическое произведение, ведь «именно такие тексты создают шумовой фон литературного процесса, определяют его информационное поле». К недостаткам романа Пустовая относит неполное раскрытие темы творчества, самоощущения и тоталитаризма. Существенным также является недостаточное отражение советско-польской реальности, наличие банальных образов и противоречие: «получается, что режим режимом, но если ты по-настоящему богатая и самостоятельная личность, он тебе не страшен». «Тогда, значит, проблема не в системе, а в человеке? Заметил ли сам Байон это противоречие в своем романе?»

Критическая работа Валерии Пустовой «Чувство мимимического» подвергает детальному рассмотрению роман «Женщины Лазаря» Марины Степановой. «Бросается в глаза «сдув» художественности. Насыщенная эмоциональность повести о Марусе сменяется кукольными переживаниями семейства». Пустовая иронично отзывается об одном из героев произведения, упрекая Степанову в недостаточном показе масштаба личности героя, замечая при этом: «Способности Лазаря Линдта – тоже предмет для оды… В интервью Степанова рассказала, как боялась «сесть в лужу»: сама филолог, она долго набиралась «специального материала» для изображения физика. Однако просчет автора лежит в совсем филологической плоскости». К достоинствам романа «Женщины Лазаря» критик относит ретроутопию, именно она, по её словам, «выступает источником веры и воплощением человечности». Удивление Пустовой вызывает факт отсутствия значимых мыслей в романе, «разрешение существующих конфликтов путем указания простого убеждения или не до конца раскрытой и развитой мысли». Валерия Пустовая завершает статью утверждением: «Марина Степанова – автор удавшейся повести «Мужчины Маруси». В существовании романа «Женщины Лазаря» я по-прежнему не убеждена».

Проанализировав критические статьи Валерии Пустовой, мы сделали вывод, что критик рассматривает в мировом литературном контексте как прозу, так и поэзию, акцентируя внимание на актуальности произведений, на их завершенности, на ясности слога и на соблюдении или несоблюдении стихотворных норм (относительно поэзии).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.