Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Система художественных принципов




Анализ литературно-критической концепции Валерии Пустовой

Выполнили: Теплякова Людмила и

Шевченко Светлана

Валерия Ефимовна Пустовая родилась 21 октября 1982 года в Москве.

В 1999-2004 училась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра литературно-художественной критики и публицистики. Кандидат филологических наук по специальности «Журналистика»(2004).
Публиковалась в литературных журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Континент», газетах «Литературная Россия», «Российской газете», на сайтах «Русский Журнал», «Свободная пресса», «Частный корреспондент», и др.

С 2005 года сотрудник журнала «Октябрь», с 2010 года ведёт отдел критики.
Участник Форумов молодых писателей России, впоследствии – соруководитель мастер-классов журнала «Октябрь» по прозе и критике.
Вела творческие семинары на факультете журналистики МГУ и в РГГУ. Член Союза журналистов Москвы. Член Союза писателей Москвы.

Система художественных принципов

Две основные проблемы, из которых вытекают художественные принципы Валерии Пустовой: какой должна быть настоящая современная литература и каким должен быть настоящий современный автор.

Тезисы:

· Настоящая современная литература – это литература, в которой чувствуется «биение новой жизни».

· Настоящий современный писатель – это писатель-борец.

Система художественных принципов, которым должно соответствовать произведение и вся литература в целом:

 

1) Новизна формы

Стоит сразу отметить, что критерий новизны для Пустовой является, наверное, основным, и этому критерию должны соответствовать все: и писатель, и произведение, и читатель, и сам критик. Только при этом соответствии возможно существование настоящей литературы. В своём эссе «Великая лёгкость» Валерия Пустовая говорит: «Романтичная на книжный манер, все детство промечтавшая драться, как Питер Пэн, и умереть, как Гамлет, я самой себе удивительна и забавна в этой страсти к новому слову в культуре» [Великая лёгкость, «Октябрь», 2014].

Проблема новизны формы занимает Пустовую на протяжении многого времени, но наиболее остро эта проблема рассматривается в статьях последних лет. В совсем новой работе, которая называется «Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра)», Пустовая приходит к выводу, что современная литература просто не может быть вписана в форму классического, масштабного романа в силу того, что время диктует совсем другие условия как писателю, так и читателю: «Сегодня высказывание опознается как современное, если в нем ощущаются моментальность и непосредственность, непредустановочность и незавершенность. Это высказывание не позиционируется как главное, большое и окончательное, оно не является отточенным плодом долгих размышлений. Таково наиболее правдивое масштабирование реальности в литературе: все, что крупно, закончено, предумышлено, опознается как выдумка, идеологизация, ложь.

Современная литература выражает не итог размышлений, а остроту непонятности жизни, удивление перед ней, благодаря чему становится возможной бесконечно открытая позиция писателя по отношению к реальности…Современность в предписанных формах большого романа выражена быть не может» «Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра)» [Знамя,2016].

И здесь возникает ещё одна проблема – это соотношение литературы и непосредственно самой жизни. Пустовая очень жёстко проводит границу между литературой прошлой и современной.

2) Современная литература – это литература, которая идёт в ногу с жизнью

В этой же статье Пустовая проводит очень тонкую грань, говоря о литературе и о жизни: «Современная литература – это литература не жизнеравная, не опережающая жизнь. Это литература откликающаяся, следующая за жизнью. И выражается она фрагментами потому, что только фрагментарное, личное, плотно пригнанное к личности пишущего, непосредственно пережитое может осознаваться писателем и читателем как художественная правда…» [Долгое легкое дыхание (Современный роман в поисках жанра), «Знамя», 2016].

Для Пустовой характерно рассмотрение современной литературы именно с этой позиции. Всё, что не соответствует этому принципу, считается пережитком прошлой литературы: «Теперь изучают не литературу, а саму жизнь – и техники гармоничного в ней пребывания. Недаром верховным критическим эпитетом наше время назначило понятие «живой». В живом произведении личный опыт пересиливает литературную память, восприятие реальности перечеркивает идею о ней. Живое произведение стремится к непосредственному выражению смысла и потому свободно переступает границы родов и жанров, а по большому счету – и самой художественной литературы, венчая роман с заметкой, статью с драмой, драму с лекцией, лекцию с перформансом».

Пустовая даёт в своём эссе «Великая лёгкость» своего рода формулу: «Жертвовать жизнью литературе – подвижничество прежнего времени. Не жертвовать – новая доблесть».

 

3) Новые возможности слова

Литература, по Пустовой, должна быть свободна от банального, шаблонного выражения мысли. Показательна здесь статья о В. Ерофееве под названием «Серый мутированный гот с глазами писателя», в которой В. Пустовая обвиняет Ерофеева в «банальности мышления, бедности слова, автоплагиате и бесхудожественности»: «Его Откровение о Теле постепенно превращается в бесстыдную банальность. Можно сколь угодно глубокомысленно рассуждать о мистическом значении мата, декларирующего протест русского тела против церковных запретов и государственных пыток, но постоянное употребление эпитета “ох…...тельный” наводит на мысль о бедности даже матерного писательского лексикона».

4) Новизна содержания, идеи

Автор своим произведением должен дать новый взгляд на глубинные проблемы бытия. Пустовая, например, положительно оценивает то, как дан этот новый взгляд в произведениях Юлии Кокошко (статья «Юлия, или Новая Словомуза»), определяя эти произведения как относящиеся к философскому реализму. Чего нельзя сказать об Ерофееве: «Увы, — как писатель он не поднимается…до полноценного художественного отражения двойственности бытия. Но она его задевает — как человека. И в человеческом отношении Ерофеев вполне тянет на одного из последовательных и в чем-то символичных носителей земной (телесной, жизненной — хотя до последнего он все-таки не додумывается) правды бытия. Этакая самодовольная ограниченная половинка, желающая стать абсолютом». Физиологичность не является критерием новизны содержания для Пустовой. Проблема двойственности бытия (тело и душа), с позиции которой рассматривает В.Пустовая произведения современных авторов, решается в пользу «золотой середины»: «Взглядами Ерофеева можно возмущаться — а можно принять их как неистребимую часть истины, памятуя о том, что горделивая ограниченность духа может быть ничуть не менее противна, чем высокомерие абсолютизированного тела» [Серый мутированный гот с глазами писателя, «Континент», 2004].

 

5) Современная литература не нуждается в европеизации

Писатель не должен ориентироваться на Европу. По мнению Пустовой, путь России – это не путь цивилизации, а путь духовного движения как способа самореализации. Этой проблеме посвящена уже упоминавшееся статья об Ерофееве: «Ерофеев озвучивает внешнее впечатление о России, органичное прежде всего для Европы, “страны” восходящего тела, каковой она предстает в произведениях писателя. А теперь представьте, по каким параметрам “страна”-тело может оценивать страну духа?...Очевидно, что Ерофеев оценивает свое отечество с точки зрения европейской, которая в то же время выступает и как точка зрения “тела”. Но телесно-национальная принадлежность ничего не значит в сфере культурного менталитета, и Ерофеев, как и большинство его главных героев, оказываются духовными чужеземцами, проклинающими дикие диковинки Руси с видом, ясно говорящим: «а черт-ть-его знает, как нас сюда занесло!».

6) Личность писателя, непосредственно отражённая в его произведениях, должна быть чиста от всего низкого и корыстного

Этой проблематике посвящена статья «Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности», в которой Пустовая рассматривает таких писателей, как Роман Сенчин и Илья Кочергин. Пустовая исходит из общей установки о том, что «писателю необходимо новое самоопределение в ситуации общего духовного кризиса». Рассмотрим подробнее, что подразумевает под собой данный принцип.

Писатель не должен слепо следовать моде. Писатель – тот, кто своими произведениями борется с навязываемым человеку потребительским обществом, рекламой, то есть с любыми стандартами: «Общепринятое модное “я” — главный соблазн в современном обществе рекламной мечты и сусальных жизненных стандартов. Сенчин настаивает на высокой исключительности себя-писателя — мы же видим его абсолютную неоригинальность, неотличимость от презираемой им обывательской толпы».

Таким образом, Сенчин для Пустовой не является объектом подражания, тогда как в Кочергине она видит потенциал настоящего современного писателя: «Именно в осознанных поисках свободы вопреки стандартам якобы свободного современного общества — духовная интрига произведений Кочергина. В произведениях Кочергина рассматриваются все актуальные для современного сознания уровни отношений “я” и не-“я”: “я” и обыденность, “я” и используемый мною мир, “я” и подавляющее меня мироздание, “я” и иллюзорный, обществом навязанный образ “меня”. И это правильно: человек не должен бежать от мира, но, очистив свою волю и начистив доспехи, смело выдержать новую битву с вражьим полчищем иллюзорных мирских ценностей». В статье «Пораженцы и преображенцы» Пустовая сравнивает писателя с Гераклом: «Сотворение образов, слов, ритмов, идеалов и мифов – сотворение мира. Писатель нового реализма обнаруживает в себе Геракла, способного тягаться с чудовищами реальности за право определять этот мир». Это доказывает выдвинутый в самом начале тезис о писателе-борце.

И наконец, писатель – тот, кто соответствует критериям истинного творчества: «Создается впечатление, что Сенчин сосредоточился на следствиях — писательском статусе, гонорарах, мероприятиях — в ущерб причине — самому творчеству. Сенчин может стать поучительным экспонатом в музее истории литературы. К нему будут подводить юных писателей и говорить: смотрите, дети, что бывает с теми, кто выбирает литературу не как духовный путь, а как карьерную тропку. Он агрессивно сопротивляется всему оригинальному, безумному, дерзающему, восставая, по сути, против самого творческого начала» [Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности, «Новый мир», 2004].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 690 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.