Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобализация как этап трансформации евро­пейской системы ценностей




Эволюция ценностных систем в истории общества привела к глобализационному периоду. С первых столетий нашего летоисчис­ления и до середины XIX в. европейская цивилизация нормировалась, сохраняла себя и развивалась на ос­нове христианской идеи, в которой мерой всех вещей отношений был Бог. Правила, принимавшиеся об­ществом за высший трансцендентный образец, пред­лагали и соответствующее обустройство земной жизни. В центре социальных отношений оказывался храм. Мораль, право, политическое и государственное устройство, культура — все это так или иначе выводились из Библии. Подобный способ организации жизни делал ее достаточно гармоничной и согласной с природой, семья сохраняла.

К концу XIX столетия традиционная система норм и правил начала активно разру­шься и столь же активно происходил поиск новых моделей и новой идентичности. Оказалось, что ни одна из предлагавшихся базисных идей не сравнима с сходной христианской ориентацией по уровню своей надежности и устойчивости, и уже потому предлагав­шиеся идеи правильнее рассматривать как переход­ные, временные эрзац-системы, как поиск оптималь­ного результата, но не как сам окончательный резуль­тат. Опробованные ценностные системы напоминают скорее некий «гипс на социум», который можно будет снять после того, как процесс ломки, срастания и ис­целения завершится. Варианты социального устрой­ства сменяли друг друга: по мнению И.Б. Чубайса, на смену фундаментальной религиозно-христианской основы пришел фашизм (точнее — тоталитаризм), затем — идея свободы и де­мократии; ныне ее развитием и продолжением стал принцип глобализации.

Запрос общества на увеличение материального уровня жизни стимулировал развитие товарного про­изводства и рыночных отношений. А это в свою оче­редь содействовало росту общения, социальной мо­бильности, увеличению числа и размеров городов, что вело к «релятивизации» высших истин и ценностей. «Гибель Богов», говоря языком Ф. Ницше и Р. Вагне­ра, привела к появлению разного рода богозаменителей — многочисленных вождей, фюреров, дуче, каудильо, которые утверждали, что те­перь именно они владеют абсолютной истиной. Однакодикта­тор, объявлявший ту или иную мифологию абсолютом, вскоре превращался в заложника собственной идеологии. Ему приходилось переделывать свой на­род, а затем и весь мир по выдуманным им «коричне­вым» или «красным» лекалам. Но народ и мир актив­но сопротивлялись, начинались гражданские войны, а затем и Вторая мировая война, в которой тоталита­ризм сам себя уничтожил.

Отказ от высшей ценности и разочарование в са­мозваных «высших ценителях» привели к отказу от всяких ценностей. В условиях отказа от Бога и неве­рия вождю гражданским идеалом становится свобода, которая предполагает игнорирование всяких автори­тетов и «обязательностей». Рассчитывать теперь при­ходится только на самого себя. Общество, исповедую­щее культ свободы, становится неуязвимым по отно­шению к любым навязываемым извне лжеидеям. Ведь открытая гражданская дискуссия все расставляет по своим местам. Но свободное общество ста­новится зависимым от самого себя и собственных страстей; врожденные инстинкты, гедонизм, стремле­ние к упрощениям — ничто не ограничивает, чем боль­ше свободы — тем меньше правил. Роль возвышенно­го, духовного непрерывно снижается, главным регу­лятором и объектом поклонения становится золотой телец. Люди боготворят деньги, которые делают их свободными.

Продолжающееся стремление к росту прибыли, дальнейшее увеличение роли материального стимули­руют утверждение новой модели свободного общест­ва, получившей название «глобализация». Формаль­но речь идет о снятии или уменьшении барьеров всех типов — экономических, политических, социальных, культурных, существующих между государствами. Скорее можно говорить о глобальном распростране­нии западных норм, образцов, товаров. В рамках гло­бализации именно Запад стремится представить свои эталоны как матрицу-основу, на базе которой форми­руется вся общемировая система стандартов.

Глоба­лизация — это стремление перевести планету на за­падную систему отсчета. В условиях торжества сво­боды ценностная система общества упрощается, на первый план выходит наиболее простое, материаль­ное. Поскольку международные финансово-промы­шленные корпорации в экономическом отношении, как правило, более мощные и эффективные, чем национальные, глобализация становится лозунгом дня.

Однако глобализация вызывает довольно серьез­ное противодействие, в разных странах активно про­явило себя т.н. движение антиглобалистов. В числе первых дискомфорт от глобализации ощутили носите­ли существующих в каждом большом сообществе ре­гиональных субкультур. Региональное противодейст­вие дополняет протест иного типа. Сегодня глобали­зация, единые шаблоны и образцы навязываются представителям разных этносов и культур. Такая про­тивоестественная глобализация будет вызывать и уже вызывает постглобалистский (по аналогии с постко­лониальным) синдром. Свободный мировой обмен то­варами и услугами наталкивается на культурную авто­номию и суверенность народов и этносов. В нормаль­ной ситуации свободный обмен товарами должен до­полняться или как-то коррелировать с востребован­ностью идейно-культурного, духовного сближения и унификации. А поскольку культурная интеграция (речь идет о насилии вестернизацией, а не об органич­ном, свободном и взаимозаинтересованном сближе­нии партнеров) воспринимается как искусственный процесс, экономическая глобализация стимулирует антиглобализм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 832 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.