Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“екст. ѕример из художественной литературы




 омментарий. ¬ этом тексте используютс€ стратеги€ доминировани€ и стратеги€ сопротивлени€. «атем наблюдаетс€ тактика сдачи позиций.

Ц  ак всегда! Ц обрадовано заключила бабушка, загл€нув в принесенную им сумку. Ц “о ли глаз у теб€ нет, то ли мозга! „то это за капуста? ≈е свинь€м только давать, а не ребенку! », конечно же, три кочана! ј картошка! √орох простоЕ

Ц Ќин, хватит на сегодн€, аЕ Ц попросил дедушка.

Ц —колько талдычу одно и то же, Ц продолжала бабушка, не замеча€ его просьбы, Ц лучше купи меньше, но хорошего. Ќет, как же, только наоборот!  офточек купишь на три номера меньше, зато шесть. √руши Ц все как камень, зато дес€ть кило. <Е>

Ц Ќин, хватит. ћне в овощном с сердцем плохо было, и устал €Е[2].

 омментарий. —тратеги€ доминировани€ обслуживаетс€ речевыми действи€ми, упреками в том, что продукты не свежие, что их качество плохое: „то это за капуста? ≈е свинь€м только давать, а не ребенку!
», конечно же, три кочана! ј картошка! √орох простоЕ
ј далее следуют €звительные замечани€ по поводу умственных способностей визави: “о ли глаз у теб€ нет, то ли мозга! —юда же относ€тс€ обвинени€ в том, что визави не следует умным советам, все делает не лучшим образом: —колько талдычу одно и то же, лучше купи меньше, но хорошего. Ќет, как же, только наоборот! ƒедушка оправдываетс€, не хочет продолжать ссору и говорит, что он чувствует себ€ плохо.

 

 

“екст

¬ приведенном ниже тексте представлен сценарий Ђ”говорыї.  ак вы думаете, зачем были сказаны слова этих персонажей?

ѕример из художественной литературы. ќтрывок из Ђћастера и ћаргаритыї ћ.ј. Ѕулгакова

Ѕледна€ и скучающа€ гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла, там, где в зелени трель€жа было устроено входное отверстие. ѕеред нею на простом кухонном столе лежала толста€ конторского типа книга, в которую гражданка, неизвестно дл€ каких причин, записывала вход€щих в ресторан. Ётой именно гражданкой и были остановлены  оровьев и Ѕегемот.

Ц ¬аши удостоверени€? Ц ќна с удивлением гл€дела на пенсне
 оровьева, а также и на примус Ѕегемота и на разорванный Ѕегемотов локоть.

Ц ѕриношу вам тыс€чу извинений, какие удостоверени€? Ц спросил  оровьев, удивл€€сь.

Ц ¬ы Ц писатели? Ц в свою очередь спросила гражданка.

Ц Ѕезусловно, Ц с достоинством ответил  оровьев.

Ц ¬аши удостоверени€? Ц повторила гражданка.

Ц ѕрелесть мо€Е Ц начал нежно  оровьев.

Ц я не прелесть, Ц перебила его гражданка.

Ц ќ, как это жалко, Ц разочарованно сказал  оровьев и продолжал: Ц Ќу, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма при€тно, можете не быть ею.

Ц “ак вот, чтобы убедитьс€ в том, что ƒостоевский Ц писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? ƒа возьмите вы любых п€ть страниц из любого его романа, и без вс€кого удостоверени€ вы убедитесь, что имеете дело с писателем. ƒа € полагаю, что у него и удостоверени€-то никакого не было!  ак ты думаешь? Ц обратилс€  оровьев к Ѕегемоту.

Ц ѕари держу, что не было, Ц ответил тот, став€ примус на стол р€дом с книгой и вытира€ пот рукою на закопченном лбу[3].

 

ѕрочитайте комментарии и сравните свои ответы с ними

Ѕледна€ и скучающа€ гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла, там, где в зелени трель€жа было устроено входное отверстие. ѕеред нею на простом кухонном столе лежала толста€ конторского типа книга, в которую гражданка, неизвестно дл€ каких причин, записывала вход€щих в ресторан. Ётой именно гражданкой и были остановлены  оровьев и Ѕегемот.

Ц ¬аши удостоверени€? Ц ќна с удивлением гл€дела на пенсне
 оровьева, а также и на примус Ѕегемота и на разорванный Ѕегемотов локоть.

 омментарий. ѕросьба показать документы (билеты, приглашени€), дающие право на вход.

Ц ѕриношу вам тыс€чу извинений, какие удостоверени€? Ц спросил  оровьев, удивл€€сь.

 омментарий.  оровьев удивл€етс€, переспрашивает (вежливо).

Ц ¬ы Ц писатели? Ц в свою очередь спросила гражданка.

Ц Ѕезусловно, Ц с достоинством ответил  оровьев.

 омментарий. ”точн€етс€, вы€сн€етс€ социальный статус и право посетителей на вход.  оровьев лжет и утверждает, что актанты действительно €вл€ютс€ писател€ми.

Ц ¬аши удостоверени€? Ц повторила гражданка.

 омментарий. ѕовторное требование предъ€вить документы, сила воздействи€ слов увеличиваетс€.

Ц ѕрелесть мо€Е Ц начал нежно  оровьев.

 омментарий. «вучит вежливое обращение-комплимент.  . пытаетс€ повли€ть на визави.

Ц я не прелесть, Ц перебила его гражданка.

 омментарий. ќтказ переменить отношение к происход€щему. —обеседник дает повод дл€ ироничного поворота в разговоре.

Ц ќ, как это жалко, Ц разочарованно сказал  оровьев и продолжал: Ц Ќу, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма при€тно, можете не быть ею.

 омментарий.  оровьев прибегает к иронии. ¬ысказываетс€ нарочитое сожаление. »рони€ основываетс€ на том, что отказ сотрудничать Ђя не прелестьї обыгрываетс€ и фраза толкуетс€ в пр€мом значении.

Ц “ак вот, чтобы убедитьс€ в том, что ƒостоевский Ц писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? ƒа возьмите вы любых п€ть страниц из любого его романа, и без вс€кого удостоверени€ вы убедитесь, что имеете дело с писателем. ƒа € полагаю, что у него и удостоверени€-то никакого не было!  ак ты думаешь? Ц обратилс€  оровьев к Ѕегемоту.

 омментарий. ќтвлечение внимани€, рассуждени€, не имеющие ничего общего с конкретной ситуацией. ¬ разговорном €зыке эта тактика называетс€ Ђзаговаривать зубыї. ќбращение за помощью, поддержкой.

Ц ѕари держу, что не было, Ц ответил тот, став€ примус на стол р€дом с книгой и вытира€ пот рукою на закопченном лбу[4].

 омментарий. Ѕегемот выражает поддержку.

 

 

ѕримеры: —оставные части сценари€. ƒействующие лица, сюжет, стратегии, тактики речевого воздействи€, эмотивность.

 

ѕример из художественной литературы. Ёпизод из ЂЅесовї ‘.ћ.ƒостоевского

Еќн кушал свою котлетку с полстаканом красного вина. ѕетр —тепанович всегда заставал его за этой утренней котлеткой, которую он съедал в его присутствии, но ни разу его не потчевал.

 омментарий. ѕеред читателем показаны привычки писател€, подчиненное положение гост€. Ќо потом привычный ход событий был нарушен возмужавшим нигилистом, он требует подать ему завтрак.

ЕЌе желаете ли завтракать? Ц спросил хоз€ин, на этот раз измен€€ привычке, но с таким, разумеетс€, видом, которым €вно подсказывалс€ вежливый отрицательный ответ. ѕетр —тепанович тотчас пожелал завтракать.

Ц ¬ам чего, котлетку или кофею? Ц осведомилс€ он еще раз.

Ц » котлетку, и кофею, и вина прикажите еще прибавитьЕ

 

 омментарий.  армазинов изменил свое отношение к ¬ерховенскому, секрет кроетс€ в том, что он полагает, что ѕетр знает о начале революционных событий и пытаетс€ узнать, когда они произойдут. »так,  армазинов начинает издалека, пыта€сь выведать о сроках волнений. ¬начале он с ненавистью отзываетс€ о —таврогине:

Ц Ётого волокиту, Ц сказал он, хихика€, если у вас осуществитс€ когда-нибудь то, о чем проповедуете в прокламаци€х, веро€тно, вздернут первого на сук.

Ц ћожет и раньше, Ц вдруг сказал ѕетр —тепанович.

 

 омментарий. «атем разговор продолжаетс€ и ¬ерховенский, чтобы разозлить  армазинова, сообщает, что он передал это мнение —таврогину, и пр€мо говорит, как тот относитс€ к ¬ерховенскому:

Ц ќн сказал, что если его на сук, то вас довольно и высечьЕ больно, как мужика секут.

 

 омментарий. —крытый смысл этих €звительных слов состоит в том, что двор€нина и знаменитого писател€ став€т на одну доску с неграмотным мужиком и секут так, как ранее сам помещик  армазинов приказывал наказывать мужиков за проступки.

ƒалее  армазинов хочет узнать о начале событий:

 

Ц ѕримерно, приблизительно? Ц еще слаще пропищал  армазинов.

Ц ѕродать имение успеете и убратьс€ тоже успеете.

Еѕроизошла минута молчани€.

Ц   началу будущего ма€ начнетс€, а к ѕокрову все кончитс€, Ц вдруг проговорил ѕетр —тепанович.

Ц Ѕлагодарю вас искренне, Ц проникнутым голосом произнес  армазиновЕ

 омментарий. ƒаже беглый взгл€д обнаруживает в этом эпизоде речевые действи€ пр€мого и косвенного назначени€. ¬се они соотнос€тс€ с главной целью автора Ц нарисовать непригл€дный психологический и внешний портрет писател€.

ƒостоевский живописует манеры и внешний вид  армазинова. ќн с дальней родственницей, в доме которой он жил, Ђобращалс€ сухо, и говорил с ней только по какой-нибудь надобностиї, гостей никогда не приглашал к столу, он, приказыва€ слуге, Ђбрезгливо возвысил голосї. ќн одет был в жакеточку Ђс перламутровыми пуговками, но слишком уж коротенькой, что вовсе не шло к его довольно сытенькому брюшку и к плотно округленным част€м начала его ногЕї. —ам  армазинов прибегает к намекам и развернутой метафоре о тонущем корабле и крысах, пыта€сь выведать о начале революционных событий.

 

Етеперь перебираюсь за границу совсем; там и климат лучше, и строени€ каменные, и все крепче. Ќа мой век ≈вропы хватит, € думаю.  ак вы думаете?

 

» далее:

 

я понимаю слишком хорошо, почему русские с состо€нием все хлынули за границу, и с каждым годом больше и больше. “ут просто инстинкт. ≈сли кораблю потонуть, то крысы первые из него высел€ютс€.

 

 омментарий. Ќаконец, даже отъ€вленный негод€й ¬ерховенский, уход€, мысленно выносит свой вердикт  армазинову:

Ђ”спеешь, крыса, выселитьс€ из корабл€Е Ќу, коли уж этот Упочти государственный умФ так уверенно осведомл€етс€ о дне и часе и так почтительно благодарит за полученные сведени€, то уж нам-то в себе нельз€ после того сомневатьс€Еї[5].

 

—южеты в сценари€х

ќни €вл€ютс€ основными Ђгарантамиї свободы речевого поведени€. —южеты встроены в сценарии и вербализуютс€ в конкретных сценарных речевых произведени€х. »меютс€ в виду различные векторы развити€ сценарных событий. ¬ зависимости от мен€ющихс€ условий общени€ говор€щие мен€ют направление и способы словесноговозжействи€.

«адание. ѕрочитайте текст ј.ѕ. „ехова, скажите какую стратегию и тактику избрал хоз€ин, чтобы выпроводить назойливого гост€. „то случилось бы, если бы хоз€ин ненашел выход из непри€тного положени€?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 16381 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

425 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.