МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕФЕРАТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Цицерон. Ораторское искусство.
Реферат подготовила
ст. гр. МЛ – 118
Егорова Г.М.
Реферат проверила
к.ф.н., доц.
И.Б. Маслова
Москва 2016
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение …………………………………………………………….…………….……3
Глава 1. Биография Цицерона ………………………………………..……….……....4
1.1. Убеждения великого оратора …………………………………….....….8
1.2. Политическая и судебная деятельность …….....................................10
Глава 2. Литературное наследие Цицерона ………………………………………....13
2.2. Циклы сочинений ………………………………………………...…….13
2.1. Сочинения по теории ораторского искусства ………………...……14
Глава 3. Ораторское искусство …………………………………………..….………16
3.1. Античная риторика ……………… ……………………………..……16
3.2. Философская риторика Цицерона ……………………………....……18
Выводы…………………………………………………………….…….………..…...21
Список использованной литературы………………………………..…………..…...22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связана прежде всего с влиянием крупного деятеля риторики и философии Марка Туллия Цицерона на развитие современного ораторского искусства. Средство, которое способно сделать человека добродетельным и искоренить пороки, Цицерон видел в воспитании и образовании. Он полагал, что нельзя заставить человека быть добродетельным. Если добрые дела будут совершаться по принуждению, то человек будет оставаться добродетельным до той поры, пока действует принуждение. Добродетельный, по своему убеждению, всегда будет таким. Цель данного реферата состоит в привлечении внимания публики к достижениям Цицерона в риторике.
В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.
При жизни Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.
Практическая значимость результатов исследования состоит в структурированном изложении информации, касающейся Цицерона и его трудов.
ГЛАВА 1.
БИОГРАФИЯ ЦИЦЕРОНА
Великий оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. близ города Арпина. Отец его происходил из состоятельной римской семьи всадников. Прозвище рода Туллиев «Цицерон» (по-латыни — цицеро) означает «горошина». Некоторые думали, что у одного из предков великого оратора была бородавка на носу, напоминавшая горошину. Другие же полагали, что какой-либо его предок был знаменитым огородником и выращивал хороший горох. В роду Туллиев никто не занимал высших государственных должностей, и потому, когда Цицерон достиг поста консула, представители знати называли его презрительно выскочкой, «новым человеком».
Еще в детстве Цицерон показал блестящие способности в учении. Он отличался такой поразительной понятливостью и памятью, что родители его товарищей приходили в школу посмотреть на это маленькое чудо.
Когда Цицерон подрос, его отец переселился в Рим, чтобы дать ему и брату Квинту образование. В столице молодой человек изучал римское право, занимался греческой философией, теорией риторики.
Особенно заинтересовался молодой человек диалектикой, то есть искусством спора и убеждения. Одновременно с этим он упражнялся в декламации — составлении речей на греческом и латинском языках. Знаменитый актер Росций Галл учил Цицерона произношению, постановке голоса и ораторским жестам.
После школы Марк Туллий служил в армии и участвовал в «Союзнической войне». По окончании военной службы двадцатилетний Цицерон решил посвятить свою жизнь политической деятельности.
Сведения, имеющиеся у нас о юности Цицерона, довольно скудны, но не настолько, чтобы нельзя было извлечь из них некоторого представления об убеждениях и интересах Цицерона еще в ранней юности, какие черты характера были ему свойственны, и, следовательно, с какими предпосылками он вышел на общественную арену.
Учителя Цицерона никак не могли внушить ему особых симпатий к «народоправству». Философские направления, с которыми он ознакомился в эту пору, были: во-первых, учение Академии, сохранявшей в общих чертах идеалистические и аристократические установки своего основателя Платона и в лучшем случае проповедовавшей равновесие сил в государстве; во-вторых— эпикуреизм, учивший избегать государственных почестей и общественной деятельности вообще; поэтому эпикуреизм не вызывал у молодого Цицерона симпатии, а у стареющего — заслужил явную вражду и презрение. В области права Цицерон был учеником двух убежденных аристократов консервативно-республиканского типа — авгура Муция Сцеволы и его двоюродного брата, юриста, носившего то же имя; последний был убит по распоряжению Мария Младшего в 82 году, как активный противник популяров. Это тоже не могло не произвести впечатления на юного Цицерона. Такова общая характеристика той атмосферы, в которой воспитывался Цицерон. Конечно, мы не имеем достаточно фактов, чтобы считать абсолютно доказанными заложенные в нем с юности консервативные взгляды, но служба в войске Помпея Страбона и быстрый отказ от военной карьеры, длительные годы, проведенные в полной неизвестности, обучение у философа-академика и двух аристократов-юристов и, наконец, оставшееся на всю жизнь преклонение перед «заветами предков», их республиканскими доблестями— все это обрисовывает образ молодого Цицерона как человека, не столько ставшего на чью-либо сторону, сколько в своей юности, пришедшейся на исключительно бурную эпоху истории Рима, стоявшего в стороне от исторических событий.
В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, одержав убедительную победу на выборах. В начале своего консульства Цицерону пришлось заниматься аграрным законом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии, облечённой серьёзными полномочиями. Цицерон выступил против этой инициативы, произнеся три речи; в результате закон не был принят.
В 60 году до н. э. Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Но это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.
Клодий добивался принятия закона, который бы обрекал на изгнание должностное лицо, казнившее римского гражданина без суда. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, но не получил её.
Источники отмечают малодушное поведение Цицерона после принятия закона: он униженно просил о помощи консула Пизона и Помея, а последнему даже бросился в ноги. Одетый в бедную и грязную одежду, он приставал на улицах Рима к случайным прохожим, даже к тем, кто его совсем не знал. В конце концов в апреле 58 года до н. э. Цицерону всё же пришлось уйти в изгнание и покинуть пределы Италии. После этого его имущество было конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающе: он даже думал о самоубийстве.
В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию; он прогнал трибуна с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью Тита Анния Милона. Дом и усадьбы Цицерона были отстроены заново за счёт казны. Постепенно Цицерон отошёл от активной политической жизни и предался адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он написал диалог «Об ораторе», в 54 году приступил к работе над сочинением «О государстве».
В 51 году до н. э. Цицерон был назначен по жребию наместником Киликии. Он отправился в свою провинцию и успешно там правил: пресёк мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».
В Риме на момент возвращения Марка Туллия усиливалось противостояние между Цезарем и Помпеем. Цицерон долго не хотел принимать чью-либо сторону
Помпей поручил Марку Туллию набирать войска в Кампании вместе с консулами, но последние на место не явились; разочарованный в полководческом таланте Помпея и потрясённый его намерением оставить Италию, Цицерон уехал в своё имение в Формиях и решил отказаться от участия в гражданской войне.
После окончания гражданской войны Цезарь и Цицерон помирились.С тех пор Цезарь относился к Цицерону с неизменным уважением и дружелюбием. Тем не менее Цицерон оставил политику, так и не сумев примириться с диктатурой, и занялся сочинением и переводом с греческого философских трактатов.
Убийство Юлия Цезаря в 44 году до н. э. стало для Цицерона полной неожиданностью и очень его обрадовало: он решил, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. Но его надежды на создание республиканского правительства не сбылись. Брут и Кассий были вынуждены оставить Италию, а в Риме резко усилились позиции цезарианца Марка Антония, ненавидевшего Цицерона - во многом из-за того, что тот восемнадцатью годами ранее добился бессудебной расправы над его отчимом Лентулом, сторонником Катилины.
Итогом вражды между Цицероном и Марком Антонием стала гибель Цицерона, который пытался бежать в Грецию, но убийцы настигли его 7 декабря 43 года до н. э. недалеко от его виллы в Формии. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал несущим его рабам поставить паланкин на землю, а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона.
УБЕЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО ОРАТОРА
Некоторым противоречием консервативной установке о Цицероне, как о человеке, не принявшим чью-либо сторону, является сведение о том, что Цицероном в юности была написана поэма «Марий», что как будто свидетельствует о преклонении перед Марием. Однако противоречие — это не так убедительно, как кажется на первый взгляд. Марий ведь был в глазах римского народа отнюдь не только и не в первую очередь вождем популяров, а прежде всего победителем Югурты, кимвров и тевтонов. На Цицерона, отнюдь не воинственного, воинские подвиги всегда производили огромное впечатление; этим его впоследствии надолго ослепил Помпей, пока Цицерон не понял, что Помпей совершенно не способен к государственной деятельности. Чувство восторга перед военным героем могло быть особенно сильно в его юности, тем более, что герой Верцелл был тоже уроженцем Арпина и на своей скромной родине пользовался почти что божескими почестями. Юношеская поэма была написана Цицероном до начала собственно гражданской войны, но уже после того, как Марий в свое консульство подавил восстание Сатурнина. Уже будучи консулом, Цицерон восхваляет Мария именно за этот его «подвиг» и называет его великим мужем.
Кроме того, еще одна черта в судьбе Мария могла особенно привлекать Цицерона; Марий был «homo novus» в еще большей степени, чем надеялся быть сам Цицерон. То, что человек может возвыситься не родовитостью, а личными заслугами, было излюбленным тезисом Цицерона в течение всей его жизни, и его республиканский консерватизм не следует отождествлять с преклонением перед одним только аристократическим происхождением как таковым. Даже в поздние периоды своей жизни он с удовлетворением упоминал о том, насколько высоко удалось ему подняться, а ведь он только «homo novus»; в молодости это его чувство было особенно остро. И именно как homo novus он понимал, что в такую бурную эпоху, в какую ему довелось жить, надо быть очень осторожным и не бросаться без оглядки в водоворот событий. Именно поэтому, восхвалив Мария, он отнюдь не сделал из этого восхваления практических выводов, не примкнул к его сторонникам в 80-е годы и отстранился от всякого участия в гражданских смутах.
Однако эта отчужденность от современных событий была не установкой, принятой Цицероном на всю жизнь, а только временной выжидательной позицией. Он отнюдь не собирался прожить весь свой век, не принимая активного участия в общественной жизни и отказаться от прохождения крутой, но почетной лестницы государственных должностей.
Другая, типичная для Марка Туллия черта отмечена им самим в уже приведенной цитате из речи за Росция Америйского — это желание «ut componeretur», желание решить все конфликты мирным путем, не прибегая к оружию; он любил только словесную борьбу, принимал горячее участие в сенатских прениях, но его идеалом оставался всегда «consensus»; даже в самые отчаянные времена вражды с Клодием он думал, что игрой слов, шуткой, иногда даже очень поверхностной, он победит своего непримиримого противника; необходимости и неизбежности борьбы, столкновения интересов он, по существу, не понимал, и мнимое равновесие «героической эпохи» республики навсегда осталось для него желанной и несбыточной мечтой; эта черта, которую можно назвать в хорошем смысле миролюбием, а в дурном — соглашательством, тоже была присуща характеру Цицерона с молодости. Отчасти именно от нее зависит и та впечатлительность, доверчивость и склонность к переменам настроения, которые отличают Цицерона во всей его жизни.
Между тем, как и честолюбие, и миролюбие могли принести и приносили Цицерону то удачи, то неудачи и побуждали его то к хорошим, то к дурным поступкам, одну его черту надо оценить как безусловно положительную: он был честен в денежных делах. В то время, когда вокруг него почти не было честных людей, когда процессы «о подкупе» (de ambitu) и «о вымогательстве» (de pecuniis repetundis) составляли постоянное занятие всех судебных коллегий, на Цицерона не только никогда не было подано обвинения, но даже не возникало подозрения в его честности. Ему удалось пройти весь свой путь, не запятнав себя нечестностью ни в затруднительных званиях квестора и эдила, ни при нежелательном для него проконсульстве в Киликии; постоянно страдая от неустройства своих личных финансовых дел, он никогда не посягал на имущество государства. Только твердо заложенные в юности убеждения могли сохраниться в такой обстановке, в какой ему пришлось жить, и, вероятно, отчасти они-то и не допустили его принять участие в гражданской войне на стороне сулланцев. Характерно, что именно грабительство сулланцев-победителей вызвало резкие высказывания в первых речах Цицерона. С такими заложенными в юности взглядами и убеждениями, одаренный блестящими ораторскими способностями, прекрасно образованный, с широким, но не слишком глубоким интересом к философии и наукам, вступил молодой Цицерон на судебное поприще.