1. Философия о сущности и смысле познания.
2. Практика, ее формы и функции в познании.
3. Процесс познания. Чувственное и рациональное познание.
4. Учение об истине.
1. В процессе жизни, существования человечества человек познавал окружающий мир. Результатом познания становится получение определенных знаний об этом мире. При этом развитие самих знаний шло одновременно с развитием человека. Философии известны следующие виды знаний:
1) обыденное знание;
2) научное знание находит отражение в естественных, гуманитарных, технических, точных науках;
3) философское знание позволяет обобщить представление об окружающем мире и о социальных явлениях;
4) художественное знание выражается в искусстве и литературе.
Знания накапливаются человечеством на протяжении всей его истории. При этом философия рассматривает процесс познания как добывание нового, ранее не известного знания, находя в окружающем мире все новые, неизвестные элементы.
Изучая процесс познания и знания как его результат философия ставит вопрос о возможности познания человеком окружающего мира. Здесь выделяют несколько направлений:
1) агностицизм (Августин Аврелий, Кант);
2) гностицизм (Сократ, Платон, Аристотель);
3) скептицизм. Под сомнение ставятся методы познания (Коперник и его центрическая система).
Каждое из перечисленных направлений вносит свой вклад в развитие знаний, но наибольшее значение придается гностицизму и гносеологии как науке о познании.
Философия в различные периоды своего существования особое внимание уделяла гносеологии: ее идеалистическому и материалистическому направлениям. Данные направления не столько противостоят друг другу и противоречат, сколько дополняют наши знания об окружающем мире. Развитие указанных направлений привело к развитию проблемы объективного и субъективного в философии.
Объект познания - это всегда специфическая реальность, которая выделяется из общей реальности с определенными целями.
2. Для существования и развития общества важное значение приобретает деятельность человека. Эта деятельность может быть связана с познанием окружающего мира. В процессе этой деятельности человек приобретает определенный опыт: человек может познавать окружающий мир через формально-логический метод (систему умозаключений, суждений, понятий). Самым действенным методом познания окружающего мира является практическая деятельность. Она носит материальный, чувственно-предметный характер, позволяет подробно охарактеризовать не только социальную среду, но и весь окружающий мир.
Практика в процессе познания действительности выполняет следующие функции:
Во-первых, практика является основой познания;
Во-вторых, практика является движущей силой познания. Это означает, что получив определенную информацию об изучаемом объекте и на практике удостоверившись в правильности процесса познания или в том, что человек заблуждается, практика становится основой для дальнейшего движения в познания;
В-третьих, практика представляет собой цель познания. Это свидетельствует о том, что практика не является самоцелью познания, а лишь выступает инструментом для достижения цели;
В-четвертых, практика позволяет разработать материальные средства и инструментарий познания;
В-пятых, практика позволяет воспитать самого субъекта познания. Практика не возможна без образования и самообразования;
В-шестых, практика выступает критерием истины.
3. В процессе познания человек опирается на чувственный опыт или рациональное мышление. Чувственный опыт обычно рассматривают с помощью следующих понятий: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание также включает 3 элемента: понятие, суждение и умозаключение. В реальной жизни процесс познания не исключает одновременно ни рациональную ни чувственную форму познания. Это лишний раз свидетельствует о том, что окружающий мир, в том числе и общество, достаточно сложное образование, которое необходимо исследовать полноценно.
4. На протяжении всего существования человечество стремилось познать окружающий мир и дать оценку происходящих процессов. В ходе практической деятельности важное значение приобретали его представления об истине. Следует отметить, что в разных философских системах понятие истины воспринималось неоднозначно. Особенно это касалось идеалистических систем. Различные философские школы давали специфические оценки понятию "истина". В современной философии истина понимается как адекватное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводится таким, каким оно есть само по себе. Истина позволяет подтвердить наши эмпирические знания, которые тесным образом связаны с теориями, гипотезами, различными критериями. Понятие "истина" имеет несколько дефиниций:
1) объективная истина - отражение знаний, которые определяют объект вне зависимости от субъекта;
2) абсолютная истина - содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки и сохраняет свою значимость для общества;
3) относительная истина - такое содержание знания, которое по мере развития науки подвергается критике.
Заблуждение - содержание познания, которое отражает объект, но при этом не принимается за истину.