Усилия в направлении общего синтеза экономической теории и социологии дают скорее обратный эффект. И в 20-60-х г.г. XX в. наступает полоса их взаимного отчуждения. В этот же период экономическая социология утверждается как развития теоретическая и эмпирическая дисциплина. Причем многие ее направления появляются из независимых от экономической теории источников.
Первым течением стала индустриальная социология, в первую очередь американская, вытекшая из русла прикладной психологии и занимавшаяся изучением основ хозяйственной организации и трудовых отношений. Впоследствии из нее вырастает и социология организаций.
Вторым источником экономической социологии на этом этапе становится антропология. В книге «Великая трансформация» антрополог - «субстантивист» К. Поланьи показывает историческую ограниченность системы конкурентных рынков, утверждая, что такие рынки в большинстве примитивных и средневековых обществ играют вспомогательную роль и развиваются во многом нерыночными методами (в первую очередь, с помощью государственного регулирования).
Становящийся рыночный обмен и товарное хозяйство, по его мнению, в целом регулируются многими средствами: отношениями взаимности, связанными с поддержанием социального положения, способами насильственного и административного перераспределения; патерналистскими отношениями, и лишь, в последнюю очередь, эгоистическим интересом и стремлением к извлечению прибыли.
Ограничения рыночной экономики также связывается с тем, что основные элементы производства (труд, земля и деньги) являются не более чем «фиктивными товарами».
Ведущее направление в этот период - американский функционализм во главе с
Т. Парсонсом. У Т. Парсонса человек в качестве субъекта действия (актора) предстает как элемент более общих структур, или систем действия, среди которых решающая роль отводится нормативным структурам.
Впоследствии Т. Парсонс вместе с Н. Смелсером предпринимают попытку проанализировать природу границ между экономикой и социологией с позиции теории систем. «Экономика, - пишут они, - представляет собой подсистему общества, выделяемую прежде всего на основе адаптивной функции общества как целого». Соответственно, экономическая теория становится особым случаем общей теории социальных систем, а основные экономические категории фактически реинтерпретируются с помощью категории социальной системы. Что касается индивида, то в лабиринтах абстрактных построений структурного функционализма он теряется практически полностью.
Итогом развития данного направления, получившего название перспективы «хозяйства и общества», становится издание в начале 1960-х гг. специальной книги Н. Смелсера «Социология экономической жизни». Автор определяет экономическую социологию как дисциплину, изучающую «отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни». Он же выпускает первый сборник экономико-социалогических трудов. Отличительная черта данного направления заключается в стремлении субординировать экономическую теорию, не нарушая целостности экономических предпосылок, которые берутся социологами в том виде, как предлагают сами экономисты.
Попыткой возрождения индивидуализма в экономической социологии становится теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, истоки которой лежат в бихевиористской психологии. В этой теории внимание привлекается к «элементарному социальному поведению», выступающему в виде обменных отношений. Каждый индивид более или менее рационально рассчитывает свои усилия и ту выгоду, которую он может получить в результате собственных действий (причём речь идёт не только о материальных, но и о широком круге социальных издержек и выгод). Если итоговое вознаграждение оказывается достаточным по сравнению с затраченными усилиями, то данное действие закрепляется, постепенно становится нормой (хотя, возможно, оно и не самое оптимальное). Если же вознаграждение недостаточно, с точки зрения индивида, то он начинает избегать соответствующих форм поведения. При этом человек следит за тем, чтобы относительное вознаграждение других не превышало его собственное, и таким образом формируется структура малых групп.