Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


сновные школы зарубежного книговедения

арубежные прогнозы будущего книги

На фоне успехов новых средств массовой коммуникации (появление первых компьютеров, новых носителей информации) в начале 1960-х гг. развился определенный скепсис по отношению к традиционной печатной книге.

Одними из первых отреагировали на эту тему писатели-фантасты, среди которых пальма первенства, безусловно, принадлежит американскому писателю Рэю Брэдбери. Можно сказать, что именно он стал основоположником дискуссии о том, что ожидает книгу в будущем, в условиях острого противостояния с новыми информационными технологиями. Свою знаменитую антиутопию «451˚ по Фаренгейту» (1953) он посвятил трагическому воздействию на культуру дегуманизирующих сторон научно-технического прогресса.

В основе сюжета - случайная встреча юной девушки и пожарного, сжигающего книги. Эта встреча взрывает запрограммированную жизнь города, где живут люди, которые выполняют исключительно чужие команды, переживают только чужие драмы, глядя на большие экраны телевизоров, расставленных повсюду. В 60-е годы, когда в России появилась книга Брэдбери, ее читали все, ее передавали из рук в руки. Мысли, идеи, художественно ярко донесенные до массового читателя писателем, нуждались и в научном осмыслении.

Очень большой резонанс в мировой науке получили работы никому доселе неизвестного профессора английской литературы университета в Торонто М. Г. Маклюэна. Маршалл Герберт Маклюэн (1911-1980) – канадский социолог, исследователь новых электронных СМК, создатель собственной теории массовой культуры, один из первых теоретиков информационного общества.

В 1962 г. он выпустил книгу «Галактика Гутенберга: Формирование типографского человека». Сложился определенный стереотип, согласно которому Маклюэн предсказал скорый закат книжного дела, грядущую гибель традиционной печатной книги и замену ее электронными средствами фиксации и передачи информации. Однако в книге Маклюэна нет прямых высказываний на этот счет. Маклюэн, безусловно, отдавал предпочтение новым СМК (он называл их «электрические») в противовес «механическим» (в частности, традиционной печатной книге).

Маклюэн считал, что изобретение Гутенберга значительно ухудшило возможности коммуникации по сравнению с устными формами межличностного общения. «Технология Гутенберга выкачала из языка звуковые ощущения, – писал Маклюэн. – Она установила неведомые дотоле, никому не понятные стандарты произношения и мышления. До появления типографий мир никогда не сталкивался с таким позорным явлением, как плохая грамматика…». Зато он с восторгом отзывался об открытиях Маркони (радио) и Эдисона (усовершенствовал телефон и телеграф, изобрел фонограф), называл их «мастерами виндсерфинга по радиоволнам», считал, что благодаря их открытиям «слова снова зазвучали».

В своей последней работе «Глобальная деревня», написанной в соавторстве с Брюсом Пауэрсом и вышедшей в свет уже после смерти Маклюэна в 1980 г., авторы были уже не столь категоричны относительно будущего книги. Гораздо осторожнее подошли к делению информационного пространства на визуальное (в нашем контексте – книжное, воспринимаемое с помощью зрения) и акустическое (воспринимаемое с помощью слуха, где действуют эфирные СМК).

В ходе становления «мировой деревни» (как символа глобальной коммуникации) эти два мировоззрения (визуальное и акустическое) постоянно проникают друг в друга и надо содействовать их конвергенции.

Позиции и взгляды Маклюэна и его школы были особенно сильны в 1960-70-е гг., причем последователи были даже более категоричны, чем сам Маклюэн. Однако мрачные прогнозы не оправдались, т. к. сейчас, в начале 2000-х гг. практически во всем мире продолжается рост числа изданий (в среднем на 2-3% в год).

сновные школы зарубежного книговедения

Проблема информационного взрыва уже в 1960-70-е гг. совершенно иначе была воспринята в среде издателей и книготорговцев, которые попытались максимально выгодно для себя использовать возможности благоприятно складывающейся коньюктуры.

Именно в этой среде возникла так называемая социологическая школа книговедения. В 1958 г.французский книговед, литературовед и социолог Робер Эскарпи основал в Бордо Центр социологии литературы, а в 1969 – Институт информатики и коммуникации.

В Гамбурге (ФРГ) в 1961 г. возник Институт изучения книжного рынка, одним из основателей которого выступил профессор гамбургского университета Мейер-Дом – специалист в области книжной торговли. Вполне закономерно, что представителей социологической школы книговедения отличал интерес к прикладным, социологическим исследованиям книжного рынка, читательского и покупательского спроса.

Одна из первых работ в этом направлении – труд сотрудника Ассоциации книгоиздателей Великобритании РональдаБаркера «Книги для всех», написанная под эгидой ЮНЕСКО.

Однако гораздо большую известность имели две книги, появившиеся в 1960-70-е гг.:

· «Революция в мире книг» (1965, русский перевод – 1972) Р. Эскарпи;

· «Жажда чтения» (в оригинале «Книжный голод», русский перевод – 1979) Р. Эскарпи в соавторстве с Рональдом Баркером.

В первой книге анализируются причины резкого роста издательской продукции, научно-технических публикаций, особенно в 1960-е гг. Информационный взрыв автор объясняет определенными новшествами в области издательского дела и, прежде всего, массовым выпуском дешевых и достаточно простых в производстве изданий в мягких бумажных обложках (paperbacks).

В обеих книгах имеются разделы, в которых говорится о будущем книги. Имя Маклюэна в текстах не упоминается, но влияние его взглядов, которые широко обсуждались именно в тот период, чувствуется. Не случайно, литературовед Эскарпи вслед за литературоведом Маклюэном ищет изъяны в печатном слове по сравнению со словом произнесенным, сравнивает достоинства и недостатки традиционной книги и эфирных СМИ.

Однако главное достоинство трудов Эскарпи и Баркера в том, что они видят главную задачу книжного дела в перспективе в том, чтобы наладить должным образом книгораспространение, довести каждую книгу до того читателя, которому она предназначена. Этот вывод абсолютно актуален, справедлив и для сегодняшнего дня.

Таким образом, можно отметить, что социологическая школа книговедения представлена такими именами как Мейер-Дом (Германия), Р. Баркер (Великобритания), Р. Эскарпи (Франция). Главой социологической школы во Франции являлся Р. Эстиваль.

Нельзя не упомянуть еще об одной получившей известность в тот же период школе зарубежного книговедения – функциональной школе книговедения.

Ее основные положения были сформулированы польским книговедом Каролем Гломбиевским (Гломбёвским) – автором труда «О функциональной концепции науки о книге» (1970, в русском переводе – 1978). К. Гломбиевский возглавлял кафедру библиотековедения Вроцлавского университета, на которой по сути дела, разрабатывался широкий спектр книговедческих проблем. В 1969 г. по инициативе К. Гломбиевского при Вроцлавском университете был создан Институт библиотековедения. С 1970 г. институт стал издавать многотомное научное издание «Студиа о ксенжце» («Исследования о книге» - аналог сборника «Книга: Исследования и материалы»).

Доцентом Института библиотековедения, а впоследствии и его директором стал Кшиштоф Мигонь, защитивший в 1976 г. докторскую диссертацию на тему «Наука о книге среди других общественных наук». Работа вызвала оживленную полемику в печати, причем автора упрекали в том, что он включил библиотековедение в число книговедческих дисциплин. Известны также другие книговедческие работы К. Мигоня – «Из истории науки о книге» (1979), «Наука о книге: Очерк проблематики» (1984).

Успехи функциональной школы книговедения особенно заметны в области социологии и истории чтения.

Функциональная школа книговедения – пример тесного взаимодействия зарубежного и советского книговедения. Так, в научных работах К. Мигоня ощущается сильное влияние советского книговедения. Ведущие советские книговеды 1970-1980-хх гг. – И. Е. Баренбаум, А. И. Барсук – активно участвовали в выпуске польского «Студиа о ксенжце».

Любопытно, что после заметных, получивших широкий мировой резонанс, трудов 1960-70-х гг. в книговедении последующих двух десятилетий ХХ века наступило затишье.

Таким образом, можно сделать вывод ы, что:

· в истории книговедения можно выделить три основных периода развития:

I – библиографический;

II – библиотековедческий;

III – книговедческий.

· если в XIX в. наука о книге большинством ученых еще именовалась «библиографией», то в начале ХХ века за ней прочно утвердилось название «книговедение»;

· в середине ХХ века отмечается возрождение интереса к книговедению как науке;

· сформировались две школы книговедения – социологическая и функциональная, имеющие последователей в разных странах мира.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
азвитие книговедения в XVII - начале XIX вв. | етодичні вказівки щодо виконання завдання 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 699 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2484 - | 2299 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.