ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОГО КНИГОВЕДЕНИЯ
1. Причины и предпосылки зарождения книговедения как науки.
2. Основные концепции книговедения.
3. Библиографическая концепция книговедения (XII–IX вв.).
ричины и предпосылки зарождения книговедения как науки
История книговедения наряду с теорией, методикой и методологией является равноправным структурным уровнем научного знания о книге. Предмет истории книговедения – исследование исторического процесса и выявление закономерностей и тенденций формирования книговедческого знания.
К основным предпосылкам возникновения самостоятельной науки, изучающей книгу, процессы ее создания, производства, распространения, хранения и использования, можно отнести:
§ возросшее в период античности число рукописных книг в некоторых европейских странах, высокий уровень их производства;
§ появление собирателей, коллекционеров книг;
§ с XVI в. – изобретение книгопечатания в Германии и распространение его в европейских странах, что привело к резкому увеличению числа книг;
§ зарождение и развитие литературной критики и истории литературы.
Выделяются следующие основные причины зарождения книговедения как науки:
§ потребность в осмыслении сущности, значения, атрибутов книги (особенно рукописной, практически каждый экз. которой был уникален);
§ потребность выработки критериев, признаков учета книг, как в общественных, так и в частных их собраниях.
Все это способствовало зарождению науки о книге как самостоятельного научного направления.
сновные концепции книговедения
1. Библиографическая концепция (одна из наиболее старых и наиболее развитых. Представители данной концепции зарождение книговедения как науки рассматривают в недрах библиографии, в свою очередь зародившейся в XII– XIII в.);
2. Библиотековедческая концепция (начало XIX в.);
3. Функционально-читателеведческая и социологическая концепция (середина XX в.).
иблиографическая концепция
Историки науки (немецкий книговед Ф. Функе, польский К. Мигонь, отечественные ученые Н. В. Здобнов, Е. Л. Немировский, А. А. Беловицкая, Н. К. Леликова, Э. К. Беспалова и др.) утверждают, что наука о книге возникла еще в древности в виде библиографических правил, руководств по коллекционированию книг, созданию библиотек.
Библиографическая концепция в формировании книговедения последовательно прослеживается К. Р. Симоном в монографии «История иностранной библиографии» (М., 1963).
Одна из самых известных работ средневековья – «Филобиблон» (1345) что в переводе с греческого означало Любокнижие – оригинальное исследование о пользе чтения и о любви к книгам, своеобразная инструкция пользования библиотекой, написанная Ричардом де Бери.
В XVI в. появился термин «библиология». Н. К. Леликова утверждает, что впервые его употребил профессор Болонского университета Улисс Альдрованди, который назвал свой неопубликованный труд «Библиология» («Bibliologie»). Этот термин употреблял и Рив: «Библиология – слово новое… оно означает искусство рассуждать о книгах либо сточки зрения их содержания, либо их истории».
В меньшей степени был распространен, а теперь не употребляется вообще термин «библиогнозия» (gnosis – познание, учение).
азвитие книговедения в XVII - начале XIX вв.
XVII век. Первая из известных попыток сделать книгу предметом специального изучения и преподавания относится к 1672 г., когда в Копенгагенском университете профессор анатомии и университетский библиотекарь Бартолин стал читать курс, посвященный изучению книг. В 1676 г. он напечатал этот курс под названием «Рассуждения о чтении книг». XVII столетие ознаменовалось появлением целого ряда европейских трудов по классификации книг, истории книгопечатания и библиотек, о редких книгах и их оценке.
Проблематика науки о книге, еще не имевшей в XVII в. определенного названия, постепенно формируется как комплекс самых разнообразных знаний о книге, хотя сама эта комплексность тогда еще не осознавалась. Центральное место в ней занимало библиографическое знание как описательное знание о книге. Работы того периода не были в чистом виде ни библиографическими, ни библиотековедческими: присутствовавший в них исторический материал, касающийся книг, писателей, библиотек, был достаточно значительным. Синкретизм научного гуманитарного знания, характерный для ранних эпох, сохранился и в XVII в.
Н. К. Леликова считает, что невозможно точно определить, когда произошло зарождение науки о книге. Однако, по ее мнению, неправомерно датировать это явление концом XVIII в., как это делает большинство исследователей. Книговедческое знание формируется еще в античности, а в XVI-XVII вв. в Западной Европе происходит становление отдельных книговедческих дисциплин, начинает формироваться терминология науки о книге.
XVIII век. На рубеже XVII-XVIII вв. на первый план выходит подытоживающий, исторический характер библиографического знания и именно библиография начинает трактоваться как некая обобщающая дисциплина, изучающая историю рукописной и печатной книги (как синоним употреблялся термин «история литературы»). Литературная критика и история литературы также формировались в рамках науки о книге.
В этот период во французском светском обществе чрезвычайно модным стало библиофильство (книгособирательство), оно нередко укрепляло общественное положение того или иного лица. Не случайно, что именно во Франции вновь была выдвинута идея создания науки о книге. Французский библиограф Гийом Франсуа Дебюр в помощь библиофилам и библиографам подготовил труд «Поучительная библиотека, или Трактат о познании редких и необыкновенных книг…» (Париж, 1763-1768). Им было выпущено 7 томов. Особую ценность в работе представляли книговедческие примечания, которыми он снабдил большинство описаний и которые содержали необходимые для коллекционеров редких книг сведения. Еще 3 тома в дополнении подготовили Генья и Не де ля Рошель (завершено издание в 1782). Не де ля Рошельв труде «Рассуждения о библиографической науке» (1782) развивает взгляды на библиографию как комплексную науку о книге.
В XVIII в. этот труд был основным справочником и критическим руководством для библиофилов.
Е. Л. Немировский в статье «Книговедение» в энциклопедии «Книга» (М., 1999) утверждает, что термин «книговедение» впервые был употреблен австрийским поэтом, переводчиком, библиографом Императорской библиотеки в Вене Михаэлем Де'нисом. Это подтверждает и Н. К. Леликова, подчеркивая, что именно благодаря этому Дениса называют родоначальником науки о книге.
В 70-е гг. XVIII в. были опубликованы его труды «Очерк библиографии», «Очерк истории литературы» (Вена, 1774-76). Впоследствии они были изданы под общим заглавием «Введение в книговедение. Часть 1. Библиография. Часть 2. История литературы» (Вена, 1777-1778). М. Денис использовал два термина «библиография» и «книговедение», в определенной мере отождествляя их.
И Дебюр, и Деннис отмечают двойственную структуру книги (как творения материальной культуры и как носителя духовного знания). Отсюда и в теории они выделяют два направления:
· с одной стороны, библиограф занимается типографскими особенностями книги, собирает сведения о печатнике, времени издания, типографских шрифтах, иллюстрациях и т.п.;
· с другой, он познает и оценивает произведения письменности, содержащиеся в книгах, что дает возможность впоследствии формировать библиотеки, каталоги, обогащать историко-литературные познания.
Интерес к исследованиям, касающимся книги, возрос в годы Великой французской революции, когда в руках республиканцев оказались колоссальные книжные богатства из реквизированных у аристократии библиотек. Государство оказалось собственником огромной массы книг, упорядочить которые можно было лишь с помощью библиографии, элементарные знания которой отсутствовали даже у библиотекарей.
В 1794 г. в Национальном собрании Франции была представлена программа курса «Библиология», которую разработал Коста, с именем которого связывают применение данного термина для обозначения общей науки о книге. Библиология делилась на 3 части: 1. Библиография в научном смысле; 2. Библиографическая классификация; 3. Наиболее рациональные способы чтения книг.
В 1797 г. во Франции был подписан декрет, предписывающий читать курсы библиографии в главных городах всех департаментов.
Таким образом, к концу XVIII в. появляются первые попытки определить понятие «библиография», установив место библиографии в ряду других отраслей научной деятельности и требования, которым должны удовлетворять лица, специализировавшиеся в этой области.
Библиография, совпадающая для того времени с книговедением, возникла в среде лиц, причастных к библиофильским увлечениям эпохи; этим лицам, имевшим дело с книгой как объектом материальной культуры, было свойственно стремление отграничить библиографию от смежных с нею видов научной деятельности: истории науки, истории литературы и т. п.».
XIX век. На рубеже XIX-XX вв. была предпринята попытка сформулировать отличительные особенности библиографии и общей науки о книге (библиологии). Попытку разграничить эти понятия впервые сделал Этьенн Габриэль Пеньо (1767-1849) – французский книговед, библиограф, библиотекарь Центральной школы департамента Верхняя Сена. Наиболее значительные его труды «Библиографическое руководство, или Исследование о древних и современных библиотеках и о познании книг…» (1800) и «Толковый словарь по библиологии» (Т. 1-2, 1802-1804).
В приложении к труду «Библиографическое руководство, или Исследование о древних и современных библиотеках и о познании книг…» Пеньо дал так называемую «Синоптическую (сводную) таблицу библиологии», а в ней состав науки:
1. Языкознание;
2. Дипломатика (наука о письменности);
3. Библиопея (наука о создании книги);
4. Типография (наука о книгопечатании);
5. Библиополистика (наука о книжной торговле);
6. Библиография (знание книг);
7. Всеобщая литературная история.
Э.Г. Пеньо считал, что библиография входит в состав библиологиикак одна из 7 научных дисциплин и занимается только описанием и классификацией книг (знание о том, что представляют собой книги), а библиология есть теория библиографии, которая «дает анализ приведенных в систему человеческих знаний, их взаимоотношений, их последовательности и их делений…». Исследователь истории книговедения Н.К. Леликова считает, что библиография в понимании Пеньо значительно шире современной ее трактовки.
В «Предварительном рассуждении» к «Толковому словарю по библиологии» Пеньо дает определение библиологии. «Библиология, охватывая всеобщность человеческих знаний, занимается их основными принципами, их происхождением, их историей, их развитием, их классификацией и всем, что касается способов их изображения и сохранения с помощью иероглифических и письменных знаков в рукописях и произведениях печати».
Начиная с Пеньо стал формироваться взгляд на библиологию как на некую «науку наук».