Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


арактерные черты индийских философских систем




Философия страны - это цвет ее культуры и цивилизации. Она возникает из идей, господствующих в данной стране, и поэтому всегда носит национальный характер. Не­смотря на то, что различные школы индийской философии отлича­ются разнообразием взглядов, в них можно обнаружить общие черты индийской культуры. Вкратце эту общность можно назвать общностью моральных и религиозных взглядов. Чтобы понять это, следует рассмотреть главные черты различных школ и выявить об­щие моменты, указывающие на сходство этих школ.

Основным и наиболее замечательным моментом сходства явля­ется то, что все системы рассматривают философию как прак­тическую необходимость и развивают ее как руководство к до­стижению наилучшей жизни. Цель философской мудрости не в простом удовлетворении интеллектуальной любознательности а, в достижении лучшей жизни, освещаемой даль­новидностью, предвидением, глубокой проницательностью. По­этому у индийских мыслителей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека. Однако наличие практических мотивов не ограничивает сферу индийской философии только эти­кой и теологией. По своим теоретическим основам не­которые отрасли индийской философии такие как: метафизика, теория познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада. Движущей силой каждой системы (принадлежит ли она к проведийской или антиведийской философии) являются идеи, возникающие из ду­шевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия, стремится понять источник этого зла, истинную приро­ду Вселенной и смысл человеческой жизни, с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий.

Индийская философия пессимистична в том смысле, что ее про­изведения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокой­ства за существующее положение вещей. Однако она не ограничи­вается лишь указанием на несчастья, от которых мы страдаем, она вселяет надежду на избавление от страданий. Четыре благо­родные (арийские) истины, составляющие сущность просветления Будды, обобщают и выражают собой те взгляды, которые в известном смысле действительно присущи каждой школе индийской философии, а именно: есть страдание, есть причина страдания, есть возмож­ность прекращения страданий и есть путь к прекращению страда­ний. Пессимизм в индийских системах является только начальной, но не конечной стадией учения.

Вера в «вечный моральный порядок» господствует на протяже­нии всей истории индийской философии; исключением из этого являются только материалисты чарваки. В атмосфере такой веры раз­вивались все системы индийской философии - ведийские и неведийские, теистические и атеистические. Это вера в некий по­рядок, т.е. в закон, который устанавливает упорядоченность и спра­ведливость и действие которого распространяется на богов, небес­ные тела и все созданное. Эта идея постепенно оформляется: 1) в школе мимансы - в концепцию апурвы, т.е. закона, который гарантирует в будущем наслаждение плодами исполняемых те­перь ритуалов; 2) в школе ньяя - вайшешики - в теорию адришты, т.е. невидимого начала, влияющего даже на материальные атомы и приводящего предметы и события в соответствие с моральными принципами; 3) в общую концепцию кармы, которая разделяется всеми индий­скими системами.

Закон кармы – закон морального воздаяния или возмездия, в различных аспектах можно рассматривать как за­кон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и не­достатках поведения. Он означает, что проделанная работа не про­падает даром и что все происходящее с человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний. Закон кармы признается шестью ортодоксальными школами, а также джайнистами и буд­дистами.

В своей простейшей форме закон кармы означает, что все по­ступки индивида, хорошие или плохие, вызывают и соответствую­щие им последствия в его жизни, если эти поступки совершаются с желанием получить от них плоды. Этот закон помогает нам объяс­нить различия в судьбах отдельных людей, живущих в одинаковых условиях. Нередко мы встречаем людей, родившихся и воспитывавшихся в одинако­вых условиях, но достигших разного положения в жизни и получаю­щих неодинаковое количество удовольствий. Одни люди счастливы, а другие несчастны, одни образованны, другие невежественны. Мы видим также, что некоторые добродетельные люди страдают, а мно­гие порочные благоденствуют.

Таким образом, если признается, что некоторые хорошие или плохие поступки должны вызывать определенные, хорошие или плохие, последствия в этой жизни то, совершенно разумным, бу­дет и утверждение, что все деяния - прошлые, настоящие и буду­щие - дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни действующих индивидов. Закон кармы есть именно этот общий моральный закон, который управляет не только жизнью и судьбой всех отдельных существ, но даже порядком и устройством физи­ческого мира.

Слово «карма» означает как «сам закон», так и «силу», которая порождается действием и обладает потенцией, способностью при­носить плоды. «Карма» во втором смысле классифицируется раз­лично. Согласно одному принципу, разновидности кармы чаще все­го подразделяются на те, которые: а) еще не начали приносить плоды; б) уже начали приносить плоды, как, например, тело и его свой­ства. Представители некоторых систем индийской философии (на­пример, системы ньяя-вайшешики) считают, что закон кармы на­ходится под руководством и контролируется Богом - верхов­ным существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта, т.е. имеющиеся на­лицо достоинства и недостатки кармы отдельных душ, не может сама по себе вести к надлежащим следствиям, потому что она (адришта) является неразумным, лишенным сознания началом. Тот кто контролирует нашу адришту и распределяет все радо­сти и печали нашей жизни в соответствии с нашей кармой - это Бог. В некоторых других системах - например, в системах джай­низма, буддизма, санкхьи и мимансы - закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам происхождение и устройство Вселенной можно объяс­нить с помощью закона кармы без предположения о бытии Бога. Но, следует отметить, что какой бы ни был статус закона кармы, он имеет ограниченную сферу применения в области действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и повседневных желаний. Все действия, ведущиеся ради получения некоторых выгод в настоящем или будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыст­ные, бесстрастные действия, если они вообще возможны, не приводят ни к каким - хорошим или плохим - результатам в чьей-либо жизни. Таким образом, закону кармы подвержены те индивиды, которые, так или иначе, зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стре­мятся к выгоде в потустороннем мире. Бескорыстные и лишен­ные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных по­следствий, но способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности, ненависти или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведут нас к освобождению.

С достижением освобождения от зависимости наше «я» выходит из подчинения закону кармы, живет и действует в атмосфере свобо­ды. Освобожденный может действовать на благо человечества, но он не связан своей кармой, поскольку она свободна от всякой при­вязанности и личного интереса. К этому же относится и та вера в «вечный моральный порядок», которая вызывает у человека опти­мистические взгляды и делает его господином своей судьбы. Эта вера побуждает индийского мыслителя рассматривать существую­щее зло как следствие его собственных поступков и надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате его самоусо­вершенствования в настоящем. Поэтому есть простор для свобод­ной воли и личных усилий. Вот почему фатализм, или абсолютный детерминизм, является искажением теории кармы. Предопределе­ние, судьба - это не что иное, как общая сила чьих-либо прошлых поступков. Она может быть преодолена усилиями настоящей жиз­ни, если эти усилия достаточно велики, подобно тому, как сила ста­рых привычек может быть уничтожена путем воспитания новых, противоположных, привычек.

Следующий общераспространенный взгляд, которого придер­живаются все индийские мыслители, заключается в том, что незна­ние реальности является причиной нашей зависимости и наших стра­даний и что освобождение от этого состояния не может быть достигнуто без знания реальности, т.е. реальной природы мира и са­мого себя. Словом «зависимость» обычно обозначают процесс рож­дения и перерождения, а также последующие несчастья и страда­ния, которым подвергается индивид. Отсюда «освобождение» (мокша) означает приостановление этого процесса. Освобожде­ние - это состояние совершенства, состояние, которое, согласно учению некоторых индийских мыслителей - джайнистов, буд­дистов, последователей школы санкхьи, адвайта-ведантистов - мо­жет быть достигнуто даже в этой жизни. По мнению индийских мыслителей основных философских школ, совершенство и реальное счастье могут быть уделом даже в земной жизни. Наступление мокши – высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся махатмами – Великими Душами.

Однако, несмотря на то, что незнание считалось коренной причи­ной человеческих горестей, а знание - чем-то существенным и не­обходимым, индийские мыслители никогда не думали, что одного знакомства с истиной было бы достаточно для того, чтобы сразу устранить несовершенства. Чтобы сделать понима ние реальности устойчивым, а равно и эффективным для жизни, считалось необхо­димым выполнить два требования: 1) сосредоточить свое внимание на изучаемых истинах; 2) контролировать себя в практической жиз­ни. Необходимость сосредоточенности и размышления привела к развитию тщательно разработанной техники, полностью объяс­няемой системой йоги.

Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали (живший ок.200 или 400 г. н.э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.

Несмотря на то, что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий (эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств, относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако вечный, всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена системой ньяя - вайшешика. Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершенствования подразумевает восемь этапов:

1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).

2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.

3. Статические упражнения (позы - асаны).

4. Овладение гармоничным дыханием.

5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физического тела к духовному опыту.

6. Сосредоточение внимания на объекте.

7. Созерцание объекта.

8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается, как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.

 

Ответ на вопрос № 2: Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов,

философия русского зарубежья.

План ответа:

1. Марксизм в Советском Союзе.

2. Русский космизм.

3. Общие черты философии XX в.

 

1. Марксизм в Советском Союзе

После прихода к власти большевиков и образования СССР философия основывалась на принципах, сформулиро­ванных Марксом и Энгельсом: все существующее реально, эта реаль­ность состоит из материи-энергии, которая развивается в соответ­ствии с всеобщими правилами и законами. В то же время постоянно ставились вопросы о развитии концеп­ции марксизма. Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная рус­ская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.В целом, онаимела ярко выраженный материалисти­ческий характер и развивалась в жестких рамках марксистской филосо­фии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское твор­чество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материа­листическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии:

I. 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давле­нии официального марксизма-ленинизма;

II. 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И. В. Сталина по ряду философских вопросов;

III. 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии. К основным направлениям, которыми занималась советская филосо­фия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие:

1) проблема ценностей;

2) проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

3) проблема гносеологии;

4) проблема сознания;

5) проблема идеальности;

6) проблема культуры;

7) проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - "тектология"); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

Советские философы все более четко разделялись на две шко­лы, получившие в СССР названия «эпистемологисты» и «онтологисты». Эпистемологистами считались те философы, которые вы­ступали за различение философских и естественнонаучных проблем. С точки зрения эпистемологистов, настоящими предметами фило­софии являются такие вопросы, как мышление, логика, методология и теория познания. Они считали, что философы не должны обсуж­дать такие вопросы, как совместимость различных теорий возник­новения Вселенной с марксизмом. Полагая что, принимая те или иные позиции по таким вопросам, философ не только начинает оце­нивать научные теории (что, по их мнению, было делом естествоис­пытателей), но и рискует нанести ущерб марксизму, связывая его с теориями, ложность которых позднее может быть доказана естествоиспытателями. Онтологисты, с другой стороны, защищали мне­ние о том, что диалектический материализм является «наиболее общей наукой о природе и обществе» и что поэтому диалектиче­ские законы действуют в неорганической и органической материи, изучаемой химиками, физиками и биологами. Онтологистам необходимо было найти доказательства ценности диалектического материализма в результатах исследований и в тео­риях естествоиспытателей. Онтологисты обычно признавали, что вопросы, изучаемые эпистемологистами, являются вполне закон­ными для марксистских философов, но их действительный интерес лежит в диалектике природы.

Другой характерной чертой философии марксизма (которая представлена в работах советских философов, а не в рабо­тах Маркса и Энгельса) является убеждение в том, что первосте­пенное значение для формирования человеческого мышления име­ет социальная среда, в которой формируется сам человек. Дополнением этого принципа является убеждение в том, что люди, выросшие в различных социально-культурных условиях, будут раз­личаться не только содержанием, но и самим способом мышления. Этот принцип выведен из высказывания Маркса о том, что «бытие определяет сознание», и его значение всячески подчеркивалось советским руководством в силу его важности для целей преобра­зования общества. С 20-х гг. XX в. этот принцип был важным ас­пектом советской педагогики; именно тогда известный советский педагог А.С. Макаренко начал создавать лагеря для малолетних преступников, где, по его заявлениям, он намеревался перевоспиты­вать их, используя общественно полезный труд в качестве факто­ра, формирующего поведение. Такие выдающиеся советские пси­хологи-марксисты, как Л. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, также подчеркивали значение социального окружения для форми­рования психики человека. Как во времена Сталина, так и после главной целью Советского государства являлось формирование «нового советского человека» путем создания такого социального окружения для советских граждан, которое поощряло бы формы поведения, считающиеся приемлемыми для «советского социали­стического общества». Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления совет­ской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "фи­лософия русского зарубежья".Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П. С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотно­шений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: I. языческий; II. приобщения к христианству; III. полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. «Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармонич­ная и добродетельная личность, живущая с такими же другими лично­стями в религиозном без государственном объединении.

Философия Л. Шестова(1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н. А. Бердяева(1874 - 1948) носит многоаспектный харак­тер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная на­правленность. Можно выделить следующие основные положения фило­софии Бердяева:

1) высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

2) свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу су­ществования человека;

3) свобода человека подвергается угрозе извне;

4) данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, кото­рые являются соответственно объективацией всеобщей воли и меха­низмом подавления; общество и государство стремятся подчинить че­ловека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

5) ключевую роль в жизни человека играет также религия;

6) Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

7) отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба;

8) человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога са­мим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значитель­ную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стрем­ление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредни­ком между ними и выполнить свою историческую миссию. Истори­ческая миссия России - построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосно­вывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работав­ший в США, сделал главной темой своей философии проблемы чело­века и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации и социальной мобильности.

Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной стра­ты в другую.

История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост без духовности и неограниченное развитие науки и техники.

Крупным представителем религиозного направления также был фило­соф и священник П. А. Флоренский (1882 - дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Он рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Фло­ренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, напри­мер, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техни­ческими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области кван­товой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-ма­тематическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо ука­занных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

С 1917 года по 1991-й официальной идеологией в СССР был провозглашён марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжёлого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, С.Н. Булгаков, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, К. Мамардашвили и др. Мировое значение русской философской мысли XX в. ещё подлежит изучению и исследованию.

 

усский космизм

В России, ставшей родиной учения о переходе биосферы в ноо­сферу, начиная с середины XIX а. создается «космическое» учение, широко развернувшееся в XX в. Основателями данного направле­ния были: Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, АЛ. Чи­жевский и др.

В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятель­ность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жиз­ни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера посто­янно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и пе­реместится в космос.

К. Э. Циолковский (1857 - 1935) - был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи он видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути жи­вой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселен­ной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека поко­рить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную фи­лософскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие биосферы происходит не только под влиянием внут­ренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солн­ца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные ка­таклизмы - войны, революции. Свои идеи он старался выразить не научными понятиями, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвер­гался гонениям.

Необходимо сразу же обозначить принципиально новое ка­чество мироотношения данного течения. Это идея активной эволю­ции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует разум. Точнее будет определить это направление не столько как космическое, а как активно-эволюционное. Человек для активно-эволюционных мыслителей - существо еще промежу­точное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь идет об одухотворении мира и человека. Космическая экс­пансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, кос­мосе - с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретно­го человека. Недаром такое важное место здесь занимают пробле­мы, связанные с преодолением «болезни и смерти и достижением бессмертия». Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замеча­тельной плеяды мыслителей и ученых. Задача философии, с точки зрения космистов, связана с пониманием жизни, ее места и роли во Вселенной, которые могут быть соотнесены с современными науч­ными выводами о живом веществе, о будущей роли человека. Идеи о живом веществе, о космичности жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу своими творческими корнями уходят в новую, начавшую активно создаваться с конца XIX - начала XX вв. философскую традицию осмысления явления жизни и задач человека. Сила космистов оказалась в том, что они поставили проблему эволюции ноосферы как некой новой специфической оболочки Земли, которая накладывается на биосферу, но не сливается с ней. Ноосфера как оболочка разума оказывает на биосферу все большее влияние. В ноосфере же ведущую роль играют идеальные реально­сти: творческие открытия, научные, художественные идеи, мате­риально осуществляющиеся в преобразованной природе, искусственных постройках, технике и т.п.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 934 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.