Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ринципы развития школ индийской философии




ущность и предмет индийской философии

Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев. Следовательно, философия индуизма не базируется на одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков. Несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно.

Индийская философия представляет собой совокупность фи­лософских теорий всех индийских мыслителей и отличается в этом отношении широтой кругозора, которая свидетель­ствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изу­чить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию осо­бого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сна­чала установить точку зрения своего оппонента. Установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения. Затем следует ее опровержение и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа.

Этот всеобъемлющий характер индийской философии (терпи­мость одних ее философских школ по отношению к другим) имел то положительное значение, что каждая философская система при­няла обоснованный и завершенный вид. Если открыть труды буддийских философов, то там можно увидеть тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики. Поэтому каждая система ста­новится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям.

 

колы индийской философии

В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли. В соответствии с данными источниками в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

I. Ведический период (XV-VI вв. до н.э.);

II. Эпический период (VI - IIвв. до н. э.);

III. Эпоха сутр (IIв. до н. э. – VII в. н.э.).

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и си­стемы индийской философии разделяются на два обширных лаге­ря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика). В фи­лософской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет Вед». «Настика», соответ­ственно, означает противоположное. К первой группе принадлежат шесть главных философских си­стем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксаль­ные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи. К числу неортодоксальных систем относятся три основные школы: материалистическая (типа чарвака), буддизм и джайнизм. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета Вед. Веды представляют собой самые ранние произведения ин­дийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали автори­тет Вед, тогда как другие отрицали его.

Традиции Вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятив­ную (карма и джняна). Система мимансы, придавая особое значе­ние ритуальной стороне, всячески возвышает философию Вед, что­бы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное зна­чение спекулятивной стороне Вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений Вед. По­скольку эти школы являлись по существу непосредственными про­должателями ведийской культуры, обе они называются: «миманса» и «веданта»,

Школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои тео­рии на основе обычного человеческого опыта и размышления, в то же время они не оспаривали авторитета Вед и стремились показать, что текст Вед находится в полном соответствии с их собственны­ми, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буд­дизм и джайнизм, возникшие в противовес уче­нию Вед, естественно, отвергали их авторитет.

 

ринципы развития школ индийской философии

 

В истории европейской философии, как правило, та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. В Индии же мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но существуют параллельно и совместно процветают на протяжении столетий. Причина этого, в том, что в Индии филосо­фия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как фило­софию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и пе­редавали ее поколениям своих последователей, которые следовали их образу жизни и мыслей. Даже в наши дни мы можем еще найти в различных частях Индии активных по­следователей некоторых основных философских школ, хотя разви­тие индийской философии в связи с происшедшими социально-по­литическими изменениями почти прекратилось. Постоянная взаимная критика вызвала в Индии появление много­численной философской литературы, и благодаря этой взаим­ной критике развилась склонность к ясной и точной формули­ровке идей и к выработке защитных аргументов против выдвигаемых возражений. Более того, взаимная критика сделала индийскую фи­лософию своим собственным наилучшим критиком.

Принимая во внимание такое взаимное влияние, можно проследить общий процесс возникновения и развития фило­софских систем. Веды прямо или косвенно связа­ны с большинством философских идей. В ортодоксальных школах, близких к Ведам и Упанишадам, существуют так называемые сутры, представ­ляющие собой определенные начала систематического философ­ского мышления. Слово «сутра» этимологически значит «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких заметок для памяти. Так как философские споры в большинстве своем ве­лись в виде устной беседы и учителя передавали свои мысли ученикам обычно тоже в устной форме, возникла необхо­димость связать единой нитью основные мысли учеников, посредством краткой формулировки различных проблем (разре­шения этих проблем, возможных возражений на них и ответов на эти возражения). Сутра, как произведение, состоит из собрания кратких сутр, или своеобразных афоризмов, входящих в соответствующие главы и от­делы этого произведения. Например, «Брахма-сутра» Бадараяны со­стоит из афоризмов, суммирующих и систематизирующих фило­софские учения различных ведических работ, главным образом Упанишад, а также из кратких указаний на существующие и воз­можные возражения против этих учений и из ответов на эти возра­жения. Эта работа является первым систематическим изложением системы веданты. Однако не все дошедшие до нас сутры признаются оригинальными. Наиболее ран­ним систематическим произведением этого рода считается «Санкхья - карика» Ишвара Кришны.

Сутры отличались краткостью, и потому их смысл был не всегда ясен. Отсюда возникла необходимость составить комментарии, ко­торые бы объясняли и истолковывали сутры. Эти основные ком­ментарии к соответствующим сутрам именовались бхашьями, названия и дальнейшее развитие которых можно встретить в по­явившихся позднее различных школах. С те­чением времени одни комментарии наслаивались на другие; кроме того, появлялись самостоятельные труды, написанные то с целью снабдить сутры указателем-справочником, то с целью оправдать, разработать или подвергнуть критике существующие доктрины. Философская литература ортодоксальных школ развивалась имен­но по этому пути. Приблизительно так же складывалось и развитие неортодоксальных доктрин, однако они исходили не из сутр.

Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сход­ство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религи­озных, философских и общественных вопросах и учитывать вы­текающее отсюда различие в естественных правах человека. По­этому считалось, что многие системы философии, начиная с материалистической школы чарвака и кончая ведантой Шанкары, предлагают такие способы философского мышления и су­ществования, которые подходят людям различного рода занятий и разного темперамента. Но независимо от этого прагма­тического объяснения, во внешне противоположных друг другу школах можно обнаружить много общих положений, которые могут рассматриваться как общие черты индийской культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.