Как особая сфера духовной жизни общества, русская философия складывается сравнительно поздно и лишь к XVIII веку начинает выступать самостоятельной формой духовного освоения мира. В этот период западноевропейская философия имела уже богатое прошлое, которое включало в себя и великую античность, и отточенную средневековую схоластику, и гимн человеку и его разуму в философии Возрождения и просветительские идеи.
Россия, создавая собственную оригинальную философскую традицию, не могла избежать ученичества. Многие идеи и темы в философии России были заимствованы. Но этот источник не единственный и далеко не достаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философии.
Во многом складываясь под влиянием социально-культурных процессов, происходящих на Руси, отечественная философия в целом ученической не осталась. Она смогла создать драгоценное сочетание свободного и оригинального творчества и традиций мировой философской мысли.
Важной особенностью русской философии является ее историософичность, внимание к проблемам развития истории. "Русская самобытная мысль, - пишет в "Русской идее" Н. Бердяев, - пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба".
Русская философия утопична, устремлена в будущее, она ищет место России во вселенском будущем. Практически все русские мыслители предлагали свои проекты социальных преобразований: от призывов к народной революции и социалистическому переустройству общества до религиозных утопий всеобщего братства и христианской любви.
Третья особенность русской философии - это ее антропоцентричность, внимание к проблемам человека. На этом особенно настаивает известный историк философии В.В. Зеньковский, который будучи православным мыслителем и богословом, тем не менее замечает, что "русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов), - она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории".
С антропоцентричностью связана еще одна своеобразная черта русской философии - ее панморализм, моральный аспект многих обсуждаемых в русской философии проблем. Само философское творчество приобретает для отечественных философов характер нравственной проповеди. И если для западноевропейской философии характерно отношение к этике как к своеобразной надстройке над онтологией, гносеологией, философией истории, то русскими мыслителями этика положена в основание философских систем, философствования в целом.
Важной особенностью русской философии является её пристальное внимание к религиозной проблематике. Длительное время русская философия была представлена в наших учебниках как преимущественно материалистическая по сути и революционная по направленности в лице Н. Чернышевского, В. Белинского, А. Герцена и др. Другая крайность была присуща западным историкам русской философии, представлявших самобытность и оригинальность русской философии лишь именами В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, В Розанова, Г. Шпета.
Очевидно, что действительное развитие русской философии - это целостный процесс, представляющий противоречивое единство и материалистического, и идеалистического, и религиозного, и атеистического направлений, реальное взаимовлияние, спор самых разных школ и течений. Тем не менее, как материалисты, так и идеалисты не обходили стороной вопросов, связанных с верой, религией, церковью, хотя решали их совершенно различно.
Специфика русской философии - в её тесной с вязи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Период конца XVIII - начала XIX века ознаменовался тем, что философия начинает выступать своеобразным мировоззренческим воспроизведением культуры. По сути дела в духовной жизни складывается философско-художественный комплекс. Философия становится неотъемлемой частью духовной жизни общества, философскими поисками пронизаны литература, искусство, музыка.
Следующая отличительная черта русской философии была названа Н. Бердяевым " народопоклонством " - попыткам любую идею, мысль, систему "проверить на прочность", то есть оценить её с точки зрения содействия делу освобождения народа. Образно сравнивал П. Лавров интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи. Свой долг простому народу за его невежество, темноту, убогость русская интеллигенция обязана вернуть своим служением делу просвещения народа, изменению его образа жизни. При всем гуманизме такого подхода к философии, зачастую обратной стороной его выступал утилитаризм. Многие оригинальные философские системы отвергались, как не имеющие прикладного значения с точки зрения преобразования русской действительности.
Указанная особенность связана еще с одной - антибуржуазностью, которая была свойственна всем почти направлениям русской мысли. Против буржуазности выступали и религиозные мыслители, и их непримиримые противники - материалисты. Очень и очень не многим русским мыслителям хватило прозорливости увидеть в буржуазии тот класс общества, который идет на смену феодализму и сословности. Наряду с В. Белинским, одним из первых увидевшим в буржуазии будущее России, в какой-то мере правильно оценивали ее роль К.Кавелин, Д. Писарев, И. Тургенев, Б. Чичерин, П. Милюков и некоторые другие. Подавляющее же большинство русских мыслителей, ученых и общественных деятелей оценивали роль буржуазии весьма односторонне. Русские философы видели в буржуазности некую усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Н. Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (А. Герцен), приоритет материальных ценностей над духовными (Ф. Достоевский). К сожалению, тот антибуржуазный дух, который пронизывал всю общественную мысль России в течении XIX в и начале XX в., оказал весьма негативное воздействие на развитие России в веке XX. И это тоже результат своеобразия русской философии, которое затруднило приобщение России к столбовой дороге развития мировой цивилизации.