Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


то же характерно именно для русской философии, были ли у нее свои собственные темы, каковы ее отличительные черты?




Как особая сфера духовной жизни общества, русская философия складывается сравнительно поздно и лишь к XVIII веку начинает выступать самостоятельной формой духовного освоения мира. В этот период западноевропейская философия имела уже богатое прошлое, которое включало в себя и великую античность, и отточенную средневековую схоластику, и гимн человеку и его разуму в философии Возрождения и просветительские идеи.

Россия, создавая собственную оригинальную философскую традицию, не могла избежать ученичества. Многие идеи и темы в философии России были заимствованы. Но этот источник не единственный и далеко не достаточный, чтобы с его помощью можно было объяснить специфику русской философии.

Во многом складываясь под влиянием социально-культурных процессов, происходящих на Руси, отечественная философия в целом ученической не осталась. Она смогла создать драгоценное сочетание свободного и оригинального творчества и традиций мировой философской мысли.

Важной особенностью русской философии является ее историософичность, внимание к проблемам развития истории. "Русская самобытная мысль, - пишет в "Русской идее" Н. Бердяев, - пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба".

Русская философия утопична, устремлена в будущее, она ищет место России во вселенском будущем. Практически все русские мыслители предлагали свои проекты социальных преобразований: от призывов к народной революции и социалистическому переустройству общества до религиозных утопий всеобщего братства и христианской любви.

Третья особенность русской философии - это ее антропоцентричность, внимание к проблемам человека. На этом особенно настаивает известный историк философии В.В. Зеньковский, который будучи православным мыслителем и богословом, тем не менее замечает, что "русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов), - она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории".

С антропоцентричностью связана еще одна своеобразная черта русской философии - ее панморализм, моральный аспект многих обсуждаемых в русской философии проблем. Само философское творчество приобретает для отечественных философов характер нравственной проповеди. И если для западноевропейской философии характерно отношение к этике как к своеобразной надстройке над онтологией, гносеологией, философией истории, то русскими мыслителями этика положена в основание философских систем, философствования в целом.

Важной особенностью русской философии является её пристальное внимание к религиозной проблематике. Длительное время русская философия была представлена в наших учебниках как преимущественно материалистическая по сути и революционная по направленности в лице Н. Чернышевского, В. Белинского, А. Герцена и др. Другая крайность была присуща западным историкам русской философии, представлявших самобытность и оригинальность русской философии лишь именами В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, В Розанова, Г. Шпета.

Очевидно, что действительное развитие русской философии - это целостный процесс, представляющий противоречивое единство и материалистического, и идеалистического, и религиозного, и атеистического направлений, реальное взаимовлияние, спор самых разных школ и течений. Тем не менее, как материалисты, так и идеалисты не обходили стороной вопросов, связанных с верой, религией, церковью, хотя решали их совершенно различно.

Специфика русской философии - в её тесной с вязи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Период конца XVIII - начала XIX века ознаменовался тем, что философия начинает выступать своеобразным мировоззренческим воспроизведением культуры. По сути дела в духовной жизни складывается философско-художественный комплекс. Философия становится неотъемлемой частью духовной жизни общества, философскими поисками пронизаны литература, искусство, музыка.

Следующая отличительная черта русской философии была названа Н. Бердяевым " народопоклонством " - попыткам любую идею, мысль, систему "проверить на прочность", то есть оценить её с точки зрения содействия делу освобождения народа. Образно сравнивал П. Лавров интеллигенцию с цветком, выросшим из грязи. Свой долг простому народу за его невежество, темноту, убогость русская интеллигенция обязана вернуть своим служением делу просвещения народа, изменению его образа жизни. При всем гуманизме такого подхода к философии, зачастую обратной стороной его выступал утилитаризм. Многие оригинальные философские системы отвергались, как не имеющие прикладного значения с точки зрения преобразования русской действительности.

Указанная особенность связана еще с одной - антибуржуазностью, которая была свойственна всем почти направлениям русской мысли. Против буржуазности выступали и религиозные мыслители, и их непримиримые противники - материалисты. Очень и очень не многим русским мыслителям хватило прозорливости увидеть в буржуазии тот класс общества, который идет на смену феодализму и сословности. Наряду с В. Белинским, одним из первых увидевшим в буржуазии будущее России, в какой-то мере правильно оценивали ее роль К.Кавелин, Д. Писарев, И. Тургенев, Б. Чичерин, П. Милюков и некоторые другие. Подавляющее же большинство русских мыслителей, ученых и общественных деятелей оценивали роль буржуазии весьма односторонне. Русские философы видели в буржуазности некую усредненность (К. Леонтьев), отсутствие высоких творческих порывов (Н. Бердяев), мещанский дух сытости и успокоенности (А. Герцен), приоритет материальных ценностей над духовными (Ф. Достоевский). К сожалению, тот антибуржуазный дух, который пронизывал всю общественную мысль России в течении XIX в и начале XX в., оказал весьма негативное воздействие на развитие России в веке XX. И это тоже результат своеобразия русской философии, которое затруднило приобщение России к столбовой дороге развития мировой цивилизации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.