Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические основы доктрины конституционализма.




На тему: «Доктрина конституционализма. Проблемы

конституционного развития России»

 

Выполнил:

Студент Касьянова А. Ю.

Группа 15-Ю

Проверил:

К.ю.н., доцент. Щеголева Н. А.

 

Рецензия к курсовой работе
   

Орел, 2011

 

Оглавление

 

Введение. 3

§1. Теоретические основы доктрины конституционализма. 5

§2. Доктринальное значение Конституции РФ.. 11

§3. Формирование и развитие конституционной доктрины.. 17

Конституционным Судом РФ. 17

§4. Проблемы Конституционного Развития России. 22

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 32

 

 

 

Введение.

 

Актуальность темы исследования предопределена тем, что политико-правовое реформирование государственной и общественной жизни России не завершено. Россия нацелена на развитие конституционного и правового государства. На протяжении уже более десятилетия выясняются характерные черты конституционализма, пути их реализации и защиты. Обсуждаются необходимость и пути установления многопартийной политической системы, идеологического плюрализма. Интерес к общетеоретической проблематике конституционализма остается по-прежнему высоким, а ее значение не только не уменьшается, а, наоборот, приобретает все большую активность. Ведь, не имея в распоряжении цельной и всесторонне разработанной концепции конституционализма, практически невозможно нормально решать одну из ключевых задач – формировать, упрочивать и развивать на отечественной почве конституционную и правовую государственность.

Место и роль доктрины в науке конституционного права исследуется Н.А. Богдановой, защитившей в 2001 году докторскую диссертацию на тему «Система науки конституционного права»[1]. В последнее время вышло несколько публикаций С. В. Бошно, посвященных доктрине как особому правовому явлению, феномену доктрины, выступающей и как форма и как источник права[2].

Предметом исследования является конституционная доктрина как особая форма воплощения теоретических знаний, имеющая практическую направленность, а объектом – являются общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между властью и обществом, отраженные в правовых теориях и выраженные в системе публично-правовых институтов и практике реализации конституционных идей и норм в Российском государстве.

Методологические основы курсовой работы. В творческом процессе ис­пользовались различные методы познания. Среди них доминирующее значение отводится общенаучным методам: диалектическому (в аспекте взаимосвязи «общего» и «особенного», «абстрактного» и «конкретного»), системно-структурному, методу абстрагирования, анализа и синтеза. Важная роль при­надлежит таким методам, как: функциональный, конкретно-исторический, формально-юридический, социологический, статистический.


Теоретические основы доктрины конституционализма.

 

В самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций. Родовое понятие «доктрина» несет различную смысловую нагрузку. Доктрина (лат. doctrina) обозначает учение, научную или философскую теорию, руководящий теоретический или политический принцип. Доктрина - систематизированное учение, целостная концепция, совокуп­ность принципов, используемых в качестве основы программного действия, система официальных положений по какому-либо вопросу государственной жизни[3]. Нельзя не согласиться с Н.А. Богдановой, утверждающей, что по характе­ру логического обобщения конституционно-правового знания, смысловому со­держанию и форме доктрина сравнима и с принципами, и с теориями, и с кон­цепциями.

Интересно отметить, что ста­тья 38 Статута Международного Суда указывает на доктрины наиболее квали­фицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм[4]. В международном праве под доктриной в широком смысле понимают систему взглядов, концепций о сущности и назначении международного права в конкретных исторических условиях, в узком: научные труды юристов-международников[5]. В целом же следует отметить, что доктрина как самостоятельный источ­ник конституционного права чаще всего упоминается только применительно к зарубежным странам[6].

Предпочтительной представляется оценка доктрины в качестве вторично­го источника права, как это предлагает М.Н. Марченко. Об официальном признании доктрины в качестве вторичного источника права, допустимого к применению государственными органами при принятии юридически значимых решений свидетельствует ст. 166 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающая: «... при применении норм ино­странного семейного права суд или органы записи актов гражданского состоя­ния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответст­вующем иностранном государстве»[7].

Конституционная доктрина базируется на таких приоритетах, как: человек, его права и свободы; суверенитет (на­циональный, народный, государственный); народовластие; парламентаризм со всеми его составляющими, прежде всего верховенством закона и разделения властей; признание и защита всех форма собственности; идеологическое мно­гообразие, политический плюрализм. Непреложные ценности конституциона­лизма, как правило, находят отражение в основном законе в качестве принци­пов.

Конституционализм - это целостная система знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях демократии, возведенных в ранг конституционных норм и принципов[8]. Конституционализм - это весь комплекс проблем, связанных с воплощением в основном законе государства системы высших правовых ценностей, признание и обеспечение прав и свобод человека, закрепление демократической организа­ции системы власти, социального согласия, исключения насилия[9].

В Западной политологии обычно выделяют следующие основополагающие принципы конституционализма:

- принцип суверенитета народа. «Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию» [10]. В гражданском обществе народ суверенен, т.е. над ним не довлеет никакой власти, кроме власти собственной воли и силы объединения. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону"(1). Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им (3).

- принцип господства права или принцип правового государства означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции. Представительный орган, которому теоретически принадлежат неограниченные законодательные полномочия, – это прежде всего инструмент для придания праву, существующему независимо от государственной власти, законной формы. Данный принцип относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяется и на правителей. Для охраны прав и свобод личности творцы Конституции разработали защитный механизм, не позволяющий отдельным лицам или государству преступать границы этого основного закона страны.

- принцип разделения властей предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. В теории и практике конституционного права концепция разделения властей традиционно связывается с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, тезис о верховенстве (суверенитете) парламентов в его завершенном выражении - с именем А. Дайси, идея об особых судах как органах конституционного контроля - с именем Г. Кельзена. Таким образом, речь идет о научных доктринах конституционализма, о научной конституционной доктрине, о доктрине конституционного права[11].

Согласно этому принципу никакая ветвь власти не может пользоваться правами, предоставленными конституцией для другой ветви власти. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных[12] (3а; с.22)

- принцип консенсуса предполагает согласие населения с данной формой правления, с данной конституционной политической системой. В политологии в этой связи современные государства подразделяются на консенсусные, частично консенсусные и неконсенсусные. Степень консенсусности основана на том, как долго общество развивается без революционных потрясений.

- принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям о ней большинства граждан. Конституционализм легитимирует государственную власть, утверждая ее правомерность. Принцип легитимности связан с принципом консенсуса: если в обществе преобладает консенсус (т.е. согласие населения с данной формой правления, конституционной системой в целом), то существующая форма и режим правления легитимны. Доверие или недоверие к власти обычно формирует соответствующее отношение к конституции и наоборот. Разумеется, эта зависимость не абсолютна. Известны случаи, когда защита конституции означала противостояние власти и превращалась в мотив поведения различных политических сил и граждан. Тем не менее, кризис легитимности политической системы не может не отразиться на легитимности конституции[13].

- принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

- принцип федерализма характерен только для государственных территориально - политических сообществ с федеративным устройством. Федеративное устройство является высшей формой автономии частей государства внутри единого государственного целого. С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Не только европейский, но и глобальный опыт говорит о том, что федерализм может быть воплощен в действительности, если федеративная структура обеспечивает соблюдение прав человека, не допускает их нарушения ни под каким предлогом. Разумеется, главное право человека - это право на жизнь, причем жизнь достойную человека и по законам, которые он одобряет вместе с человеческим сообществом. При этом весьма важно, что международные нормы имеют приоритет, а конституционные гарантии прав человека обеспечиваются отнюдь не харизматическими "главами государств" и не религиозными или идеологическими лидерами, а системой представительной парламентской власти, работающей по принципам демократии[14]. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти. Исходя из всего вышесказанного можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей и взглядов, отвечающих принципам демократического развития устройства государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

 

 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1784 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2180 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.