Этногенезбелорусов, то есть процесс формирования белорусского этноса, достаточно сложен и противоречив. Среди учёных нет единого мнения как о времени появления белорусов, как отдельного этноса, так и о предках современных белорусов. Считается, что этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья. Некоторые исследователи считают, что белорусский этнос существовал уже в XIII —XIV веках. Существуют несколько принципиально разных концепций этногенеза белорусов: «Кривицко-дреговичско-радимицькая» концепция. Ее авторами были известные историки и языковеды Ефим Карский, Моисей Гринблат, Митрофан Довнар-Запольский и Владимир Пичета. Концепция основывается на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации племен, населявших этническую территорию белорусов. «Балтский» концепция. Была сформирована московским археологом Валентином Седовым. Согласно ее белорусский этнос сформировался от смешивания и взаемоасимиляции местных балтов и славян, к тому же балты в этногенезе белорусов сыграли роль субстрата (подосновы). «Финская» концепция. Согласно ей, предками белорусов выступили финно-угры. Сложившаяся на основании наличия значительного количества древних финно-угорских гидронимов на территории Беларуси (например, Двина, Свирь). Однако, Финноязычных населения на территории Беларуси проживало в глубокой древности, и было ассимилировано НЕ славянами, а древними балтами, расселились в Понеманьи, Подвиньи и Поднепровье в бронзовом веке. Финны на территории Беларуси стали субстратом не белорусов, а древних балтов. «Древнерусская» концепция. После Второй мировой войны в подконтрольной КГБ науке СССР под руководством КПСС господствующую роль заняла «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы наряду с украинскими и русскими, образовались в последствии распада единой древнерусской народности в XII-XIII веках. «Польская» и «русский» концепции. Теории обоснования пребывания Беларуси в составе Речи Посполитой и Российской империи. «Польская» концепция (представлена - Л. Галембовським, А. Ф. Рипинським) и «русский» концепция (представлена - А. И. Соболевским, И. И. Срезневского) имеет общую позицию, согласно которой этническая территория белорусов рассматривается ими как «исконно польская территория» или «исконно русский».
Формы изучения этноса.
Концепции естественного образования этноса: Концепция этноса Ю. Бромлея: Он определял этнос как устойчивую совокупность людей, сложившаяся на определенной территории и характеризуется относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики. Именно эти моменты: идея общности происхождения ("родная земля"), общности исторической судьбы, языкового и культурного единства становятся основой следующего осознания людьми своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), что фиксируется в самоназвании (этноним). Формационный подход к этносу: Согласно этой концепции первобытной формации соответствовали роды и племена, рабовладельческой и феодальной - народности. Нации возникают с развитием капиталистических производственных отношений и продолжают существовать при социализме, а на высшей ступеньке коммунистической общественно-экономической формации постепенно исчезают. Теория этногенеза Л. Гумилева: он приходит к выводу, что все живые системы (вместе с сообществами) работают на биохимической энергии, поглощая ее из окружающей среды. Система находится в идеальном, гармоничном состоянии только тогда, когда абсорбирует столько энергии, сколько необходимо для ее жизнеобеспечения. Избыток энергии приводит к активизации системы, дефицит - к угасанию ее жизненных функций и распада. Концепция этно - и нациогенеза Е. Смита: Уделяя главное внимание феномену нации он рассматривает и донациональный уровень создание идентичностей, древние корни нации. В своих работах он доказывает реальность донациональних этнических сообществ, образованных соответствующими этническими идентичностями. Новейшие нации, по его мнению, были сформированы на основе доминантных ядер, которые аннексировали или просто привлекли к себе другие этнические ядра или их фрагменты и объединили их вокруг государства. Конструктивистские концепции этноса: Концепция нации Е. Геллнер: сочетает изменения в экономической системе общества с культурными изменениями, что в совокупности влияют на этнические процессы, создавая для них надлежащий почву. Выделяет два типа обществ: аграрное и индустриальное. Концепция нациогенеза Бы. Андерсона: признает интегрирующей роли культуры в процессе национального строительства, но смотрит на этот процесс не как на результат экономических сдвигов (Е.Геллнер), а как на чисто культурное явление.