Проблематика этносоциологических исследований первоначально была очерчена следующим кругом вопросов: социальная структура этносов и наций, их мобильности в многоэтничном обществе; этнические особенности социальных изменений, темпы социальных перемещений в этнических группах, соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах, этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных явлений в современном обществе - этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общностях. Этносоциология с помощью методики социологических исследований исследует социологические параметры общества через призму этничности, а также проявления этничности в иерархии социальных структур. Междисциплинарность этносоциологии предопределила использование историко-этнографических (метод системного анализа, ретроспективный, сравнительно-исторический, проблемный, метод полевого наблюдения и пр.) и специфических социологических методов (массовые этностатистические опросы в виде анкетирования и интервьюирования, глубинные проблемно ориентированные, полу- структурированные интервью, контент-анализ текстов, включенное наблюдение, шкалирование, тестирование и пр.). Социологические методы дают результаты качественно-количественного характера, удобные для статистического анализа и дальнейших теоретических обобщений. Общим принципом исследований является принцип деятельности. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Применяя принцип деятельности, используется ряд социологических подходов. Их совокупность составляет методологию: 1. Культурологический (поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения); 2. Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия. Взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями; 3. Психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность.Довольно разнообразен круг источников при проведении этно-социологических исследований, включающий архивные источники (документы ведомств по вопросам этнической политики, миграции, межэтнических отношений, социальной мобильности и пр.), документы архивов отделов ЗАГСов, опубликованные источники (переписи населения, статистические сборники документов).
Примордиализм.
Основоположником является американский социолог Эдвард Шилз. Впервые термин примордиализм он ввел в 1957 г. Примордиализм: рассматривает этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками, осознание групповой принадлежности, заключенного в генетическом коде, что является продуктом ранней человеческой эволюции, когда способность распознавать членов родственной группы была необходима для выживания. Этничность рассматривается как данность своего рода, изначальная характеристика человечества. Примордиалисты делятся на два направления: расово-биологическое; социо-историческое. Представителями расово-биологического направления были: Джозеф Артур де Габино, Хьюстон Стюард Чемберлен, Ханц Фридрих Гюнтер(выделил шесть основных рас: нордическая; динарская; альпинская; среднеземноморская; западная раса; восточно-балтийская раса. Представители расово-биологического направления считали, что расы не равноценны между собой, позже на основании этого зародился расизм. Представители социо-исторического направления, считали, что этносы и народы отличаются между собой только в социо-культурно-историческом развитии.
Инструментализм.
Инструментализм - данная концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм.
Конструктивизм.
Представляет собой попытку объединить примордиолизм и инструментализм для рассмотрения феномена этничности.
Конструктивизм не отрицал этничности, присущей человеку, но рассматривает этничность через призму социального общества. В основе лежит теория рационального выбора, согласно которой человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности своей этничности. Этничность дополняется рациональными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его этническая принадлежность. Люди обращаются к этничности тогда, когда соц. факторы не обеспечивает достижение поставленной цели. Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей судьбе исторической судьбе. Этничность процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанной на вере в то, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и идеи, или мифом об общем происхождении или истории. По сути этничность – это сконструированная идентичность. Нация является конструктом государства. Этнос существует только в головах ученых.