Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные школы этносоциологии (характеристика одного представителя).




Три основных школы: 1.Немецкая школа: Термин «этносоциология» наиболее устоялся именно в германоязычной среде. Представители школы: Термин «этносоциология» был введен на самом раннем этапе становления социологии как науки одним из социологов первого поколения Людвигом Гумпловичем. Гумплович, родившийся в Польше, позже эмигрировал в Австро-Венгрию, и большинство его текстов вышло на немецком языке. Он является также автором термина «этноцентризм» (предпочтение своей этнической группы, другой). Иоганн Готтфрид Гердер: Немецкий философ, один из первых мыслителей Нового времени попытался описать историю человечества как осмысленный и целенаправленный процесс, основными движущими силами которого являются народы. Понятие «народа» («das Volk») является центральным в философии Гердера. По Гердеру, различие народов происходит из различия природных, исторических, социальных и психологических условий. Все народы различны, что выражается в различии их языков. Иоганн Готтлиб Фихте наряду с Гердером считается провозвестником теории этноса. Представления Фихте о «народе» (он, как и Гердер, не делал различий между народом и этносом) были выстроены в духе его философской теории об «абсолютном субъекте». Он считал «народ» выражением такого субъекта и историко-культурным единством, предшествующим разделению на «индивидуумы». В отличие от Гердера, Фихте был последователем Канта и основное внимание уделял рациональной стороне культуры. 2.Американская школа: При знакомстве с американской школой этносоциологии следует учитывать одно обстоятельство, связанное с названием. Та дисциплина, которая в Германии (и в России устойчиво называется «этносоциологией», в США исторически получила название «культурная антропология». Эта дисциплина изучает преимущественно «простые общества» (то есть этносы) и на основании этого строит системы и классификации более обобщенных культурных и социальных явлений, т. е. делает методологически и концептуально строго то же самое, чем занимается этносоциология. Представители: Американский историк и этнолог Льюис Морган был основателем современных антропологических исследований в США и заложил основы для работ последующих поколений антропологов. Он на практике изучал структуру индейских племен ирокезов и на основании наблюдения сформулировал свои основные теории. Уильям Грехем Самнер является основателем американской социологической традиции и безусловным классиком социологии. Большое внимание уделял архаическим простым обществам. Два классика американской социологии — Уильям Томас и его соавтор, этнический поляк Флориан Знанецкий также сделали большинство своих методологических и концептуальных открытий на
основании исследования именно этнических явлений. Их фундаментальный пятитомный труд «Польский крестьянин в Европе и Америке» в котором они выстроили большинство своих социологических концепций (в том числе знаменитую теорию «социальной установки»), посвящен анализу поведения мигрантов в разных социальных и этнических средах. Эта книга многими по праву считается лучшим социологическим трудом, написанным в США за всю историю американской социологии. Началом полноценной этносоциологической традиции в США следует считать школу, созданную крупнейшим этнографом, философом и антропологом (эмигрировавшим в США из Германии) Францом Боасом, выдвинул радикально новое учение об обществах, которое провозглашало относительность и обратимость социальных процессов (общества могли в своих трансформациях под влиянием социальных, природных и географических факторов как усложняться, так и упрощаться). 3. Русская школа: основе российской этносоциологии лежит гуманитарная парадигма, утверждающая равенство и равное достоинство этносов и культур. Она является общей для самых разных идеологических направлений – консервативных (славянофилы, ставили в центре внимания вопрос о судьбах народов, о различиях тех или иных этнических обществ и о культурных и ценностных особенностях и, соответственно, их значении), революционных (народники, поставили в центре своего внимания тему народа и народной культуры) и консервативно-революционных (евразийцы, рассматривает общество как форму развития этноса, и множественность этносов признает как основу разнообразия социальных общественных систем. Евразийцы были жесткими противниками всех форм расизма).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1741 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.