Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 6 страница




И. Кант(1724–1804)

...

Им­ма­ну­ил Кант – не­мец­кий фи­лософ, пе­даго­ги по­лито­лог. Ро­дил­ся в го­роде Ке­ниг­сбер­ге (в ко­тором прак­ти­чес­ки прош­ла вся его жизнь) в семье ре­мес­ленни­ка. По окон­ча­нии Ке­ниг­сберг­ско­го уни­вер­си­тета ра­ботал гу­вер­не­ром, а за­тем – пре­пода­вате­лем в аль­ма-ма­тер, став в даль­ней­шем де­каном и рек­то­ром. Сре­ди по­лити­чес­ких ра­бот Кан­та на­ибо­лее из­вестен и ак­ту­ален се­год­ня трак­тат «К веч­но­му ми­ру» (1795), в ко­тором он соз­да­ет про­ект под­держа­ния ми­ра и меж­ду­народ­ной бе­зопас­ности при по­мощи меж­ду­народ­но­го ор­га­на. Взгля­ды Кан­та на го­сударс­тво и пра­во из­ло­жены в «Ме­тафи­зике нра­вов» (1797). Го­сударс­тво, по мне­нию Кан­та, дол­жно опи­рать­ся на за­кон, а его граж­да­не – ру­ководс­тво­вать­ся ка­тего­ричес­ким им­пе­рати­вом, ко­торый пред­по­лага­ет не толь­ко соб­лю­дение оп­ре­делен­ных норм и пра­вил, но ве­дет каж­до­го к мо­раль­но­му иде­алу, без ко­торо­го не мо­жет сос­то­ять­ся граж­да­нин.

К веч­но­му ми­ру [22]

Раз­дел пер­вый, ко­торый со­дер­жит пре­лими­нар­ные статьи до­гово­ра о веч­ном ми­ре меж­ду го­сударс­тва­ми

«Ни один мир­ный до­говор не дол­жен счи­тать­ся та­ковым, ес­ли при его зак­лю­чении тай­но сох­ра­ня­ет­ся ос­но­ва но­вой вой­ны».

Ибо ина­че это бы­ло бы толь­ко пе­реми­рие, вре­мен­ное прек­ра­щение во­ен­ных дей­ствий, а не мир, ко­торый оз­на­ча­ет окон­ча­ние вся­кой враж­ды. <…>

«Ни од­но са­мос­то­ятель­ное го­сударс­тво (боль­шое или ма­лое, это без­различ­но) ни по нас­ледс­тву, ни в ре­зуль­та­те об­ме­на, куп­ли или да­рения не дол­жно быть при­об­ре­тено дру­гим го­сударс­твом».

Де­ло в том, что го­сударс­тво (в от­ли­чие, ска­жем, от зем­ли, на ко­торой оно на­ходит­ся) не пред­став­ля­ет со­бой иму­щес­тва. Го­сударс­тво – это об­щес­тво лю­дей, по­веле­вать и рас­по­ряжать­ся ко­торы­ми не мо­жет ник­то, кро­ме его са­мого. По­это­му вся­кая по­пыт­ка при­вить его, име­ющее по­доб­но ство­лу собс­твен­ные кор­ни, как ветвь, к дру­гому го­сударс­тву оз­на­чала бы унич­то­жение пер­во­го как мо­раль­ной лич­ности и прев­ра­щение мо­раль­ной лич­ности в вещь и про­тиво­речи­ла бы идее пер­во­началь­но­го до­гово­ра. <…>

«Пос­то­ян­ные ар­мии со вре­менем дол­жны пол­ностью ис­чезнуть».

Ибо, бу­дучи пос­то­ян­но го­товы к вой­не, они неп­ре­мен­но уг­ро­жа­ют ею дру­гим го­сударс­твам. Они по­буж­да­ют их к стрем­ле­нию прев­зой­ти друг дру­га в ко­личес­тве во­ору­жен­ных сил, что не зна­ет ни­како­го пре­дела, и пос­коль­ку свя­зан­ные с ми­ром рас­хо­ды ста­новят­ся в кон­це кон­цов об­ре­мени­тель­нее ко­рот­кой вой­ны, то са­ми пос­то­ян­ные ар­мии ста­новят­ся при­чиной во­ен­но­го на­паде­ния с целью из­ба­вить­ся от это­го бре­мени. <…>

«Го­сударс­твен­ные дол­ги не дол­жны ис­поль­зо­вать­ся для це­лей внеш­ней по­лити­ки».

По­ис­ки средств внут­ри стра­ны или вне ее не вну­ша­ют по­доз­ре­ний, ес­ли это де­ла­ет­ся для эко­номи­чес­ких нужд стра­ны (улуч­ше­ния до­рог, ус­трой­ства но­вых на­селен­ных пун­ктов, соз­да­ния за­пасов на слу­чай не­уро­жай­ных лет и т. д.). Но кре­дит­ная сис­те­ма как ору­дие борь­бы дер­жав меж­ду со­бою, при ко­торой дол­ги мо­гут не­помер­но уве­личи­вать­ся, ос­та­ва­ясь в то же вре­мя га­ран­ти­рован­ны­ми (пос­коль­ку кре­дито­ры не предъ­яв­ля­ют свои тре­бова­ния од­новре­мен­но), – ос­тро­ум­ное изоб­ре­тение од­но­го тор­го­вого на­рода в этом сто­летии – яв­ля­ет со­бой опас­ную де­неж­ную си­лу, а имен­но фонд для ве­дения вой­ны. <…>

«Ни од­но го­сударс­тво не дол­жно на­силь­ствен­но вме­шивать­ся в по­лити­чес­кое ус­трой­ство и уп­равле­ние дру­гого го­сударс­тва».

«Ни од­но го­сударс­тво во вре­мя вой­ны с дру­гим не дол­жно при­бегать к та­ким враж­дебным дей­стви­ям, ко­торые сде­лали бы не­воз­можным вза­им­ное до­верие в бу­дущем, в мир­ное вре­мя, как, нап­ри­мер, за­сыл­ка тай­ных убийц, на­руше­ние ус­ло­вий ка­питу­ляции, подс­тре­катель­ство к из­ме­не в го­сударс­тве неп­ри­яте­ля и т. д.».

Раз­дел вто­рой, со­дер­жа­щий окон­ча­тель­ные статьи до­гово­ра о веч­ном ми­ре меж­ду го­сударс­тва­ми. Пер­вая окон­ча­тель­ная статья до­гово­ра о веч­ном ми­ре

«Граж­дан­ское ус­трой­ство каж­до­го го­сударс­тва дол­жно быть рес­публи­кан­ским».

Ус­трой­ство, ос­но­ван­ное, во-пер­вых, на прин­ци­пах сво­боды чле­нов об­щес­тва (как лю­дей), во-вто­рых, на ос­но­вопо­ложе­ни­ях за­виси­мос­ти всех (как под­данных) от еди­ного об­ще­го за­коно­датель­ства и, в-треть­их, на за­коне ра­венс­тва всех (как граж­дан го­сударс­тва), есть ус­трой­ство рес­публи­кан­ское – единс­твен­ное, про­ис­те­ка­ющее из идеи пер­во­началь­но­го до­гово­ра, на ко­торой дол­жно быть ос­но­вано вся­кое пра­вовое за­коно­датель­ство на­рода.

Вто­рая окон­ча­тель­ная статья до­гово­ра о веч­ном ми­ре

«Меж­ду­народ­ное пра­во дол­жно быть ос­но­вано на фе­дера­лиз­ме сво­бод­ных го­сударств».

На­роды в ка­чес­тве го­сударств мож­но рас­смат­ри­вать как от­дель­ных лю­дей, ко­торые в сво­ем ес­тес­твен­ном сос­то­янии (т. е. вне за­виси­мос­ти от внеш­них за­конов) уже сво­им сов­мес­тным су­щес­тво­вани­ем на­руша­ют пра­во друг дру­га и каж­дый из них в це­лях сво­ей лич­ной бе­зопас­ности мо­жет и дол­жен тре­бовать от дру­гого сов­мес­тно­го вступ­ле­ния в ус­трой­ство, по­доб­ное граж­дан­ско­му, где каж­до­му мо­жет быть обес­пе­чено его пра­во. Это был бы со­юз на­родов, ко­торый, од­на­ко, не дол­жен быть го­сударс­твом на­родов. Пос­леднее оз­на­чало бы про­тиво­речие, ибо вся­кое го­сударс­тво со­дер­жит в се­бе от­но­шение выс­ше­го (за­коно­дате­ля) к низ­ше­му (по­вину­юще­муся, т. е. на­роду). Мно­гие на­роды в го­сударс­тве (так как здесь мы рас­смат­ри­ва­ем пра­во на­родов по от­но­шению друг к дру­гу, пос­коль­ку они об­ра­зу­ют от­дель­ные го­сударс­тва и не дол­жны быть сли­ты в од­но го­сударс­тво) об­ра­зова­ли бы толь­ко один на­род, что про­тиво­речит пред­по­сыл­ке. <…>

Дол­жен су­щес­тво­вать осо­бого ро­да со­юз, ко­торый мож­но наз­вать мир­ным со­юзом и ко­торый от­ли­чал­ся бы от мир­но­го до­гово­ра тем, что пос­ледний стре­мит­ся по­ложить ко­нец лишь од­ной вой­не, тог­да как пер­вый – всем вой­нам и нав­сегда. Этот со­юз име­ет целью не при­об­ре­тение влас­ти го­сударс­тва, но лишь под­держа­ние и обес­пе­чение сво­боды каж­до­го го­сударс­тва для не­го са­мого и в то же вре­мя для дру­гих со­юз­ных го­сударств, при­чем это не соз­да­ет для них не­об­хо­димос­ти под­чи­нить­ся (по­доб­но лю­дям в ес­тес­твен­ном сос­то­янии) пуб­личным за­конам и их при­нуж­де­нию. Мож­но по­казать осу­щес­тви­мость (объ­ек­тивную ре­аль­ность) этой идеи фе­дера­ции, ко­торая дол­жна ох­ва­тить пос­те­пен­но все го­сударс­тва и при­вес­ти та­ким пу­тем к веч­но­му ми­ру. <…>

Г. Ге­гель (1770–1831)

...

Ве­ликий не­мец­кий фи­лософ и по­лити­чес­кий мыс­ли­тель Ге­орг Ге­гель ро­дил­ся в Штут­гарте в семье чи­нов­ни­ка. Окон­чил Тю­бин­геский уни­вер­си­тет. Боль­шое вли­яние на его ста­нов­ле­ние кро­ме кур­сов лек­ций, ко­торые он слу­шал, и ок­ру­жа­ющей его дей­стви­тель­нос­ти ока­зали идеи Ве­ликой фран­цуз­ской ре­волю­ции. С вос­торгом при­няв идеи сво­боды и прог­ресса, Г Ге­гель всег­да от­ри­цатель­но от­но­сил­ся к яко­бин­ско­му тер­ро­ру и дес­по­тиз­му. Пре­пода­вал в гим­на­зии, в Й­ен­ском, Гей­дель­берг­ском, Бер­лин­ском уни­вер­си­тетах. Его вклад в по­лити­чес­кую на­уку зак­лю­ча­ет­ся в раз­ви­тии те­ории ес­тес­твен­но­го пра­ва и го­сударс­тва, ко­торое он пред­став­лял иде­алис­ти­чес­ки и трак­то­вал как «дей­стви­тель­ность нравс­твен­ной идеи», «са­ма по се­бе су­щес­тву­ющая и са­модос­та­точ­ная» об­щая во­ля. Важ­ным дос­ти­жени­ем ве­лико­го фи­лосо­фа яви­лось оп­ре­деле­ние граж­дан­ско­го об­щес­тва как вы­рази­теля час­тных ин­те­ресов и вы­яв­ле­ние со­от­но­шения меж­ду го­сударс­твом и граж­дан­ским об­щес­твом.

Фи­лосо­фия пра­ва [23]

Раз­дел вто­рой

Граж­дан­ское об­щес­тво

§ 182

Од­ним прин­ци­пом граж­дан­ско­го об­щес­тва яв­ля­ет­ся кон­крет­ное ли­цо, ко­торое есть для се­бя как осо­бен­ная цель, как це­лос­тность пот­ребнос­тей и сме­шение при­род­ной не­об­хо­димос­ти и про­из­во­ла, но осо­бен­ное ли­цо как су­щес­твен­но со­от­но­сяще­еся с дру­гой та­кой осо­бен­ностью, так что каж­дое из них ут­вер­жда­ет свою зна­чимость и удов­летво­ря­ет­ся толь­ко как опос­ре­дован­ное дру­гой осо­бен­ностью и вмес­те с тем как все­цело опос­ре­дован­ное толь­ко фор­мой все­об­щнос­ти, дру­гим прин­ци­пом граж­дан­ско­го об­щес­тва.

При­бав­ле­ние. Граж­дан­ское об­щес­тво есть диф­фе­рен­ция, ко­торая выс­ту­па­ет меж­ду семь­ей и го­сударс­твом, хо­тя раз­ви­тие граж­дан­ско­го об­щес­тва нас­ту­па­ет поз­днее, чем раз­ви­тие го­сударс­тва; ибо в ка­чес­тве диф­фе­рен­ции оно пред­по­лага­ет го­сударс­тво, ко­торое оно, что­бы пре­бывать, дол­жно иметь пе­ред со­бой как неч­то са­мос­то­ятель­ное. Граж­дан­ское об­щес­тво соз­да­но, впро­чем, лишь в сов­ре­мен­ном ми­ре, ко­торый всем оп­ре­деле­ни­ям идеи пре­дос­тавля­ет их пра­во. Ес­ли го­сударс­тво пред­став­ля­ют как единс­тво раз­личных лиц, как единс­тво, ко­торое есть лишь об­щность, то име­ют в ви­ду лишь оп­ре­деле­ние граж­дан­ско­го об­щес­тва. Мно­гие но­вей­шие спе­ци­алис­ты по го­сударс­твен­но­му пра­ву не су­мели прий­ти к дру­гому воз­зре­нию на го­сударс­тво. В граж­дан­ском об­щес­тве каж­дый для се­бя – цель, все ос­таль­ное для не­го нич­то. Од­на­ко без со­от­но­шения с дру­гими он не мо­жет дос­тигнуть сво­их це­лей во всем их объ­еме: эти дру­гие суть по­это­му средс­тва для це­ли осо­бен­но­го. Но осо­бен­ная цель пос­редс­твом со­от­но­шения с дру­гими при­да­ет се­бе фор­му все­об­ще­го и удов­летво­ря­ет се­бя, удов­летво­ряя вмес­те с тем стрем­ле­ние дру­гих к бла­гу. Так как осо­бен­ность свя­зана с ус­ло­ви­ем все­об­щнос­ти, то це­лое есть поч­ва опос­ре­дова­ния, на ко­торой да­ют се­бе сво­боду все еди­нич­ности, все спо­соб­ности, все слу­чай­нос­ти рож­де­ния и счастья, из ко­торой про­ис­те­ка­ют вол­ны всех страс­тей, уп­равля­емые толь­ко про­ника­ющим в них си­яни­ем ра­зума. Осо­бен­ность, ог­ра­ничен­ная все­об­щностью, есть единс­твен­ная ме­ра, при по­мощи ко­торой каж­дая осо­бен­ность спо­собс­тву­ет сво­ему бла­гу.

§ 187

Ин­ди­виды в ка­чес­тве граж­дан это­го го­сударс­тва – час­тные ли­ца, целью ко­торых яв­ля­ет­ся их собс­твен­ный ин­те­рес. Пос­коль­ку же эта цель опос­ре­дова­на все­об­щим, ко­торое тем са­мым пред­став­ля­ет­ся им средс­твом, то она мо­жет быть ими дос­тигну­та толь­ко пос­толь­ку, пос­коль­ку они са­ми оп­ре­деля­ют свои же­лания, во­ление и дей­ство­вание все­об­щим об­ра­зом и де­ла­ют се­бя зве­ном этой свя­зу­ющей це­пи. Ин­те­рес идеи, не при­сутс­тву­ющий в соз­на­нии этих чле­нов граж­дан­ско­го об­щес­тва как та­ковых, сос­то­ит в про­цес­се, наз­на­чение ко­торо­го сос­то­ит в том, что­бы под­нять их еди­нич­ность и при­род­ность че­рез ес­тес­твен­ную не­об­хо­димость и че­рез про­из­вол пот­ребнос­тей до фор­маль­ной сво­боды и фор­маль­ной все­об­щнос­ти зна­ния и во­ления, что­бы фор­ми­ровать субъ­ек­тивность в ее осо­бен­ности.

§ 188

Граж­дан­ское об­щес­тво со­дер­жит в се­бе три сле­ду­ющих мо­мен­та:

a) опос­редс­тво­ван­но пот­ребнос­ти и удов­летво­рение еди­нич­но­го пос­редс­твом его тру­да и пос­редс­твом тру­да и удов­летво­рения пот­ребнос­тей всех ос­таль­ных, сис­те­му пот­ребнос­тей;

b) дей­стви­тель­ность со­дер­жа­щего­ся в этом все­об­ще­го сво­боды, за­щиты собс­твен­ности пос­редс­твом пра­восу­дия;

c) за­бота о пре­дот­вра­щении ос­та­ющей­ся в этих сис­те­мах слу­чай­нос­ти и вни­мание к осо­бен­но­му ин­те­ресу как к об­ще­му с по­мощью по­лиции и кор­по­раций.

Раз­дел тре­тий

Го­сударс­тво

§ 257

Го­сударс­тво есть дей­стви­тель­ность нравс­твен­ной идеи – нравс­твен­ный дух как оче­вид­ная, са­мой се­бе яс­ная, суб­стан­ци­аль­ная во­ля, ко­торая мыс­лит и зна­ет се­бя и вы­пол­ня­ет то, что она зна­ет и пос­коль­ку она это зна­ет. В нра­вах она име­ет свое не­пос­редс­твен­ное су­щес­тво­вание, а в са­мосоз­на­нии еди­нич­но­го че­лове­ка, его зна­нии и де­ятель­нос­ти – свое опос­ре­дован­ное су­щес­тво­вание, рав­но как са­мосоз­на­ние еди­нич­но­го че­лове­ка пос­редс­твом умо­нас­тро­ения име­ет в нем как в сво­ей сущ­ности, це­ли и про­дук­те сво­ей де­ятель­нос­ти свою суб­стан­ци­аль­ную сво­боду…

§ 258

Го­сударс­тво как дей­стви­тель­ность суб­стан­ци­аль­ной во­ли, ко­торой оно об­ла­да­ет в воз­ве­ден­ном в свою все­об­щность осо­бен­ном са­мосоз­на­нии, есть в се­бе и для се­бя ра­зум­ное. Это суб­стан­ци­аль­ное единс­тво есть аб­со­лют­ная, не­под­вижная са­моцель, в ко­торой сво­бода дос­ти­га­ет сво­его выс­ше­го пра­ва, и эта са­моцель об­ла­да­ет выс­шим пра­вом по от­но­шению к еди­нич­ным лю­дям, чья выс­шая обя­зан­ность сос­то­ит в том, что­бы быть чле­нами го­сударс­тва.

При­меча­ние. Ес­ли сме­шивать го­сударс­тво с граж­дан­ским об­щес­твом и по­лагать его наз­на­чение в обес­пе­чении и за­щите собс­твен­ности и лич­ной сво­боды, то ин­те­рес еди­нич­ных лю­дей как та­ковых ока­зыва­ет­ся пос­ледней целью, для ко­торой они со­еди­нены, а из это­го сле­ду­ет так­же, что в за­виси­мос­ти от сво­его же­лания мож­но быть или не быть чле­ном го­сударс­тва. Од­на­ко на са­мом де­ле от­но­шение го­сударс­тва к ин­ди­виду сов­сем иное; пос­коль­ку оно есть объ­ек­тивный дух, сам ин­ди­вид об­ла­да­ет объ­ек­тивностью, ис­ти­ной и нравс­твен­ностью лишь пос­толь­ку, пос­коль­ку он член го­сударс­тва. Объ­еди­нение как та­ковое есть са­мо ис­тинное со­дер­жа­ние и цель, и наз­на­чение ин­ди­видов сос­то­ит в том, что­бы вес­ти все­об­щую жизнь; их даль­ней­шее осо­бен­ное удов­летво­рение, де­ятель­ность, ха­рак­тер по­веде­ния име­ют сво­ей ис­ходной точ­кой и ре­зуль­та­том это суб­стан­ци­аль­ное и об­щезна­чимое…

При­бав­ле­ние. Го­сударс­тво в се­бе и для се­бя есть нравс­твен­ное це­лое, осу­щест­вле­ние сво­боды, и аб­со­лют­ная цель ра­зума сос­то­ит в том, что­бы сво­бода дей­стви­тель­но бы­ла. Го­сударс­тво есть дух, пре­быва­ющий в ми­ре и ре­али­зу­ющий­ся в нем соз­на­тель­но, тог­да как в при­роде он по­луча­ет дей­стви­тель­ность толь­ко как иное се­бя, как дрем­лю­щий дух. Лишь как на­лич­ный в соз­на­нии, зна­ющий са­мого се­бя в ка­чес­тве су­щес­тву­юще­го пред­ме­та, он есть го­сударс­тво.

А. де Ток­виль (1805–1859)

...

Алек­сис де Ток­виль – фран­цуз­ский пра­вовед и по­лито­лог – ро­дил­ся в арис­токра­тичес­кой семье, но с пя­ти лет вос­пи­тывал­ся в ка­толи­чес­ком кол­ледже. В двад­цать лет окон­чил юри­дичес­кий фа­куль­тет Сор­бонны и нес­коль­ко лет прос­лу­жил судь­ей – а­уди­тором в Вер­са­ле. В 1831 г. от­пра­вил­ся в Аме­рику, что­бы сво­ими гла­зами убе­дить­ся, что да­ет де­мок­ра­тия и рес­публи­кан­ский строй лич­ности, об­щес­тву и го­сударс­тву. Ре­зуль­та­том этой по­ез­дки ста­ло зна­мени­тое ис­сле­дова­ние «Де­мок­ра­тия в Аме­рике» (1835), прос­ла­вив­шее де Ток­ви­ля в Но­вом и Ста­ром Све­те. Вер­ши­ной его по­лити­чес­кой карь­еры стал пост ми­нис­тра инос­тран­ных дел в ка­бине­те, сфор­ми­рован­ном в ре­зуль­та­те по­беды на вы­борах Луи Бо­напар­та. По­лити­чес­кие взгля­ды де Ток­ви­ля мож­но оха­рак­те­ризо­вать как ли­бераль­но-рес­публи­кан­ские, ведь пос­ле про­воз­гла­шения Луи Бо­напар­том им­пе­рии он не­мед­ленно ушел в от­став­ку. Ток­виль воз­вра­тил­ся к на­уч­ной де­ятель­нос­ти. Он взял­ся за свою вто­рую боль­шую кни­гу – «Ста­рый ре­жим и ре­волю­ция», за­кон­чить ко­торую по­меша­ла смерть.

Де­мок­ра­тия в Аме­рике [24]

Гла­ва VIII. Что сдер­жи­ва­ет ти­ранию боль­шинс­тва в Со­еди­нен­ных Шта­тах?

От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции

Боль­шинс­тво не мо­жет все де­лать са­мо. Его су­верен­ную во­лю в об­щи­нах и ок­ру­гах вы­пол­ня­ют дол­жностные ли­ца.

Ра­нее я вы­делил два ви­да цен­тра­лиза­ции: пра­витель­ствен­ную и ад­ми­нис­тра­тив­ную.

В Аме­рике су­щес­тву­ет толь­ко пер­вая, вто­рая нес­вой­ствен­на этой стра­не.

Ес­ли бы аме­рикан­ская го­сударс­твен­ная власть име­ла в сво­ем рас­по­ряже­нии оба ви­да прав­ле­ния и к сво­ему пра­ву всем ко­ман­до­вать при­со­еди­нила бы спо­соб­ность и при­выч­ку все ис­полнять са­мой; ес­ли бы, ус­та­новив об­щие прин­ци­пы прав­ле­ния, она ста­ла вни­кать в де­тали его осу­щест­вле­ния в жиз­ни и, оп­ре­делив глав­ные нуж­ды стра­ны, дош­ла бы до ог­ра­ниче­ния ин­ди­виду­аль­ных ин­те­ресов, тог­да сво­бода бы­ла бы вско­ре из­гна­на из Но­вого Све­та.

Но в Со­еди­нен­ных Шта­тах боль­шинс­тво, у ко­торо­го час­то вку­сы и нак­лоннос­ти дес­по­та, по­ка не вла­де­ет са­мыми со­вер­шенны­ми средс­тва­ми ти­рании.

Аме­рикан­ское пра­витель­ство всег­да за­нима­лось толь­ко не­боль­шим ко­личес­твом тех внут­ренних проб­лем сво­их рес­публик, зна­чимость ко­торых прив­ле­кала его вни­мание. Оно ни­ког­да не пы­талось вме­шивать­ся во вто­рос­те­пен­ные де­ла сво­их шта­тов. У не­го да­же и на­мере­ния та­кого не бы­ло. Боль­шинс­тво, став поч­ти аб­со­лют­ным, не уве­личи­ло фун­кций цен­траль­ной влас­ти, оно лишь сде­лало ее все­могу­щей в пре­делах от­ве­ден­ной ей сфе­ры де­ятель­нос­ти. Дес­по­тизм мо­жет быть край­не тя­желым, но он не мо­жет рас­простра­нять­ся на всех…

О за­кон­ности в Со­еди­нен­ных Шта­тах и как она слу­жит про­тиво­весом де­мок­ра­тии

Ког­да поз­на­комишь­ся с аме­рикан­ским об­щес­твом, изу­чишь его за­коны, то ви­дишь, что власть, дан­ная здесь за­коно­ведам, их вли­яние на пра­витель­ство слу­жат се­год­ня са­мой мощ­ной прег­ра­дой на­руше­ни­ям де­мок­ра­тии. Это, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ка­кой-то об­щей при­чины, ко­торую по­лез­но рас­смот­реть, ибо она мо­жет сно­ва по­явить­ся в ка­ком-ни­будь дру­гом мес­те. <…>

В Со­еди­нен­ных Шта­тах за­коно­веды не пред­став­ля­ют со­бой си­лы, вну­ша­ющей страх, их ед­ва за­меча­ют, у них нет собс­твен­но­го зна­мени, они лег­ко прис­по­саб­ли­ва­ют­ся к тре­бова­ни­ям вре­мени, не соп­ро­тив­ля­ясь, под­чи­ня­ют­ся всем из­ме­нени­ям со­ци­аль­ной струк­ту­ры стра­ны. А меж­ду тем они про­ника­ют во все слои об­щес­тва, об­во­лаки­ва­ют его пол­ностью, ра­бота­ют из­нутри, воз­дей­ству­ют на не­го по­мимо его во­ли. И все кон­ча­ет­ся тем, что они ле­пят это об­щес­тво в со­от­ветс­твии со сво­ими на­мере­ни­ями.

Раз­дел III По­лити­чес­кая власть

По­лити­чес­кая власть – од­на из кра­еуголь­ных тем по­лити­чес­кой на­уки. В дан­ном раз­де­ле мы при­водим от­ры­вок из ра­боты аме­рикан­ских со­ци­оло­гов Пет­ра Бер­ге­ра и Брид­жит Бер­гер, пос­вя­щен­ный ана­лизу ве­беров­ской те­ории влас­ти. Как от­ме­чал М. Ве­бер, «власть – это воз­можность од­но­го со­ци­аль­но­го субъ­ек­та ре­али­зовать свою во­лю воп­ре­ки соп­ро­тив­ле­нию дру­гих учас­тни­ков по­лити­чес­ко­го дей­ствия» (кур­сив наш. – А. X.). Аме­рикан­ские со­ци­оло­ги об­ра­ща­ют вни­мание имен­но на воз­можность пре­одо­ления соп­ро­тив­ле­ния как глав­ный приз­нак влас­ти. Од­на­ко кон­ста­таци­ей это­го фак­та их ис­сле­дова­ние не ог­ра­ничи­ва­ет­ся. При­выч­ка к по­вино­вению влас­ти при­водит, по их мне­нию, к фор­ми­рова­нию дли­тель­ной дис­ципли­ны как на ин­ди­виду­аль­ном, так и на со­ци­еталь­ном уров­не. Власть опи­ра­ет­ся не толь­ко на при­выч­ку, но и на ле­гитим­ность, под ко­торой не­мец­кий со­ци­олог по­нимал под­дер­жку влас­ти со сто­роны об­щес­тва.

В хрес­то­матию вош­ли от­рывки из про­из­ве­дений М. Ве­бера, пос­вя­щен­ные тра­дици­он­но­му, ха­риз­ма­тичес­ко­му и ра­ци­ональ­но-ле­галь­но­му ти­пам ле­гитим­но­го гос­подс­тва. Ис­сле­дова­ние ле­гитим­ности про­дол­жа­ет­ся и в на­ши дни, о чем сви­детель­ству­ет ра­бота фран­цуз­ско­го по­лито­лога Мат­теи До­гана. В фраг­менте его ис­сле­дова­ния, пос­вя­щен­но­го ле­гитим­ности влас­ти в раз­ви­тых де­мок­ра­ти­ях, про­водит­ся раз­ли­чие меж­ду ле­гитим­ностью ре­жима, ле­гитим­ностью ин­сти­тутов влас­ти и до­вери­ем к кон­крет­ным ли­цам, об­ли­чен­ным властью.

П. Бер­гер, Б. Бер­гер. Лич­нос­тно-ори­ен­ти­рован­ная со­ци­оло­гия [25]

Ве­беров­ский ана­лиз

Ве­ро­ят­но, дос­та­точ­но ска­зать, что ба­зовы­ми ка­тего­ри­ями… ана­лиза влас­ти все еще яв­ля­ют­ся те, что пер­во­началь­но бы­ли сконс­тру­иро­ваны Ве­бером. Клю­чевы­ми ка­тего­ри­ями, ко­торые конс­тру­иру­ют этот ана­лити­чес­кий кар­кас, яв­ля­ют­ся ав­то­ритет и ле­гитим­ность.

Пер­вое: ВЛАСТЬ ДА­ЖЕ ВОП­РЕ­КИ СОП­РО­ТИВ­ЛЕ­НИЮ

Власть оп­ре­деля­ет­ся Ве­бером как ве­ро­ят­ность то­го, что ин­ди­вид или груп­па бу­дет спо­соб­на вы­пол­нять свою во­лю да­же воп­ре­ки соп­ро­тив­ле­нию. Это не за­висит от средств, ко­торы­ми пре­одо­лева­ет­ся соп­ро­тив­ле­ние. Пред­мет соп­ро­тив­ле­ния здесь очень ва­жен. Он слу­жит то­му, что­бы от­ли­чать фе­номен влас­ти от то­го, что обыч­но име­ну­ет­ся ли­дерс­твом. Это раз­ли­чие ста­новит­ся осо­бен­но оче­вид­ным с точ­ки зре­ния пов­седнев­ной жиз­ни. Поч­ти все че­лове­чес­кие груп­пы име­ют то­го или ино­го ти­па ли­деров. Пред­по­ложим, что груп­па сту­ден­тов в об­ще­житии об­сужда­ет, как про­вес­ти ве­чер. Мо­гут выд­ви­гать­ся раз­личные идеи. Ве­ро­ят­но, в та­кой груп­пе бу­дут один или два ин­ди­вида, чь­им иде­ям бу­дет от­да­но боль­шее пред­почте­ние. Ве­ро­ят­но да­же, что идеи, пред­ла­га­емые дру­гими, фак­ти­чес­ки выд­ви­га­ют­ся как пред­ло­жения (быв­ший пре­зидент Ник­сон наз­вал бы их «оп­ци­она­ми»), об­ра­щен­ные к ли­дерам. В боль­шинс­тве слу­ча­ев в ко­неч­ном ито­ге ре­шение ли­деров бу­дет тем, что ре­аль­но при­ведет груп­пу в дви­жение. Име­ет смысл наз­вать та­кого ро­да про­цесс вы­раже­ни­ем влас­ти. Со­вер­шенно иная си­ту­ация воз­ни­ка­ет в том слу­чае, ког­да, ска­жем, один из чле­нов груп­пы упор­но при­дер­жи­ва­ет­ся сво­ей собс­твен­ной идеи воп­ре­ки ре­шению, при­нято­му ли­дера­ми. В этом слу­чае пред­ло­жению не­покор­но­го чле­на груп­пы бу­дет тон­ко (или во мно­гих слу­ча­ях не очень тон­ко) про­тиво­пос­тавле­но обе­щание «а не то…». За­тем он дол­жен бу­дет под­чи­нить­ся ре­шению ли­дерс­тва, «а не то» ему при­дет­ся стол­кнуть­ся с раз­личны­ми ре­аль­ны­ми или во­об­ра­жа­емы­ми пос­ледс­тви­ями сво­его не­сог­ла­сия, ко­торые мо­гут прос­ти­рать­ся от уг­ро­зы быть из­би­тым или из­гнан­ным из груп­пы до вер­баль­ной ата­ки. В этом пун­кте и име­ет смысл по­гово­рить о влас­ти. Фра­за «ре­аль­ны­ми или во­об­ра­жа­емы­ми» в свя­зи с пос­ледс­тви­ями про­дол­жа­юще­гося соп­ро­тив­ле­ния ука­зыва­ет на раз­но­об­ра­зие средств, ко­торые мо­гут ле­жать в ос­но­вании вос­при­ятия влас­ти. Не­кото­рые из них дей­стви­тель­но мо­гут быть весь­ма ре­аль­ны­ми, вклю­чая в ка­чес­тве пос­ледне­го при­бежи­ща при­мене­ние фи­зичес­кой си­лы. Од­на­ко впол­не воз­можно, что власть по­ко­ит­ся на средс­твах при­нуж­де­ния, ко­торые име­ют­ся лишь в во­об­ра­жении…

Вто­рое: ПРИ­ВЫЧ­КА К ПО­ВИНО­ВЕНИЮ И АВ­ТО­РИТЕТ

Ав­то­ритет оп­ре­деля­ет­ся Ве­бером опять же с точ­ки зре­ния та­кого ти­па ве­ро­ят­ности, а имен­но – это ве­ро­ят­ность то­го, что ка­кой-то кон­крет­ный по­рядок встре­тит по­вино­вение со сто­роны кон­крет­ных ин­ди­видов и групп. Сущ­нос­тное раз­ли­чие меж­ду властью и ав­то­рите­том зак­лю­ча­ет­ся в про­дол­жи­тель­нос­ти пос­ледне­го. Власть, да­же в са­мых выс­ших ее про­яв­ле­ни­ях мо­жет быть вне­зап­ной и крат­ковре­мен­ной вещью: за­да­ет­ся по­рядок, он под­ле­жит по­вино­вению воп­ре­ки соп­ро­тив­ле­нию, и с та­ким же ус­пе­хом он мо­жет быть прек­ра­щен. Та­кое вос­при­ятие влас­ти, оче­вид­но, не мо­жет ока­зывать сколь­ко-ни­будь про­дол­жи­тель­но­го воз­дей­ствия на об­щес­тво. Что­бы ока­зать та­кое воз­дей­ствие, не­об­хо­димо, что­бы власть ис­пы­тыва­лась дли­тель­ным и сис­те­мати­чес­ким об­ра­зом. Это оз­на­ча­ет, что лю­ди при­выка­ют к это­му вос­при­ятию влас­ти или, дру­гими сло­вами, на че­лове­чес­кое по­веде­ние нак­ла­дыва­ет­ся дли­тель­ная дис­ципли­на. В этом слу­чае власть ста­новит­ся не толь­ко мо­мен­таль­ным гос­подс­твом или об­щей уг­ро­зой, что та­кое гос­подс­тво бу­дет на­вяза­но, но упо­рядо­чен­ным вос­при­яти­ем, пос­редс­твом ко­торо­го кон­крет­ные лю­ди при­выка­ют к пос­лу­шанию кон­крет­ным ко­ман­дам.

Ко­неч­но, это опять же не впол­не на­деж­ная вещь. Как со­вер­шенно яс­но по­казы­ва­ет ис­то­рия, ав­то­ритет мо­жет в один прек­расный день рух­нуть (т. е. ока­зать­ся свер­гну­тым или встре­тить ус­пешное соп­ро­тив­ле­ние), да­же пос­ле весь­ма про­дол­жи­тель­но­го су­щес­тво­вания. Ав­то­ритет, как и са­ма власть, не­наде­жен. И все же, ес­ли ав­то­ритет ус­пешно на­вязы­вал­ся кон­крет­ной че­лове­чес­кой груп­пе на про­тяже­нии дли­тель­но­го пе­ри­ода вре­мени, ве­ро­ят­ность его са­мопод­держа­ния воз­раста­ет. При­чиной это­го яв­ля­ет­ся при­выч­ка. При­выч­ка выс­ту­па­ет важ­ным фак­то­ром имен­но тог­да, ког­да ста­рый ав­то­ритет свер­гнут, а на его мес­те стре­мит­ся ут­вердить­ся но­вый. Так, ре­волю­ци­он­ные пра­витель­ства бы­ва­ют край­не сла­быми в сво­ей спо­соб­ности к удер­жа­нию влас­ти в пе­ри­од, сле­ду­ющий не­пос­редс­твен­но за ее зах­ва­том. Ес­тес­твен­но, важ­но, что имен­но они де­ла­ют в этот пе­ри­од. Но да­же ес­ли они не де­ла­ют ни­чего, кро­ме удер­жа­ния влас­ти (т. е., с точ­ки зре­ния Ве­бера, ес­ли они про­дол­жа­ют раз­ви­вать свою ав­то­ритар­ность), их шанс на вы­жива­ние со вре­менем воз­раста­ет; лю­ди при­выка­ют к ним. Лю­бой, кто по­жела­ет ис­поль­зо­вать свою власть, на чем бы она ни ба­зиро­валась, для то­го что­бы ока­зывать про­дол­жи­тель­ное воз­дей­ствие на об­щес­тво, стал­ки­ва­ет­ся с ос­новной проб­ле­мой тран­сфор­ми­рова­ния это­го ав­то­рите­та во власть.

Третье: ЛЕ­ГИТИМ­НОСТЬ

При­выка­ние – это не единс­твен­ный фак­тор, с по­мощью ко­торо­го ав­то­ритет ста­новит­ся властью. Дру­гим ре­ша­ющим фак­то­ром яв­ля­ет­ся ле­гитим­ность. Под ле­гитим­ностью Ве­бер име­ет в ви­ду убеж­денность лю­дей, что сто­ящий над ни­ми ав­то­ритет – это не толь­ко прос­той факт, но факт, на­пол­ненный мо­раль­ным со­дер­жа­ни­ем. Дру­гими сло­вами, ког­да мы го­ворим, что кон­крет­ный ав­то­ритет «ле­гити­мен», это оз­на­ча­ет, что их вос­при­ятие влас­ти имен­но та­ково, что те, кто об­ла­да­ют властью, об­ла­да­ют ею по пра­ву. Про­цесс, пос­редс­твом ко­торо­го при­об­ре­та­ет­ся ле­гитим­ность, на­зыва­ет­ся ле­гити­маци­ей. [26] Ес­ли ав­то­ритет не су­ме­ет ус­пешно ле­гити­миро­вать се­бя, его вы­жива­ние не­веро­ят­но. Ав­то­ритет, ли­шен­ный ле­гитим­ности, дол­жен пос­то­ян­но вновь и вновь под­тверждать свою власть пу­тем при­мене­ния фи­зичес­кой си­лы. Это очень не­эко­номич­но. Нор­маль­ное те­чение дел в об­щес­тве не мо­жет быть очень хо­рошим, ес­ли каж­до­го нуж­но бить по го­лове. По та­ким прак­ти­чес­ким при­чинам те, кто удер­жи­ва­ют власть, ве­ро­ят­но, бу­дут ста­рать­ся за­вер­бо­вать вос­при­ятие по край­ней ме­ре боль­шинс­тва лю­дей, над ко­торы­ми они осу­щест­вля­ют власть. Од­на­ко про­дол­жи­тель­ное ис­поль­зо­вание фи­зичес­кой си­лы не толь­ко не­эко­номич­но, оно так­же нап­равле­но про­тив се­бя. Оно по­рож­да­ет соп­ро­тив­ле­ние. Вы­ража­ясь бо­лее точ­но, ес­ли оно не мо­жет об­лечь се­бя в ле­гитим­ность по край­ней ме­ре в гла­зах боль­шинс­тва на­селе­ния, то по­рож­да­ет соп­ро­тив­ле­ние. Толь­ко при та­ком ус­ло­вии оно мо­жет про­тивос­то­ять ка­кому бы то ни бы­ло мень­шинс­тву, про­дол­жа­юще­му ока­зывать соп­ро­тив­ле­ние.

Ле­гитим­ность очень чет­ко от­ра­жа­ет­ся в соз­на­нии. <…> Ле­гитим­ность су­щес­тву­ет лишь по­ка су­щес­тву­ют те, кто в нее ве­рит. <…>

Ле­гити­мация для ав­то­ритар­ности Ха­риз­ма­тичес­кой ав­то­ритар­ности внут­ренне при­суща ре­волю­ци­он­ность. Она про­рыва­ет­ся сквозь при­выч­ки, на ко­торых по­ко­ит­ся тра­дици­он­ная власть. По то­му же приз­на­ку ха­риз­ма­тичес­кая ав­то­ритар­ность край­не не­надеж­на, и ее мо­гущес­тво не­дол­го­веч­но. Она мо­жет ут­вер­ждать­ся толь­ко в ат­мосфе­ре ин­тенсив­но­го воз­бужде­ния. Ве­ро­ят­но, по са­мой при­роде че­лове­ка воз­бужде­ние не мо­жет быть слиш­ком про­дол­жи­тель­ным. Ког­да оно на­чина­ет ос­ла­бевать, ха­риз­ма­тичес­кая ав­то­ритар­ность дол­жна быть ви­до­из­ме­нена или осу­щест­влять­ся в ка­ких-то дру­гих фор­мах ав­то­ритар­ности. На­конец, ле­галь­но-ра­ци­ональ­ная ав­то­ритар­ность ба­зиру­ет­ся на за­коне и ра­ци­ональ­но объ­яс­ни­мых про­цеду­рах. Воп­рос: по ка­кому пра­ву мо­жет гу­бер­на­тор со­бирать этот на­лог? От­вет: он об­ла­да­ет та­ким пра­вом в си­лу за­кона, про­шед­ше­го че­рез ле­гис­ла­туру шта­та та­кого-то чис­ла та­кого-то го­да. В от­ли­чие от пер­вых двух ти­пов, эта фор­ма ав­то­ритар­ности не оку­тыва­ет се­бя пок­ро­вом та­инс­твен­ности. Каж­дое про­яв­ле­ние влас­ти как бы опи­ра­ет­ся на осо­бое ле­галь­ное обес­пе­чение. По край­ней ме­ре, в прин­ци­пе, это обес­пе­чение мо­жет быть ра­ци­ональ­но объ­яс­не­но, и по­это­му мо­жет по­казать сто­ящую за ним со­ци­аль­ную цель. Этот тре­тий тип ав­то­ритар­ности яв­ля­ет­ся на­ибо­лее об­щим в сов­ре­мен­ном ми­ре, и на­ибо­лее под­хо­дящей для не­го фор­мой ад­ми­нис­три­рова­ния выс­ту­па­ет бю­рок­ра­тия, как мы об­сужда­ли вы­ше.

Ве­бер диф­фе­рен­ци­ровал раз­личные ти­пы ав­то­ритар­ности с точ­ки зре­ния раз­ли­чий в ав­то­ритар­ности. Он про­водит раз­ли­чия меж­ду тре­мя глав­ны­ми ти­пами: тра­дици­он­ным, ха­риз­ма­тичес­ким и ле­галь­но-ра­ци­ональ­ным. В каж­дом из слу­ча­ев ос­новной воп­рос мо­жет быть сфор­му­лиро­ван сле­ду­ющим об­ра­зом: на ка­кой ба­зе дей­ству­ют ав­то­рите­ты, име­ющие пра­во от­да­вать ко­ман­ды той час­ти на­селе­ния, ко­торая на­ходит­ся под их властью? В тра­дици­он­ном ти­пе ав­то­ритар­ности на этот воп­рос от­ве­ча­ют прос­то с точ­ки зре­ния пре­цеден­та. Дру­гими сло­вами, ле­гитим­ность по­ко­ит­ся на том фак­те, что та­кого ро­да ве­щи всег­да де­лались та­ким об­ра­зом. К при­меру, по­чему фа­ра­он Егип­та, и толь­ко он, имел пра­во же­нить­ся на сво­ей сес­тре? От­вет: по­тому что еги­пет­ские фа­ра­оны пос­ту­пали так всег­да. Ха­риз­ма­тичес­кая ав­то­ритар­ность, нап­ро­тив, по­ко­ит­ся на экс­тра­ор­ди­нар­ной пре­тен­зии по час­ти то­го, кто прак­ти­ку­ет это. С по­мощью дос­то­инств это­го экс­тра­ор­ди­нар­но­го ка­чес­тва ха­риз­ма­тичес­кие ли­деры ан­ну­лиру­ют или мо­дифи­циру­ют тра­дицию. Мно­гок­ратно пов­то­ря­емая фра­за И­ису­са в Но­вом За­вете «Вы слы­шали, что это бы­ло ска­зано – но ис­тинно го­ворю я вам…» кон­сти­ту­иру­ет пре­тен­зию на ха­риз­ма­тичес­кую ав­то­ритар­ность в чис­той фор­ме. Воп­рос: по ка­кому пра­ву де­ла­ет этот че­ловек столь экс­тра­ор­ди­нар­ные за­яв­ле­ния? От­вет: он име­ет пра­во, по­тому что его ус­та­ми го­ворит Бог. Ха­риз­ма­тичес­кая ав­то­ритар­ность всег­да про­яв­ля­ет­ся в про­тиво­пос­тавле­нии ка­кой-то тра­дици­он­ной ав­то­ритар­ности. Она бро­са­ет вы­зов пос­ледней, стре­мясь мо­дифи­циро­вать или, в край­нем слу­чае, свер­гнуть ее.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2457 - | 2326 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.