Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 2 страница




Зах­ват влас­ти на­циз­мом и фа­шиз­мом, опус­то­шения, при­чинен­ные Вто­рой ми­ровой вой­ной, поч­ти на де­сяти­летие за­тор­мо­зили на­уч­ную жизнь в стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы. Зна­читель­ная часть не­мец­ких уче­ных, за­нимав­шихся об­щес­твен­ны­ми на­ука­ми, пе­ресе­лилась в Со­еди­нен­ные Шта­ты, где они не толь­ко внес­ли по­силь­ный вклад в борь­бу, ко­торую ве­ла Аме­рика в го­ды вой­ны, но и обо­гати­ли сис­те­му аме­рикан­ско­го об­ра­зова­ния и ис­сле­дова­ний в об­ласти со­ци­оло­гии, пси­холо­гии и по­лити­чес­кой на­уки. В Но­вой шко­ле об­щес­твен­ных на­ук в Нью-Й­ор­ке из ев­ро­пей­ских «из­гнан­ни­ков» бы­ло сфор­ми­рова­но це­лое под­разде­ление для под­го­тов­ки ас­пи­ран­тов; в Аме­рике труд­но бы­ло най­ти выс­шее учеб­ное за­веде­ние, где бы на фа­куль­те­тах об­щес­твен­ных на­ук не пре­пода­вали эмиг­ри­ровав­шие из Ев­ро­пы про­фес­со­ра. Та­кие уче­ные, как Пол Ла­зар­сфелд, Курт Ле­вин, Воль­фганг Ке­лер, Ганс Шпей­ер, Карл Дойч, Ганс Мор­гентау Лео Ло­уен­таль, Лео Стросс, Франц Ной­манн, Ген­ри Эр­манн, От­то Кир­шмай­ер, Гер­берт Мар­ку­зе, внес­ли ве­сомый вклад как в соз­да­ние эф­фекта «по­веден­ческой ре­волю­ции» в Со­еди­нен­ных Шта­тах, так и в ее кри­тику. Та­ким об­ра­зом, по­лити­чес­кая на­ука, прив­не­сен­ная в Ев­ро­пу пос­ле Вто­рой ми­ровой вой­ны, в оп­ре­делен­ной сте­пени яви­лась раз­ви­ти­ем тех ее нап­равле­ний, ко­торые вос­хо­дили к ис­то­кам ев­ро­пей­ских тра­диций.

В пер­вые пос­ле­во­ен­ные де­сяти­летия пос­ле вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы, об­новле­ния ее ин­сти­тутов и обес­пе­чения их кад­ра­ми, все но­вое в об­щес­твен­ных на­уках бы­ло пре­иму­щес­твен­но аме­рикан­ско­го про­ис­хожде­ния. В аме­рикан­ских уни­вер­си­тетах и ис­сле­дова­тель­ских цен­трах раз­ме­жева­ние с пра­вовым и ис­то­ричес­ким прин­ци­пами при изу­чении пра­витель­ствен­ных ин­сти­тутов, по­лити­чес­ких пар­тий и элек­то­раль­ных про­цес­сов, групп ин­те­ресов, об­щес­твен­но­го мне­ния и средств мас­со­вой ин­форма­ции уже за­вер­ши­лось. По ана­логии с пла­ном Мар­шалла, нап­равлен­ным на вос­ста­нов­ле­ние раз­ру­шен­ной вой­ной ев­ро­пей­ской эко­номи­ки, уче­ные из Но­вого Све­та, ко­торых под­держи­вали аме­рикан­ские бла­гот­во­ритель­ные фон­ды, у­ез­жа­ли в Ев­ро­пу по­доб­но мис­си­оне­рам, стре­мив­шимся к об­новле­нию и обо­гаще­нию ев­ро­пей­ской на­уки с по­мощью раз­ра­ботан­ных в США эм­пи­ричес­ко­го и ко­личес­твен­но­го под­хо­дов. Де­сят­ки мо­лодых ев­ро­пей­ских уче­ных, ко­торым ока­зывал по­мощь Фонд Рок­фелле­ра и дру­гие бла­гот­во­ритель­ные ор­га­низа­ции, по­луча­ли сти­пен­дии и при­ез­жа­ли для про­дол­же­ния об­ра­зова­ния в Со­еди­нен­ные Шта­ты. Для учас­тия в ра­боте над аме­рикан­ски­ми прог­рамма­ми, осу­щест­вляв­ши­мися Ко­мите­том по срав­ни­тель­ной по­лито­логии (под­разде­лени­ем Ис­сле­дова­тель­ской ко­мис­сии по об­щес­твен­ным на­укам), Ми­чиган­ским цен­тром элек­то­раль­ных оп­ро­сов, про­ек­том Инг­лхар­та по по­лити­чес­ким цен­ностям, приг­ла­шали спе­ци­алис­тов из Ев­ро­пы, под­го­тав­ли­вали их и не­ред­ко ока­зыва­ли им ма­тери­аль­ную под­дер­жку.

Та­кого ро­да од­носто­рон­няя за­виси­мость про­дол­жа­лась не­дол­го. Гу­мани­тар­ные тра­диции и шко­лы нас­толь­ко глу­боко уко­рени­лись в ев­ро­пей­ских на­ци­ональ­ных куль­ту­рах, что унич­то­жить их в пе­ри­од на­цист­ско­го гос­подс­тва ока­залось прос­то не­воз­можно. К 1960-м гг. бы­ли пол­ностью вос­ста­нов­ле­ны ста­рые уни­вер­си­теты и воз­никло мно­го но­вых учеб­ных и ис­сле­дова­тель­ских цен­тров. Ев­ро­пей­ские уче­ные вно­сили все бо­лее ве­сомый вклад в раз­ви­тие об­щес­твен­ных на­ук. Ко­митет по по­лити­чес­кой со­ци­оло­гии Меж­ду­народ­ной со­ци­оло­гичес­кой ас­со­ци­ации сос­то­ял в ос­новном из ев­ро­пей­ских уче­ных, хо­тя и объ­еди­нял на­уч­ные уси­лия кон­ти­нен­таль­ных и аме­рикан­ских спе­ци­алис­тов. Вли­яние его де­ятель­нос­ти на ди­нами­ку на­уч­ной мыс­ли в Ев­ро­пе во мно­гих от­но­шени­ях мож­но срав­нить с той ролью, ко­торую ра­нее иг­рал Аме­рикан­ский ко­митет по срав­ни­тель­ной по­лито­логии. Про­водив­ши­еся в Ев­ро­пе ком­па­ратив­ные ис­сле­дова­ния (в час­тнос­ти, осу­щест­вляв­ший­ся под ру­ководс­твом Да­ля, Лор­ви­на, Да­ал­де­ра и Рок­ка­на про­ект изу­чения де­мок­ра­тичес­ких ре­жимов не­боль­ших ев­ро­пей­ских го­сударств) по­мог­ли су­щес­твен­но по­высить про­фес­си­ональ­ный уро­вень спе­ци­алис­тов, пред­став­лявших ев­ро­пей­скую по­лити­чес­кую на­уку. Центр эм­пи­ричес­ких ис­сле­дова­ний при Ми­чиган­ском уни­вер­си­тете ока­зал за­мет­ное воз­дей­ствие на внед­ре­ние са­мых сов­ре­мен­ных ме­тодов элек­то­раль­ных ис­сле­дова­ний в Ев­ро­пе – в на­чале 1960-х гг. их на­чали про­водить в Ан­глии, а за­тем и в дру­гих ев­ро­пей­ских стра­нах. Пос­ле за­вер­ше­ния каж­до­го та­кого на­ци­ональ­но­го ис­сле­дова­ния в стра­не ос­та­вались под­го­тов­ленные кад­ры спе­ци­алис­тов, ко­торые дол­жны бы­ли и в даль­ней­шем за­нимать­ся элек­то­раль­ным ана­лизом.

В 1970 г. на средс­тва Фон­да Фор­да был об­ра­зован Ев­ро­пей­ский кон­сорци­ум по­лити­чес­ких ис­сле­дова­ний (ECPR), ста­вив­ший пе­ред со­бой при­мер­но та­кие же це­ли, как ко­мите­ты по по­лити­чес­кой на­уке Аме­рикан­ско­го со­вета по ис­сле­дова­ни­ям в об­ласти об­щес­твен­ных на­ук. Кон­сорци­ум вы­делял средс­тва на ор­га­низа­цию обу­чения по на­уч­но-ме­тодо­логи­чес­ким прог­раммам в об­щес­тво­веде­нии в лет­ней шко­ле (рас­по­ложен­ной в Эс­сек­ском уни­вер­си­тете), на соз­да­ние ла­бора­торий при не­кото­рых на­ци­ональ­ных цен­трах, где раз­ра­баты­вались раз­личные на­уч­ные проб­ле­мы, а так­же на ре­али­зацию сов­мес­тных ис­сле­дова­тель­ских про­ек­тов. При его со­дей­ствии был соз­дан Ар­хив осу­щест­влен­ных ис­сле­дова­ний и на­чало вы­ходить про­фес­си­ональ­ное пе­ри­оди­чес­кое из­да­ние The European Journal of Political Research. Кол­лектив­ны­ми чле­нами ECPR ста­новят­ся фа­куль­те­ты и на­уч­но-ис­сле­дова­тель­ские ор­га­низа­ции; в 1989 г. в его сос­тав вхо­дило 140 та­ких уч­режде­ний. В спра­воч­ни­ке 1985 г. о ев­ро­пей­ских уче­ных, за­нима­ющих­ся по­лити­чес­кой на­укой, бы­ло пе­речис­ле­но поч­ти 2,5 ты­сячи имен. Уро­вень раз­ви­тия по­лити­чес­кой на­уки в от­дель­ных ев­ро­пей­ских го­сударс­твах оп­ре­деля­ет­ся ко­личес­твом на­ци­ональ­ных на­уч­ных ор­га­низа­ций, яв­ля­ющих­ся чле­нами ECPR. Из 140 вхо­див­ших в Кон­сорци­ум в 1989 г. на­уч­ных ор­га­низа­ций 40 при­ходи­лось на Ве­ликоб­ри­танию, 21 – на Гер­ма­нию, 13 – на Ни­дер­ланды, 11 – на Ита­лию и 5 – на Фран­цию. Вли­яние аме­рикан­ской по­лити­чес­кой на­уки как на ев­ро­пей­скую, так и на ми­ровую в оп­ре­делен­ной сте­пени на­ходит от­ра­жение в по­каза­телях чис­леннос­ти за­рубеж­ных чле­нов Аме­рикан­ской ас­со­ци­ации по­лити­чес­ких на­ук и, со­от­ветс­твен­но, под­писчи­ков жур­на­ла American Political Science Review, в Ве­ликоб­ри­тании, Гер­ма­нии и Япо­нии их ко­личес­тво зна­читель­но пре­выша­ет 100 че­ловек в каж­дой стра­не; в Из­ра­иле, Юж­ной Ко­рее и Ни­дер­ландах – при­мер­но по 50; в Нор­ве­гии, Шве­ции и на Тай­ва­не – око­ло 30; во Фран­ции – 27.

К 1990-м гг. уче­ные, про­фес­си­ональ­но изу­ча­ющие раз­но­об­разные фун­кци­ональ­ные нап­равле­ния по­лити­чес­кой на­уки как дис­ципли­ны, име­ющей об­щепри­нятую кон­цепцию пред­ме­та ис­сле­дова­ния, и ор­га­низо­ван­ные в Меж­ду­народ­ную ас­со­ци­ацию по­лити­чес­ких на­ук и в раз­личные на­ци­ональ­ные и ре­ги­ональ­ные объ­еди­нения, проч­но ут­верди­лись в гло­баль­ном на­уч­ном зна­нии.

Раз­дел II Ис­то­рия по­лити­чес­кой мыс­ли

По­лити­чес­кая мысль Древ­не­го ми­ра раз­ви­валась по двум ос­новным нап­равле­ни­ям.

На Древ­нем Вос­то­ке в пер­вых го­сударс­твах Ин­дии, Ки­тая, Егип­та и Ме­сопо­тамии по­лити­чес­кие уче­ния пош­ли по пу­ти апо­логе­тики еди­нолич­ной, цен­тра­лизо­ван­ной, дес­по­тич­ной влас­ти. Это час­то объ­яс­ня­ет­ся тем, что пер­вые го­сударс­тва Вос­то­ка, воз­ни­кав­шие, как пра­вило, на бе­регах пол­но­вод­ных, при­нося­щих пло­дород­ный ил рек, об­ра­зовы­вались из пот­ребнос­ти в ор­га­низа­ции боль­ших масс лю­дей, раз­де­ления фи­зичес­ко­го (ра­бота на по­лях), уп­равлен­ческо­го (над­смотрщи­ки, чи­нов­ни­ки) тру­да и во­ен­но­го де­ла. Это ве­ло к раз­де­лению лю­дей на вар­ны (Ин­дия), соз­да­нию об­ра­за иде­аль­но­го уп­равля­юще­го, бла­город­но­го му­жа (Ки­тай), воз­ве­личи­вания или да­же обо­жест­вле­ния пра­вите­ля (Еги­пет, Ки­тай, Ва­вилон и др.).

По­лити­чес­кая мысль Древ­ней Гре­ции и Ри­ма раз­ви­валась иным пу­тем. По мно­гим при­чинам: ге­ог­ра­фичес­ким, эко­номи­чес­ким, куль­тур­ным (от­сутс­твие боль­ших, раз­ли­ва­ющих­ся рек, но бли­зость мо­ря и воз­можность раз­ви­вать тор­говлю, дру­гие свя­зи, вы­водить из­лишнее на­селе­ние в ко­лонии, уме­лое ис­поль­зо­вание дос­ти­жений сво­их и со­седей для ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия на­ук и ис­кусств) она пош­ла по пу­ти по­ис­ка иде­аль­ной или луч­шей фор­мы прав­ле­ния, кри­тичес­ко­го ана­лиза или апо­логе­тики де­мок­ра­тии и рес­публи­ки, оп­равда­ния не­об­хо­димос­ти им­пе­ратор­ской фор­мы прав­ле­ния при фор­маль­ном сох­ра­нении рес­публи­кан­ских ин­сти­тутов в боль­ших и свер­хболь­ших го­сударс­твах.

По­лити­чес­кие уче­ния Древ­ней Гре­ции и Ри­ма

Пла­тон (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

...

Пла­тон – ве­ликий древ­негре­чес­кий фи­лософ, внес­ший боль­шой вклад в раз­ра­бот­ку по­лити­чес­ких те­орий. По­лити­ка, по мне­нию Пла­тона, не­раз­рывно свя­зана с эти­кой, а сле­дова­тель­но, и об­щес­твен­ная мо­раль сов­ме­щена с по­лити­чес­кой де­ятель­ностью, но пос­ледняя не­из­бежно ве­дет к на­руше­нию нравс­твен­ных норм и дег­ра­дации го­сударс­тва. На­илуч­шим го­сударс­твен­ным ус­трой­ством Пла­тон счи­тал иде­аль­ное го­сударс­тво, об­раз ко­торо­го су­щес­тву­ет в дру­гом, не­зем­ном, иде­аль­ном ми­ре. За­дачей фи­лосо­фов-пра­вите­лей и яв­ля­ет­ся «при­поми­нание» это­го об­ра­за (идеи), ко­торую их ду­ши до зем­но­го воп­ло­щения наб­лю­дали в ми­ре идей. Ре­аль­но су­щес­тву­ющие го­сударс­тва (фор­мы прав­ле­ния) Пла­тон под­разде­лял на пра­виль­ные (спра­вед­ли­вые): мо­нар­хия, арис­токра­тия и неп­ра­виль­ные: ти­мок­ра­тия (власть во­ен­ных), оли­гар­хия (власть бо­гачей), де­мок­ра­тия (власть на­род­ных ни­зов) и ти­рания (власть узур­па­тора). При этом де­мок­ра­тичес­кий про­цесс и де­мок­ра­тичес­кие про­цеду­ры (вы­боры, кол­ле­ги­аль­ность ру­ководс­тва, прав­ле­ние за­конов, а не лю­дей) при­сущи всем пра­виль­ным фор­мам прав­ле­ния. Худ­шим прав­ле­ни­ем Пла­тон счи­тал ти­ранию.

Го­сударс­тво [4]

Кни­га седь­мая

Спра­вед­ли­вость вос­пи­тыва­ет­ся в че­лове­ке с детс­тва.

<…> ког­да влас­ти­теля­ми в го­сударс­тве ста­нут под­линные фи­лосо­фы, бу­дет ли их нес­коль­ко или хо­тя бы один, ны­неш­ни­ми по­чес­тя­ми они пре­неб­ре­гут, счи­тая их низ­менны­ми и ни­чего не сто­ящи­ми, и бу­дут вы­соко це­нить по­рядоч­ность и ту честь, что с нею свя­зана, но са­мым ве­ликим и не­об­хо­димым бу­дут счи­тать спра­вед­ли­вость; слу­жа ей и ум­но­жая ее, ус­тро­ят они свое го­сударс­тво.

– Но КЭ.К имен­но?

– Всех, ко­му в го­роде боль­ше де­сяти лет, они отош­лют в де­рев­ню, а ос­таль­ных де­тей, ог­ра­див их от воз­дей­ствия сов­ре­мен­ных нра­вов, свой­ствен­ных ро­дите­лям, вос­пи­та­ют на свой лад, в тех за­конах, ко­торые мы ра­зоб­ра­ли рань­ше. Та­ким-то вот об­ра­зом все­го лег­че и ско­рее ус­та­новит­ся тот го­сударс­твен­ный строй, о ко­тором мы го­вори­ли, го­сударс­тво рас­цве­тет, а на­род, у ко­торо­го оно воз­никнет, для се­бя из­вле­чет ве­ликую поль­зу. <…>

Кни­га вось­мая

<…> в об­разцо­во ус­тро­ен­ном го­сударс­тве же­ны дол­жны быть об­щи­ми, де­ти – то­же, да и все их вос­пи­тание бу­дет об­щим; точ­но так же об­щи­ми бу­дут во­ен­ные и мир­ные за­нятия, а ца­рями на­до всем этим дол­жны быть на­ибо­лее от­ли­чив­ши­еся в фи­лосо­фии и в во­ен­ном де­ле.

– Да, мы в этом сог­ла­сились.

– И до­гово­рились нас­чет то­го, что как толь­ко бу­дут наз­на­чены пра­вите­ли, они возь­мут сво­их во­инов и рас­се­лят их по тем жи­лищам, о ко­торых мы упо­мина­ли ра­нее; ни у ко­го не бу­дет ни­чего собс­твен­но­го, но все у всех об­щее. Кро­ме жи­лищ, мы уже го­вори­ли, ес­ли ты пом­нишь, ка­кое у них там бу­дет иму­щес­тво.

– Пом­ню, мы дер­жа­лись взгля­да, что ник­то не дол­жен ни­чего при­об­ре­тать, как это все де­ла­ют те­перь. За ох­ра­ну на­ши стра­жи, под­ви­за­ющи­еся в во­ен­ном де­ле, бу­дут по­лучать от ос­таль­ных граж­дан воз­награж­де­ние в ви­де за­паса про­доволь­ствия на год, а обя­зан­ностью их бу­дет за­ботить­ся обо всем го­сударс­тве.

– Ты пра­виль­но го­воришь. Раз с этим у нас по­кон­че­но, то, что­бы про­дол­жить наш преж­ний путь, да­вай при­пом­ним, о чем у нас бы­ла речь пе­ред тем, как мы ук­ло­нились в сто­рону.

– Нет­рудно при­пом­нить. Ты за­кон­чил свое рас­сужде­ние об ус­трой­стве го­сударс­тва при­мер­но те­ми же сло­вами, что и сей­час: а имен­но, что ты счи­та­ешь хо­рошим рас­смот­ренное на­ми тог­да го­сударс­тво и со­от­ветс­тву­юще­го ему че­лове­ка, хо­тя мог бы ука­зать на го­сударс­тво еще бо­лее прек­расное и со­от­ветс­твен­но на та­кого че­лове­ка. Раз по­доб­ное го­сударс­твен­ное ус­трой­ство пра­виль­но, ска­зал ты, все ос­таль­ные по­роч­ны.

[Че­тыре ви­да го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства]

<…> – А мне и в са­мом де­ле не тер­пится ус­лы­шать, о ка­ких это че­тырех ви­дах го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства ты го­ворил.

– Ус­лы­шишь, это нет­рудно. Я го­ворю как раз о тех ви­дах, ко­торые поль­зу­ют­ся из­вес­тностью. Боль­шинс­тво одоб­ря­ет крит­ско-ла­кеде­мон­ское ус­трой­ство. [5] На вто­ром мес­те, ме­нее одоб­ря­емая, сто­ит оли­гар­хия: это го­сударс­твен­ное ус­трой­ство, пре­ис­полнен­ное мно­жес­тва зол. Из нее воз­ни­ка­ет от­личная от нее де­мок­ра­тия. Прос­лавлен­ная ти­рания от­лична от них всех – это чет­вертое и край­нее за­боле­вание го­сударс­тва.

Арис­то­тель (384–322 до н. э.)

...

Ве­ликий древ­негре­чес­кий фи­лософ. Ос­новные по­лито­логи­чес­кие со­чине­ния: «По­лити­ка», «Афин­ская по­лития», «Ни­кома­хова эти­ка». В от­ли­чие от Пла­тона Арис­то­тель выд­ви­нул те­орию ес­тес­твен­но­го про­ис­хожде­ния го­сударс­тва, ко­торое, по­доб­но жи­вому ор­га­низ­му, об­ра­зу­ет­ся из ес­тес­твен­но­го стрем­ле­ния лю­дей («по­лити­чес­ких осо­бей») к об­ще­му бла­гу, объ­еди­няя семьи в се­ления, а се­ления в еди­ный по­лис. По­это­му го­сударс­тво не нуж­да­ет­ся в ра­дикаль­ной ис­кусс­твен­ной тран­сфор­ма­ции в со­от­ветс­твии с по­тус­то­рон­ним об­разцом (как у Пла­тона), пред­по­лага­ющим из­ме­нение при­роды че­лове­ка. Из ре­аль­ных форм прав­ле­ния на­илуч­шей Арис­то­тель счи­тал по­литию, со­чета­ющую по­ложи­тель­ные чер­ты оли­гар­хии и де­мок­ра­тии.

По­лити­ка [6]

Кни­га третья

Го­сударс­твен­ное ус­трой­ство оз­на­ча­ет то же, что и по­рядок го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния, пос­леднее же оли­цет­во­ря­ет­ся вер­ховной властью в го­сударс­тве, и вер­ховная власть неп­ре­мен­но на­ходит­ся в ру­ках ли­бо од­но­го, ли­бо нем­но­гих, ли­бо боль­шинс­тва. И ког­да один ли че­ловек, или нем­но­гие, или боль­шинс­тво пра­вят, ру­ково­дясь об­щес­твен­ной поль­зой, ес­тес­твен­но, та­кие ви­ды го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства яв­ля­ют­ся пра­виль­ны­ми, а те, при ко­торых име­ют­ся в ви­ду вы­годы ли­бо од­но­го ли­ца, ли­бо нем­но­гих, ли­бо боль­шинс­тва, яв­ля­ют­ся от­кло­нени­ями. Ведь нуж­но приз­нать од­но из двух: ли­бо лю­ди, учас­тву­ющие в го­сударс­твен­ном об­ще­нии, не граж­да­не, ли­бо они все дол­жны быть при­час­тны к об­щей поль­зе. Мо­нар­хи­чес­кое прав­ле­ние, име­ющее в ви­ду об­щую поль­зу, мы обык­но­вен­но на­зыва­ем цар­ской властью; власть нем­но­гих, но бо­лее чем од­но­го, – арис­токра­ти­ей (или по­тому, что пра­вят луч­шие, или по­тому, что име­ет­ся в ви­ду выс­шее бла­го го­сударс­тва и тех, кто в не­го вхо­дит); а ког­да ра­ди об­щей поль­зы пра­вит боль­шинс­тво, тог­да мы упот­ребля­ем обоз­на­чение, об­щее для всех ви­дов го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, – по­лития. И та­кое раз­гра­ниче­ние ока­зыва­ет­ся ло­гичес­ки пра­виль­ным: один че­ловек или нем­но­гие мо­гут вы­делять­ся сво­ей доб­ро­детелью, но пре­ус­петь во вся­кой доб­ро­дете­ли для боль­шинс­тва – де­ло уже труд­ное, хо­тя лег­че все­го – в во­ен­ной доб­лести, так как пос­ледняя встре­ча­ет­ся имен­но в на­род­ной мас­се. Вот по­чему в та­кой по­литии вер­ховная власть сос­ре­дото­чива­ет­ся в ру­ках во­инов, ко­торые во­ору­жа­ют­ся на собс­твен­ный счет. От­кло­нения от ука­зан­ных ус­трой­ств сле­ду­ющие: от цар­ской влас­ти – ти­рания, от арис­токра­тии – оли­гар­хия, от по­литии – де­мок­ра­тия. Ти­рания – мо­нар­хи­чес­кая власть, име­ющая в ви­ду вы­годы од­но­го пра­вите­ля; оли­гар­хия блю­дет вы­годы сос­то­ятель­ных граж­дан; де­мок­ра­тия – вы­годы не­иму­щих; об­щей же поль­зы ни од­на из них в ви­ду не име­ет. <…>

Ти­рания, как мы ска­зали, есть дес­по­тичес­кая мо­нар­хия в об­ласти по­лити­чес­ко­го об­ще­ния…<…>

…Оли­гар­хия – та­кой вид го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, при ко­тором дол­жнос­ти за­нима­ют лю­ди сос­то­ятель­ные, по ко­личес­тву сво­ему нем­но­гочис­ленные; де­мок­ра­тия – тот вид, при ко­тором дол­жнос­ти в ру­ках не­иму­щих, по ко­личес­тву сво­ему мно­гочис­ленных. По­луча­ет­ся дру­гое зат­рудне­ние: как мы обоз­на­чим толь­ко что ука­зан­ные ви­ды го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства – тот, при ко­тором вер­ховная власть сос­ре­дото­чена в ру­ках сос­то­ятель­но­го боль­шинс­тва, и тот, при ко­тором она на­ходит­ся в ру­ках не­иму­щего мень­шинс­тва, ес­ли ни­како­го ино­го го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, кро­ме ука­зан­ных, не су­щес­тву­ет? Итак, из при­веден­ных со­об­ра­жений, по-ви­димо­му, вы­тека­ет сле­ду­ющее: тот приз­нак, что вер­ховная власть на­ходит­ся ли­бо в ру­ках мень­шинс­тва, ли­бо в ру­ках боль­шинс­тва, есть приз­нак слу­чай­ный и при оп­ре­деле­нии то­го, что та­кое оли­гар­хия, и при оп­ре­деле­нии то­го, что та­кое де­мок­ра­тия, так как пов­се­мес­тно сос­то­ятель­ных бы­ва­ет мень­шинс­тво, а не­иму­щих боль­шинс­тво; зна­чит, этот приз­нак не мо­жет слу­жить ос­но­вой ука­зан­ных вы­ше раз­ли­чий. То, чем раз­ли­ча­ют­ся де­мок­ра­тия и оли­гар­хия, есть бед­ность и бо­гатс­тво; вот по­чему там, где власть ос­но­вана – без­различ­но, у мень­шинс­тва или боль­шинс­тва – на бо­гатс­тве, мы име­ем де­ло с оли­гар­хи­ей, а где пра­вят не­иму­щие, там пе­ред на­ми де­мок­ра­тия. А тот приз­нак, что в пер­вом слу­чае мы име­ем де­ло с мень­шинс­твом, а во вто­ром – с боль­шинс­твом, пов­то­ряю, есть приз­нак слу­чай­ный. Сос­то­ятель­ны­ми яв­ля­ют­ся нем­но­гие, а сво­бодой поль­зу­ют­ся все граж­да­не; на этом же и дру­гие ос­но­выва­ют свои при­тяза­ния на власть в го­сударс­тве. <…>

Ес­ли ко­неч­ной целью всех на­ук и ис­кусств яв­ля­ет­ся бла­го, то выс­шее бла­го есть пре­иму­щес­твен­ная цель са­мой глав­ной из всех на­ук и ис­кусств, имен­но по­лити­ки. Го­сударс­твен­ным бла­гом яв­ля­ет­ся спра­вед­ли­вость, т. е. то, что слу­жит об­щей поль­зе. По об­ще­му пред­став­ле­нию, спра­вед­ли­вость есть не­кое ра­венс­тво; это по­ложе­ние до из­вес­тной сте­пени сог­ласно с те­ми фи­лософ­ски­ми рас­сужде­ни­ями, в ко­торых ра­зоб­ра­ны эти­чес­кие воп­ро­сы. Ут­вер­жда­ют, что спра­вед­ли­вость есть неч­то име­ющее от­но­шение к лич­ности и что рав­ные дол­жны иметь рав­ное. Не сле­ду­ет, од­на­ко, ос­тавлять без разъ­яс­не­ния, в чем зак­лю­ча­ет­ся ра­венс­тво и в чем – не­равенс­тво; этот воп­рос пред­став­ля­ет труд­ность, к то­му же он при­над­ле­жит к об­ласти по­лити­чес­кой фи­лосо­фии. <…>

Кни­га чет­вертая

Ка­ким об­ра­зом воз­ни­ка­ет на­ряду с де­мок­ра­ти­ей и оли­гар­хи­ей так на­зыва­емая по­лития и ка­ково дол­жно быть ее ус­трой­ство… <…>

Вмес­те с тем ста­нут яс­ны­ми и от­ли­читель­ные приз­на­ки де­мок­ра­тии и оли­гар­хии. Преж­де все­го сле­ду­ет ус­та­новить раз­гра­ниче­ние этих ви­дов го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, а за­тем пос­ту­пить так, как пос­ту­па­ют со зна­ками гос­тепри­имс­тва, – взяв от каж­до­го из них по по­лови­не, сло­жить их вмес­те. <…>

Те­перь мы ска­зали о том, как дол­жна быть ус­тро­ена по­лития… <…> В каж­дом го­сударс­тве есть три час­ти: очень сос­то­ятель­ные, край­не не­иму­щие и третьи, сто­ящие пос­ре­дине меж­ду те­ми и дру­гими. Так как, по об­щепри­нято­му мне­нию, уме­рен­ность и се­реди­на – на­илуч­шее, то, оче­вид­но, и сред­ний дос­та­ток из всех благ все­го луч­ше. При на­личии его лег­че все­го по­вино­вать­ся до­водам ра­зума; нап­ро­тив, труд­но сле­довать этим до­водам че­лове­ку сверх­прек­расно­му свер­хсиль­но­му, сверх­знат­но­му, свер­хбо­гато­му или, на­обо­рот, че­лове­ку свер­хбед­но­му, сверх­сла­бому, свер­ху­нижен­но­му по сво­ему об­щес­твен­но­му по­ложе­нию. Лю­ди пер­во­го ти­па ста­новят­ся по пре­иму­щес­тву наг­ле­цами и круп­ны­ми мер­завца­ми. Лю­ди вто­рого ти­па час­то де­ла­ют­ся зло­де­ями и мел­ки­ми мер­завца­ми. А из прес­тупле­ний од­ни со­вер­ша­ют­ся из-за наг­лости, дру­гие – вследс­твие под­лости. Сверх то­го, лю­ди обо­их этих ти­пов не ук­ло­ня­ют­ся от влас­ти, но рев­нос­тно стре­мят­ся к ней, а ведь и то и дру­гое при­носит го­сударс­твам вред. Да­лее, лю­ди пер­во­го ти­па, имея из­бы­ток бла­гопо­лучия, си­лы, бо­гатс­тва дру­жес­ких свя­зей и то­му по­доб­ное, не же­ла­ют, да и не уме­ют под­чи­нять­ся. И это наб­лю­да­ет­ся уже до­ма, с дет­ско­го воз­раста: из­ба­лован­ные рос­кошью, в ко­торой они жи­вут, они не об­на­ружи­ва­ют при­выч­ки по­вино­вать­ся да­же в шко­лах. По­веде­ние лю­дей вто­рого ти­па из-за их край­ней не­обес­пе­чен­ности чрез­вы­чай­но уни­жен­ное. Та­ким об­ра­зом, од­ни не спо­соб­ны влас­тво­вать и уме­ют под­чи­нять­ся толь­ко той влас­ти, ко­торая про­яв­ля­ет­ся у гос­под над ра­бами; дру­гие же не спо­соб­ны под­чи­нять­ся ни­какой влас­ти, а влас­тво­вать уме­ют толь­ко так, как влас­тву­ют гос­по­да над ра­бами. По­луча­ет­ся го­сударс­тво, сос­то­ящее из ра­бов и гос­под, а не из сво­бод­ных лю­дей, го­сударс­тво, где од­ни ис­полне­ны за­вис­ти, дру­гие – през­ре­ния. А та­кого ро­да чувс­тва очень да­леки от чувс­тва друж­бы в по­лити­чес­ком об­ще­нии, ко­торое дол­жно зак­лю­чать в се­бе дру­жес­твен­ное на­чало. Упо­мяну­тые ми лю­ди не же­ла­ют да­же ид­ти по од­ной до­роге со сво­ими про­тив­ни­ками.

Го­сударс­тво бо­лее все­го стре­мит­ся к то­му, что­бы все в нем бы­ли рав­ны и оди­нако­вы, а это свой­ствен­но пре­иму­щес­твен­но лю­дям сред­ним. Та­ким об­ра­зом, ес­ли ис­хо­дить из ес­тес­твен­но­го, по на­шему ут­вер­жде­нию, сос­та­ва го­сударс­тва, не­из­бежно сле­ду­ет, что го­сударс­тво, сос­то­ящее из сред­них лю­дей, бу­дет иметь и на­илуч­ший го­сударс­твен­ный строй. Эти граж­да­не по пре­иму­щес­тву и ос­та­ют­ся в го­сударс­твах це­лыми и нев­ре­димы­ми. Они не стре­мят­ся к чу­жому доб­ру, как бед­ня­ки, а про­чие не по­сяга­ют на то, что этим при­над­ле­жит, по­доб­но то­му как бед­ня­ки стре­мят­ся к иму­щес­тву бо­гатых. <…>

Итак, яс­но, что на­илуч­шее го­сударс­твен­ное об­ще­ние – то, ко­торое дос­ти­га­ет­ся пос­редс­твом сред­них, и те го­сударс­тва име­ют хо­роший строй, где сред­ние пред­став­ле­ны в боль­шем ко­личес­тве, где они – в луч­шем слу­чае – силь­нее обе­их край­нос­тей или по край­ней ме­ре каж­дой из них в от­дель­нос­ти. Со­еди­нив­шись с той или дру­гой край­ностью, они обес­пе­чива­ют рав­но­весие и пре­пятс­тву­ют пе­реве­су про­тив­ни­ков. По­это­му ве­личай­шим бла­гопо­лучи­ем для го­сударс­тва яв­ля­ет­ся то, что­бы его граж­да­не об­ла­дали собс­твен­ностью сред­ней, но дос­та­точ­ной; а в тех слу­ча­ях, ког­да од­ни вла­де­ют слиш­ком мно­гим, дру­гие же ни­чего не име­ют, воз­ни­ка­ет ли­бо край­няя де­мок­ра­тия, ли­бо оли­гар­хия в чис­том ви­де, ли­бо ти­рания, имен­но под вли­яни­ем про­тиво­полож­ных край­нос­тей. <…>

Фу­кидид (ок. 460–400 до н. э.)

...

Фу­кидид – из­вес­тный древ­негре­чес­кий ис­то­рик и по­литик, ро­дил­ся в Афи­нах в арис­токра­тичес­кой семье. Учил­ся у луч­ших пе­даго­гов сво­его вре­мени: Анак­са­гора, Про­таго­ра, Гор­гия. Нес­мотря на при­над­лежность сво­их родс­твен­ни­ков к оли­гар­хи­чес­кой пар­тии, прим­кнул к де­мок­ра­тичес­кой груп­пи­ров­ке Пе­рик­ла. Был учас­тни­ком Пе­лопо­нес­ской вой­ны (431–404 гг. до н. э.) меж­ду Пе­лопо­нес­ским со­юзом во гла­ве со Спар­той и Афин­ским мор­ским со­юзом. В хо­де од­но­го из сра­жений (423 г. до н. э.) Фу­кидид, бу­дучи ко­ман­ду­ющим эс­кадрой ко­раб­лей, не смог вов­ре­мя ока­зать по­мощь со­юз­но­му фра­кий­ско­му по­лису Ам­фи­ополь, ко­торый пал под уда­рами спар­танцев. За это он был при­гово­рен к по­жиз­ненно­му из­гна­нию из Афин, в ко­торые смог вер­нуть­ся толь­ко че­рез двад­цать лет. В из­гна­нии Фу­кидид на­писал «Ис­то­рию», по­вес­тву­ющую о вой­не спар­танцев и афи­нян за ге­гемо­нию в Эл­ла­де. Он стал пер­вым из древ­негре­чес­ких ис­то­риков, ко­торый, от­ре­шив­шись от ми­фов (как пи­сали до не­го Го­мер и Ге­родот), пред­ста­вил ис­то­рию как цепь по­лити­чес­ких со­бытий и во­ен­ных стол­кно­вений, как по­лити­чес­кий про­цесс.

Ис­то­рия [7]

[Речь Пе­рик­ла]

Нач­ну преж­де все­го с пред­ков. Ведь и спра­вед­ли­вость, и прис­той­ность ве­лят нам в этих об­сто­ятель­ствах воз­дать дань их па­мяти. На­ши пред­ки всег­да не­из­менно оби­тали в этой стра­не и, пе­реда­вая ее от по­коле­ния к по­коле­нию, сво­ей доб­лестью сох­ра­нили ее сво­боду до на­шего вре­мени. И ес­ли они дос­той­ны хва­лы, то еще бо­лее дос­той­ны ее от­цы на­ши, ко­торые, ум­но­жив нас­ле­дие пред­ков сво­ими тру­дами, соз­да­ли столь ве­ликую дер­жа­ву, ка­кой мы вла­де­ем, и ос­та­вили ее нам, ны­не жи­вуще­му по­коле­нию. И еще боль­ше ук­ре­пили ее мо­гущес­тво мы са­ми, дос­тигшие ны­не зре­лого воз­раста. Мы сде­лали наш го­род со­вер­шенно са­мос­то­ятель­ным, снаб­див его всем не­об­хо­димым как на слу­чай вой­ны, так и в мир­ное вре­мя. Во­ен­ные под­ви­ги, ко­торые и мы и от­цы со­вер­ши­ли, за­во­евы­вая раз­личные зем­ли или стой­ко обо­роня­ясь в вой­нах с вар­ва­рами или эл­ли­нами, об­ще­из­вес­тны, и я не ста­ну о них рас­простра­нять­ся. Но преж­де чем на­чать хва­лу пав­шим, ко­торых мы здесь пог­ре­ба­ем, [8] хо­чу ска­зать о строе на­шего го­рода, о тех на­ших ус­та­нов­ле­ни­ях в об­ра­зе жиз­ни, ко­торые и при­вели его к ны­неш­не­му ве­личию. По­лагаю, что и се­год­ня умес­тно вспом­нить это, и всем соб­равшим­ся здесь граж­да­нам и чу­жезем­цам бу­дет по­лез­но об этом ус­лы­шать.

Для на­шего го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства мы не взя­ли за об­ра­зец ни­каких чу­жезем­ных ус­та­нов­ле­ний. Нап­ро­тив, мы ско­рее са­ми яв­ля­ем при­мер дру­гим, не­жели в чем-ни­будь под­ра­жа­ем ко­му-ли­бо. И так как у нас го­родом уп­равля­ет не горсть лю­дей, а боль­шинс­тво на­рода, то наш го­сударс­твен­ный строй на­зыва­ет­ся на­родоп­равс­твом. В час­тных де­лах все поль­зу­ют­ся оди­нако­выми пра­вами по за­конам. Что же до дел го­сударс­твен­ных, то на по­чет­ные го­сударс­твен­ные дол­жнос­ти выд­ви­га­ют каж­до­го по дос­то­инс­тву, пос­коль­ку он чем-ни­будь от­ли­чил­ся не в си­лу при­над­лежнос­ти к оп­ре­делен­но­му сос­ло­вию, но из-за лич­ной доб­лести. Бед­ность и тем­ное про­ис­хожде­ние или низ­кое об­щес­твен­ное по­ложе­ние не ме­ша­ют че­лове­ку за­нять по­чет­ную дол­жность, ес­ли он спо­собен ока­зать ус­лу­ги го­сударс­тву. В на­шем го­сударс­тве мы жи­вем сво­бод­но и в пов­седнев­ной жиз­ни из­бе­га­ем вза­им­ных по­доз­ре­ний: мы не пи­та­ем неп­ри­яз­ни к со­седу, ес­ли он в сво­ем по­веде­нии сле­ду­ет лич­ным склон­ностям, и не вы­казы­ва­ем ему хо­тя и без­вред­ной, но тя­гос­тно вос­при­нима­емой до­сады. Тер­пи­мые в сво­их час­тных вза­имо­от­но­шени­ях, в об­щес­твен­ной жиз­ни не на­руша­ем за­конов, глав­ным об­ра­зом из ува­жения к ним, и по­вину­ем­ся влас­тям и за­конам, в осо­бен­ности ус­та­нов­ленным в за­щиту оби­жа­емых, а так­же за­конам не­писа­ным, на­руше­ние ко­торых все счи­та­ют пос­тыдным.

По­либий (ок. 201 – ок. 120 до н. э.)

...

По­либий – древ­негре­чес­кий ора­тор и ис­то­рик, ро­дил­ся в семье из­вес­тно­го по­лити­ка и во­ена­чаль­ни­ка в по­лисе Ма­гаполь в Юж­ной Ар­ка­дии (се­вер­ная часть Гре­ции). За­нимал­ся по­лити­чес­кой де­ятель­ностью в то вре­мя, ког­да Гре­ция ут­ра­тила не­зави­симость и ста­ла рим­ской про­вин­ци­ей (пос­ле бит­вы под Пид­ной в 168 г. до н. э.). В чис­ле нес­коль­ких со­тен на­ибо­лее вли­ятель­ных по­лити­ков и во­ена­чаль­ни­ков По­либий был ин­терни­рован в Рим, где фор­маль­но на по­ложе­нии ра­ба, а фак­ти­чес­ки как об­ра­зован­ный эк­сперт и со­вет­ник по­пал в ок­ру­жение Сци­пи­она Эми­ли­ана, бу­дуще­го по­беди­теля Кар­фа­гена.

Но на­ибо­лее все­го По­либий прос­ла­вил­ся сво­ей «Все­об­щей ис­то­ри­ей», в ко­торой не толь­ко опи­сал со­бытия как оче­видец, но и дал кар­ти­ну прев­ра­щения Ри­ма в ми­ровую дер­жа­ву. С по­лити­чес­кой точ­ки зре­ния, по его мне­нию, это­му спо­собс­тво­вала сме­шан­ная сис­те­ма прав­ле­ния, ког­да власть од­но­го (мо­нар­хию) осу­щест­вля­ют кон­су­лы, власть нем­но­гих (арис­токра­тию) – се­нат, а власть на­рода (де­мок­ра­тию) – на­род­ное соб­ра­ние.

Все­об­щая ис­то­рия в со­рока кни­гах [9]

<…> Раз­ли­ча­ют три фор­мы го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства, из ко­торых од­на име­ну­ет­ся царс­твом, дру­гая – арис­токра­ти­ей, третья – де­мок­ра­ти­ей. Мне ка­жет­ся, вся­кий в пол­ном пра­ве спро­сить их, счи­та­ют ли они эти фор­мы во­об­ще единс­твен­ны­ми или же толь­ко на­илуч­ши­ми. Но и в том и в дру­гом слу­чае они, как я по­лагаю, заб­лужда­ют­ся, ибо не­сом­ненно со­вер­шенней­шей го­сударс­твен­ной фор­мой над­ле­жит приз­на­вать та­кую, в ко­торой со­еди­ня­ют­ся осо­бен­ности всех форм, по­име­нован­ных вы­ше. Под­твержда­ет­ся это не со­об­ра­жени­ями толь­ко, но и са­мым опы­том, ибо Ли­кург пер­вый пос­тро­ил го­сударс­тво ла­кеде­монян имен­но по та­кому спо­собу. Рав­ным об­ра­зом нель­зя счи­тать эти фор­мы и единс­твен­ны­ми. Ибо мы зна­ем нес­коль­ко мо­нар­хи­чес­ких и ти­рани­чес­ких го­сударств, ко­торые при всех сво­их от­ли­чи­ях от царс­тва пред­став­ля­ют­ся кое в чем и сход­ны­ми с ним. По этой же при­чине все са­модер­жцы, ес­ли толь­ко мож­но, прис­ва­ива­ют се­бе всуе наз­ва­ние ца­рей. Да­лее, су­щес­тву­ют весь­ма мно­гие оли­гар­хи­чес­кие го­сударс­тва, ко­торые при ка­жущем­ся сходс­тве с арис­токра­ти­ями силь­но, мож­но ска­зать, и раз­нятся от них. То же рас­сужде­ние при­мени­мо и к де­мок­ра­тии. <…>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.