Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций




Существует известный парадокс: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука никогда не стремилась превратить свои знания в догмы и всегда исходила из установ­ки, что любая научная теория, какой бы неопровержимой она ни казалась, может быть изменена в связи с изучением еще не­познанных явлений. Современная наука углубилась в область по­знания микро- и мегамира, достигла таких границ, которые тре­буют расширения области рационального мировосприятия обще­признанных явлений. Задача современной науки - поспеть за радикально изменяющейся социокультурной реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностической функции.

Являясь сложноорганизованным объектом, современная на­ука предполагает как дифференциацию, так и интеграцию раз­личных научных дисциплин. Поэтому одно из важных измене­ний мировоззренческих ориентаций современной науки - направ­ленность на целостное обобщение имеющейся системы многообразных областей знания. Наука направлена на глубин­ное постижение объективного мира, поэтому важной мировоз­зренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя непротиворе­чивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и паранаучных. Узкоспециализированный подход ва­жен лишь в синтезе научных знаний.

Наука разделяется на науку переднего края, опирающуюся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нор­мальную» науку, развивающуюся на принятых основоположе­ниях. Существует также разделение науки на официальную и «народную», т.е. этнонауку, имеющую своими корнями особен­ность специфического мировосприятия этноса, его обычаев и традиций. Она транслируется, как правило, от наставника к ученику в бесписьменной форме, связана с рецепторными пред­писаниями, знанием знахарей, целителей и пр. Говорят о на­уке восточной в противовес науке западной, о науке классичес­кого образца, центром которой являются идеалы детерминиз­ма, и науке, учитывающей индетерминистские факторы и статистические закономерности. Многочисленные образы на­уки рождают специфическую мировоззренческую ориентацию современного человека, предполагающую опору на плюрализм и построение альтернативных сценариев возможного развития. Идея плюрализма занимает достаточно видное место среди ми­ровоззренческих ориентаций современной постнеклассической стадии развития науки.

Важной мировоззренческой ориентацией современной на­уки становится установка на ее парадигмальный характер. Так, для мировоззренческих ориентаций науки классического типа, царившей в XVII-XVIII вв., была характерна норма социокуль­турной автономии научного знания, которая диктовала требо­вания максимально возможных ограничений и ограждений науки от влияния культуры. Автономия науки диктовала пол­ную независимость науки от многообразия социокультурных факторов. Она предполагала также выработку некоего универ­сального научного стандарта - классического идеала научности. Как правило, в качестве такового выделялись либо математи­ка с ее аксиоматическим-дедуктивным методом, либо физика с ее механико-экспериментальным методом. Для мировоззрен­ческих ориентаций современной, постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленности науки. Од­нако новой чертой оказывается тенденция опровержения тра­диции инновацией, т.е. абсолютизация значимости нового. Идеалом постнеклассической стадии науки является междис­циплинарный подход синергетики, объединяющий строгие ма­тематические и физические модели постижения действитель­ности с наукой об обществе. Мир предстает как неравновес­ная, динамическая, сложнорегулируемая система, отсюда возникают ориентации, подчиненные идее становления и нестационарности развития. Социальная реальность предстает как во многом зависимая от деятельности человечества. Это на­целивает на учет феномена обратной связи и особой роли ак­тивности субъекта в познании. Сам субъект познания мыслится как коллектив, состоящий из специалистов разных дисципли­нарных областей.

Современные мировоззренческие установки, опираясь на раз­витие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и след­ствие, часть и целое. Современная наука демонстрирует несводимость состояния целого к сумме состояний его частей. При­чинность мыслится как система вероятностных взаимодействий, а случай определяется как «Его Величество случай!». Современ­ная наука ведет к переосмыслению значения эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Принципиально изменяется стратегия экспериментирования. Применительно к развивающимся нестабильным системам экс­перимент, основанный на энергетическом взаимодействии с такой системой, не позволит воспроизвести одни и те же ее состояния. Необратимость процессов развития не обеспечивает возможно­сти воссоздания начальных состояний системы до ее участия в эксперименте. Особую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяющее вычислить разнообразие воз­можных структур и состояний, которые может породить данная система.

Изменение мировоззренческих ориентаций происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплек­сов, в функционирование которых включен сам человек, т.е. «чело­векоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек - машина», сложные информа­ционные комплексы, системы искусственного интеллекта. Изу­чение этих объектов показывает огромную роль гуманистичес­ких принципов и ценностей, так как преобразование «человеко­размерных» систем сталкивается с огромным числом запретов и ограничений. Недопустимы стратегии, потенциально содержа­щие в себе катастрофические последствия. Это обусловливает формирование мировоззренческой установки, связанной с тре­бованием личностной социокультурной направленности научного познания. В определении приоритетов научного исследования огромное место принадлежит экономическим и социально-по­литическим целям и задачам.

Мировоззренческие ориентации, рожденные современной наукой, не отличаются простотой и однозначностью, они наце­лены на динамичное восприятие мира. Утвердившаяся в науке концепция глобального эволюционизма предписывает воспри­нимать действительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода. Универсальность процессов эволюции распространяется на огромное многообра­зие процессов, происходящих в окружающем мире, - от неор­ганической материи до органических и социальных систем. Выбор эволюционно пригодных состояний идет в направлении от наи­менее вероятностного к наиболее вероятностному, в ситуации, когда из всего мыслимо возможного отбирается наиболее адап­тивно возможное.

Все неравновесные динамические системы в природе разде­ляются на консервативные и диссипативные. Консервативная система связана с принципиальным свойством сохранения, ко­торое указывает на существование некоей основы или субстан­ции, существующей неизменно, несмотря на многообразные обменные процессы, происходящие между системой, ее частя­ми и внешней средой. Консервативные системы сохраняют ка­чество перманентности. Примером осмысления такого рода си­стем могут быть как воззрения древних, например Фалеса о пер­воначале воды или Платона о порождающей мощи идей, так и теоретические аналоги, содержащиеся в классической механи­ке Ньютона (его три закона, свидетельствующие о постоянстве взаимодействий, сил ускорения, противодействия, земного при­тяжения). Однако классическая механика создавала представ­ления о системах, которые являлись консервативными и одно­временно необратимыми во времени. Качество необратимости является главным для диссипативных систем, подразумевающих исчерпание доступной энергии, в связи с чем в физике дисси­пация расценивалась как некая деградация. В биологии же, на­против, в силу очевидности процессов эволюции необратимость мыслилась как возрастание сложности. Сегодня к диссипатив­ным системам относят широкую совокупность систем, в том числе и саму жизнь. Для описания поведения таких систем ис­пользуются такие факторы, как температура, давление, концен­трация, скорость. Состояние диссипативных систем не может отличаться инвариантностью, а чередование событий бу­дет необратимым.

Однако убеждение, что и постоянство (сохранение), и изме­нение (неустойчивость) есть важнейшие характеристики миро­здания, пронизывало все философские системы. Поэтому пра­вомерен вывод: современные мировоззренческие ориентации представляют собой конкретно-историческое единство философ­ско-мировоззренческих принципов постижения действительно­сти и направлены на постижение мира с точки зрения объек­тивности, всесторонности, развития и взаимосвязи явлений. В современной науке продолжает сохранять доминирующее по­ложение мировоззренческая установка на объективность вос­приятия и воспроизведения явлений в процессе исследования. Вместе с тем она дополняется нацеленностью на эффективность решения практических проблем, инструментальную пригодность и полезность знания. Сохраняет свою значимость идея истори­ческой изменчивости знания, которая, в свою очередь, допол­няется социокультурными ценностями, задающими набор ог­раничений развитию науки. Наука не может быть вне и над куль­турой — она пребывает в исторически определенном культурном контексте. В современных мировоззренческих ориентациях, как отмечают ученые, особое значение приобретают ценностно-це­левые структуры.

Важное место среди современных мировоззренческих ори­ентаций занимает идея коэволюции, т.е. согласованного разви­тия природных процессов и целесообразной человеческой де­ятельности. Отношения с природой требуют диалога и снятия тех рисков и напряжения, которое создает техногенная циви­лизация.

Совокупные достижения современной науки внедряют в ми­ровоззрение современника идею необратимости, нелинейности развития, идею альтернативности, вариабельности и сценарно­го подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности про­должения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Зна­чимым оказывается принцип корпоративных эффектов. Очень многие современные мировоззренческие принципы получили признание благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации. Ее междисциплинарная природа позволяет обогатить мировоззрение современника как выводами из обла­сти естественнонаучного знания, так и установками, порожден­ными современными гуманитарными науками. Современная стадия развития науки обеспечивает возникновение новых ми­ровоззренческих установок, которые несут в себе новые гумани­тарные смыслы и ответы на вызовы исторического развития. Современная наука включает в себя ориентиры космопланетар­ного мышления. Мировоззрение современника должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на соче­тание достижений техногенной цивилизации и традиционных типов общества, культур Востока и Запада. Синтез восточного и западного мировидения обусловливает новое качество миро­воззренческих ориентаций.

Научно-технический прогресс влечет за собой необходимость изменения типов коммуникации, образа жизни, ускоряюще­еся изменение природной среды и среды обитания человека. Научно-технический взгляд на мир, абсолютизация ра­ционалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира выявляет приоритеты сугубо технологи­ческого стиля мышления, когда субъект деятельности стремится дать четкий ответ на вопрос, как достичь того или иного эф­фекта. Особое место принадлежит процессам информатизации и «интернетизации». Интернет превратился в массовую, до­ступную всем реальность, которая неизбежно рождает новые мировоззренческие установки. Создание информации, ее обра­ботка и функционирование становятся фундаментальным ис­точником развития современности, силой, преобразующей все основные сферы жизнедеятельности людей.

Современная наука - очень сложный и динамичный фактор общественного развития. Наука делает открытия, рождает новые гипотезы и теории, совершенствует методы и технологии, уве­личивает темпы НТП, рождая мировоззренческие установки, которые зачастую включают в себя оппозиционные ориентиры. Они характеризуются амбивалентностью.

Так, приоритеты целостности и междисциплинарности сталки­ваются с признанием полицентричности, углубленной дифферен­циации и узкой специализации; антропологический поворот к че­ловеку и социокультурная обусловленность познания сочетается с принципом стохастичности, неопределенности развития, когда человек рассматривается как одна из географических сил, наряду с прочими; требования коэволюции и саморегуляции наталкива­ются на противоречия техногенной цивилизации, риски и угрозы экологической катастрофы; установка на самоидентификацию личности и общества сталкивается с принципиальной мозаично­стью, эклектичностью и фрагментарностью повседневного бытия и унификацией массовой культуры; творчество заменяется симу­ляцией, самореализация - отчуждением.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 789 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.