Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобальный эволюционизм и современная картина мира




Глобальный эволюционизм - это интегративное исследователь­ское направление, учитывающее динамику развития неоргани­ческого, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. В современ­ной философии науки глобальному эволюционизму отведено одно из центральных мест. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Выйдя из недр естественных наук, базируясь на закономерностях Вселенной, он отличается универ­сальностью и огромным интегративным потенциалом.

Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эво­люции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную - объединяя их генетической и структурной преем­ственностью. Наряду со стремлением к объединению представ­лений о живой и неживой природе, социальной жизни и техни­ки одной из целей глобального эволюционизма является потреб­ность интегрировать естественно-научное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание, т.е. глобальный эволюци­онизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и философские осно­вания. Появление синергетики также свидетельствует о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универсально объединяющих развитие систем различной природы.

По мнению B.C. Степина и Л.Ф. Касавиной, обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода: теория нестационарной Все­ленной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синер­гетики.

Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятност­ный характер. Они описываются на языке статистических за­кономерностей. К эволюции звезд и планет применимы дина­мические законы. В эволюции живого одним из важных посту­латов является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа не знает своих конечных состояний, она му­тирует наугад. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возник­новения в ней жизни. В разработке антропного принципа прин­ципиальную важность имело обстоятельство, свидетельствую­щее о совпадении численной взаимосвязи параметров микро­мира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик мегагалактики, ее массы, време­ни существования, размера. Свойства нашей Вселенной обу­словлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура Вселенной была бы отличной от существующей.

«Слабый» антропный принцип, согласно Б. Картеру, впервые предложившему это понятие, указывал: то, что мы ожидаем на­блюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Согласно «сильному» антропному принципу Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблю­дателей, чтобы Вселенная обладала свойствами, позволяющими возникновение жизни и человека. Из факта существования че­ловека делается вывод о физических свойствах Вселенной, ус­танавливается определенное соотношение между наличием жизни, человека и физическими параметрами Вселенной. Гипотетичность идеи антропного принципа не снижает значимости проблемы космического эволюционизма. Глобальный эволюционизм вскры­вает также противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина, которая провозглашает отбор и усиление упо­рядоченности форм и состояний живого, и вторым началом тер­модинамики, которое провозглашает рост энтропии - меры хаотизации.

Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, про­исходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других. В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза). Исследователи утверж­дают, что сам термин «химия» связан с древним названием Егип­та - Хемия, где огромная роль была отведена способностям практического использования и управления химическими про­цессами. Античные натурфилософские учения об элементах - качествах, как и опыты средневековых алхимиков, во многом способствовали становлению научной химии, которое датиру­ется XVII - началом XVIII в. Обращение химии к изучению воз­духа газов обусловило появление так называемой пневматологии, в рамках которой были открыты кислород, водород, азот, углекислый газ. Р. Бойль был известным химиком, который при­менял различные индикаторы, в частности лакмус, и положил начало аналитической химии. С именем Лавуазье связано от­крытие количественных методов исследования, разработка пер­вой номенклатуры химических элементов. Большой вклад в раз­витие химии внесли русские ученые Ломоносов, Бутлеров, Мен­делеев. Объяснение и предсказание новых видов химических соединений, возможность управления химическими реакция­ми, удовлетворение запросов, предъявляемых химии со сторо­ны промышленности и производства, и осмысление негатив­ных последствий в контексте глобальных планетарных процессов составили проблемный ряд химической формы глобального эво­люционизма.

В рамках глобального эволюционизма большое внимание уде­ляется эволюции биологической. Эволюционные учения воссозда­вали картину естественного исторического изменения форм жизни, возникновения и трансформации видов, преобразования биогеоценозов и биосферы.

Первой попыткой создания целостной эволюционной теории счи­тается «Философия зоологии» Ж.Б. Ламарка (1809), в которой ут­верждается, что природе свойственно стремление к совершенству, наследованию организмом благоприобретенных свойств. Научное обоснование теории, вскрывающее движущие силы эволюции, пред­ложил Ч. Дарвин, известная книга которого «Происхождение ви­дов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859) указывала на важнейшие эво­люционные механизмы: изменчивости, наследственности, отбора.

В XX в. возникла синтетическая теория эволюции, в кото­рой был предложен синтез основных положений эволюционной теории Дарвина, современной генетики и ряда новейших био­логических обобщений. Наследственность как возможность пе­редавать генетические изменения последующим поколениям связывалась со степенью адаптации, позволяющей нормально функционировать в окружающей среде. Выявлялась роль обучения и подражания как механизмов, которые быстрее, чем через гены, воспроизведут навык в последующем поколении. В аппарате наследственности могут произойти случайные изменения - му­тации (вызываемые излучениями, различными температурными режимами, химическими воздействиями) или рекомбинации, предполагающие перестройку наследственного аппарата родите­лей. В определенные периоды истории интенсивность мутаци­онных изменений возрастает в связи с усилением излучений из космоса, появлением озоновых дыр, аномалий над радиоактив­ными породами. Как отмечают ученые, большинство подобных изменений ведет к гибели организма или придают ему свойства, нейтральные по отношению к адаптации в данной среде, и только очень незначительная часть приобретает новые свойства и ста­новится родоначальником нового вида. Тем самым фиксирует­ся второй фактор эволюции - изменчивость. Более вероятно выживание новичков и превращение их в доминирующий тип не на старой, а на новой территории, куда их вытесняют особи прежнего доминирующего вида.

Человечество как продукт естественной эволюции подчиня­ется ее основным законам. Этап медленного, постепенного из­менения общества назван эволюцией социальной. Причем изме­нения, происходящие в обществе, осуществляются не одновре­менно и носят разнонаправленный характер. Ученые отмечают, что процесс эволюции происходит сначала в популяции, а за­тем захватывает этнос. Люди, составляющие этносы, также на­капливают информацию об окружающей их природной (климат, ресурсы, рельеф) или социальной (поведение, законы общежи­тия) среде. Это составляет основу их культурной адаптации, ко­торая вырабатывает стереотипы поведения и мышления, затем превращающиеся в традиции. В обществе традиции интерпре­тируются как аналоги наследственности в биологической эво­люции.

То, что в биологической эволюции называется «мутантами», в социальной именуется «еретиками» и «диссидентами». Это те ин­дивиды, которые способны мыслить и действовать неординарно и нетрадиционно, ломать привычные стереотипы. Как свидетельствует история, таких одиночек пытаются изолировать, изгнать или же уничтожить.

В социальной эволюции возможен сценарий, когда, несмотря на рост населения, большинство людей не желает покидать привычных мест из-за боязни перемен. В этой местности воз­никает демографическое давление, а затем демографо-экологический кризис. Способом регулирования или выхода из него являются войны или демографическая политика сдерживания. Возможен и другой сценарий, когда социальные мутанты - но­ваторы являются инициаторами социальных и технических но­ваций, что повышает демографическую емкость и формирует новые структуры и интенсивный путь развития. Тем самым но­ваторы препятствуют воспроизводству традиций старших по­колений и начинают сами оказывать значительное влияние. Благодаря их новациям общество совершает качественный ска­чок.

Эволюция человеческого общества происходит при сохране­нии генетических констант вида homo sapiens и реализуется че­рез взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественного сознания, производственных систем, науки, тех­ники, материальной и духовной культуры. Качественный характер этих взаимодействий меняется вследствие НТП, техноэволюции. Скорость техноэволюции в отличие от биоэволюции постоянно возрастает. При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции говорить о коэволюции природы и общества не­возможно. Очаговые и локальные последствия деградации окру­жающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетиче­скому уродству, чреваты региональными и глобальными послед­ствиями. Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «коэволюции», т. е. согласованного существо­вания природы и человечества. Механизмы «врастания» челове­чества в природу включают в себя биологические, технические и социальные аспекты. Это сложное интегративное качество взаи­модействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на дру­гой, видоизменяет под своим давлением третий. Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам является ее частью. Реализация принципа коэволюции — необ­ходимое условие для обеспечения его будущего. Коллективный разум и коллективная воля человечества должны обеспечить со­вместное развитие (коэволюцию) природы и общества.

Подход, предложенный J1. Гумилевым, отвечает стандартам межпланетарного анализа, так как объясняет процесс этноге­неза выбросами космической энергии. Возникающее на осно­ве этих выбросов явление пассионарного (от лат. passio - страсть) скачка приводит к возникновению этноса, который существу­ет 12000-15000 лет и проходит стадии подъема, акматическую стадию, фазу надлома, инерционную, стадию обскурации и мемориальную стадию. На протяжении исторического процесса происходит неизбежное смешение этносов, которое не всегда позитивно. Наложение друг на друга несовместимых мироощу­щений этносов, ассимиляция разнохарактерных поведенческих стереотипов, негармоничное сочетание двух-трех элементарных этносов рождает такое явление, как «химера» (в биологии это особая форма клеток, возникающая в результате прививок). По выражению Гумилева, «идеологические концепции, порожда­емые химерами, наподобие вампиров, «сосут кровь» из здоро­вых этносов».

Теоретическое ядро концепции Л. Гумилева - пассионарность означает особый вид энергии, «уклонение от видовой нормы». Пас­сионарность - это биофизический фактор, способность и стрем­ление к изменению окружающей среды или (говоря языком фи­зики) к нарушению информации агрегатного состояния среды, это источник волны, каждый раз заставляющий материю реорганизо­вываться. Пассионарный толчок ведет к мутации. Рождение му­тантов есть, по Гумилеву, рождение пассионариев - индивидов с повышенной энергетичностью. Импульс пассионарности может быть так силен, что носители данного признака не могут рассчи­тать последствий своих поступков. Поэтому пассионарность сле­дует понимать не как атрибут сознания, а как важный признак кон­ституции нервной системы. По определению JI. Гумилева, пасси­онарность обитает в сфере эмоций, в отличие от активности, связанной с деятельностью сознания. Причем пассионариев мо­гут характеризовать весьма далекие от идеальных качества: амби­циозность, гордость, тщеславие, алчность. «Пассионарность — это характерологическая доминанта, необходимое внутреннее стрем­ление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направ­ленной на осуществление какой-либо цели (чаще иллюзорной). За­метим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни и счастья современников и соплеменников. Степень пассионарности может быть различной, но для того, чтобы явление пассионарности имело явные и фиксируемые в истории проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. пассионарность полагается как признак не только индивидуаль­ный, но и популяционный.

Гумилев формулирует весьма любопытный закон, согласно которому работа, выполняемая этническим коллективом, пря­мо пропорциональна уровню пассионарного напряжения, а пас­сионарное напряжение этноса — это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, поделенное на количество персон, составляющих этнос. Периоды же стабильного роста культуры и уровня жизни связаны с периодами общего сниже­ния и спада пассионарного напряжения. Теория фазового раз­вития этноса позволяет говорить о рождении нового направле­ния - социоестественной истории. Пассионарность включает в себя два фактора: потерю энергии первоначального толчка (старение) и насильственное воздействие соседних этносов или других сил природы (смещение). Последнее имеет деформиру­ющий характер. Быстрый подъем пассионарности и медленная его утрата - схема, действительная для всех известных этносов. Принцип этногенеза указывает на угасание импульса вследствие энтропии, или (что то же самое) система утрачивает пассионар­ность из-за сопротивления окружающей среды - этнической или природной.

В общем плане источник пассионарности связывается с фак­торами космического порядка, в частности с циклическими про­цессами солнечной активности. Гипотеза вариабельного косми­ческого облучения предлагает определенный ответ на вопрос о механизме образования этносов. Поверхность Земли как экран принимает космические лучи, источником которых могут быть либо многолетние вариации солнечной активности, либо вспышки новых звезд. Большая часть их задерживается ионосферой. Ос­тавшаяся часть, деформированная магнитным или гравитацион­ным полем Земли, принимает облик геодезических линий, часть из которых обладает мутагенными свойствами. В облученных ареалах появляются мутанты, но мутанты-уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии - медленно, ибо они есть норма. Человеческий разум соотносится с формулами энергопотоков, он обусловливает действия, отвечающие импуль­сам энергопотоков. Если допустить, что человеческий разум — путь к экрану, отбрасывающему биохимические импульсы, как зеркало отбрасывает солнечный луч, превращая его в лик, то обратный путь биохимического импульса, зафиксированный человеческим сознанием, будет тем, что принято называть ми­роощущением, с которым, однако, не следует смешивать созна­ние и мировоззрение. Гумилев подчеркивает, что биогенная миг­рация атомов химических элементов всегда стремится к матери­альному проявлению в биосфере, т.е. имеет в виду факт повы­шенной активности.

Эволюция социогенеза достаточно сложна. Современный этап развития представлений о социальной эволюции вводит поня­тие «мулътикультурные конфигурации», показывающее не толь­ко известную градацию мира на восток-запад, север-юг, но и взаимодействие над-, меж- и региональных сообществ. Фунда­ментальным основанием мультикультурной эволюции является повсеместная экспансия транснациональной рыночной модели. Она влечет за собой сдвиги в сфере социальных отношений, изменение стереотипов всех видов. Выделяют пять видов специ­фических цивилизационных пространств: атлантическое, тихо­океанское, евразийское, «южное» и транснациональное. Постин­дустриальный Север контролирует почти всю торгово-финансо- вую сферу мира; высокоиндустриальный Запад предстает как совокупность ведущих промышленно развитых государств; стра­ны интенсивно развивающегося Востока ориентируются на нео­индустриал ьную модель развития; Юг существует в основном как сырьевой резервуар, выполняя, с одной стороны, «функцию амор­тизационного пояса», т.е. естественного хранилища обнаружен­ных месторождений природных ископаемых, а с другой стороны - функцию места захоронения вредных отходов. Иногда «глубокий» Юг называют легкими планеты.

Как считают философы, процесс социального эволюциони­рования предполагает становление нового мирового порядка не как покорение одной цивилизации другими, а как возникнове­ние и становление общемировой, общепланетарной цивилизации, субъект которой — человечество в целом. Значимым становится императив «Думать глобально — действовать локально». Отли­чительным симптомом и признаком такой универсализации яв­ляется возможность быстрой сетевой компьютерной связи че­ловека с интеллектуальными ресурсами всего человечества, кол­лективным интеллектом и мозгом планеты.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1093 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.