1. Наказания, выносимые Церковным судом для согрешившего и преступившего божественное право, носят характер врачевания.[30]
2. Налагаемые наказания – это средства для исправления, предупреждения для появления дальнейших преступлений «для сохранения блага всей Церкви».[31]
3. Наказания для клириков могут быть четырех видов: замечание, отлучение, извержение и анафема.[32]
4. Все виды наказания делятся на два типа по своей цели:
Наказания для исправления (τιμωρία διορθοῦσαι, poenae obsecratio) и наказания в строгом смысле слова (τιμωρία σωφρονίζουσαι poenae vindicativae).
Все эти наказания накладываются при тщательном исследовании состава преступления, причин совершенного преступления, дабы церковный суд не погрешил против божественной справедливости, правды Божией и делал свои решения предметом серьезного соблазна. «Есть несколько канонических постановлений, на которые церковные суды должны обращать внимание при наложении наказаний, чтобы приговор их соответствовал духу христианства и был свободен от всего, что могло бы бросить тень подозрения на его справедливость»[33], - подчеркивает епископ Никодим (Милаш). Для этого церковный суд любо инстанции должен четко выявлять обстоятельства совершенного преступления и мотивы, побудившие ко греху. Православная Церковь наиболее тяжелые наказания налагала за еретические учения, высказываемые иерархами и клириками, за учинение любого вида раскола и за блудные грехи. Расшвыриваясь запретами и не желая с полно степенью ответственности разрешать возникающие трения с духовенством, правящие архиерей еще в большей степени способствуют расколу, его углублению. И если налагаемые запреты не соответствуют букве и духе канонического права, что бывает достаточно часто, то такие запреты являются недействительными. Священные каноны, напоминаем, не являются орудием и средством наказания человека, клирика, как уврачевания страсти, немощи, разрешение спорных и конфликтных вопросов. К глубокому сожалению у наше иерархи часто не работает именно в таком направлении мышление. Жесткость, а порой, и жестокость преобладает над правдой и милостью Божией. В таком случае очень важно вспоминать слова Господа нашего Иисуса Христа «милости хочу, а не жертвы».
Поэтому в наше время и в нашей Церкви, когда произвол епископа чаще всего преобладает и выходит за рамки даже буквы священных канонов, в особенности когда это касается вполне объективной критики отступлении в вероучительных вопросах, ошибок в вероучительных вопросах, все это говорит о том, что «принцип соборности» в нашей Поместной Церкви не работает. Но проявляя духовное рассуждение и мудрость, беспокоясь о нашей матери Церкви, очень важно любыми способами избегать преждевременных и необдуманных шагов, которые ведут к расколу Церкви, тем самым ее ослабляя и делая ее более уязвимой для ее врагов. Нужна усиленная молитва и покаяние, смиренномудрие для всех. Ибо если человек не обладает даром духовного рассуждения, а в первую очередь епископ и священник, который подается только человеку с очищенным сердцем, ведущим не внешнюю церковную жизнь, а внутреннюю духовную жизнь, то по действию страсти он будет принимать неверные решения, вредить пастве и Церкви Христовой при мысли, что он поступает правильно. Святоотеческая мудрость говорит нам о том, что дьявол очень легко подстраивается под личину справедливости и правды. Но такая правда оказывается противной воли Божией, а по сути своей является не правдой, а лжеправдой.[34]С другой стороны, помня о том, что за чистоту веры должен бороться каждый христианин, не зависимо от иерархической принадлежности, ибо это есть заповедь от Бога говорить о вере и ее защищать, по словам прп. Феодора Студита Исповедника. Ибо «молчанием предается Бог», по словам свт. Григория Богослова.
· Редакция интернет-портала «Православный Апологет» 2016год