Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Б) Патриарх и его некоторые важные канонические права и обязанности




Перейдем к вопросу о канонических правах патриарха, то есть затронем вопрос о правах Патриарха и ограниченности его власти в Поместной Церкви. Основные положения, касающиеся власти Патриарха изложены в Уставе Русской Православной Церкви[17], которые в своей основе должны опираться на основы канонического права Вселенской Православной Церкви, выработанные еще в Византии и всецело унаследованные Русской Православной Церкви.

В основу прав патриарха в поместной церкви лежат важные канонические правила. Это, прежде всего 34 правило святых Апостолов, которое говорит о необходимости «епископам каждого народа ….знати первого из них (τόν ἐν αὐτοῖς πρῶτον), и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения». Сюда же необходимо отнести и 9 правило Антиохийского собора, которое по букве следует Апостольскому правилу. Эти правила указывают на фундаментальный принцип сохранения единства и большей мощи в поместной Церкви и во всей Православной Церкви в целом, который восходит еще к апостольским временам.[18] Однако власть первого епископа (τό πρῶτον) в делах общецерковного характера строго ограничивалась принципом «но и первый ничего да не творит без рассуждения всех(μηδέ ἐκεῖνος ἄνευ τῆς πάντων γνώμης ποιείτω τι¨)». Правило вносит очень важное уточнение, что при управлении поместной церковью первый старейший епископ(τό πρῶτον), епископом материнской церкви или епископ главного города области должен действовать с рассуждением со всеми, а не некоторыми епископами. Известный византийский канонист Зонара добавляет, что «впрочем, и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное. Ибо правило хочет, чтобы архиереи были единомысленны, связуемы союзом любви, и как для подчиненного клира, так и для народа были примером любви и единомыслия».[19]

Поэтому совершенно естественно Устав Русской Православной Церкви в положении «IV. Патриарх Московский и всея Руси» говорит, что Патриарх Московский и всея Руси: «в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви». Однако Устав РПЦ считает, что 34 Апостольское правило применимо только во взаимоотношениях Святейшего Патриарха с членами Священного Синода, вместе с которым Святейший Патриарх управляет Русской Православной Церковью (Устав РПЦ. IV. Патриарх Московский и всея Руси, п.4)[20]. Это положение тем самым ограничивает действие апостольского правила.

Здесь мы сразу же видим первое и принципиальное нарушение Святейшим Патриархом Кириллом основополагающего канонического древнейшего правила Православной Церкви. То есть патриарх Кирилл даже начало «подготовки свое встречи с Римским папой» обязан былсогласовывать со всеми епископами не своей епархии, которой является г. Москва и некоторые города ближайшего Подмосковья, то есть все то, что входит в состав понятия «Патриаршая область », а со всеми епископами Русской Православной Церкви. Это наиболее правильно делать на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Аристин указывает на повиновение первому епископу подчиненных ему по юрисдикции и первому делать все, что превышает его реальную каноническую власть, только с ведома подчиненных ему епископов как на важный принцип сохранения единомыслия в Церкви.

Нарушение этого Апостольского правила в его целом понимании, является не просто грубейшим каноническим преступлением, но и грубым попиранием принципа единства и соборности Поместной Церкви. Иной интерпретации деянию патриарха дано быть не может. Собственно говоря, Его Святейшество совершил шаг, который является каноническим преступлением и может расценен еще как заявление о некоем подобно Римскому папе особом преимуществе власти в Поместной Церкви. Посему он за свои демостративные действия, идущие в разрез с основным каноническим строем, подлежит церковному суду.[21]

Права и обязанности Патриарха также основываются не тех правах, которые канонически закреплены преимущественно IV Вселенским собором, и которые вполне естественно описывают права Константинопольского патриарха. Это правила 9, 17, которые закрепляют за патриархом право верховного суда по церковным вопросам.[22]Тем не менее, хотя каноническое право Православной Церкви считает суд Патриарха и императора конечной и высшей инстанцией. Однако оба полежат и сами церковному суду, если они погрешают в вере и попирают священные каноны Православной Вселенской Церкви.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 527 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.