Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дополнительный допрос гражданина Байтурсынова Ахмета




 

124 ф, т.3 18/ҮІ-29г.

Из моих литературных трудов при самодержавии были изданы: перевод басен Крылова, Сборник собственных и переводных стихотворений под названием «Маса». При советской власти литературной деятельностью не занимался. По вопросам о художественной литературе я стою на той точке зрения, что ценность произведения заключаются в том, насколько оно в состоянии воздействовать на чувства человека, вне зависимости от того, какая идея заложена в этом произведении.

С литературными течениями в Казахстане я знаком, но ни к одному из них не примыкаю, т.к. для меня совершенно безразлично, какое направление будет в литературе преобладающим: пролетарское или националистическое. В своей практической работе по воспитанию молодежи в учебных заведениях, в вопросах литературы, я иходил из той установки, которая произнесена мною выше. Что же касается предмета «Истории культуры», которую я преподавал в КазИнпросе в Оренбурге и Кызыл-Орде, то здесь я руководствовался также тем, что основным двигателем прогресса человечества является наука и техника.

Помню однажды на лекции по истории в Кызыл-Ординском КазИНО в 1927 году мне был задан вопрос: будет ли в будущем власть? Этот вопрос был задан в связи с тем, что по лекции о государственной власти говорилось, что человеку никогда без власти не жилось....

Я на этот вопрос ответил следующее: наука основывается на опытах, из опытов прошлого видно, что человечество без власти не жило. Поэтому не имея опыта на будущее нельзя дать научный ответ о том, будет ли власть или ее не будет. Насколько я помню, ответ мой этим и ограничился. Вопросов, связанных с перспективами строительства социализма и в связи с этим о судьбе государственной власти, мне не задавалось.

Вопросов о направлении казахской литературы я ни с кем не обсуждал. В частности не помню, чтобы я читал вместе с Букейхановым новую платформу, составленную Магжаном Жумабаевым. Во всяком случае хорошо помню, что Жумабаева в бытность мою в Москве я в квартире Букейханова не встречал, а также не был на квартире и самого Жумабаева (1 стр.).

Не помню (это было в общежитии Наркомпроса РСФСР в Москве, куда я ездил на краеведческий съезд, осенью 1924 г.) о том, возможно Жумабаев и Букейханов были у меня в общежитии, или же все мы вместе встречались на заседаниях краеведческого съезда. Также не помню, чтобы мы читали платформу «Табалдырық». Возможно, что материалы по литературе мы и читали, но точно не помню в рукописи, или газетные материалы. Сарсембина я помню, в бытность мою в Москве я его видел с Жумабаевым.

В Оренбурге этот Сарсембин у меня не бывал. Во всяком случае этого я не помню. И вообще не помню встречал ли я его после возвращения с краеведческого съезда.

Совещание в квартире Алдунгарова, посвященное разбору платформы Жумабаева, я не знаю и вообще в квартире Алдунгарова ни разу не был.

Относительно Чокаева я знаю только, что он находится в Париже. Кажется в 1924 году в Париж на Всемирную выставку произведений искусства ездил казахский певец Амре Кашаубаев, который по возвращении оттуда рассказывал, что видел Чокаева. Больше о нем не рассказывал и не расспрашивал. При каких условиях Амре рассказывал мне об этом, специально ли заходил ко мне или при случайной встрече – я не помню.

Показания мною прочитаны, записано с моих слов правильно, в чем и подпишусь – А. Байтурсынов (2 стр.).

Допрос Саенко.

*** *** ***

 

(№) ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОПРОШЕННЫЙ ГРАЖДАНИН ОМАРОВ ЕЛДЕС ПОКАЗАЛ [55]

 

20 июнь.

<Мұнда: Колчак құлаған соң 40 адамның Атбасарға барғаны, одан Семейге келгені айтылады – Т.Ж.>.

 

Позднее часть из этих лиц направились в Семипалатинск. Я же вместе с Танашевым Сабиром и Калидханом и с женой Кадырбаева, возвратились. Я и Танашев Калидхан поехали к Джангильдинус повинной. Он направил нас в Кирревком в Оренбург. Прежде чем поехать в Оренбург я приехал к себе в аул и жил там около месяца. Затем поехал в Оренбург, вернее через Оренбург в Москву, в качестве уполномоченного от казахских волостей, входивших в состав Челябинского уезда, с ходатайством о присоединении их к Казахской Республике. В Оренбурге я задержался около месяца, т.к. узнал, что в Москву должен ехать Байтурсынов, с которым я и собирался вместе ехать, имея ввиду, что самостоятельно мне будет поехать трудно.

В Москве жил около месяца вместе с Байтурсыновым. Также в Москве в это время из казахских работников были Ермеков, Букейханов Абдулла. Вместе с нами приехал Калиджан Танашев. Затем мы узнали, что под Москвой верстах в ста находится Сейдазы Кадырбаев, сломавший во время пути себе ребро. Об этом нам в председательстве сообщил лично Закки Валидов, вместе с которым ехал в Москву Кадырбаев. Каким образом Кадырбаев попал к Валидову точно припомнить не могу. Очевидно он заехал к нему по пути в Москву с целью при его содействии добиться амнистии.

Помню однажды мы устраивали под Москвой пикник, в котором участвовали я, Абдулла Букейханов, Байтурсынов, Танашев. Кроме того были несколько человек работников Башкирского и татарского председательств, в том числе помню фамилию Сеидгалиева или Султангалиева, но кто из них был на пикнике, точно не помню. Пикник был обычным мещанским обедом, пили водку и т.д. С нами были женщины – жены башкирских и татарских работников.

После этого случая с Валидовым я не встречался. Обсуждали ли мы на этом (4 стр.) пикнике политические вопросы, в частности вопросы, связанные с положением в стране и Нацокраинах не помню. Возможно такие разговоры и были. Байтурсынов в то время уже был членом ВКП(б) и вел агитацию среди б\партийных работников за вступление в партию. В частности Байтурсынов предлагал вступить в партию и мне. Ермеков также целиком поддерживал Байтурсынова, но почему-то в партию не вступил. Была ли общая установка деятелей Алаш-Орды по отношению к ВКП(б), я не помню. Лично я также разделял мнение Байтурсынова, Букейханов Алихан стоял на такой же точке зрения.

Как я сказал выше, после встречи с Валидовым в Москве, я его ни разу не видел. Переписки с ним никогда не вел, а также не знаю, кто вел с ним переписку из деятелей Алаш-Орды. Случая, когда Байтурсынов получил от Валидова из Бухары в 1921 году письмо, я не знаю. Болганбаева Хайретдина я знаю с 1917 года. Мы с ним вместе работали во время империалистической войны в городе Минске по обслуживанию реквизированных на тыловые работы казахов. В 1921 году мы вместе с ним работали в Совпартштабе в городе Оренбурге. Затем он уехал в город Ташкент. Почему он уехал я не знаю, и он мне не говорил. О том, что Болгамбаев выехал в Ташкент по поручению подпольной организации после получения письма от Валидова, я не знаю (5 стр.).

(Қолы)

*** *** ***

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2382 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.