Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Правила Картезианского метода




1.«Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен, иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению».

2.«Необходимо разделять каждую проблему, избранное для изучения настолько частей, сколько возможно и необходимо для её наилучшего расширения. Если для определённости необходимо очевидность, для очевидности – интуиция, то для интуиции необходимо простота, достижимое путём расчленении что сложного на элементарные части до приделы возможного. Но за анализом должен следовать синтез, отсюда третье правило».

3.«Необходимо располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемый, и необходимо входить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных вещей (синтез)».

4.«Делать всюду перечни (списки) настолько полные и обзоры столь всеохватающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

20. Принцип cogito: обоснование и значение. Дуализм Декарта.

Декарт считал, что подлежат проверке все знания, даже те, относительно истинности которых имеется давнее согласие (математические истины, Бог). Надо оставить в стороне суждения о тех предметах, в существовании которых мы сомневаемся, и прибегать только к рациональным доводам и основаниям.

Сомнение не должно быть беспредельным, его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина. Сомнение надо сделать последовательным и решительным. Первый этап сомнения – надо сомневаться во все, к чему чувства имеют хоть какое-то отношение. Второй этап сомнения – сомнение в научных, в т. ч. математических, истинах. Третий этап сомнения – во всеблагом Боге. Таким образом, отбросив все то, в чем мы можем сомневаться, мы не можем предположить, что мы не существуем. Также нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum) – первое и важнейшее заключение, одно из первооснований, первопринципов Декарта. Cogito (лат. мыслю, думаю) – философский принцип, первооснование философии, обозначающее всякий акт сознания — представление, мысль, желание и т. п. Декарт пишет: «Под словом „cogitatio“ я понимаю всё то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает то же самое, что и мыслить (cogitare)».

Декарт также спрашивает: «Но я еще не знаю достаточно ясно, каков я сам, я, уверенный в своем существовании». Он отвечает себе: «Я, строго говоря, только мыслящая вещь, то есть дух, или душа, или интеллект, или разум. Итак, что же я есть? Мыслящая вещь. А что это такое - вещь мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами.

21. Основная проблематика философии Канта. Задачи критики разума и три вопроса, на которые отвечает трансцендентальная философия.

Кант объявил себя реформатором в философии. Докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Он критиковал догматизм предшествующей метафизики. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант считал, что хотя всякое наше познание начинается с опыта, вовсе не значит, что оно целиком происходит из опыта. Наше познание складывается из двух компонентов:

· Из того, что мы воспринимаем.

· Из того, что наша собственная познавательная способность дает от себя самой.

В 1781 написал «Критику чистого разума», в 1788 – «Критика практического разума», в 1790 – «Критика способности суждения».

Одна из основных проблем "Критики чистого разума": как возможно достоверное научное знание. Это проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы:

1. Как возможна математика?

2. Как возможна физика (естествознание)?

3. И как возможна метафизика (философия)?

Кант формирует новую задачу новой ф-и. трансцендентальная задача ф-и

1. Что я должен знать? («теоретический разум»)

2. Что я должен делать? (мораль, «практический разум»)

3. На что я должен надеяться? (способность суждения)

На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.

Мир Душа, Бог – находится за границами нашего разума Учения о границах разума и означает трансцендентальная ф-я. Эти пр-ты выходят за границы всякого возможного опыта. Хотя наше п-и иначе с опыта, отсюда не следует, что оно целиком пр-т из опыта.оп-е п-е скл из 2 комп: материя опыта и из того, что наша позн СП-ть дает от себя.

В 1781 году Кант написал «Критику чистого разума», где решаются две задачи:

1) учение о началах (что является началом познания);

2) «учение о методе чистого разума».

Кант считал, что наше познание и начинается с опыта, но отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта.

Эмпирическое знание никогда не обладает истинной и строгой всеобщностью. Оно зависит от конкретных условий от конкретных обстоятельств. Истинное знание может быть только априорным. Это знание основывается на априорных понятиях, которые не выводятся из опыта (a posteriori), а уже даны человеческому разуму (a priori).

Разум пытается ответить на три вопроса:

· Что я должен знать? («теоретический разум»)

· Что я должен делать? (мораль, «практический разум»)

· На что я должен надеяться? (способность суждения)

Разум бы учредил суд, который бы подтвердил справедливые требования рассудка, а с другой стороны мог бы устранить все неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и неизменные законы самого разума.

Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума.

Кант в учении об антиномиях разума выделил четыре пары антиномий чистого разума:

1. Мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечен);

2. Мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;

3. В мире существует свобода, и в мире нет свободы, а есть необходимость;

4. В мире есть универсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальной причины, все случайно.

22. Трансцендентализм Канта. Априоризм и синтетическое единство апперцепции.

Цель трансцендентальной философии – выяснение условий возможности познания. Проблема познания сводится к проблеме суждения. Раскрытие понятия, понимание его содержания посредством суждения не расширяет наше знание; подобного рода суждения являются аналитическими. Трансцендентальная философия не имеет дело с аналитическими суждениями. Объектом ее рефлексии является синтетическое суждение, выходящее за пределы понятия и связывающее понятие с отличным от него моментом или же сами понятия посредством внепонятийного момента. В синтетическом суждении нам следует прибегать к интуиции и данным опыта: в субъекте суждения не должен заключаться его предикат.

Научное познание является объективным и необходимым. Поэтому лишь объективное и необходимое синтетическое суждение может быть объектом трансцендентальной философии. Никакой опыт не дает нам объективного и необходимого суждения. Поэтому объективное и необходимое суждение не является опытным, оно предшествует опыту, является априорным.

Априорное синтетическое суждение образует основной объект, исследование и анализ которого составляет предмет трансцендентальной философии. Но существует ли такое суждение и если существует, то каковы условия его существования?

Согласно обычному пониманию критической философии, эти два вопроса Кант решает двумя различными способами: метафизической и трансцендентальной дедукциями. Метафизическая дедукция представляет собой доказательство априорности какого-либо понятия. Трансцендентальная дедукция заключается в использовании априорного понятия, открытого посредством метафизической дедукции, для доказательства возможности познания, т.е. представляет собой доказательство утверждения, гласящего: априорное понятие есть условие познания.

Не вдаваясь в специальный анализ, Кант принимает два принципа познания: чувственность и рассудок. Соответственно, вся первая часть "Критики..." содержит метафизические и трансцендентальные дедукции в сфере чувственного и рассудочного.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1290 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.