1. Индукция – отыскание общего в частных добродетелях путём их анализа и сравнения.
2. Определение – установление родов и видов и их соотношение.
Для Сократа совпадают понятие истина и нравственности. То есть между мудростью и нравственностью Сократ не делай различий. Он признавал человека одновременно умным и нравственным, если человек понимает, в чем состоит прекрасная и хорошая, руководствуются этим своих поступках. И наоборот, знает, в чем состоит нравственное безобразия, избегает это. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, – прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие в чем состоят такие поступки, не хотят совершить никакой другой. А так как справедливые и все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.
6. «Теория идей». Онтология и гносеология Платона
Платон (Аристокл) (427-347)
Учитель - Сократ
Система духовных сущности – система сущности, существующих независимо от нашего сознания. Платон исходил из того, что изменчивому миру чувственных вещей противостоит мир истинного бытия, который Платон понимает как мир духовных ценностей. Он их называет идеями или «эйдосами». Именно этим идеям он подчиняет и из них производит всю конкретную действительность. Чувственные вещи изменчивый и не постоянно, то есть они возникают, изменяются и уничтожаются. Чувственные вещи у Платона – это «тени» мира идей, которые вечно, неизменной и составляют предмет истинного знания. Тем самым, потом в первые вы стори философии проводит чётко различие между сущностью и явлением, то есть между тем, что существует поистине, и тем, что существует, но не имеет истинного бытия.
Что такое идеи для Платона (идея Прекрасного): "В отличие от изменчивый и переходящих прекрасных вещей чувственного мира идея прекрасная существовала вечно. То есть прекрасная вообще, прекрасно как идея, не возникает и не уничтожается, Не увеличивается и не уменьшается. Оно, прекрасная, находится вне пространства и времени. Ему чуждо движение и изменения. Прекрасная не может быть прекрасным в одном месте и безобразным в другом".
Платон создает иерархию идей: Одни выше, другие ниже. На вершине – идеи благо (идеи высшего добра). Мир идей образует своей совокупности истинное бытие, вторичным и производным от которого является мир чувственных вещей, который занимает среднее место между бытием и небытие (материи). Чувственное вещи – смесь бытия и небытия. Платон не дает чёткого ответа охарактеризуем отношений между идеями и вещами. У него.
Существуют три трактовки этих взаимоотношений:
1. Это взаимоотношение должно быть понята так, что чувственные вещи подражает идеям как своим образам, с которыми они обнаруживают сходство;
2. Чувственные вещи участвует в идеях;
3. Идеи присутствуют в вещах. Идеи приходит к вещам и удаляется от них, в зависимости от чего обнаруживается сходства или различия между ними.
7. Этика Платона. Идеальное государство, справедливость и Благо.
Платон (Аристокл) (427-347)
Учитель - Сократ
В своем этическом учение Платона исходит из учение о душе, как состоящее из трёх частей: разумное, пылкой волевой и чувственной (вожделеющей).
Разумная часть души – основа добродетели мудрости, пылкая – добродетели мужество, преодоления чувственности – основа благоразумие, умеренности. Гармоническое сочетание всех трёх частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости.
Целом этика Платона понимает ну жить как стремление к высшей идеи добра, опирающееся на эти добродетели.
Платон ненавидел демократию, поэтому оптимальной формой правления считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).
Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).
В идеальном государстве, люди делятся на:
1. «Золотой залог» - мудрецы (управленцы)
2. «Серебряный залог» - войны (патриоты)
3. «Медный залог» - ремесленники
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.
Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных, тогда не будет бунтов и заговоров.
Идея блага у Платона выражается через идею эйдоса, где эйдос – это единство всех идей, идея равенства. Она есть источник истины, соразмеренности, гармонии и красоты. Истина же для Платона – это непотаенность. Благо есть Единое и при этом оно немыслимо. Благо предстает в диалоге Платона «Государство» в качестве солнца.
В умственном мире идея блага является причиной акта познания, в котором ум становится познающим, а объекты ума, т. е. идеи - познаваемыми: "познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им бытие, существование, хотя само благо не есть существующее, оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой". Будучи причиной, идея блага есть вместе и первообраз, по природе своей высший, чем его следствия и подобия, т. е. высший ума, идей и созерцания, которые ему уподобляются. Идея блага сообщает философии Платона характер целесообразности, т.к. идея блага есть причина всякого совершенства, всякого бытия, причина, от которой все происходит, всякий в мире порядок. А если это так, то идею блага можно отождествить с божественным разумом, с Богом. (Бог=благо=единое)
Идеальное государство зависит от мира идей (иерархия идей)=благо
Единое: идея прекрасного, истинного, доброго→идея свойств→идея вещей
Закон исключительного противоречия: одно и то же в одном и том же отношении не может быть одновременно одним и другим!
*не имя, ни частей, ни целого, не имеет ни конца ни начала=беспредельно*не не находится, не находится*не не движется, не движется*тождественно*не причастно времени*не равное, не не равное
Вывод: не существует во времени, не причастно бытию
8. Критика Аристотелем теории идей Платона.
Аристотель возражает Платону, можно сказать, что Аристотель представляет как бы критическое продолжение Платона. Например, Аристотель (так же, как и Платон!) критикует так называемое платонистское учение об идеях.
Платон сам выдвигал похожие аргументы против учения об идеях По-видимому, Аристотель рассматривал идеи как всеобщие понятия, которые получаются индуктивно путем обобщения сходных свойств чувственных вещей. Аристотель пришел к выводу, что идеи не могут обладать никаким независимым от вещей существованием. Идеи существуют только "в" вещах, где они познаются мышлением.
Платон, согласно традиционной интерпретации, считает, что идеи являются тем, что действительно существует, Аристотель же утверждает, что существующими независимо являются отдельные вещи, или - в аристотелевской терминологии – субстанции
Аристотель утверждает, что субстанции являются тем, что действительно существует. Но свойства и виды обладают относительным существованием, поскольку они существуют в субстанциях или с субстанциями
И Платон и Аристотель полагают, что концептуальные указывают на нечто, что существует. Но Платон считает, что это "нечто" является "идеями", которые существуют "за" чувственными феноменами., Аристотель утверждает, что это "нечто" является "формами", которые существуют в чувственно воспринимаемых явлениях. для Аристотеля чувственный опыт и мышление более равноправны, чем для Платона
9. Учение Аристотеля о первопричинах.
Метафизика занимается исследованием высших причин, или исследованием сущего как такового. Содержание ее распределяется по трем основным вопросам: об отношении между единичным и общим, об отношении между формой и материей, и об отношении между движущим и движимым. Исследование первых причин. Каковы они и сколько их? Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем:
1) причина формальная, в которой форма проявляет себя (суть бытия вещи, сущность, форма вещи, чтойность)
2) причина материальная (то, из чего состоят вещи, материя, субстрат)
3) причина действующая (движущая), рассматривающая источник движения и превращения возможности в действительность
4) причина финальная (целевая)
Первые две причины есть не что иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Напомним, что причина, по Аристотелю, — это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но если его рассматривать с точки зрения становления, динамически, то мы спросим: "Как он родился?", "Кто его родил?", "Почему он развивается и растет?". Значит, необходимы еще две причины — двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).
10. Материя и форма как первопричины у Аристотеля.
Аристотеля интересует связь материальности и формальности. По Аристотелю:
1.Форма едина, а материя множественна, обладает частями
2.Форма – действительность, актуальность, а материя – возможность, потенция, кондиция
3.Форма – активность, материя – пассивность (принимает любые формы).
Всякая материя ограничивает форму (человеческий ум, животный, растительный, неодушевленный, первоматерия). Первоматерия – максимальная пассивность, абсолютная возможность. Формы нельзя рассматривать как простые модификации или даже творения одной всеобщей формы; каждая из них, наоборот, в качестве данной определенной формы, вечна и неизменна. Причина этого вечного движения может находиться лишь в чем-либо неподвижном. Ведь если всякое движение возникает лишь через воздействие двигателя на движимое и, следовательно, предполагает двигателя, отличного от движимого, то, если это движущее само движимо, оно в свою очередь также предполагает иного двигателя, и т. д., пока мы не дойдем до двигателя, который сам уже не движется. Но если первый двигатель неподвижен, то он должен быть нематериальным, т. е. формой без материи или чистой актуальностью; ведь, где есть материя, есть и возможность иного бытия, переход от потенциального к актуальному, движение; лишь бестелесное неизменно и неподвижно – ум-перводвигатель. Так как, далее, мир есть единое благоустроенное целое, направленное на одну цель, так как движение мироздания едино и непрерывно, то перводвигатель может быть лишь единым, т. е. самой этой единой целью. Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь только оно одно есть то, к чему стремятся не ради чего-либо иного, а ради него самого. Для каждого живого существа благо состоит в совершенстве его деятельности, так и для человека — как это доказывает Аристотель — благо может состоять лишь в совершенстве присущей ему, как человеку, своеобразной деятельности. Но такова именно деятельность разума, и потому деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть добродетель.
1) Материя (hyle — гиле, от греч. — лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она — "субстрат формы" (дерево — субстрат формы дома, глина — субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе — это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму.
2) Форма образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому — это субстанция в полном смысле слова. Это внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).
3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos" и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. В "Категориях" "первая субстанция" — это "synolos", индивид, форма же — "субстанция вторая". Однако в "Метафизике" иначе: "я называю формой суть бытия всякой вещи и ее первую сущность первой субстанцией". Однако это лишь видимое противоречие. С точки зрения эмпирической отдельный, конкретный индивид выступает как субстанция по преимуществу. Но не так с точки зрения сугубо теоретической: ведь именно форма — начало, причина и основание бытия, благодаря которому индивид обусловлен и обустроен.
Бытие в наиболее точном значении — это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле — это отдельное, а в третьем смысле — собственном — это форма по преимуществу. Бытие это материя; ступенью выше — отдельное, индивид; а еще выше — форма, которая обнимает материю и дает основание отдельному, т.е. индивиду.
11. Учение о категориях. Понятие субстанции.
Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
О сущем можно сказать по-разному. Сущее как истинное и ложное – это тип нашего знания. Из такого знания следует логика Аристотеля. Он считал, что можно найти видовые характеристики, способы сказать что-либо о сущем. Например: 1. Это сущность 2. Какое сущее (какое оно) 3. Сколько его (количество) 4. В каком отношении существует это сущее. Все наши понятия подходят под один или несколько «главных родов высказывания». Из таких рассуждений Аристотеля следует 10 категорий. Он насчитывает десять таких категорий: субстанция, количество, качество, отношение, время, место, положение, обладание, действие, страдание.
Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином (единичное бытие). Особенность субстанции в том, что она может внутри себя самой совмещать противоположные друг другу свойства, но во вне себя не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие о предмете. В понятии "материя" Аристотель различает два значения. Под "материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только "материя", или, иначе чистая возможность. И, во-вторых, под "материей" он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность. Но не все существующее в мире может быть выведено из этих начал и Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему философы о началах бытия и мира. Рассмотрение это показывает, что история мысли выдвинула четыре основных начала:
1. "материя"- то, в чем реализуется понятие;
2. "форма" - понятие, которое принимает "материя", когда происходит переход от возможности к действительности;
3. причина движения;
4. цель, ради которой происходит известное движение.
Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с его теологией. И бытие, и мир, и бог - понятия метафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанные между собой грани его учения, его философии.
Но "метафизика" - "первая философия", как ее называет Аристотель, - исследует не отдельные области бытия, а начало и причины всего сущего. Предварительной задачей при разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов, или разрядов, бытия. В специальном сочинении о категориях "Категории" таких родов указано десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и претерпевание.
В метафизике Аристотеля иерархия, или классификация, наук соответствует иерархии форм бытия. Место каждой науки в этой классификации определяется близостью ее предмета к "чистой форме", т. е. степенью "формальности" ее предмета. Так наибольшее достоинство и наивысшее положение Аристотель охводит наукам "теоретическим" ("созерцательным"). Науки эти дают знание начал и причин и поэтому "согласны с философией". Наивысший предмет метафизики Аристотеля - сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении.
12. Классификация наук у Аристотеля.
Аристотель различает троякого рода науки: теоретические(изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений), практические(о деятельности человека, устройстве государства)
и поэтические (творческие). Теоретические делятся на:
1. Физику (самостоятельные вещи, но не неподвижные)
2. Математику (неподвижные вещи, но не самостоятельные)
3.«Первую философию» (самостоятельные вещи, но неподвижные). Исследует сущее, насколько оно сущее. Лежит в основании всякого знания
Всякое опосредствованное знание предполагает знание непосредственное. С одной стороны, наиболее общие принципы, из которых исходит доказательство, и с другой стороны, факты, к которым применяются эти принципы. В качестве высшего и наиболее достоверного принципа нашего мышления Аристотель устанавливает закон противоречия: «невозможно, чтобы одно и то же одновременно и в том же отношении и было и не было присуще одному и тому же».
13. Этика Аристотеля. Правило золотой середины.
Платон понимал этику сугубо нормативно, а Аристотель связывал нормы с описанием человеческой деятельности. Происходило это потому, что Платон выводил нормы из идеи (идея идей), а Аристотель из реальности, из природы человека. Человек: форма – деятельность, материя – нрав. Аристотель стремился всеобщность норм привести в соответствие с индивидуальной формой деятельности человека. Он считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Этика/предельные цели. Человек имеет двусоставную душу: разумная – дианоэтические добродетели (мудрость, рассудительность, смекалка), неразумная – этические добродетели. Добродетели множественны, их столько, сколько деятельностей. Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь только оно одно есть то, к чему стремятся не ради чего-либо иного, а ради него самого. Для каждого живого существа благо состоит в совершенстве его деятельности, так и для человека — как это доказывает Аристотель — благо может состоять лишь в совершенстве присущей ему, как человеку, своеобразной деятельности. Но такова именно деятельность разума, и потому деятельность разума, соответствующая своей задаче, есть добродетель. Аристотель оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие. Высшие те, для которых низшие цели служат средством. Эвдемония – благая жизнь. Она является той конкретной целью, которая в этике Аристотеля заняла центральное место. В умении вписывать вожделения в контуры здравого смысла, и состоит "этическая добродетель", достоинство практического поведения. Добродетели становятся второй оболочкой, или "способом бытия", в котором мы сами создаем себя. Разум должен контролировать добродетели. Он находит золотую середину (совершенный поступок). Испытывая себя в дианоэтической добродетели человек может достичь высшего счастья. Насколько простирается созерцание человека, настолько простирается и счастье. Аристотель решил проблему, как соединить закон, который един для всех, и справедливость, которая для каждого своя.
Аристотель решил проблему Платона, как соединить закон, который един для всех, и справедливость, которая для каждого своя.
Например, когда человек имеет дело с внешними благами, тогда добродетелью является щедрость; когда человек преодолевает страх, тогда добродетелью является мужество.
Страх как таковой не является плохим, плохим может быть только отношение к нему, лишенное моральной меры. В каждой области можно и необходимо обнаружить соответствующую этой деятельности «середину», или совершенство. На этой основе Аристотель определил добродетель как «стремление сохранить середину». Это была «теория середины», так называемая «золотая середина» - наиболее известная из этических теорий Аристотеля. избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума.
14. Этические и дианоэтические добродетели.
Добродетели разумного человека двояки: одни называются дианоэтическими (поскольку в них преобладает разумная часть души).Таковы, например, мудрость и рассудок. Вторые добродетели — этические, то есть добродетели нрава, образа жизни (этноса). Эти вторые – добродетели деятельности. Например, щедрость и мужество. Добродетелей столько же, сколько у человека видов деятельности, поскольку каждая деятельность имеет свою добродетель.
Избыток так же губителен, как и недостаток. Поэтому необходимо обнаружить «золотую середину».Воспитание нужно д приближения к ней. Воспитание - формирование у молодежи добродетели. Воспитатель прежде всего развивает душу. Обучение: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование). Познания уму не поучают.
Таким образом Аристотель решил проблему Платона, как соединить закон, который един для всех, и справедливость, которая для каждого своя. Например, когда человек имеет дело с внешними благами, тогда добродетелью является щедрость; когда человек преодолевает страх, тогда добродетелью является мужество.
15. Эллинистическая философия. Стоицизм, скептицизм, эпикуреизм.
Эллинизм – трёхсотлетний период в истории Восточного Средиземноморья и прилегающих к нему континентальной области в Азии и Африки, завоеванных Александром 3.
Начало – 323-й г. д. нэ (смерть Александра 3)
Конец - 30 г. д. нэ (Последние завоевание Римом эллиниистического государства).
В результате завоевания гибли демократические греческие полисы, на их месте возникали огромные монархические государства с олигархическая и – нести ческой форме правления. Человек эпохи эллинизма – это не гражданин полиса, а подданные среди миллионов себе подобных. Утрачивается черты древнего грека: свободолюбие, Патриотизм, гражданская ответственность, снижается нравственные ценности.
Стоицизм
Основателем стоической школы был Зенон. Стоик - человек, отличавшийся редкой силой воли, отсутствием потребностей и строгим образом жизни Реальны, по учению стоиков, только тела. Ибо реально только то, что действует или страдает, но это свойство присуще только телесным сущностям. Согласно стоическому учению, душа при рождении подобна неисписанной доске. Человеческая воля– также является объектом воздействия: человек действует добровольно, поскольку его определяет его собственное влечение, и он может выполнять свободно. Все на свете повинуется мировым законам; но только человек в силу своего разума способен познавать их и сознательно выполнять. Именно в этом заключается руководящая мысль нравственного учения стоиков. Его общий высший принцип есть жизнь в согласии с природой
Эпикурейство
Эпикур (341-270) основал в Афинах в 306 году "Сад Эпикура"
Эпикур – отрицательно сформулированная цель – избегать страданий, жить незаметно.
Классификация удовольствий по Эпикуру:
• Естественные и необходимые позиция, которая отрицает возможность познания истины
• Естественные удовольствия обеспечивают независимость от мира
Классификация страхов:
(Свобода от страхов)
• Страх перед богами
Размышление о божественном показывает, что божество замкнуто на себя и не интересуется ничем вне его (боги не вмешиваются в дела людей)
• Страх перед необходимостью (ниши свободы)
• Страх перед смертью. Мы знаем мир через ощущения, а по ту сторону смерти ощущений нет. «Умение хорошо жить и хорошо умереть – это одна и та же наука»
Значение дружбы как проявления свободы.
Скептицизм
Школа Пиррона была основана еще несколько ранее, чем стоическая и эпикурейская школы; она стоит близко к последним по своим практическим задачам, но цель жизни она пытается найти не через посредство какого-либо определенного научного убеждения, а, напротив, через отказ от всякого такого убеждения.
Школы, как таковой, скептики не создали. Скептики называли своих противников «догматиками», а себя — «воздерживающимися от суждений».
16. Античное и христианское понимание свободы. Христологические споры, божественное и человеческое, понятие духовной субстанции
I. Античное понимание: свобода учувствовать в осуществлении суверенитета общины. Власть общины над отдельными индивидами и отсутствие у последнего прав на вмешательство в личную жизнь.
Христианское: свобода воли приписывалась только Адаму, т.к. он мог выбрать между воздержанием и грехом, но он выбрал грех →природа человека стала испорченной →тогда выбор и свобода больше не представляются существующим.
Свобода в искуплении, освобождении от греха. Свобода выбора – идти к Богу или от него.
По Августину: Бог все знает заранее, предвидит человеческие действия в качестве свободных (свобода – главное достоинство человека)
II. Христологические споры:
1.Какова природаХриста?(божественная/человеческая)●если человеческая, то понятны мучения, но не понятно вознесение●если божественная, то понятно воскресение, но необъяснима смерть на кресте
По Августину: 2 лица Христа, двойственная природа. Рождение от земной женщины – одно из рождений, а божественная суть рождена до всех времен, и, соответственно, никакой смерти быть не может →вознесение – воссоединение со своей исходной природой.
Мокосризиты (признано ересью на вселенских выборах): единая природа Христа, «растворение» человеческой природы в «божественной». Природа Христа божествнна.
Монофилиты: единая филиация (любовь). Божественное и человеческое разное, совмещать нельзя.
2.Почему Бог не вмешивается в дела людей?
По Августину: есть две системы времени. Люди живут в мирском времени, а Бог находится вне этого времени (т.к. он сотворил его вместе с миром)
III. Понятие духа субстанции: вечна, неделима. Фактически это мышление, от которого произведены все иные атрибуты (чувства и т.д). Идеи такой субстанции врожденные, ибо они присуще мышлению и мжтб приобретены в опыте.
17. Критическая часть и позитивная часть философии Бэкона. Смысл и виды индукции в «Новом Органоне».
Фрэнсис Бэкон жил в период, когда резко менялось отношение к науке в целом. Бэкон считал, что философия должна зависеть от разума. Цель реформации науки по Бэкону – практическая польза открытий для человечества. Бэкон пытался решить проблему соотношения пользы и истины (только истинное знание может принести пользу человеку и дать ему господство над природой).
«Знание – сила». Раньше знали, чтобы знать. Теперь необходимо знать, чтобы управлять. Практическая значимость знания заключается в том, чтобы из частного, которое мы знаем, сделать верное заключение.
Бэкон выделил общий недостаток «Старого Органона» Аристотеля – метод дедукции (выведение частного знания из общего). Так появилась необходимость «Нового Органона».
Бэкон против авторитета в науке. Он всё подвергал сомнению. Новая философия имеет целью контроль над природой. Бэкон начинает с анализа конкретных данных, для сего использует индукцию (наведение). Новая наука Бэкона исходит из природы ума и вещей, поэтому она сопровождается наблюдениями природы и опытом.
Критическая часть
Учение об «Идолах». Критика идолов.
На пути достижения истинного знания стоят заблуждения – «Идолы» (врождённые: а и б или приобретённые: в и г). «Идолы» – искажённые образы действительности, ложные представления и понятия, которыми обременено сознание человека.
а) Идолы «рода» («племени») – ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Это самый опасный вид идолов, т. к. он коренится в самом разуме. Любой человек принимает желаемое за действительное.
б) Идолы индивида («пещеры») – искажённые представления о действительности, находящиеся в характере человека и связанные с приобретенным субъективным восприятием окружающего мира. Влияние окружения и воспитания. Каждый смотрит на мир «со своей колокольни».
в) Идолы «площади» («рынка») – ложные представления, вызванные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различный смысл. Б. считал, что «рок» и «судьба» реальны и являются ясными понятиями.
г) Идолы «театра» («теории») – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем и систем науки. Доверие представлениям, рождённым философскими школами.
Позитивная часть
Индукция как теория опытного знания.
Теоретические аксиомы и понятия природы не должны выводиться из абстрактных оснований, а должны определяться на основе фактов из опыта самой природы. Возникает потребность выработки правильного метода анализа и обобщения опытных данных. Таковым является метод индукции – необходимая для всех наук и единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Метод Бэкона основан на ведущей роли опыта в познании. Он подразделяет опыты на светоносные (теоретические исследования, дающие новый научный результат → развитие науки) и плодоносные (те, что дают практическую пользу).
Смысл и виды индукции у Бэкона ( Возникает потребность выработки правильного метода анализа и обобщения опытных данных )
Дедукция – способ аргументации, начинающий с предпосылок (аксиом) и с помощью определенных правил выведения переходящий к теоремам.
Индукция – способ аргументации, основанный на обобщении утверждения о конечном числе случаев определенного вида на все случаи этого вида.
Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса предметов делается на основании анализа каждого элемента этого класса.
Неполная индукция – это умозаключение, в котором при повторяемости признаков у явлений определенного класса делают вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Неполная индукция применяется в тех случаях, когда нельзя рассмотреть все интересующие элементы явлений; если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; рассмотрение уничтожает объект.
Суть основной философской идеи Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.
18. Полемика эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм- это две конфликтующие позиции, сложившиеся в философии Нового времени. На протяжении всей истории философии существовала дилемма эмпиризма и рационализма. Представителями эмпиризма Нового времени являются Френсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. В качестве единственного источника познания они признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повышения его достоверности. Британские эмпирицисты думали, что новое и существенное заключается в его эмпирическом и критическом духе. Они подчеркивали важность критики познания, основанного на опыте. Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. Универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального. С развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени. Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике знания и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Нового времени не разделены непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания.
19. Рационализм Декарта. Правила метода.
Рене Декарт (Латинское имя) (1596-1650) – Картезий, поэтому направление в философии, созданное Декартом, называется Картезианство.
«В разуме нет ничего, чего не было бы прежде в опыте, кроме самого разума»
Воображение и чувство для Декарта менее надежные критерии истины, чем разум потому, что в них больше смутности, они более склонны к обманам, заблуждениям, ошибки чаще бывают, чем в сфере чистого мышления.
• Универсальными вещами являются, по-видимому, вся телесная природа и ее протяженность, а также очертания протяженных вещей, их количество, или величина, и число, наконец, место, где они расположены, время, в течение которого они существуют, и т. п.
Основной философской системы Декарта является его метод поиска истины. Он говорит (как Бэкон) о том, что необходимы новые принципы, которые могли бы обеспечить построение нового здания науки. Декарт хочет предложить "чёткие и лёгкие правила, которые не позволят тому, кто будет ими пользоваться, принять ложные за истинное.
В своей работе "Правила для руководства ума" Декарт приводил 21 такое правило, но в своей работе "Рассуждение о методе... " он сводит их четырём, объясняя это тем, что "большое число законов служит лишь предлогом для их не знание и разрешения. Но эти четыре правила необходимо соблюдать твёрдо, неукоснительно и без всяких исключений".