Проповедь – это сущность Проповедь важнее, чем посещение или проживание во Вриндаване или Джаганнатха Пури для собственного удовлетворения. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху: «Пожалуйста, выслушай Меня, о святой человек. Я кое о чем хочу попросить Тебя. Милостиво исполни Мою просьбу. Не приходи в Джаганнатха Пури каждый год, а оставайся в Бенгалии и исполни Мое желание». Комментарий: Миссия Чайтаньи Махапрабху – распространить единственное эффективное «лекарство» для Кали-юги – повторение маха-мантры Харе Кришна. Следуя указаниям матери, Шри Чайтанья Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, а преданные приходили туда повидаться с Ним. Однако Господь чувствовал, что, хотя это послание необходимо как можно шире распространить по всей Бенгалии, в Его отсутствие нет человека, который сможет сделать это. Тогда Он попросил Нитьянанду Прабху остаться там и распространять учение сознания Кришны. Такую же ответственность Господь возложил на Рупу и Санатану. Он попросил Нитьянанду Прабху не приезжать каждый год в Джаганнатха Пури, хотя созерцание Джаганнатхи приносит огромное благо каждому. Значит ли это, что Господь лишил Нитьянанду Прабху счастливой возможности? Нет. Тот, кто считает себя верным слугой Шри Чайтаньи Махапрабху, должен исполнять Его указания, даже если при этом приходится пожертвовать визитом в Джаганнатха Пури и созерцанием Господа Джаганнатхи. Иначе говоря, большей удачей для человека является исполнить указание Шри Чайтаньи Махапрабху, чем удовлетворять собственные чувства, созерцая Господа Джаганнатху. Проповедовать религию Господа Чайтаньи по всему миру важнее, чем ради собственного удовольствия жить во Вриндаване или Джаганнатха Пури. Распространение сознания Кришны – миссия Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому Его искренние преданные должны исполнить Его желание. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 16.63-64 |
Неделя 55
Шри Намамрита – Нектар святого имени Повторение Харе Кришна предохраняет преданного от случайных падений. Как правило, занимаясь девятью видами преданного служения, человек очищает свое сердце от всей материальной скверны. Он хранит в сердце Верховную Личность Бога, и вся греховная скверна сама собой уходит из его сердца. Беспрестанные размышления о Верховном Господе возвращают преданного в его изначальное, чистое состояние. Тому, кто, достигнув высокого положения, снова пал, Веды предписывают совершить ряд очистительных ритуалов. Но для преданного в этом нет необходимости, ибо, все время думая о Верховной Личности Бога, он постоянно очищает свое сердце. Поэтому нужно все время повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это защитит нас от любых случайных падений и оградит от всех видов материальной скверны. «Бхагавад-гита» 9.31 |
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава по отношению к разным людям. Служение духовному учителю. Продолжение с прошлой недели. Гуру - вайшнав постоянно служит Радхе и Кришне. Он готовит для них качели на Джхулана-ятру, он помогает украшать Шримати Радхарани, Лалиту и Вишакху в рощах Вриндавана. Он непосредственно принимает участие в этих играх и воодушевляет учеников присоединиться к нему. Как проповедник, занятый санкиртаной, духовный учитель пытается вернуть падшие души обратно, в их изначальное положение. Он убеждает их вступить во взаимоотношения с преданными Радхи и Кришны во Вриндаване. Духовный учитель проявляет особую искусность, занимая преданных в воспевании мантры Харе Кришна: «О Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении Вам!» Помогая духовному учителю в этом, его ученики действуют как помощники гопи. Духовный учитель берет на себя обязанность непосредственно помогать ближайшим слугам Господа, а ученики под его руководством принимают в этом участие как слуги. Со временем преданный осознает свои вечные взаимоотношения с Кришной в духовном мире, но пока он должен терпеливо ждать и усердно служить гуру всевозможными способами. Несомненно, духовный учитель служит Радхе и Кришне, а его искренние ученики помогают ему, но слишком частые вопросы о конкретных расах могут вызвать смятение ума и могут быть не только не полезны, но и непонятны. Главная обязанность ученика – помогать духовному учителю спасать обусловленные души, которые в большинстве случаев совсем не имеют духовного понимания. Непосредственно помогая духовному учителю проповедовать, ученик становится достоин все больше и больше понимать Кришну. Шастры и садху подтверждают, что духовного учителя следует почитать, как Бога. Если мы согласны с тем, что Бога следует почитать как Бога, величайшего, тогда у нас не должно вызвать проблем оказывать то же почтение его «наместнику». Если это истинный представитель царя, граждане должны принимать его слова как исходящие от самого царя. Точно так же, духовного учителя следует принимать при наличии у него определенных внешних признаков и «удостоверения личности». Он должен состоять в ученической преемственности, идущей от истинного духовного учителя, и должен всегда говорить и действовать как представитель Кришны. Такому истинному представителю Господа Кришны мы должны предлагать свои поклоны. «Поэтому тот, кто принимает прибежище лотосных стоп чистого преданного, принимая его своим духовным учителем, сразу же очищается. Такие преданные Господа почитаются наравне с Ним Самим, поскольку они заняты самым сокровенным служением Ему. Они вызволяют из материального мира падшие души, которые Господь так хочет вернуть домой, обратно к Богу. Такие чистые преданные, согласно богооткровенным писаниям, известны как наместники. Искренний ученик чистого преданного считает духовного учителя равным Богу, но себя всегда считает смиренным слугой слуги Господа. Таков путь чистой преданности. Верно, что в Кали-югу свет знания покрыт тучами обманных практик, но так же верно и то, что истинные представители света «Бхагаватам» идут вперед как искренние и ревностные последователи Шрилы Прабхупады. Когда мы своими глазами видим подлинные признаки истинного духовного учителя, мы должны радостно принять его, воздав ему почести как самой уважаемой личности. Еще мы должны оценить его духовную сущность. Эту точку зрения поддерживают все богооткровенные писания. Этому следуют все авторитеты». Возносить молитвы духовному учителю следует по меньшей мере три раза в день, но памятование и прославления его должны идти постоянно. Особенно получив от него указания, ученик должен думать о них постоянно, и ничто другое не должно его тревожить. Согласно мнению Вишванатхи Чакраварти Тхакура, указание духовного учителя – это жизнь и душа ученика. Размышление об этом указании – совершенство медитации, а искренние попытки исполнить его – совершенство человеческой жизни. Когда духовный учитель доволен, высшая цель ученика достигнута. Тогда он еще больше вдохновляется и дальше выполнять наставления своего гуру. Он хочет радовать его все больше и больше, и нет предела этому взаимообмену. Посредством этой взаимной энергии, проповедь сознания Кришны продолжается. Когда ученик практикует и проповедует, чтобы порадовать предыдущих духовных учителей в ученической преемственности, его удовлетворение гарантировано. Ученик доставляет радость гуру и Кришне (а вместе с этим и себе) в той степени, в которой исполняет указания гуру. Если духовный учитель недоволен учеником, духовный прогресс последнего останавливается. Секрет успеха в преданном служении – следование указаниям гуру. Иначе преданный становится асара, бесполезным. Человек должен так построить свою жизнь, чтобы все его мысли и поступки были направлены на исполнение указаний духовного учителя. Таким образом, он непосредственно осознает свои вечные взаимоотношения с Кришной. Это суть вайшнавского поведения. Выделение: 1) Какими способами гуру - вайшнав служит Радхе и Кришне? 2) Как духовный учитель занимает преданных в служении Радхе и Кришне? Осмысление: 1) Какое благо преданный получает от служения и помощи своему гуру в служении Радхе и Кришне? 2) Почему мы поклоняемся гуру -вайшнаву, как Самому Господу? 3) Почему мы должны стараться удовлетворить духовного учителя? 4) Как мы можем удовлетворить духовного учителя и предыдущих ачарьев? Применение: 1) На основе этого и предыдущего текстов (с прошлой недели) перечислите качества идеального гуру - вайшнава и идеального ученика. Поделитесь своими планами относительно принятия прибежища у гуру - вайшнава. |
Проповедь – это сущность Слуги Господа проповедуют и так становятся очень дороги Ему. Милостью освобожденных преданных, слуг Господа, действующих в разных странах согласно высшей воле, асуры постепенно очищаются, достигая сознания Бога. Такие преданные Бога находятся в очень близких отношениях с Ним. И когда они приходят, чтобы спасти человеческое общество от безбожия, их называют могущественными воплощениями Господа, сыновьями Господа, Его слугами или спутниками. Таких слуг Бога называют махатмами или тиртхами, и они всегда проповедуют в соответствии с временем и местом. Слуги Бога побуждают людей становиться преданными Господа. Слуги Бога приходят, чтобы распространять сознание Бога, и разумные люди должны всячески сотрудничать с ними. Тот, кто служит слуге Бога, доставит Ему больше удовольствия, чем тот, кто служит Самому Господу. Когда Господь видит, что Его слугам оказывают должное почтение, это приносит Ему большее удовольствие, ибо ради служения Господу Его слуги рискуют всем и потому очень дороги Ему. В «Бхагавад-гите» (18.69) Господь провозглашает, что для Него нет никого дороже, чем тот, кто, рискуя всем, распространяет Его славу. «Шримад-Бхагаватам» 1.2.16 |
Неделя 56
Шри Намамрита – Нектар святого имени Нама-дикша, брахманическая инициация и святое имя. Искреннее желание повторять святое имя – главное качество для получения инициации в соответствии с панчаратрикой. В «Хари-бхакти-виласе» (1.194) дается следующее указание: тантрикешу ча мант дикшайам йошитам апи садхвинам адхикаро ‘сти шудрадинам ча сад-дхийам «Шудры и женщины, которые чисты и искренне желают понять Абсолютную Истину, достойны получить посвящение в панчаратрика - мантры». Это же подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.32): мам хи партха вйапашритйа йе ’пи сйух папа-йoнайах стрийo ваишйас татха шудрас те ’пи йанти парам гатим «О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители». Если человек действительно хочет служить Кришне, не так важно, кто он – шудра, вайшья или женщина. Если он искренне хочет повторять маха - мантру Харе Кришна или дикша - мантру, он достоин получить инициацию в соответствии с панчаратрикой. Согласно Ведам, инициацию может получить только брахман, полностью выполняющий свои обязанности. Шудрам и женщинам не позволяется получать инициацию вайдика. Если, по мнению духовного учителя, человек не готов к инициации, он не может получить мантру согласно панчаратрика - или вайдика-виддхи. Но когда человек готов получить мантру, он получает инициацию (панчаратрика или вайдика). В любом случае, результат тот же самый. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 24.331 Когда ученик становится достойным и очищает свое повторение, духовный учитель дает ему брахманический шнур. Обычно вопрос о посвящении решает духовный учитель, который ведет ученика по духовному пути. Если он видит, что ученик приобрел необходимые качества и достаточно очистился, повторяя святые имена, он дает ему брахманский шнур. Когда в процессе повторения святых имен человек очищается, он получает от духовного учителя посвящение и становится брахманом. «Шримад-Бхагаватам» 3.33.6 Повторения мантры Харе Кришна, даже без повторения кама-гаятри, достаточно, чтобы достичь высшего совершенства. Господу Кришне поклоняются гаятри-мантрой, и эта особая мантра, которой Ему поклоняются, называется кама-гаятри. В ведических произведениях объясняется, что словом гаятри называют звуковую вибрацию, которая может возвысить человека, освободив его от измышлений. Мантра кама-гаятри состоит из 24 с половиной слогов: клим кама-девая видмахе пушпа-баная дхимахи танно ’нангах прачодаят Эту мантру ученик получает от духовного учителя, когда достигает определенного успеха в повторении Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Иначе говоря, мантра гаятри и самскара, или посвящение человека в истинные брахманы, даются духовным учителем, когда он видит, что его ученик продвинулся в духовном знании. Но даже тогда кама-гаятри при определенных обстоятельствах не должна произноситься. Во всяком случае, повторения Харе Кришна вполне достаточно для восхождения на наивысший духовный уровень. «Учение Шри Чайтаньи» |
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава во взаимоотношениях с другими. Ученые- вайшнавы исследовали, что существует три категории преданных и разные варианты поведения, которым нужно следовать, общаясь с преданными. «Тому, кто повторяет святое имя Господа, следует оказывать почтение мысленно», - говорит Рупа Госвами («Упадешамрита», 5). Так, вкратце, Рупа Госвами описывает каништха-адхикари, начинающего преданного. Каништха-адхикари не способен должным образом уважать продвинутых преданных и не видит Господа Кришну в сердцах всех живых существ. Как правило, он признает присутствие Кришны только в храмовом Божестве. Но при этом каништха-адхикари намного лучше, чем непреданные, которые делятся на карми (грубых материалистов), йогов и гьяни (имперсоналистов). Но он – преданный Верховной Личности Бога, хотя иногда его называют преданным-материалистом, поскольку периодически он проявляет интерес к материальным благам. Преданные должны стремиться подняться выше, на вторую ступень, мадхьяма-адхикари. «Мадхьяма-адхикари, - пишет Шрила Прабхупада, - получил духовное посвящение от духовного учителя, который полностью занял его в трансцендентном служении Господу». Шрила Прабхупада описывает и высший уровень, уттама-адхикари. «Из многих таких вайшнавов, может быть, найдется один, который очень серьезно будет служить Господу и строго следовать всем регулирующим принципам, повторять предписанное количество кругов джапы и всегда думать о том, как расширить Движение сознания Кришны. Такого вайшнава следует считать уттама-адхикари, самым продвинутым преданным, и к общению с ним следует всегда стремиться». Рупа Госвами объясняет, что начинающему преданному следует выражать почтение мысленно, преданному- мадхьяма следует предлагать поклоны, а с чистым преданным, продвинутым в неуклонном преданном служении, чье сердце совершенно свободно от склонности критиковать других, следует общаться и с верой служить ему. Хотя ко всем преданным следует относиться с почтением, существуют четкие указания, как общаться с разными классами преданных. Каждый преданный рано или поздно окажется в ситуации, когда его окружают преданные, более продвинутые, чем он сам, его «ровесники» или же новички, те, кто менее продвинут. Согласно вайшнавскому этикету, старшим преданным человек должен служить и вопрошать их. С равными нужно дружить, а к тем, кто менее опытен, следует проявлять милосердие и помогать им. Когда бы ни появилась возможность послушать продвинутого вайшнава или послужить ему, преданный должен помнить наставление шастр и смело идти вперед с великой решимостью оказать почтение старшему. Если между двумя учениками возникает неравенство, один не должен завидовать другому. Шрила Прабхупада пишет: «Если духовный брат более просвещен и продвинут в сознании Кришны, его следует считать почти равным духовному учителю и радоваться его продвижению» («Шримад-Бхагаватам» 3.32.42). Но как узнать, кто является продвинутым преданным? Каждый ли духовный брат нашего гуру по-настоящему достоин того, чтобы мы считали его практически равным ему? Следует ли считать продвинутым каждого санньяси или старшего преданного? Если поведение старшего преданного или санньяси не подходит под описание поведения настоящего вайшнава, человек должен сам делать выводы. Но даже если преданный не проявляет никаких признаков «продвинутости», следует продолжать соблюдать этикет, предписанный в общении со старшими преданными или санньяси. Такую манеру поведения продемонстрировал Господь Чайтанья, продолжая оказывать почтение старшему санньяси, Рамачандре Пури, хотя тот и вел себя в высшей степени оскорбительно. О том, как вести себя в конкретных случаях, следует посоветоваться с уважаемыми преданными. С кем мы равны в преданном служении? Смиренный преданный склонен считать себя ниже остальных, и потому не сможет точно сказать, с кем он в духовном отношении находится на равных. Начинающие преданные, однако, могут делать такие социальные различия: грихастха никогда не может быть духовно равен санньяси; преданный, который в сознании Кришны 12 лет, не равен тому, кто в сознании Кришны уже 16… Но «равные» означает друзья-единомышленники. Равные – это те, кто дружит в служении духовному учителу. Конечно, нет двух одинаковых людей. Дружба – значит принимать и отдавать. Основа для любовного духовного взаимообмена приводится Рупой Госвами в «Упадешамрите». Дарить и принимать дары, открывать ум, слушать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – вот шесть признаков любви, связывающей преданных. Духовная дружба отличается от материальной. Материальная дружба основана на наслаждении чувств, а духовная – на сознании Кришны. Человек, прилагающий усилия в сознании Кришны, не должен заводить себе друзей по каким-то материальным причинам. Преданному ничего не нужно от богача или политического союзника. Поскольку мы сошли с пути материального прогресса, нас не должна интересовать красота тела, аристократическое происхождение, богатство или образованность. Вся наша дружба должна усиливать преданное служение. Как давать милость менее продвинутым? Самый явный представитель этого вида – новичок. Он не знает вайшнавской философии и еще не слишком устойчив в обетах. Старшие преданные должны помогать ему как только возможно. Люди, которые провели в сознании Кришны много лет, но все еще сохранили материальные привязанности, должны также считаться «менее продвинутыми». Вайшнав являет им свою милость, находя время давать им советы и уместные наставления и строя планы, как занять младших преданных в служении, чтобы они почувствовали нектар сознания Кришны. Порой не так просто оказывать другим милость. Если мы окажем милость вору, дав ему хорошие моральные наставления, он наверняка рассердится. Следует научиться оказывать милость тактично и интеллигентно. Милость невозможно изобразить, как нельзя снискать с ее помощью почет и уважение младших преданных. Преданный должен оставаться смиренным и сосредоточенным на принципах сознания Кришны, тогда он сможет дать милость другим своим хорошим примером. Если поведение человека идеально, он даст милость каждому, не прилагая никаких дополнительных усилий. Как относиться к невинным непреданным? Чистый преданный дружелюбно расположен к каждому. Он не склонен никому причинять беспокойства словами или даже мыслями. Он прощает другим их ошибки. Когда это настроение совмещается с осознанием того, что непреданные страдают, а впереди их ожидают еще большие страдания, в преданном пробуждается сострадание, и он хочет служить падшим душам. Из сострадания проповедник обращается к грешникам, пытаясь освободить их. Преданный не удовлетворен, достигнув освобождения сам: он хочет облагодетельствовать этим же других. Это отношение внушено ему Самим Кришной, который, как Отец, желающий блага всем живым существам, хочет, чтобы все они избавились от страданий и вернулись к Нему. Как избегать общения с атеистами? Когда некий домохозяин спросил Господа Чайтанью, как преданный должен вести себя, Господь тут же ответил: асат санга тьяга, эй вайшнав ачара, стри санги эка асадху, кришна бхакта ара – «Вайшнавам следует всегда избегать общения с обычными людьми. Обычные люди слишком привязаны к материальному, особенно к женщинам. Вайшнавы также должны избегать общества тех, кто не предан Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 22.87). Общение очень важно. Как общество махатм открывает двери к освобождению, так и общество опустившихся материалистов может стянуть преданного вниз, к невежеству. Люди, которым нравится наслаждаться незаконным сексом, и люди, враждебно настроенные к сознанию Бога, своим общением уничтожают чистое поведение вайшнава. Нет ничего удивительного в том, что преданному не нравится общаться с ними. Выделение: 1) Назовите три уровня преданных и отличительные признаки каждого уровня. Осмысление: 1) Опишите, как мы должны строить отношения с преданными каждого уровня. 2) Что значит – «менее продвинутые преданные»? Как вести себя с ними? 3) Какими должны быть наши отношения с невинными людьми? 4) С кем мы должны избегать близких отношений? Почему? Применение: 1) Поделитесь вашим опытом отношений с преданными разных уровней. Соблюдали ли вы вашнавский этикет? Стремились ли вы к духовным отношениям с ними? Что было правильным в вашем поведении, а что – нет? |
Проповедь – это сущность Искренний преданный уполномочен Господом проповедовать. Десять дней Шри Чайтанья Махапрабху оставался в Праяге и давал наставления Рупе Госвами, наделяя его необходимой силой. Комментарий: Здесь содержится подтверждение высказывания: кришна-шакти вина нахе тара правартана. Человек не может распространять сознание Кришны, не будучи специально уполномоченным Верховной Личностью Бога. Уполномоченный преданный чувствует и считает себя нижайшим из людей, поскольку знает, что каждым его действием руководит Господь, находящийся в его сердце. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (10.10): тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йoгам там йена мам упайанти те «Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им придти ко Мне». Чтобы обрести полномочия Верховной Личности Бога, человек должен стать достоин этого. Это значит, что двадцать четыре часа в сутки он должен с любовью служить Господу. Материальное положение преданного не имеет значения, поскольку преданное служение не зависит от мирских соображений. Когда-то Шрила Рупа Госвами был правительственным чиновником и грихастхой. Он не был даже брахмачари или санньяси. Он общался с млеччхами и яванами, но поскольку он всегда хотел служить, он стал достоин воспринять милость Господа. Искренний преданный может получить полномочия Господа независимо от своего положения. В предыдущем стихе из «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описал, как Господь лично уполномочил его. Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.187) он говорит: иха йасйа харер дасйе кармана манаса гира никхилав апй авастхасу дживан-муктах са учьяте «Человек, посвящающий служению Кришне тело, ум и речь, - освобожденная душа, даже если он находится в материальном мире, хотя может показаться, что он погружен в так называемую материальную деятельность». Дабы остаться свободным от материального осквернения и обрести благосклонность Господа, человек должен искренне хотеть служить Господу. Ничего другого не нужно. Как только человек, милостью духовного учителя и Господа, получает благословение, ему тут же дается вся сила, необходимая для того, чтобы писать книги и распространять Движение сознания Кришны без всяких помех со стороны материальной природы. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 19.135 |
Неделя 57
Шри Намамрита – Нектар святого имени Домохозяева могут петь святые имена у себя дома. Даже домохозяева могут достичь совершенства, повторяя мантру Харе Кришна. /Нарада Муни говорит Махарадже Юдхиштхире:/ Пение святого имени Господа обладает таким могуществом, что благодаря ему даже семейные люди [ грихастхи ] легко обретают высшее благо, доступное тем, кто отрекся от мира. Я уже объяснил тебе суть этой религиозной практики. Комментарий:Данный стих подтверждает авторитетность Движения сознания Кришны. Любой, кто примет участие в этом Движении, независимо от своего положения в обществе, получит высшее благо, обычно доступное только идеальным санньяси – брахма-гьяну (духовное знание). Более того, такой человек сможет совершенствоваться в преданном служении. Махараджа Юдхиштхира думал, что, поскольку он грихастха, у него нет надежд на освобождение; поэтому он спросил Нараду Муни, как ему выпутаться из сетей материи. Тогда Нарада Муни, приведя в пример самого себя, провозгласил, что, общаясь с преданными и повторяя мантру Харе Кришна, любой человек, независимо от его положения в обществе, несомненно, обязательно достигнет высшего совершенства. «Шримад-Бхагаватам» 7.15.74 |
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава в различных взаимоотношениях. 26 качеств преданного. Наставляя Санатану Госвами, Господь Чайтанья описал двадцать шесть качеств преданного: он всегда милостив, правдив, равно относится ко всем, безупречен, великодушен, снисходителен и чист. У него нет никакой материальной собственности, и он занят деятельностью на благо каждого. Он умиротворен, предан Кришне и лишен желаний. Он безразличен к материальным приобретениям, а также избавился от вожделения, гнева, жадности и т.п. Он почтителен, непроницаем, сострадателен и лишен чувства ложного престижа. Он дружелюбен, поэтичен, искусен и молчалив. Не стоит, однако, думать, что преданный должен по отдельности развивать в себе каждое из этих качеств. Шукадева Госвами объясняет в «Шримад-Бхагаватам» (6.1.15): «Только редкий человек, который развил в себе совершенную, беспримесную преданность Кришне, может вырвать сорняки греховных поступков так, что они больше никогда не вырастут. Он может сделать это, просто выполняя преданное служение. Так солнце мгновенно разгоняет туман своими лучами». Хотя 26 качеств преданного подчинены преданному служению, мы, тем не менее, можем стараться действовать в преданном служении так, чтобы соответствовать им всем. Быть преданным – многое значит. К примеру, хотя проповедь важна, если она не сопровождается примерным поведением, она не даст результата. Человек может очень заботиться о чистоте, но не повторять Харе Кришна. Есть много вещей, которые преданному нужно уметь. Все эти качества возвышенны, в них нет изъянов. 1) Преданный милостив, крипалу. Мы можем думать: «Да, Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада могут быть милостивы, но как это возможно для меня?» Ответ таков, что, служа милостивой великой душе и ее делу, мы также действуем милостиво. Мы можем распространять сознание Кришны с санкции милостивой и сострадательной великой души. Так мы также станем милостивыми деятелями. Принципы бхагавата-дхармы милостивы, и каждый, кто следует им, автоматически избавляется от всего недоброго и сопутствующей ему кармы. Если мы следуем ведическим законам религии, тогда, одним только послушанием, мы будем действовать на уровне милости ко всем живым существам. Мы не будем убивать невинных животных, а людям будем давать сознание Кришны. 2) Преданный не дерзок, акрита-дроха. В «Бхагавад-гите как она есть» Шрила Прабхупада пишет: «Смирение значит, что человек не должен беспокоиться о почестях со стороны других». Господь Чайтанья в «Шикшаштаке» дает высшее выражение смирения: «Святое имя Господа следует повторять, находясь в смиренном состоянии ума и считая себя ниже травинки. Нужно стать терпеливее дерева, полностью избавиться от чувства ложного престижа и быть всегда готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно». Смирение прекрасно и является одним из главных качеств личности, утвердившейся в трансцендентном. Шрила Прабхупада говорит: «Качества смирения и кротости очень быстро приводят к духовному осознанию». Невозможно достичь лотосных стоп Кришны, не будучи смиренным. Быть смиренным перед Кришной естественно, ведь Он – Всевышний. Точно так же естественно и смирение по отношению к вайшнаву – ведь он слуга Всевышнего. Когда Кришнадаса Кавираджа говорит: «Я так грешен, что одно воспоминание о моем имени лишит вас всех плодов вашей благочестивой деятельности» - он имеет в виду это. Такое непритворное смирение нельзя обрести, просто приписав к имени «Со смирением, Ваш». Это нельзя имитировать. Это само разовьется со временем. Если человек искренне желает быть преданным и смотрит в лицо фактам, он должен отбросить всю гордость и высокомерие. Следуя по пути, проложенным ачарьями прошлого, мы должны обратить внимание на то, какое огромное смирение проявлял Шри Чайтанья Махапрабху, выставляя себя глупцом по сравнению со Своим духовным учителем, Ишварой Пури. Искренний преданный скажет себе: «Кто я по сравнению с Господом Чайтаньей? Мое место скромное. Я так глупо угодил в цикл рождения и смерти. Чем уж тут гордиться?» 3) Преданный правдив, сатья-сара. Из четырех принципов религии – аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости – в Кали-югу остался только последний. Когда Махараджа Парикшит увидел быка религии после того, как тот подвергся нападению олицетворенного Кали, только одна нога быка, представляющая правдивость, была цела. Это значит, что, хотя люди ведут греховный, гедонистический образ жизни, в этот век у них все еще сохраняется готовность слушать о Кришне. Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он увидел, что каждый там в большей или меньшей степени занят греховной деятельностью. Но когда он объяснил, что эта деятельность греховна, и раскрыл истину о Кришне, гедонисты переменились. Преданные, следующие Шриле Прабхупаде, должны быть очень правдивы, как настоящие брахманы. Естественно, это значит, что они не должны обманывать и в своем поведении. Главное проявление правдивости в жизни ученика – держать обещание избегать греховной деятельности и всегда повторять шестнадцать кругов джапы на четках. Также преданный не должен участвовать в противозаконных действиях. Хотя сознание Кришны трансцендентно к мирским законам, не стоит их нарушать. Даже обычный человек может оценить такую правдивость. Общество должно признать преданных Общества сознания Кришны религиозными людьми. Но мы должны быть правдивы в высшем смысле, действуя не ради собственных интересов, а ради интересов Кришны. Но сначала мы должны понять, кто такой Кришна. Он – высшая Истина, и сатьям парам дхимахи – мы должны медитировать на Высшую Истину, повторяя Харе Кришна. Тогда мы можем заниматься чистым преданным служением и успешно распространять Абсолютную Истину, которая единственная может послужить человечеству в этот ужасный век. 4) Преданный равно относится ко всем, сама. Преданный воспринимает все создания с позиции знания. Где бы он ни увидел живое существо, проявляющее шесть признаков жизни (рождение, рост, существование, порождение побочных продуктов, увядание и смерть), он знает, что духовная душа постоянно пребывает внутри этой формы, будь то человек, животное, насекомое, птица или растение. Но знающий преданный видит в сердце каждого живого существа не только присутствие духовной души, но и Сверхдушу. Воспринимать всех как равных, однако, не значит абсолютно одинаково обходиться со всеми. Но намерение наше должно быть одно: поделиться сознанием Кришны со всем и каждым. Слуги Господа прекрасно осознают, что значит – равно относиться к другим. В одном письме Шрила Прабхупада писал: «Каждый должен быть дружелюбным для служения Господу. Каждый должен прославлять, как служат Господу другие, но никогда не гордиться своим собственным служением. Таково мышление вайшнава. Мышление Вайкунтхи. Между слугами может возникнуть соперничество или конкуренция, но на планетах Вайкунтхи служение другого ценится, а не порицается. Такова «конкуренция» на Вайкунтхе. И речи не заходит о вражде между слугами. Каждому должно быть позволено служить Господу по мере возможностей, и каждый должен ценить служение других. Такова деятельность на Вайкунтхе. Поскольку каждый – слуга, все равны между собой, всем позволено служить Господу согласно их способностям». Выделение: 1) Назовите 26 качеств преданного. Как человек может обрести и развить в себе эти качества? Осмысление: 1) В чем должно проявляться наше милосердие? 2) Что означает быть смиренным? Почему это настолько важно? Как нам обрести смирение? 3) Что особенного в качестве «правдивость» в Кали-югу? Приведите пример того, что правдивость все еще есть в наше время. 4) Какое обещание в первую очередь должен держать ученик? Как он поступает согласно принципу правдивости в обычной жизни? 5) Как преданный действует по отношению к другим живым существам в материальном мире? Как он применяет принцип равенства по отношению к другим преданным? Применение: 1) Опишите любое из этих качеств, которое вы заметили в преданных. 2) Поделитесь с другими, как вы планируете в реальности жить в соответствии с этими качествами. К примеру, человек, который хочет стать более милосердным, может решить посвящать больше времени проповеди сознания Кришны. |