Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Механизмы формирования этнической толерантности молодёжи в России.




Проблемы формирования толерантного взаимодействия приобретают особую актуальность в современной российской действительности. Поликультурное пространство, участниками которого мы являемся, ставит задачи формирования у личности основ позитивного отношения к представителям иных этнических, религиозных, социальных общностей.

Гуманистическая парадигма, получившая своё практическое оформление в концепции прав и свобод человека, в настоящее время является в Российской Федерации основой формирования всего многообразия социальных отношений. Практическое выражение она получила в Конституции РФ принятой в 1993 г., в которой говорится, что наша страна является демократическим и правовым государством. Конституцией определено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» является обязанностью государства.[39]

В многонациональной России стратегической целью является укрепление единства и сплочённости всех народов на основании национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочнения федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности многонационального народа России. Л.М. Дробижева выделяет следующие цели: совершенствование государственных структур для реализации интересов граждан всех национальностей, проживающих на территории субъектов Федерации; обеспечение межнационального согласия, уважение к традициям народов; обеспечение условий для социально-экономического и культурного развития народов и их взаимодействия; предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов.[40]

Этим объясняются те усилия, которые предпринимают сегодня многие общественные и государственные институты России для формирования в обществе высокой этнической толерантности. В августе 2001 г. Правительство приняло Постановление № 629 «О Федеральной целевой программе "Формирование установок толерантности сознания, профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)"». В свою очередь Правительство Москвы в 2002 г. утвердило городскую целевую программу «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира».[41] Оба документа регламентируют формирование этнической толерантности в двух разных сферах: первый – определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, второй – пропагандистско-воспитательной.

Целью программы «Формирование установок толерантности сознания, профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)"» являлась разработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Среди основных направлений реализации Программы были выделены:

– разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у

граждан толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;

– мониторинг, диагностика и прогнозирование социально-политической ситуации в стране, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.[42]

По мнению Н.Г.Анциферововой, общие итоги мониторинга социальной напряжённости позволили выявить ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать при прогнозировании социальных рисков и проектировании социально-экономических программ различного уровня: рост гипермобильности населения, приводящий к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым к росту вероятности социальных конфликтов; восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы; распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои – чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ.[43]

Эта программа несёт в себе двойное значение: во-первых, с помощью неё происходит институционализация толерантности, то есть установление её как нормы и эталона поведения, формирующейся на основе ценностей гуманизма. Во-вторых, реализация программы, в первую очередь, через систему образования и средства массовой информации позволяют рассматривать её как комплексное интегрирование различных форм профилактического воздействия.

В некоторых субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях также приняты нормативные акты, направленные на усиление противодействия экстремизму, в том числе путем формирования толерантных установок среди молодежи. Региональные целевые программы по профилактике терроризма и экстремизма были разработаны и приняты в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Удмуртской Республике, в Карелии, в Брянской, Белгородской, Ивановской, Пензенской и Омской областях.[44] Однако автор отмечает, что правовое регулирование противодействия экстремизму характеризуется отсутствием единой, скоординированной стратегии, рассчитанной на длительный срок. Большинство планов и программ не корреспондируют друг с другом, ресурсно не обеспечены, а значит, полностью не выполнимы. При разработке данных нормативных правовых актов, как правило, не учитываются многочисленные факторы, характеризующие экстремизм, что впоследствии не позволяет выработать адекватные меры против правонарушений экстремистского характера.[45]

Таким образом, институционализация толерантности в Российской Федерации осуществляется на государственном уровне в системе федерального и регионального законодательства, а также федеральных программ. Институционализация толерантности является составной частью процесса обеспечения национальной безопасности России.

Профилактика в механизме формирования толерантности заключается во внедрении толерантности в сознании молодёжи посредством использования потенциала системы образования, средств массовой информации, общественных организаций и семьи. Профилактика осуществляется с помощью Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

Система образования задействована в решении задачи формирования толерантности молодёжи, профилактики экстремизма и национализма, так как она «обладает значительным потенциалом и способна оказать решающее влияние на уменьшение риска социальных взрывов в России».[46] Законом «Об образовании» в числе принципов государственной политики в области образования определены: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) свобода и плюрализм в образовании.[47]

Ведущим социальным институтом, полагает С.Н. Хамова, ответственным за интернациональное воспитание молодёжи, является школа. По её мнению, именно этот институт, предлагая широкий спектр научных знаний, «способствует формированию научного мировоззрения, в том числе и в области национальных отношений».[48]

Система высшего образования может стать благоприятной средой для формирования толерантности, поскольку она предполагает не толь­ко вооружение будущего специалиста профессиональными знаниями, но и процесс социализации личности, привития ценности уважения дру­гого человека, ценности прав и свобод человека и равноправия людей и дру­гих ценностей демократического общества.

Таким образом, система образования является важным элементом формирования этнической толерантности, а гуманистический и плюралистический характер образования, положенные в основу государственной политики являются основой для формирования толерантности через систему образования.

Следующим направлением профилактического воздействия является деятельность средств массовой информации по освещению проблем, связанных с нетерпимостью и экстремизмом и формированием толерантного сознания. СМИ по определению являются, одним из наиболее действенных проводников толерантности. Исследования же показывают, что достаточно большое количество людей разного социального статуса и положения считают, что телевидение во многом пропагандирует насилие, антиобщественное поведение, эротику на грани порнографии и т.д. Естественно, возникает проблема определенного контроля над этим мощным орудием воздействия на духовно-нравственную сферу личности.[49]

Как фактор формирования культурно-политической идентичности СМИ в современных условиях способны влиять не только на общественное мнение, но и на само содержание межэтнических отношений, формируя социальные установки и поведенческие модели общения, язык общения, стратегии взаимодействия и т.д. Это значит, что СМИ могут быть прямыми участниками этнических конфликтов, зачастую действующими на основе прямого политического или финансового заказа. В не меньшей степени журналисты могут обострять межэтнические трения и доводить их до уровня противостояния за счёт некомпетентного, неэтичного изображения этнических отличий в образе жизни и стиле поведения, создания групповых и индивидуальных этнических образов. К сугубо деструктивным формам деятельности СМИ в сфере межэтнических отношений относятся пропаганда ложных этнических мифов, одностороннее и тенденциозное изображение конфликтов на этнической, расовой или религиозной почве, употребление слов и выражений с обвинительной, устрашающей, насмешливой и унизительной окраской.[50]

Нормативно-правовой базой деятельности СМИ являются Федеральные законы «О средствах массой информации», «О рекламе». Эти базовые документы, реализующие практику деятельности средств массовой информации в демократическом обществе, создают условия для формирования этнической толерантности через них.

Таким образом, в настоящее время СМИ являются важным инструментом формирования этнической толерантности в России. Также на сегодняшний день существует нормативно-правовая база, позволяющая реализовать комплекс мер по формированию толерантности с помощью СМИ.

И.В. Ключник в своей работе отмечает, что общественным организациям и общественности в целом, а также семье, отводится роль косвенного воздействия на формирование толерантности молодёжи.[51] Программа предполагает участие в её разработке и реализации общественных организаций и движений, разделяющих принципы гражданского общества, толерантности и миролюбия, а также предусмотрено привлечение таких движений и организаций с поддержкой их деятельности. Опора на общество заключается в информировании общественности о программе и ходе её выполнения. Семья как субъект регулятивного воздействия в Программе рассматривается в качестве социальной поддержки, что включает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

Таким образом, можно констатировать наличие на государственном уровне комплексного подхода к решению проблемы преодоления нетерпимости в российском обществе, который осуществляется в трёх направлениях: 1) через административное и уголовное право, в котором предусмотрено наказание человека за совершение преступлений против личности, в том числе, на основе нетерпимости; 2) через определение организационных и правовых основ противодействия экстремистской деятельности религиозных и общественных организаций; 3) через формирование толерантности как готовности личности к позитивному взаимодействию с различными формами инаковости.

Таким образом, институционализация толерантности в Российской Федерации осуществляется на государственном уровне в системе федерального и регионального законодательства, а также федеральных программ. Институционализация толерантности является составной частью процесса обеспечения национальной безопасности России и именно в этом аспекте получает своё оформление и развитие в нормативно-правовых актах.

Профилактика в механизме формирования толерантности заключается во внедрении толерантности в сознании молодёжи посредством использования потенциала системы образования, средств массовой информации, общественных организаций и семьи. Профилактика осуществляется с помощью Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Подводя итог, необходимо отметить, что в последние десятилетия понятие «толерантность» стало важнейшим международным термином, ключевым словом в проблематике мира. В современных условиях глобализации человечество подошло к такой точке развития, когда, когда толерантность, методы её формирования приобретают ключевое значение в современном мире. На наш взгляд, на выбор методов формирования этнической толерантности в России должна влиять современная этно-национальная ситуация в стране и исторически сложившиеся традиции толерантности. Разработка технологий формирования этнической толерантности в современном социуме должна осуществляться с учётом современных научных концепций, основываться на данных различных наук о состоянии этно-национальной сферы, использовать имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт формирования этнической толерантности.


[1] Вицентий, И.В. Специфика социологического подхода к изучению толерантности индивидов / И.В. Вицентий // Методология и методика социологических исследований. –С.78.

[2] Хабермас, Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий/ Ю. Хабермас // Социс, 2006, №1. – С. 45.

[3] Всеобщая декларация прав и свобод человека / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА,1998. – С. 41 – 42.

[4] Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования,2003. - №8. – С. 55.

[5] Декларация принципов терпимости, - Париж: Юнеско,1955. – С.2.

[6] Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д. Жить в мире с собой и другими/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. – С. 23.

[7] Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования,2003. - №8. – С. 54.

[8] Хомяков, М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность / М.Б. Хомяков// Журнал социологии, социальной антропологии, 2003, № 4, т. 4. – С. 98–112.

[9]Трохимчук, М.В., Шалагинова, К.С. Теоретические основы формирования толерантности в современном образовательном пространстве/ М.В. Трохимчук, к.с. Шалогинова// Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, 2012. – С. 2.

[10] Шкуратова, И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления/ И.П. Шкуратова// Век толерантности,2003.-№5.-С44-51.

[11] Лебедева, Н.М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ//Этническая толерантность в поликультурных регионах России/Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.П. Татарко. – М.: Изд-во РУДН,2002. – С.25.

[12] Лебедева, Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. – М., 1997.

[13] Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность/ В.Ю. Хотинец. – Екатеринбург, 2002.–С.24.

[14] Солдатова, Г.У, Кравцова, А.О., Хулаева, О.Е,. Шайгерова, Л.А. Психодиагностика толерантности/ Г.У. Солдатова, А.О Кравцова, О.Е. Хулаева, Л.А. Шайгерова //Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф-аналит бюллетень.- М., 2002.-№4.-С.59-65.

[15] Лебедева, Н.М. Социально-психологический аспект межэтнических отношений/ Н.М. Лебедева// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг./Отв. ред. Л.М. Дробижева.М.,1994.-С.91.

[16] Дробижева, Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению/ Л.М. Дробижева// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг./Отв. ред. Л.М. Дробижева.М.,1994.-С.34-35.

[17] Соколов, В.М.Москва: современное общество и особенности проявления толерантности. Аналитический отчёт по итогам социологического исследования/ В.М. Соколов//Пульс.-№5,2003.-С.4.

[18] Шкуратова, И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления/ И.П. Шкуратова// Век толерантности,2003.-№5.-С.44-51.

[19] Шлягина, Е.И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования/ Е.И. Шлягина// Век толерантности,2001.-№3-4.-С.124-131.

[20] Гришпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении)/ И.Б. Гришпун// Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод.статей.-М-Воронеж,2002.-С.31-40.

[21] Сектор социально-психологических проблем национальных отношений ИЭА РАН совместно с учёными из республик Татарстан, Саха, Северная Осетия-Алания, Тыва в 1993-1996 гг. Руководитель проекта – Л.М. Дробижева.

[22] Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости/ Л.М. Дробижева// Толерантность и согласие/Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие».-М.:ИЭА РАН,1997.-С.65.

[23] Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости/ Л.М. Дробижева// Толерантность и согласие/Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие».-М.:ИЭА РАН,1997.-С.66.

[24] Россия: Преодоление национальной катастрофы. Социальная и социально-политическая ситуация России в 1998 году/ Под ред. Г.В. Осипова, В.И. Левашова, В.В. Локосова. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1999. – С. 59; Мубинова З. Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы/ З.Ф. Мубинова. – Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2000. – С. 110.

[25] Рубан, Л.С. Исследование потенциала конфликтности и толерантности молодёжи полиэтнических регионов/ Л.С. Рубан// Тезисы докладов выступления на II Всеросийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» в 3-х томах. – М.: Альфа – М, 2003. –Т. 3. – С. 423- 424.

3 Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции/ В.М. Соколов// Социологические исследования,2003. - №8. – С. 61.

[27]Шереги, Ф.Э., Харчёва, В.Г., Сериков, В.В. Социология образования: прикладной аспект/ Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчёва, В.В Сериков. – М.: Юристъ, 1997. – С. 290.

[28] Гудков, Л.Д. Этнические стереотипы населения: сравнение двух замеров // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень.–1995.-№3.–С.14; Здравомыслов, А.Г. О национальном самосознании россиян/ А.Г. Здравомыслов// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. – 2001. – С. 53.

[29] Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции/ В.М. Соколов// Социологические исследования, 2003. - №8. – С. 61.

[30] Зоркая, Н.А, Дюк, Н.М. Ценности и установки российской молодёжи/ Н.А. Зоркая, Н.М. Дюк// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационная бюллетень, 2003. - №4. – С. 76.

[31] Бызов, Л.Г. Заметки о российской нации/ Л.Г. Бызов // Русский журнал, 2011. – С.15-16.

[32] Бызов, Л.Г. Заметки о российской нации/ Л.Г. Бызов // Русский журнал, 2011. – С.15-16.

[33] Республиканский социологический опрос «Я и другие». Сыктывкар, 2009 г.

Румянцева Т.П. «Ярославская молодежь о проблеме толерантности в молодежной среде»/Т.П. Румянцева//Ярославский городской центр изучения общественного мнения и социологических исследований. 2011 г.

[35] Бадыштова, И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа)/ И.М. Бадыштова// Социологические исследования. – 2003. - №6. – С. 35.

[36] Замогильный, С.И., Дикун Н.А. Социологические аспекты отношения к мигрантам российской и белорусской молодёжи/ С.И. Замогильный, Н.А. Дикун// Современные проблемы науки и образования, 2012. – № 1.

[37] Данные исследования «Советский человек. 1999» (третья волна, март 1999 г.) // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1999. - №6. – С. 84.

[38] Экстремизм в среде петербургской молодёжи: анализ и проблемы профилактики/ Под ред. А.А. Козлова. – СПБ.: ХИМИЗДАТ, 2003. – С. 286.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2255 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.