Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализ направленности исследований этнической толерантности молодёжи в России.




Вопрос об уровне толерантности российского общества и динамике изменений, происходящих в этой области, является сегодня критически важным. С одной стороны, логика либерально-демократических преобразований требует утверждения социокультурного и политического плюрализма, что предполагает ослабление национальной, религиозной, классовой, политической нетерпимости – нетерпимости, препятствующей социальной интеграции и чреватой многообразными потрясениями. С другой – та же логика требует укрепления "иммунной системы" общества, и прежде всего – усиления нетерпимости в отношении политического экстремизма и преступности.

Неоднозначные процессы межнациональных отношений в современной России актуализируют изучение проблем этнической толерантности, особенно в молодежной среде. Это вызвано, в частности, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс" социальных обид" принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно" и "мигрантофобий". В"чужих" - приезжих, мигрантах - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто ограничивающее возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.д. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, особенно иноэтничных и т.д.

В 90-х – начале 2000-х годов сфере межнациональных отношений, молодёжь демонстрировала достаточно высокую степень неприятия представителей других национальностей. Данные общероссийских и региональных исследований того времени подтверждают, что около трети населения страны придерживались аналогичных настроений. Но показатели этого варьировались в отдельных регионах за разные годы в широком диапазоне. В 1992 – 1998 гг. в Петрозаводске 24-28%, в Ставрополе – 33% при резком всплеске в 1994 г. – 57 %, в Уфе – 18-21%, в Башкирии – 24,8%, в Казани – 16% респондентов продемонстрировали национальную неприязнь.[24] Результаты мониторингового исследования, проводимого с 1989 г. в рамках программы «Молодёжь в полиэтнических регионах: взгляды, позиции, ориентации», свидетельствуют о наличии в 1999-2001 г. национальной неприязни среди молодёжи Москвы – 32%, Назрани – 26%, Астрахани – 47%, Майкопа – 21%, Краснодара – 39%, Пскова – 35%, Махачкалы – 15%, Нальчика – 8% и Ставрополя – 40%.[25] А результаты исследования, проведённого В.И. Соколовым в Москве в начале 2003 г., зафиксировали неприятие других национальностей у 45% респондентов.[26]

Результаты общероссийского мониторингового исследования студенческой молодёжи, проводимым Центром социологических исследований Минобразования в 1995 – 1997 гг. показали, что для российских студентов национальность играет решающую роль в выборе места жительства и при принятии решения о вступлении в брак – 52 и 46% соответственно.[27]

Россияне традиционно демонстрируют устойчивое негативное отношение к достаточно определённому кругу наций, что подтверждается данными общероссийских и региональных исследований. В 1993 г. объектом этнических фобий россиян являлись чеченцы – 48%, цыгане – 48%, азербайджанцы – 43%, армяне – 45%, узбеки – 20%, эстонцы – 16%, евреи – 17% и татары – 13%. В течение 1990-х гг. распределение наций не изменилось, за исключением роста негативного отношения к чеченцам – 51% в 1995 г. и 59% - в 2000 г. В сознании российской молодёжи к 2000 г. сформировались фобии по отношению к вышеуказанным нациям. Отличие состоит в том, что число ответов, выражающих негативное отношение, выше, чем в среднем по всем остальным возрастным группам: у российской молодёжи вызывали негативное отношение чеченцы – 67% (средний показатель по массиву опрошенных – 60%), азербайджанцы – 46% (38%), эстонцы – 38% (36%), евреи – 33% (32%), узбеки – 31% (22%), татары – 30% (20%), сербы – 16% (9%), американцы – 24% (28%) и немцы – 20% (19%), что свидетельствовало о росте этнофобии в молодёжной среде.[28]

Результаты исследования в Москве в 2003 г. показали, что негативное отношение вызывают, в первую очередь, кавказцы – 66%, евреи – 17%, народы Средней Азии -13%.[29] Но при наличии типичного для российской молодёжи перечня наций, вызывающих негативное отношение, их иерархия варьируется в отдельных регионах.

В целом, молодёжи присуще резко негативное отношение к чеченцам и народам Северного Кавказа, определяемым вошедшим в обиход словосочетанием «лица кавказкой национальности». Этническая неприязнь российской молодёжи персонифицируется по вполне объяснимым направлениям – отношение к жителям Кавказа и, в первую очередь, к чеченцам связано с внутриполитическими событиями последних десятилетий. Негатив в отношении остальных национальностей (евреи, «народы Юго-восточной Азии, «афроамериканцы», цыгане, «прибалты», немцы») является следствием существующих в нашем обществе стереотипов.

Общероссийское исследование 2003 г. показало, что лозунг «Россия – для русских!» разделяет 18% молодежи в возрасте 16-19 лет и 19% в возрасте 20-24 года.[30]

Таким образом, в 90-х – начале 2000-х годов позиция молодёжи в сфере межэтнической толерантности характеризуется наличием неприязненного отношения к людям других национальностей, перечень которых определяется стереотипизацией мышления и актуализируется общественно-политической ситуацией в стране.

Социологические исследования, проведённые в 2007-2011 гг. говорят о сохраняющемся интолерантном отношении в сфере межкультурного общения молодёжи. Так по данным исследования ВЦИОМ в августе 2007 года, среди народов вызывающих неприязнь и раздражение у молодёжи лидируют «кавказцы» в целом - 23%, и конкретно чеченцы - 8%. Гораздо ниже уровень неприязни к цыганам - 3%, евреям - 1,5%, другим народам.[31]

Неприязнь, раздражение, возникающее при общении с этими народами, респонденты объясняют нежеланием их считаться с обычаями и нормами поведения - 22%, опасением в связи с угрозой террора - 15%, неприятием внешности, манеры поведения, черт характера - 13%, их способностью контролировать определенные экономические сферы, вытесняя оттуда представителей коренного населения - 12%, и конкуренцией за рабочие места - 8%.[32] По данным Республиканского социологического опроса «Я и другие» проводимого в Республике Коми среди молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет в 2009 году, национальная принадлежность человека влияет на отношение к нему у 23,6% респондентов, а 48,9% респондентов считают неприемлемым вступление в брак с человеком другой национальности.[33] Также, по данным социологического исследования проведённого в 2011 г. и системного социально-психологического мониторинга, проводимого с 2006 года, в городе Ярославле - 49,1% молодежи стремится избегать общения с представителями некоторых национальностей.[34]

Отношение к мигрантам в условиях современной России, когда миграция стала фактором социальной жизни страны, является неотъемлемой характеристикой поликультурности. Негативное отношение связанно во многом с представлениями о мигрантах как о людях, которые, во-первых, являются конкурентами на рынке труда, и, во-вторых, дестабилизируют обстановку в регионе. Так, например, студенческая молодёжь Нижнего Новгорода, Ижевска и Оренбурга, по данным исследования 2002 г., связывала приезд мигрантов, во-первых, с ростом преступности – 57,1%, 57,5% и 60% соответственно, во-вторых, с расширением торговли некачественными товарами и продуктами на рынке – 46,7%, 46,4% и 55% соответственно, и, в-третьих, с распространением антисанитарии и развитием болезней – 39%, 24,7% и 53,8%, соответственно.[35] А недавнее исследование, проведённое в 2011 году в Саратовской, Волгоградской, Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Татарстан показывает, что за девять лет ситуация не изменилась. Так среди молодых россиян почти 40% респондентов относится к мигрантам отрицательно, а волнения по поводу того, что мигранты могут отнять работу у местного населения, испытывают более 20% молодых россиян.[36]

Рассмотренные выше отношения и готовность молодёжи к взаимодействию с представителями различных национальностей является фундаментальным условием складывания гармоничных отношений в поликультурном обществе, находящим своё выражение в социальном поведении. Именно поэтому необходимо рассмотреть готовность молодёжи к социальному взаимодействию в условиях поликультурности через отношение респондентов к экстремистски настроенным категориям населения. По данным общероссийского социологического исследования в 1999 г. националисты, призывавшие «очистить Россию от инородцев» вызывали у молодёжи гнев и возмущение – 40,6%, раздражение – 23% и неопределённость мнения у 21,7% опрошенных. Позитивное отношение (уважение, симпатию, сочувствие) они вызывали у 16,2% опрошенных.[37]

В 2002-2003 гг. коллективом учёных под руководством А.А. Козлова проводили изучение экстремизма основных групп петербургской молодёжи. Учащиеся петербургских ПТУ и ССУЗов демонстрируют наибольшее расположение к экстремистам. 40,4% поддерживает экстремистские партии, 12,4% считают возможным членство в них, а 47,2% предлагают их деятельность запретить. Количественные показатели отношения учащихся ПТУ И ССУЗов г. Санкт – Петербург являются экстремумами в соответствующих оценочных позициях. Именно в этой категории молодёжи получает развитие позитивный имидж экстремиста больше, чем в какой-либо другой группе. 44,3% считают экстремистов мужественными, искренними людьми, борющимися за справедливость, 14,8% - отчаявшимися, загнанными обстоятельствами людьми, для которых нет иного выхода и как максимум – 19,3% - заблуждающимися людьми, безумцами. И только 6,8% респондентов этой категории считают их преступниками и 5,7% - авантюристами, думающими о собственной славе и выгоде.[38]

 

Как показывают результаты исследований, в сфере межэтнических отношений молодёжь демонстрирует ярко выраженный негативизм, проявляющийся в неприятии представителей других национальностей, в особенности к представителям кавказской национальности.

Отношение молодёжи к экстремистской идеологии и её носителям – экстремистски настроенной категории граждан (националисты и скинхеды), позволяет сделать наблюдение о наличии в молодёжной среде потенциала экстремизма, причём в латентной форме. Об этом свидетельствует, в целом, спокойное отношение к экстремистской идеологии и её носителям основной массы молодёжи.

Отношение молодёжи к представителям различных национальностей складывается под воздействием комплекса социокультурных факторов. К положительным факторам относятся доминирование при определении молодёжью своего отношения к инаковости нравственного императива, понимание объективного характера российской поликультурности как следствия исторического развития страны, отсутствие абсолютизации какого-либо критерия инаковости как основополагающего в отношении молодёжи с окружающими. К отрицательным – эгоизм молодёжи, наличие в молодёжном сознании устойчивых негативных стереотипов, резонирование общественно-политических событий в молодёжном сознании актуализирует имеющиеся диспозиции молодёжи и оказывает влияние на формирование новых.

В целом, можно говорить о присутствии в молодёжной среде негативного отношения к представителям иных этнических и национальных групп. При изучении толерантного отношения в сфере межэтнического взаимодействия необходимо попытаться выявить истинные причины негативного отношения молодёжи к представителям иных этносов и национальностей. Необходимо выяснить связана ли их позиция по отношению к лицам иной национальности с личным опытом, или же она основана на необоснованных стереотипах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1033 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2312 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.