Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тезис пятый. Фрагментация модерна, мультикультурализация




Плюральность культуры, культурных стандартов, кризис <легитимации> - все это признаки постмодерна, которыми характеризуется не только культура, но и социальный порядок в целом. В этом плане интерес представляет концептуализация постмодерна, предложенная американским социологом Джонатаном Фридманом, очень схожая в содержательном отношении с алармистско-критическими тезисами Ф. Ферраротти.

По Фридману, постмодерн связан и является оборотной стороной кризиса модерна,. Это фрагментация модерна, утрата им формы единого исторического процесса, мультикультурализация, утрата порядка. Беспорядок предстает как системная фрагментация ряда параллельных процессов, характеризующих, с одной стороны, уходящий модерн, а с другой - постмодерн. Фридман предлагает следующие оппозиции модерна и постмодерна:

Модерн; Постмодерн^

Научное познание; Несопоставимые между собой культурные образования.

Универсальная идентичность; Мультикультурная идентичность.

Политическая и экономическая гегемония Запада; Центробежная политика.

Целостное <эго> модерна; Нарцисстическое разложение.

Господствующей культурной формой постмодерна является постмодернизм. Он противостоит научному знанию и господству рациональности. Постмодернизм - главным образом интеллектуальная идентичность, которая определяет себя как про-

^См.: Friedmann J. Order and Disorder in Global Systems: A Sketch // Social research. - N. Y., 1993. - Vol. 60, N 2. P. 205 - 234.

тивоположность рационально-научному корню модернизма и ищет новый смысл в либидо и традиционных культурах. В постмодернизме отсутствует критерий различения и оценки, присущий модернизму, классифицирующий утверждения с точки зрения истины.

Постмодерн как эпоха предстает у Фридмана как <эра усиливающегося беспорядка>, который имеет глобальную природу, но вместе с тем обладает систематическим, т. е. специфическим и предсказуемым характером. Этот беспорядок связан с разложением универсалистских, основывающихся на разуме структур модерна, в результате чего усиливается интеграция объединений более низкого порядка, возникают новые структуры и политические союзы, и, соответственно, - новые конфликты.

Центробежные тенденции современного социального мира увязываются постмодернистской социологией с кризисом идеала всеобщего прогресса, имеющего глобальный и необходимый характер, и отходом от соответствующей политики. Этот кризис выразился в распаде единства господствующей социальной формы, иерархии идентичностей. Произошел поворот от политики, направленной на формирование национально-государственной идентичности, к политике культурной идентичности, связанной с процессом размножения <новых> идентичностей, процессом мультикультурализации. Центральным моментом указанного процесса, по мнению Дж. Фридмана, является этнификация идентичности. Речь идет о возникновении социальной идентичности, которая основывается на специфической конфигурации сознания, базирующейся на истории, языке, расе. Все это - социально-конструируемые реальности, однако признание их конструируемого характера не означает, по мнению Фридмана, что они ложны или идеологичны. Более того, он считает, что опасно и неразумно отрицать аутентичность этнокультурной идентичности как значимого социального феномена.

Нации распались на множество этнических и культурных образований. Дж. Фридман выделяет следующие типы новых идентичностей, являющихся новой основой группообразования: этнический тип, националистический, религиознофундаменталистский и локальный. Этот процесс имеет

местный, глобальный характер. Субнационализм; этнические и локальные движения; конфликты и локальные войны; образование общин, основанных на локальных характеристиках, обладающих собственным культурным самосознанием и стремящихся к автономии от национально-государственных центров; резкое усиление фундаменталистских религиозных движений и как результат - ослабление и трансформация национальногосударственного принципа, составляющего один из компонентов проекта модерна и мирового социального и политического порядка, основанного на нем. Эта трансформация глобального порядка ведет к возникновению глобальных экономических и политических классов и широкому обнищанию и миграции больших групп населения.

Культурная этнификация представляет собой глобальный процесс, создаваемый множеством культурных идеологий, которые быстро распространяются по всему миру и способствуют активной политизации культурных идентичностей среди иммигрантских меньшинств, субнациональных регионов и местного населения. Речь идет об утрате гегемонии, дезинтеграции предлагаемой универсалистской модели идентичности модерна и глобальном размножении локальных идентичностей. Закат гегемонии центра принимает форму усиливающегося мультинационализма, а этническая консолидация влечет за собой формирование новых элит. Возникает новый социальный порядок глобального уровня. Постмодерн чреват возможными анархическими тенденциями, и в рамках глобальной системы они вполне предсказуемы. Эта предсказуемость, как считает Фридман, и позволяет говорить о <новом порядке>, именуемом постмодерном.

Общие характеристики постмодернистского дискурса в социологии

Подводя итог анализу постмодернистской социологии, попытаемся выделить те ее черты, которые позволяют говорить о ней как об определенном целостном и своеобразном явлении в рамках социологических теорий общества XX в.

Постмодернистская социология определяет постмодерн как

<конец познания>, <индивида>, <этики>, как конец <социального>, конец <истории>. Она рассматривает современные социально-исторические изменения преимущественно в эпистемологических терминах, указывает на контекстуальность требований к истине и воспринимает их как <локальные> и <исторические>, как утратившие универсализм.

Постмодернизм рассматривает структуру самости как нечто размытое и расчлененное: с одной стороны - как фрагментированное опытом, а с другой - беспомощностью, которую индивиды испытывают перед лицом глобализирующих тенденций социальной и культурной жизни. Ежедневная жизнь формируется как результат вторжения символических систем, массовой культуры, конституирующих мир в моделях и символах, которые делают его абсолютно искусственным. Уже никто не апеллирует к <реальному> объекту, поскольку не делается различия между представлениями об объектах и самими объектами, в мире доминируют искусственные модели. Отношение с миром трансформируется фундаментальным образом, и именно потеря связи с реальным миром вызывает ощущение <пустоты> и <бессмысленности> жизни.

Постмодернистская социология делает упор на анализ центробежных тенденций в актуальных социальных трансформациях и подчеркивает их повсеместную распространенность. Контекстуальность и распыленность современной социальной жизни постмодернизм рассматривает в качестве препятствия на пути к координированному политическому действию и социальному единству.

Необходимо указать на одно очень важное в социологотеоретическом плане обстоятельство. Рассмотренные концепции постмодерна не дают ответа на ключевой, на наш взгляд, теоретический вопрос о том, существует ли постмодерн как принципиально новое состояние общества. Анализ предлагаемых концептуализаций свидетельствует о том, что практически никаких новаций ни в рамках ценностно-нормативной и идеологической подсистем, ни в рамках социального порядка постмодернистскими социологами не выявлено. Все эти явления уже были описаны в рамках критических теорий массового об-

щества, зафиксированы контркультурной критикой.

По нашему убеждению, плюрализм ценностей, культур, релятивизация критериев истинности в социальной и культурной сферах есть результат последовательной реализации принципов свободы, равенства и прав человека. В этом отношении следует, скорее, говорить о расцвете либеральной идеологии модерна, который естественным образом сопровождается упадком и ликвидацией любых претендующих на исключительность или тотализирующих культурных образований и социальных позиций, чем об ослаблении или исчезновении самих принципов модерна.

Так, можно говорить, что этот либеральный принцип равенства, провозглашенный модерном, работает и тогда, когда речь идет о разрушении старых национально-государственных территориальных образований и основанной на них старой геополитической системе. Испытывающая давление со стороны этнических и культурных образований система национальных государств испытывала это давление на протяжении всего XX в. Этнизация глобального мирового порядка может быть представлена как борьба за свободу и равенство в сфере этнополитических отношений, как борьба против системы государственно-политического доминирования определенных наций.

В силу этого нам представляется более правомерным подход, в соответствии с которым современность следует рассматривать не как наступление эпохи постмодерна, как это представляется постмодернистской социологии, а как особую стадию модерна, характеризующуюся дальнейшим углублением и реализацией либеральных принципов модерна. Верно зафиксировав целый ряд весьма существенных изменений в глобальном социальном порядке, в ценностно-нормативной и культурноэстетических сферах, постмодернистская социология сделала неправомерно широкое обобщение относительно современного состояния в целом.

Новые явления в некоторых сферах социальной жизни и в сфере культуры могут квалифицироваться, скорее, как смелое экспериментирование с принципами модерна. И только в этом смысле можно говорить о постмодернистских поисках и об

элементах постмодерна в нынешней социальной реальности.

Постмодернистские теории во всех своих вариантах существуют как новый вариант социально-критической или шире философской рефлексии современности. Едва ли можно сказать, что они преуспели в социологических описаниях современности и попытках вскрыть <природу постмодерна>: ведь даже в наиболее удачных, ярких, броских постмодернистских вариантах социального теоретизирования или эссеистики вариации на тему алармизма и критики превышают аналитическую составляющую.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 817 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2390 - | 2260 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.