В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ФЗ РФ от 18.12.2001 года № 173-фз, вступил в силу с 01.07.2002 года) раскрывается порядок возбуждения уголовных дел и их расследования, а также подведомственность.
На судебные органы также возлагаются обязанности по выявлению и направлению в правоохранительные органы сведений о совершении преступлений в отношении детей. Так, согласно п. 4 ст. 70 Семейного кодекса РФ, если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
Органы Прокуратуры РФ наделены полномочиями по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних в силу ФЗ РФ от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и Семейного кодекса РФ. В частности, органы прокуратуры имеют право предъявлять в суд заявленияо лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка, заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка, участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка, принимать акты прокурорского реагирования для защиты прав детей.
В рамках структуры МВД РФ действуют подразделения полиции по делам несовершеннолетних, в которых обычно работают инспекторы и участковые уполномоченные полиции. Деятельность органов внутренних дел в данной сфере урегулирована ФЗ РФ от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (вступил в силу с 28.06.1999 года).
Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Между тем, уже сейчас органы опеки и попечительства допускают правонарушения, имеющие, как правило, следующий характер:
- в ситуации, когда дети кратковременно находятся без родителей дома, гуляют на улице одни (или даже с родственниками, не являющимися родителями, - например бабушками и дедушками), они нередко незаконно рассматриваются как безнадзорные;
- родителей заставляют под давлением подписывать «добровольное» согласие на помещение детей в приют или больницу (при этом нередко впоследствии осуществляется необоснованная подготовка к лишению/ограничению родительских прав);
- детей изымают из семьи незаконно (например, когда они, в отсутствие родителей, находятся под присмотром старших родственников, друзей семьи, иных лиц, заменяющих родителей);
- детей изымают из семьи без достаточных оснований, в отсутствие явной и непосредственной угрозы для жизни и здоровья, в ситуациях, когда сложившаяся в семье проблема требует адресной социальной помощи (привлечения социальных работников или волонтера для временной помощи в присмотре за ребенком, когда родителей нет по уважительным причинам, оказания адресной материальной помощи семье и т.п.);
- органы опеки предъявляют произвольные, не основанные на законах и нормативных актах требования, ставя возвращение детей в семью в зависимость от их исполнения (обеспечить каждого ребенка отдельным оборудованным спальным местом, обеспечить запас продуктов в холодильнике, незамедлительно сделать ремонт, пройти курс лечения от алкогольной зависимости без признания родителя в установленном порядке зависимым и т.п.) – отметим, что помощь в исполнении этих незаконных требований оказывается весьма редко;
- органы опеки не выдают родителям в установленном порядке копии актов обследования условий жизни ребенка, не выдают по требованию родителей копии других актов, тем самым нарушая права граждан, установленные Конституцией РФ (ст. 24 ч. 2);
- незаконно ограничивается доступ родителей, не лишенных родительских прав и не ограниченных в них, к детям, находящимся в приюте, больнице (ст. 66 п. 4 СК РФ), доступ родителей к медицинской информации о детях (ст. 30, 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
- к родным родителям ребенка неправомерно предъявляются требования, допустимые, по нормам действующего законодательства, лишь в отношении опекунов и попечителей; сотрудники органов опеки и попечительства некритично, как заведомо истинную, воспринимают негативную информацию о семье, поступившую из медицинских, образовательных и т.п. организаций;
- сотрудники органов опеки и попечительства нередко с заведомым подозрением и a priori негативно относятся к малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям в трудной жизненной ситуации;
- социально незащищенные граждане, столкнувшиеся со злоупотреблениями и незаконными действиями со стороны органов опеки, не знают свои права, боятся защищать их официальными путями, опасаясь за судьбу своих детей и своей семьи («не хочу жаловаться на опеку – будет хуже и мне, и детям»).
ИЗ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО, УКАЗАННЫЙ ПРИНЦИП ДОЛЖЕН РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА ЛЮБЫЕ СЛУЧАИ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И НАРУШЕНИЙ ЕГО ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ СЛУЧАИ НЕЗАКОННОГО ИЗЪЯТИЯ РЕБЕНКА ОРГАНАМИ ОПЕКИ У РОДИТЕЛЕЙ, С НЕОТВРАТИМОЙ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ДЛЯ ВИНОВНЫХ ЛИЦ.
В перспективе необходимо разработать и внести поправки в Уголовный кодекс РФ в части введения отдельных статей, предусматривающих ответственность за нарушение порядка изъятия детей из семьи, незаконное ограничение в родительских правах, лишение родительских прав (включая попытки таких действий), незаконное помещение ребенка в медицинское учреждение, интернат, за иные злоупотребления, – в виде лишения свободы и больших штрафов.
В имеющемся виде абзац не отражает всю широту возможных нарушений закона в отношении несовершеннолетних, поскольку косвенно охватывает лишь преступления, совершаемые в семье и третьими лицами, но не указывает роль органов опеки и попечительства в подобных преступлениях.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
НЕОБХОДИМО ВВОДИТЬ ЖЕСТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ С ДЕТЬМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ВНЕДРЯТЬ ЗАПРЕТ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, РАБОТАВШИМ РАНЕЕ В ДРУГИХ ОРГАНАХ, БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО СТАЖА РАБОТЫ В ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ЗАНИМАТЬ В НИХ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ.
В настоящее время в законодательстве РФ отсутствуют конкретизированные квалификационные требования для сотрудников органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. В результате это приводит к тому, что на руководящие должности назначаются люди, не обладающие профилирующим образованием, достаточным опытом работы (либо без такового опыта) в сфере защиты прав детей, образовании, имеющие статус обвиняемых по уголовным делам.
Указанное положение вещей, на наш взгляд, недопустимо. В связи с этим предлагаем:
1. Изложить абзац 7 Раздела 2 Стратегии в следующей редакции:
«Обеспечение профессионализма, высокой квалификации и добросовестного отношения при работе с каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо создать систему квалификационного отбора кадров на замещение должностей государственной гражданской службы и местного самоуправления во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями, обеспечить условия для их качественной подготовки и регулярного повышения квалификации, запретить доступ к работе с детьми и их семьями лиц, не обладающих профильным образованием, достаточным опытом работы, а равно имеющих процессуальный статус подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам».
2. Во исполнение новой редакции абзаца разработать систему норм, включающих в себя:
- Требования к лицам, претендующим на замещение должностей, связанных с работой с детьми и их семьями;
- Порядок проведения аттестации на замещение должностей, связанных с работой с детьми и их семьями;
- Порядок и критерии отстранения от работы и увольнения лиц, несоответствующих занимаемой должности, нарушивших квалификационные требования к ней, а равно признанных в установленном законом порядке виновными в совершении правонарушений в отношении детей и их семей.
Стратегией предлагаются меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей. Одной из таких мер является формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
В ЭТОЙ СВЯЗИ ТРЕБУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ГАРАНТИРОВАТЬ НЕДОПУЩЕНИЕ В СИСТЕМУ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ СУДИМОСТЬ (ПОГАШЕННУЮ, НЕПОГАШЕННУЮ), А РАВНО ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИТЬ ЖЕСТКУЮ СИСТЕМУ ОТБОРА КАДРОВ.
В части мер, направленных на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, следует отметить организацию на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Мы полагаем, что формулировка данной меры является недопустимой в существующей редакции, поскольку она:
а) Исключает необходимость усилий со стороны государства по оказанию всей необходимой финансово-материальной и социальной помощи семье и родителям, как субъектам, находящимся в силу Конституции РФ под защитой государства. Вместо этого, предлагается не устранять причину возникновения неблагополучия в конкретной семье и не бороться за исключение глобальных предпосылок возникновения такого неблагополучия в стране в целом, а брать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, «на карандаш» и туманно «препятствовать лишению родительских прав» (не лишать прав, но отправить ребенка на время в патронатную семью – до улаживания ситуации и исключительно «на благо» всей семье).
б) Презюмирует смысловую взаимосвязь «социального неблагополучия» и «лишения родительских прав». Между тем, критериев оценки неблагополучия в законе не существует, из-за чего любая семья, субъективно воспринятая сотрудниками органа опеки неблагополучной (а откуда взяться объективным формальным критериям - в законе ведь таких норм нет), например, из-за низкого уровня доходов или безработицы родителей, будет включена в группу риска, в кандидаты на лишение родительских прав. Такой подход прямо противоречит всем общепризнанным нормам международного права и национального российского законодательства, поскольку допускает в перспективе лишать родительских прав и изымать детей у родителей из-за бедности, отсутствия работы, недостатка в одежде, игрушках и т.д.
****
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что предлагаемая на утверждение Президенту РФ Концепция раскрывает все основные проблемы института современной российской семьи и декларирует наличие определенных проблем правоприменения. Однако являясь документом, логически и нормативно взаимосвязанным с ранее утвержденной Стратегией, не может полноценно устранить изъяны, официально закрепленные ею.
Мы полагаем, что для полноценной реализации в будущем предлагаемой Концепции, безусловно содержащей полезные и нужные меры и шаги по защите прав семьи и детей, необходимо широкое обсуждение необходимых поправок к Стратегии для устранения вышеизложенных противоречий. Важность и роль института семьи в обеспечении здорового морального климата в обществе требуют единства всех подходов и мер, направленных на защиту интересов детей и родителей, а также семей в целом.