Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в образовательной деятельности отечественных музеев




«Музейный бум», прошедший с начала 1960-х годов по всему миру, обнаружил массовую востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию. Беглый осмотр экспозиции при ори­ентации на информацию самого общего характера не предполагал формирования познавательного и углубленного интереса к музей­ным памятникам. В особенно сложном положении в период «му­зейного бума» оказались художественные музеи, так как изначаль­но они были ориентированы на решение задач эстетического воспи­тания и творческого развития личности. Данное обстоятельство требовало, с одной стороны, включения музея в школьный учеб­но-воспитательный процесс, с другой — поиска методики занятий, свободных от стереотипов школьных уроков и от жесткой методи­ческой нормативности традиционных экскурсий.

В основе этого поиска лежал индивидуальный подход к детям, который позволил установить три уровня взаимосвязи:

музейный педагог — ребенок;

ребенок и среда музея;

музей и реальная жизнь.

Разумеется, решить их на уровне экскурсионных циклов было невозможно, и отечественные музеи вернули к жизни, наполнив но­ вым содержанием, популярные еще в 1930-е годы музейные круж­ки. Работа в них стала строиться с учетом возрастной психологии и включать все виды деятельности музея — от экспозиционно-фондо-вой до реставрационной и научной. В кружках практиковались экс­курсии, лекции, беседы, встречи с художниками, деятелями науки и т. п., выезды в другие города. Все это позволяло глубже осмыслить специфику музея как социокультурного организма, понять «жизнь» памятника и судьбу творческой личности.

Музейные кружки, как правило, объединялись в клубы, каждый член которого получал удостоверение, дающее право пользования научной библиотекой музея и бесплатного посещения других музеев города. Клубы юных любителей искусства стали в художественных музеях научно-практической базой отечественной музейной педаго­гики, развивавшейся параллельно с утверждением принципов гума- _ низации и гуманитаризации школьного образования. Здесь отраба­тывались методики работы с памятником, развивались понятия исторического контекста его бытования, прослеживались этапы эсте­тического развития ребенка.

Анализ опыта работы клубов и кружков позволил сделать сле­ дующие важные выводы.

Процесс художественного воспитания непосредственно свя-
зан с общим развитием личности, и, следовательно, он должен на
чинаться с раннего детства.

Основой развитого художественного восприятия является
зуальная грамотность.

Задача развития художественного восприятия, опирающегося
на индивидуальный подход, возрастную специфику и преемствен-
ность осваиваемого опыта, определяется как формирование спо-
собности понимания художественного образа.

Разумеется, накопленный методический опыт оказывал опреде- ленное влияние и на работу в рамках экскурсионных циклов, основ-ными заказчиками которых были школы. Расширение работы cо школьной аудиторией обеспечило широкий обмен опытом между музейными и школьными педагогами, сблизив их точки зрения на необходимость художественного воспитания и творческого развития ребенка начиная с детского сада.

Наряду с клубами любителей искусства, важное место в работе.
с детьми стали занимать музейные студии детского творчества. Яв­
ляясь хорошо известной еще с начала XX в., а потому традицион­
ной формой работы, они давали возможность музейному и школь­ному педагогу познакомиться с индивидуальными особенностями
каждого ребенка, выявить его художественные способности и возможности развития, а также понять общие закономерности психологии художественного восприятия и творческой деятельности. Студия позволила также посредством организации процесса художественного творчества детей вести работу по воспитанию у них коммуникативных навыков, коррекции поведения, адаптации в социальной и семейной среде.

В свою очередь, накапливаемый материал стал предпосылкой! для создания музейных фондов детского творчества, что благопри-ятствовало ведению систематического изучения возрастных особен-ностей детского рисунка и психологии художественного восприятия детей. На основе этих фондов начали проходить занятия с учителя­ми, воспитателями, психологами, с родителями и детьми, организовываться выставки, которые, как правило, сопровождаются детскими праздниками, позволяющими детям, благодаря театрализации и играм, обогатить свое восприятие музейного пространства.

Задача массового привлечения подрастающего поколения в му­зей потребовала взаимодействия музея с органами народного обра­ зования, с городскими и областными институтами усовершенство­вания учителей. Многие музеи страны в рамках этих контактов были объединены темой «Музей и школа». Учителей знакомили с задачами и содержанием музейных форм работы. Для них организо­вывались циклы лекций по истории отечественного искусства, ко­торые строились с учетом школьной программы, проводились семи­нары для преподавателей нового учебного курса «Мировая художе­ственная культура», введенного в школьные программы в 1970-е годы. Важной формой работы со школами стали и педагоги­ческие советы с участием музейных сотрудников. В том же русле развивалось сотрудничество и с преподавателями эстетики профессионально-технических училищ.

Углубляя работу со средней школой, музеи не обошли внимани­ ем и студенчество, которое на всем протяжении минувшего столе­тия оставалось вне сферы интересов как отечественных, так и зару­бежных специалистов. Работа со студенческой молодежью постави­ла перед отечественным музеем новые педагогические задачи. Гу­манитарное образование в вузах США, Англии, Канады и других стран находится на достаточно высоком уровне, и ему посвящено 17—20% от общего количества часов, отводимых на освоение учебной программы в целом. Поэтому художественные музеи спе­циальных программ по эстетическому развитию и художественному воспитанию там не имеют.

В СССР интерес к проблемам эстетического воспитания студенческой молодежи первыми проявили социологи (А.Н. Семашко, В.Т. Лисовский, А. Ф. Еремеев), выступавшие за необходимость гу­манитарной подготовки студентов негуманитарных вузов, которая про­ходила в основном в рамках факультетов общественных профессий.

Государственный Русский музей был первым музеем страны, который в 1972 г. начал работу с этой группой студенчества. На протяжении десяти лет в условиях научно-практического экспери­мента здесь создавалась комплексная программа эстетического воспитания студенческой молодежи вузов негуманитарного профи­ля. Она явилась первым опытом такого рода в практике музейной образовательной деятельности и строилась исходя из возможностей крупнейшего музея национального искусства — Русского музея, а также опиралась на общий культурный потенциал Ленингра­да — других его музеев, творческих союзов и т. п. Программа имела воспитательно-образовательный характер и в методическом пла- не разрабатывалась с учетом эмоционального и логико-рациональ-ного аспектов восприятия искусства (специфика прежде всего| технических вузов), свойственных данному возрасту.

Воспитательные задачи программы состояли в следующем:

сформировать эмоциональную культуру и художественный
вкус; |

сформировать способность адекватного восприятия произве-
дения искусства;.

воспитать бережное отношение к художественным ценно-]
стям.

Образовательные задачи формулировались так:

дать необходимые знания в области теории и истории искус-
ства;

ознакомить с творчеством крупнейших мастеров искусства,
прежде всего — отечественного;

приобщить студенчество через творческие союзы, выставки,;
мастерские художников к современному художественному процессу;;

развить способности личности к художественному творчест-
ву, то есть научить практическому использованию полученных зна­
ний и навыков, в частности, освоить формы и методы популяриза­
ции отечественного искусства.

Создание в 1985 г. в Русском музее Кабинета эстетического воспитания студенческой молодежи дало возможность сформиро­вать на его основе фонотеку, библиотеку и комплекс необходимых технических средств. Разработанный музейными работниками, со­вместно с преподавателями Ленинградской государственной кон­серватории им. Н. А. Римского-Корсакова и артистами театров го­рода, вводный полихудожественный курс «Виды искусства» орга-нично включал в материал занятий произведения музыки и литера- § туры. Впервые разработанная в музейной образовательной практи­ке система работы со студенческой молодежью дала возможность значительно расширить влияние художественного музея на их об­щегуманитарное и художественное образование. Она способствова­ла формированию целенаправленного интереса к изобразительному искусству, музыке, истории и духовному росту личности. А накоп­ленный за два десятилетия ее реализации большой методический и практический опыт работы со студенчеством стал для многих сотрудников просветительских служб музея школой высокого профес­сионализма.

В целях наибольшего удобства для занятий в музее были орга­низованы специальные «студенческие» четверги, удлинившие его работу на два часа. В это дополнительное время учащейся молоде­жи предоставлялась возможность встречаться в условиях музейной среды с мастерами отечественного искусства.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 892 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2272 - | 2097 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.