Конструктор представляет собой специальную функцию, которую C++ автоматически вызывает каждый раз при создании объекта. Обычное назначение конструктора заключается в инициализации элементов данных объекта. Конструктор имеет такое же имя, как и класс. Например, класс с именем file использует конструктор с именем file. Вы определяете конструктор внутри своей программы так же, как и любой метод класса. Единственное различие заключается в том, что конструктор не имеет возвращаемого значения. Когда вы позже объявляете объект, вы можете передавать параметры конструктору, как показано ниже:
class_name object(valuel, value2, value3)
Конструкторы и параметры по умолчанию
Как вы уже знаете из урока 15, C++ позволяет указывать значения по умолчанию для параметров функции. Если пользователь не указывает каких-либо параметров, функция будет использовать значения по умолчанию. Конструктор не является исключением; ваша программа может указать для него значения по умолчанию так же, как и для любой другой функции. Например, следующий конструктор employee использует по умолчанию значение оклада равным 10000.0, если программа не указывает оклад при создании объекта. Однако программа должна указать имя служащего и его номер:
employee::employee(char *name, long employee_id, float salary = 10000.00)
{
strcpy(employee::name, name);
employee::employee_id = employee_id;
if (salary < 50000.0)
employee::salary = salary;
else // Недопустимый оклад
employee::salary = 0.0;
}
Перегрузка конструкторов
Как вы уже знаете из урока 13, C++ позволяет вашим программам перегружать определения функций, указывая альтернативные функции для других типов параметров. C++ позволяет вам также перегружать конструкторы. Следующая программа CONSOVER.CPP перегружает конструктор employee. Первый конструктор требует, чтобы программа указывала имя служащего, номер служащего и оклад. Второй конструктор запрашивает пользователя ввести требуемый оклад, если программа не указывает его:
employee::employee(char *name, long employee_id)
{
strcpy(employee::name, name);
employee::employee_id = employee_id;
do
{
cout << "Введите оклад для " << name << " меньше $50000: ";
cin >> employee::salary;
}
while (salary >= 50000.0);
}
Внутри определения класса программа должна указать прототипы для обоих конструкторов, как показано ниже:
class employee
{
public:
employee (char *, long, float);|___ Прототипы перегруженных
employee(char *, long); |функций
void show_employee(void);
int change_salary(float);
long get_id(void);
private:
char name [64];
long employee_id;
float salary;
}
Ниже приведена реализация программы CONSOVER.CPP:
#include <iostream.h>
#include <string.h>
class employee
{
public:
employee(char *, long, float);
employee(char *, long);
void show_employee(void);
int change_salary(float);
long get_id(void);
private:
char name [64];
long employee_id;
float salary;
};
employee::employee(char *name, long employee_id, float salary)
{
strcpy(employee::name, name);
employee::employee_id = employee_id;
if (salary < 50000.0) employee::salary = salary;
else // Недопустимый оклад
employee::salary = 0.0;
}
employee::employee(char *name, long employee_id)
{
strcpy(employee::name, name);
employee::employee_id = employee_id;
do
{
cout << "Введите оклад для " << name << " меньше $50000: ";
cin >> employee::salary;
}
while (salary >= 50000.0);
}
void employee::show_employee(void)
{
cout << "Служащий: " << name << endl;
cout << "Номер служащего: " << employee_id << endl;
cout << "Оклад: " << salary << endl;
}
void main(void)
{
employee worker("Happy Jamsa", 101, 10101.0);
employee manager("Jane Doe", 102);
worker.show_employee();
manager.sbow_employee();
}
Если вы откомпилируете и запустите эту программу, на вашем экране появится запрос ввести оклад для Jane Doe. Когда вы введете оклад, программа отобразит информацию об обоих служащих.