Синдром Мартина-Белл - одно из распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с данным синдромом составляет примерно 1 на 4000 новорожденных мальчиков и 1 на 6000 девочек. В основном синдром Мартина-Белл выявляется у мальчиков (в 2-3 раза чаще девочек) и протекает тяжелее, чем у девочек, хотя бывают и исключения. Более легкие формы у девочек связаны с компенсирующим эффектом присутствия второй Х хромосомы в женском кариотипе (у мужчин - ХУ, у женщин - ХХ).
Впервые признаки людей с синдромом Мартина-Белл описали врачи Martin R. и Bell J. в 1943 году. Их имена и послужило названием для данного синдрома – синдрома Мартина-Белл. Однако лишь в 1969 году врач Lubs выявил характерные изменения в Х хромосоме (ломкость в дистальном плече) при данном синдроме, а весной в 1991 тремя независимыми группами исследователей был выделен ген, ответственный за развитие синдрома Мартина-Белл. На сегодняшний день чаще встречается термин «синдром умственной отсталости, сцепленный с ломкой хромосомой Х».
Причиной развития фенотипа синдрома Мартина-Белл является частичное или полное прекращение выработки специфического белка в результате молчания определенного гена FMR1 в Х хромосоме. Диагноз «синдром Мартина-Белл» может быть поставлен только врачом-генетиком с помощью определенных методов обследования для обнаружения данной аномалии. Хотя предположить о наличие данного синдрома можно с помощью ЭЭГ-исследования, т.к. у лиц с синдромом Мартина-Белл обнаруживается сходная биоэлектрическая активность.
Рис. 1. Синдром Мартина-Белл
Мутация в гене никогда не возникает de novo, а происходит из нестабильных премутационных аллелей. Передача заболевания происходит через фенотипически здоровых или имеющих определенные клинические проявления мужчин-носителей. Далее мужчины, носители премутации, передают своим дочерям премутационные аллели в неизмененном виде, в связи, с чем у них не наблюдается выраженная умственная отсталость и иные характерные для данного заболевания признаки. Переход премутации в мутацию происходит при материнской передаче, то есть от матери к детям. Кроме того, для синдрома Мартина-Белл характерно более раннее начало и более тяжелое протекание симптомов заболевания в последующих поколениях.
До сих пор нет ясности того, что служит причиной изначального перехода из нормального состояния в премутацию. Дети с синдромом Мартина-Белл рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Появление ребенка с синдромом Мартина-Белл не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.
Но самое важное в изучении данного синдрома является открытие механизма действия мутантного гена, что сделало возможной патогенетически обоснованную терапию. На сегодняшний день, учитывая патологический механизм мутантного гена, начинают синтезировать препараты, способные улучшить состояние больных. В зарубежной практике проводятся клинические испытания на животных с достаточно выраженным положительным результатом действия препаратов, влияющих на пластические перестройки в нейроне. Описано улучшение параметров памяти, внимания и снижение двигательной расторможенности. Данное положение дает надежду на создание адекватной медикаментозной терапии, направленной на улучшение состояния при синдроме Мартина-Белл.