Рабочее движение.
На рубеже двух веков российская социал-демократия вступила в
качественно новую стадию своего развития. Шел процесс перехода от
кружковщины к формированию единой политической партии рабочего класса. Но
т.к. внутри социал-демократии продолжали существовать несколько течений,
имевших свое видение путей революции, то этот процесс протекал не просто.
Наибольшим авторитетом и признанием в среде российских социал-демократов
пользовалось т.н. ортодоксальное направление, ведущее свою родословную от
группы "Освобождение труда" и получившее в дальнейшее развитие в
Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в однородных
с ним организациях.
В конце 90-х гг. XIX в. в российской социал-демократии появились
"легальные марксисты" и "экономисты", представители которых предприняли
попытку "модернизации" марксистской ортодоксии. Разделяя многие идеи
Э.Бернштейна, "легальные марксисты" и "экономисты" стремились приспособить
и развить их применительно к конкретным российским условиям.
Наряду с вышеперечисленными течениями в российской социал-демократии
возникли и стали набирать силу национальные партии и организации. Причем
некоторые из них организационно оформились в партии раньше, чем РСДРП. Так,
зарождение польской социал-демократии (группа "Пролетариат") и армянской
партии социал-демократической ориентации Гнчак относится еще к 80-му году
прошлого века. В 1893 г. на основе слияния партии польских социалистов и
Союза польских рабочих образуется Социал-демократия Королевства Польского.
Позже с ней сливаются социал-демократы Литвы. В 1897 году возникает
Всеобщий еврейский рабочий союз - Бунд. На исходе XIX века оформляются
организационно а национальной основе группы социал-демократов в Латвии и на
Украине.
Таким образом, на рубеже двух веков социал-демократическое движение в
стране представляли как общероссийская РСДРП, так и ряд национальных
партий.
Кружковщина (наличие различных групп и течений) были характерны и для
народнического движения. Оно, преодолев кризис, сумело перестроиться к
концу XIX века, восприняв, с одной стороны, новые идеи, шедшие с Запада, а
с другой, возрождая революционные народовольческие традиции. Молодое
поколение народников, жаждущее активных революционных действий, сменило
свое название. Термин "народовольцы" ушел в прошлое. Вместо него широкое
распространение получил новый: "социалисты-революционеры" или в сокращении
- эсеры. Началось объединение народнических групп и кружков.
Народнические идеи находили благодатную почву в национальных регионах.
При этом образование национальных партий народнической ориентации
(Дашнакцутюн в Армении и Польской социалистической партии) опередило
складывание таковой в общероссийском масштабе. Несколько позже, уже в
начале нашего века национальные движения эсеровского направления
оформляются в Грузии, на Украине и в Белоруссии.
Итак, в России в это время интенсивно шел процесс формирования партий
революционно-демократической ориентации. Форсированное развитие капитализма
"сверху", развитие городских структур, рост численности рабочего класса,
расслоение деревни настоятельно выдвигали перед революционной мыслью
необходимость пересмотра народнической доктрины. Этому способствовало также
усвоение определенными кругами радикальной, в том числе и народнической
интеллигенции идей марксизма. Созданная в 1983 году группа "Освобождение
труда" положила начало русской социал-демократии и сделала первый шаг
навстречу рабочему движению. Закономерным этапом в развитии рабочего и
социал-демократического движения в России стало образование РСДРП в 1989
году. После съезда российская социал-демократия переживала полосу глубокого
кризиса. В конце 90-х годов социал-демократическое движение встало перед
альтернативой: либо сосредоточить все свои усилия на улучшении
экономического положения рабочих, либо готовить пролетариат к
революционному свержению самодержавия. Это и определяло различное отношение
к организационным принципам построения партии. Сторонники первой точки
зрения, так называемые "экономисты", считали необходимым создавать партию
не на основе нелегальных революционных кружков интеллигенции, а на широкой
основе легальных рабочих организаций. Говоря иными словами, на основе
создания тред-юнионистского рабочего движения. В 1899 году концепция
"экономизма" была изложена в документе, получившем название "CREDO"
(Верую), автором которого была член заграничного "Союза русских социал-
демократов" Е.Д.Кускова. "Союз" занимал особую позицию, отличную как от
плехановской группы "Освобождения труда", так и от Петербургского "Союза
борьбы за освобождение рабочего класса". В "CREDO" было заявлено, что
российский пролетариат еще "не созрел" для участия в сознательной
политической борьбе, которую способны вести на данном этапе лишь либералы.
Подобная позиция была совершенно неприемлема для революционного крыла
российской социал-демократии. С критикой "CREDO" выступили 17 авторитетных
участников социал-демократического движения, находившихся в то время в
ссылке ("Протест российских социал-демократов"). Для них данная программа
была равносильна "политическому самоубийству". Главную задачу рабочего
движения они видели в основании самостоятельной рабочей партии, нацеленной
на захват политической власти пролетариатом для организации
социалистического общества.
Социал-демократическое движение на рубеже XIX-XX веков. РСДРП. Важным этапом в создании партии революционного действия стал выходгазеты "Искра". В редакцию этой общерусской газеты входили: Ленин,Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов, Засулич. "Искра" сыграла важную рольв идейно-политическом и организационном оформлении социал-демократическихкомитетов и групп. Постепенно большинство местных социал-демократическихорганизаций присоединялись к программе, организационному плану и тактике"Искры". Повороту социал-демократических комитетов на строну "Искры"содействовала, кроме всего прочего, публикация проектов программы РСДРП,подготовленных членами редакции газеты. После дискуссий коллективный проектпрограммы партии был одобрен и представлен Второму съезду РСДРП,состоявшемуся в Брюсселе-Лондоне в июле-августе 1903 года. В его работеучаствовало 43 делегата от 26 социал-демократических организаций. На съездебыли представлены различные течения в российской социал-демократии: твердыеискровцы (24 голоса), "мягкие" искровцы (9), "экономисты" (3), бундовцы(5), колеблющиеся или болото имели 10 голосов. Искровская программа была принята съездом. Она состояла из двух частей- программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум быласформулирована конечная цель социал-демократии - установление диктатурыпролетариата и построение социалистического общества. Программа-минимумпредусматривала свержение самодержавия и установление демократическойреспублики. В ней содержались такие требования: всеобщее, равное и прямоеизбирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенностьличности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний,стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве наций насамоопределение, право населения получать образование на родном языке,право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введениеродного языка наравне с государственным во всех учреждениях. Программапартии также содержала требования восьмичасового рабочего дня,государственного страхования рабочих на случай старости, полной иличастичной потери к труду, запрещения сверхурочных работ. В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободногоразвития классовой борьбы программа выдвигала отмену выкупных и оброчныхплатежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельскимобществам земель, отрезанных у крестьян при уничтожении крепостного права. Указанные требования, выражая интересы рабочих, крестьян, широкихмелкобуржуазных слоев народа многонациональной России, создавали хорошуюоснову для их сплочения в борьбе за революционно-демократическоепреобразование страны. Характерно, что программа отражала типичные как для российской, так ив значительной степени для международной социал-демократии представления обобщественном прогрессе. Общественный прогресс понимался российской социал-демократией всецело как движение к социализму. Все, что способствовалоэтому, считалось прогрессивным и должно было поддерживаться партией. Всоответствии с этим прогресс, например, экономики мыслился лишь на путяхобязательной замены частной собственности общественной. Для аграрногосектора это означало, что мелкокрестьянское хозяйство обречено историческии ему на смену должно обязательно прийти крупное коллективное, которомупринадлежит будущее. В тесной связи с программой находились решения Второго съезда РСДРП повопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, одемонстрациях, профессиональной борьбе, об отношении к учащейся молодежи ит.д. При выработке этих вопросов делегаты съезда исходили из положения:РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение,направленное против самодержавного строя. В конце работы съезда состоялись выборы в центральные органы партии.После острой дискуссии была избрана редакция Центрального органа партии"Искры" (Плеханов, Ленин, Мартов). Однако Мартов отказался войти в ЦО.Вслед за редакцией ЦО был избран ЦК РСДРП в составе Кржижановского,Ленгника и Носкова. Таким образом, съезд закрепил победу твердых искровцев.Отсюда пошло разделение российской социал-демократии на большевиков именьшевиков. Однако это не следует понимать, как глобальный раскол партии:меньшевистская и большевистская партии существовали в рамках одной РСДРП,руководствуясь единой программой и уставом. Вплоть до 1917 года РСДРПявлялась по форме единой партией, в которой взаимодействовали ифункционировали две фракции, неоднократно распадавшиеся, в свою очередь, наряд течений и групп. Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах иусловиях борьбы за победу буржуазно-демократической революции и созданиюусловий для перехода России к социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились яркиеличности, вошедшие в историю российского и международного рабочегодвижения. Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал ктому же поколению социал-демократов, что и Ленин. В начале ХХ века в России, наряду с социал-демократией, в активнуюполитическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры(эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Онасоздавалась в конце 1901 - начале 1902 года в результате слияния несколькихнеонароднических организаций. Название партии "социал-революционеры" небыло случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачейпреобразование общества на социалистических началах. Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как иРСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило наоснове слияния ряда российских региональных и эмигрантских народническихорганизаций, сформировавшихся еще в 90-е гг. прошлого века. Эти партии,союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из нихоставались верны народовольческим традициям террора. Другие - возлагалинадежды на создание массовой партии "революционного социализма" и смотрелина террор, как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, анекоторые даже были готовы от него отказаться. Но вне зависимости оттактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлениюнароднической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когдакапотношения утвердились в России. Газета "Революционная Россия" и журнал "Вестник революции" играли дляПСР такую же роль, как издание "Искры" для РСДРП. Весьма показательно, чтоэти издания вышли в свет почти одновременно. И вместе, в конце 1905 года,прекратили свое существование. Именно в "Революционной России" в 1904 годубыл опубликован проект программы ПСР. Автором проекта был В.М.Чернов,выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретиканеонародничества. На рубеже веков эсеры не могли отрицать, как это делали ихнароднические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Нораспространение капитализма в стране объяснялось ими во многом егоискусственным насаждением правительством. В начале ХХ века у эсеров ещетеплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое,как они полагали, не втянется в капиталистические отношения и сможет статьосновой для перехода к социализму. Не желая признавать усилившийся процессимущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влияниемцарской политики, нежели результатами естественной капитализации деревни.Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и неприменяющих наемный труд, они зачисляли в категорию так называемого"трудового крестьянства". Поскольку источником дохода этой категорииявлялся их собственных труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры непричисляли их к мелкобуржуазным слоям. По мнению эсеров, между трудовымкрестьянством и рабочими не существовало какой-либо разницы, посколькуисточником их существования был собственный труд. Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и несоциалистической, а трудовой, поскольку она совершается трудящимися массамии направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ееглавной задачей было "обобществление труда, собственности и хозяйства;уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества наклассы". В программе эсеров формулировались задачи как социалистического,так и демократического этапов революции. К первым относилось главноетребование - экспроприация капиталистической собственности и организацияпроизводства и всей общественной жизни страны на социалистических началах.А это предполагает "полную победу рабочего класса, организованного всоциально-революционную партию, и в случае надобности установление еговременной революционной диктатуры". Следует отметить широкую программудемократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положениябыли весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились свобода совести,слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, неприкосновенностьличности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права длявсех граждан предполагалось образование выборных органов демократическойреспублики с автономией областей и общин, широкое применение федеративныхотношений между национальностями, введение родного языка во всех местных,общественных и государственных учреждениях. В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и созданияблагоприятных условий для его борьбы за социализм ПСР, как и РСДРП,выдвигала требования 8-часового рабочего дня, введение государственногострахования, а также установления минимальной заработной платы. В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне,эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частнойсобственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародноедостояние, прежде всего в руки сельских общин, а также местных органовсамоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользованияземли. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработатьее сам или трудом членов своей семьи. В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии IIИнтернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся еепостановлениям и участвовал в работе одной из ее парторганизаций. В отличиеот территориально-производственного принципа построения РСДРП эсерыпровозглашали только территориальный. Они имели два руководящих органа - ЦКи Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии.В Совет партии входили 5 членов ЦК и представители всех областныхорганизаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партиисозывался Центральным комитетом, его решения были обязательными для партии,их мог отменить только съезд. На особом положении в партии находиласьБоевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года. Она была строгозаконспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия врегиональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали вдеятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особоуполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 года Боевуюорганизацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки. Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденнойобщепартийной программы, не было и выдержанной тактической линии, шелнепростой поиск организационных форм партийной организации. Но острыхрасколов внутри партии не было. В РСДРП же после Второго съезда разгорелась острая внутрипартийнаяборьба. У за в сентябре 1903 года меньшевики создали свой организационныйцентр. На стороне меньшевиков оказалась и "Заграничная лига русскойреволюционной социал-демократии" (1901-1905), а затем и газета "Искра" (с №53). Большевики в свою очередь поставили вопрос о создании новых партийныхцентров. Осенью 1904 года был создан большевистский организационный центр вРоссии - Бюро комитетов большинства (БКБ). А с декабря 1904 года началвыходить печатный орган большевиков - газета "Вперед". Разногласия междубольшевистской и меньшевистской фракциями усиливались. Фракции имели своипечатные органы, руководящие центры, разъездную агентуру. В центреразногласий находились первоначально организационные вопросы. Им былапосвящена и брошюра Ленина "Шаг вперед, два шага назад". В ней меньшевикиквалифицировались как наименее устойчивые теоретически, наименеевыдержанные принципиально элементы партии. "Меньшинство образовалось именноиз правого крыла партии", - заявлял Ленин. Большинство же, по его мнению,составляло революционное направление РСДРП. Со своей стороны меньшевикиусматривали в большевистских организационных принципах сектантство,опасность крайнего централизма и подчинение партии "духовному ордену" влице группы профессиональных революционеров. К организационным разногласияммежду большевиками и меньшевиками постепенно добавлялись и различия повопросам теории и политики революционного движения. Хотя накануне революцииобе фракции и признавали неизбежность социалистической революции идиктатуры пролетариата, тем не менее они по-разному интерпретировали тип иперспективы грядущей буржуазной революции, возможность ее развития, цели изадачи пролетариата, его линию по отношению к другим классам общества.