Происхождение государств (основные гипотезы). Земледельческие, скотоводческие цивилизации. Традиционное общество. Религия в традиционном обществе.
Существуют разные концепции происхождения государства. Марксисты полагают, что оно было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим. Другая теория - «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создавали институт государства в целях удержания своего господства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных организационных структур, и являлась скорее следствием происхождения государства, чем его причиной. Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втиснуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.
Земледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах. Развитие земледелия в конечном итоге привело к появлению древневосточных очагов цивилизации. Скотоводство развивалось в степях и полупустынях, а также в горной местности, где скот летом содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Скотоводство не обеспечивало такого развития экономики, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства требуются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих цивилизациях, поэтому ни о какой масштабной урбанизации говорить нельзя.
Традиционное общество появляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община. В соседской общине преобладает земледелие с элементами скотоводства. Общество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий. Государство является высшей ценностью. Оно функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, неограниченная власть. Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека характеризовался участием в государственном управлении, которое обеспечивает высокий престиж.
Цивилизация Древнего Востока (Междуречье, Египет, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай). Восточные государства-деспотии. Право и власть. От мифа к религиям спасения.
Первые государства возникают в долинах крупных рек. Чтобы земледелие было продуктивным, нужно было провести ирригационные работы, построить дамбы и другое. Но одна община не могла справиться с этим. И для этого необходимо было объединяться в общины под контролем одного государства. Поэтому впервые это происходит в Двуречье (долина рек Тигр и Евфрат) и в Египте. Позднее государство возникает в Индии, в долине реки Инд, а еще позже в Китае.
Самым важным центром древней государственности являлся район Двуречья. Он был открыт всем миграциям и являлся торговым центром. Дальше земледельцы стали заселять Двуречье и осушать заболоченные участки. Не было камня, леса, металлов, но было много зерна. Цивилизация древнего Египта возникла на крупнейшей реке Нил. Египет делился на Верхний и Нижний. После борьбы Верхний Египет присоединила Нижний. Китай, как государство, сформировался в долине реки Хуанхэ. Другая великая китайская река – Янцзы – была освоена позже. В связи с частными потоплениями, были построены дамбы и плотины. В Индии, в долине реки Инд, сложилась протоиндийская цивилизация. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и построены большие города. Цивилизация достигла высокого уровня развития. В Восточном Средиземноморье возникает новая форма цивилизаций, отличающаяся от классических речных государств. Здесь существовали древнейшие центры земледелия и скотоводства, также возникают первые урбанистические центры. Это регион, расположенный на пересечении важнейших торговых путей.
Деспотия – неограниченная власть, особая форма государственного устройства, присущая всем Восточным цивилизациям. Признаки: неограниченная власть правителя, сосредоточение в руках правителя всех форм власти, признание правителя собственником всей земли, всех ресурсов, власть правителя опирается на разветвленный чиновьечий аппарат, правитель является организатором ирригационных работ.
Обычное право возникло в первобытном обществе на основе обычаев, в которых отразились нормы поведения и правил. Но письменное право возникает на этапе оформенности государства, является формой регулирования социальных отношений, реализуется за счет специальных судебных органов, имеет всеобщий характер.
Для человека первобытного общества, характерны примитивны религиозные верования – тотемизм, анимизм, магия, фетишизм. С зарождением цивилизации и созданием государств формируется мифология и мифологическое сознание. Через миф человек осмысляет окружающий мир, на доступном ему уровне. На смену мифологии к середине первого тысячелетия до н.э. приходят более поздние религия спасения.