Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализ фортепианного сборника Ю.А.Весняка «Благодарение». Анализ пьесы «Ноктюрн».


МБУ ДО г.Рыбинска «Детская музыкальная школа №2»
Автор – Егорова К.Ю.
Г.Ярославль, Музыкально-теоретическая конференция
«Музыкальная история и современность»,
посвященная 110-летию Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В.Собинова, 2015 г.
Анализ фортепианного сборника Ю.А.Весняка «Благодарение».
Анализ пьесы «Ноктюрн».
Введение
Лирическая проникновенность и стройность формы, романтическая пылкость и классическая ясность мелодических линий – всё это присуще музыке М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова. Их творчество уже давно стало классикой. В свое время эти композиторы открыли новые пути развития музыки, нашли новые средства музыкальной выразительности и стали кумирами, эталоном для следующих поколений музыкантов. Однако и в наше время – время компьютерных технологий, новых техник и эффектов музыкальной звукописи их творчество продолжает быть актуальным, волнующим и вдохновляющим современных композиторов на создание музыки, продолжающей традиции творчества классиков. Одним из таких композиторов, безусловно, является уроженец Донецкой области Юрий Андреевич Весняк.
Творчество этого музыканта достаточно обширно. Юрий Андреевич начал сочинять музыку с 70-х годов прошлого века и занимается активной композиторской деятельностью по сей день. В большей мере Ю.Весняк известен как автор пьес, доступных для исполнения в старших классах музыкальных школ. Периодически в печать выходят его фортепианные нотные сборники, знакомящие старшеклассников и просто любителей музыки с прекрасными композициями, в которых Ю.Весняк выражает свои впечатления, чувства, чаще всего связанные с его душевными терзаниями и лирическими переживаниями.
Конечно, творчество композитора не ограничивается только фортепианными произведениями. Поскольку Ю.Весняк окончил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (ныне Ростовскую консерваторию) по классу баяна, много места в его творчестве отведено созданию произведений для этого инструмента и вообще для народного оркестра. Есть в копилке композитора и произведения крупной формы: симфонии, сонаты, концерты. Много пишет Юрий Андреевич для музыкального театра. Спектакли с его музыкой пользуются у публики неизменным успехом, а многие песни из постановок становятся настоящими хитами.
Музыку Ю. Весняка слушают с удовольствием, его аудио- и видеозаписи в Интернете насчитывают тысячи просмотров людей из разных городов России. Вместе с тем, творчество Весняка пока еще не было изучено, да и вообще мало, кому известен этот композитор. Однако его произведения представляют собой благодатную почву для музыкального анализа.
Цель данной работы – анализ фортепианного сборника Ю.Весняка «Благодарение», поиск неких общих закономерностей пьес, характерных для музыкального языка приёмов и выразительных средств. Работа представляет интерес также для преподавателей детских музыкальных школ. Ознакомившись с предлагаемым анализом, учителя могли бы порекомендовать ученикам ту или иную пьесу для работы над ней, увлечь их новым, что немало важно, романтическим материалом – темой, которая, конечно же, интересна старшеклассникам.
Сборник фортепианных пьес «Благодарение»
Фортепианные пьесы Ю. Весняка создавались в течение более чем трех десятилетий, длительное время оставаясь известными сравнительно узкому кругу профессионалов и любителей музыки. Как признается сам автор, он считал, что «эти миниатюры заключают в себе слишком личные размышления и переживания, которые вряд ли смогут по-настоящему взволновать слушателей. Однако позднее искренняя, непосредственная реакция публики на концертные исполнения отдельных пьес наглядно показала всю ошибочность моего убеждения».
Интересно то, что фортепианные пьесы, сочинявшиеся порознь, разделенные годами и не имеющие какой бы то ни было связи друг с другом, сейчас воспринимаются подобно циклу миниатюр. Это создается благодаря внутренней цельности, единству впечатления, вызываемого музыкой Ю. Весняка. Впечатление это чаще всего лирическо-проникновенное, трогательное, волнительное. Не случайно фортепианные пьесы Ю. Весняка сравнивают с поэтичным образом дождевых капель на стекле. Подобно каплям, протекают мгновения, слагаясь в годы и оставляя человеку сладостно-горькие воспоминания о безвозвратно минувшем. А художник вновь и вновь пытается «перечить» времени, пытаться вернуть былое, стереть временные границы жизни – и всё это Ю.Весняк воплощает в жанре фортепианной миниатюры.
Почему композитор не прибегает к использованию неожиданных эффектов в своей музыке, не пользуется излюбленными многими современными композиторами приемами алеаторики, не включает в музыкальные произведения разнообразные искусственные звуки, шумы, не работает в популярном сейчас стиле минимализма? Композитор, исполняя вновь сочиненные произведения, внимательно прислушивается к самым разным суждениям и оценкам, стараясь почерпнуть из этих отзывов главное – находит ли его музыка путь к сердцам слушателей. «В настроениях моих современников многое переменилось, - считает Юрий Андреевич. - Интерес к так называемой «попсе» заметно поугас, да и увлечение академическим «авангардом» пошло на убыль. Люди потянулись к искусству, опирающемуся на великие классические традиции – будь то монументальная симфония или скромная фортепианная миниатюра…»
Музыка, созданная Ю. Весняком, непосредственно перекликается с заветами классиков, умевших быть понятными, доступными для широкой аудитории – и вместе с тем не заискивать перед ней. Щедрость, эмоциональная открытость сборника «Благодарение» поначалу даже воспринимается как отголосок тех далеких и безвозвратно ушедших времен, когда скорость человеческой жизни еще совпадала с ритмом душевных движений. Но не все пьесы в сборнике таковы. Во многих произведениях видны черты, присущие искусству наших дней, - особая целеустремленность и напряженность развития, «взрывчатость» контрастов («Наваждение», «Воспоминание»), иногда – невыразимо щемящая грусть в лирической интонации («Нежность»). Композитор совсем не уходит в «классические дали», он восстанавливает почти утраченное людьми ощущение целостности бытия, единства минувшего и настоящего.
Сборник «Благодарение» вышел в 2003 году. В него вошли пьесы, созданные Юрием Андреевичем с 1979 по 2000 год. Всего в сборнике 16 произведений, которые можно разделить на три группы по уровню сложности исполнения. Первые четыре пьесы («Сказочка», «Вальс бабочек», Вальс «Диана» и Скерцо) предназначены для детей 5-6 классов ДМШ. Сам Ю.Весняк назвал их «Детскими фантазиями». Несмотря на свою доступность и кажущуюся легкость, пьесы данной группы достойно отражают характерные особенности стиля композитора.
Вторая часть сборника – это более трудные для разбора пьесы, предназначенные для более опытных исполнителей, и вполне подходят для репертуара учеников старших классов ДМШ. Эти произведения отличаются неповторимыми лирическими интонациями и тонким мелодизмом. Однако при исполнении пьес этой группы, Ю.Весняк советует юным пианистам избегать излишней чувствительности.
Третья часть сборника включает в себя виртуозные эффектные произведения, насыщенные достаточно трудными техническими приемами (Адажио из сонатины «Весенняя», «Багатель» и «Наваждение»).
Несмотря на предложенное разделение сборника на части, все пьесы неоднократно звучали и продолжают звучать в исполнении различных музыкантов: профессионалов и любителей, начинающих и давно уже освоивших инструмент пианистов.
В целом, в сборнике 16 пьес, объединенных общностью мелодических, фактурных и гармонических особенностей.
Большинство произведений написано в минорных тональностях (только шесть пьес в мажоре). Наиболее часто встречается тональность e-moll (Скерцо, «Нежность», «Элегия», «Наваждение»). Темпы Ю.Весняк использует чаще не очень быстрые, спокойные. Нередко в указании темпа композитор использует эмоциональную характеристику: cantabile, espressivo, patetico, furioso.
Порядок пьес выстроен по принципу нарастания напряжения и по сложности исполнения. При этом центральной пьесой, которая послужила названием сборнику, является «Благодарение». Она располагается ближе к заключению, можно сказать, находится в точке золотого сечения. Написанная в тональности D-dur, пьеса звучит светло, возвышенно, эпически неторопливо, благородно. Значимость миниатюры подчеркивает и окружение ее другими произведениями в мажорном ладу – это пьеса «С любовью» и Адажио.
Формы произведений, входящих в сборник, достаточно ясны. В большинстве случаев композитор использует простую трехчастную форму («Сказочка», «Нежность», «Элегия», «Тайна», Прелюдия E-dur и т.д.). Несколько произведений изложено в трехпятичастной форме: «Воспоминание», Прелюдия d-moll. Встречается форма периода: «Благодарение», Скерцо. «Баркарола» написана в простой двухчастной форме. Ряд произведений включает в себя черты нескольких форм: простая трехчастная форма с чертами вариаций в «Вальсе бабочек», простая трехчастная форма с признаками концентричности в «Ноктюрне».
Проанализировав мелодии данного сборника, можно сделать вывод об излюбленных интонациях композитора, об интервалике и диапазоне его тем.
Мелодии фортепианных миниатюр Ю. Весняка носят вокально-инструментальный характер. Часто, начинаясь как напевная мелодия романсного склада, вскоре тема обнаруживает в себе явно не вокальные интонации – появляются большие скачки, мелкие длительности, расширяется диапазон. Это прослеживается практически во всех пьесах сборника. Явно вокальный характер носит только тема «Ноктюрна». Композитор выбирает для своих миниатюр преимущественно высокий и средний регистры. Мелодии Ю. Весняка часто звучат по звукам аккордов, нередко используется поступенное движение. Из интонаций, часто встречающихся в пьесах, можно выделить интонацию восходящей секунды и нисходящей сексты. Иногда восходящая секунда может заменяться на нисходящую. Это мы видим в пьесах Скерцо, «Нежность», «Наваждение» и т.д.
-71120134683500291147524130000-7048528892500«Скерцо»:«Нежность»«Наваждение»
Часто в основе мелодий лежит повторение малосекундовых интонаций – в «Сказочке», в «Тайне», в «Ноктюрне» и т.д.
«Сказочка»:
-317508509000
Фактура фортепианных миниатюр Ю.Весняка отличается прозрачностью, ясностью. Чаще всего она представляет собой разложенные аккордовые фигурации. Иногда мелодия как бы вплетается в фактуру, становится ее частью, но при этом всегда отчетливо слышится («Воспоминание», «Тайна», первая прелюдия).
17145104775000При выборе гармонических красок, композитор опирается на классические традиции. Наиболее часто Ю. Весняк употребляет в миниатюрах трезвучия, причем преимущественно главных ступеней. Редко появляются трезвучия мажоро-минора (пьеса «Воспоминание» - второй раздел – используется минорное трезвучие третьей ступени в c-moll).

Доминанта берется обычно в основном виде или в виде септаккорда. Побочные трезвучия используются крайне редко. Однако при всей скупости аккордовой составляющей, гармония Ю. Весняка изобилует отклонениями и модуляциями в родственные и далекие тональности.
Композитор использует модуляции при помощи средств мажоро-минора. Например, в пьесе «Сказочка» происходит переход из ре минора в ми мажор (окончание первой части) через трезвучие ля минора, являющееся натуральной доминантой для тональности ре минор и гармонической субдоминантой для ми мажора. Встречается энгармоническая модуляция – например, в пьесе «Воспоминание» она используется при переходе к репризе первой части, где доминантсептаккорд к Des-dur приравнивается к вводному терцквартаккорду двойной доминанты с пониженной квинтой по a-moll.
1651023876000
В пьесе «Багатель» при переходе к репризе происходит модуляция из f-moll в e-moll. В этом случае доминантсептаккорд f-moll оказывается энгармонически равен вводному квинтсекстаккорду двойной доминанты с пониженной терцией по e-moll.
Ряд пьес Ю. Весняка начинается в одной, а заканчивается в другой тональности. Это связано зачастую с переменой в настроении пьесы, с ее усилившейся жизнерадостностью или, наоборот, с углублением внутрь себя. Также в гармонии Ю. Весняк использует прерванные обороты, например, это можно увидеть в пьесе «Багатель» при переходе к коде.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при кажущейся легкости фортепианных миниатюр композитора, при несложной фактуре и быстро запоминающейся мелодии, изнутри пьесы не так просты. Они насыщены смелыми гармоническими красками, неожиданными переходами из тональности в тональность, от мажора к минору, от света к мраку. Все средства музыкальной выразительности отображают внутренний мир самого Ю. Весняка, восприимчивость его характера, осторожность, мягкость, но в то же время, они обнажают скрытые душевные терзания музыканта, его переживания и тревоги.
Далее остановимся подробней на одном из произведений, вошедших в сборник «Благодарение» - на пьесе, которую сам композитор считает одной из своих лучших творческих работ. Проанализируем пьесу «Ноктюрн».
Ю. А. Весняк Ноктюрн c-moll
В 1979 году, на заре своей композиторской деятельности, Юрий Весняк создал удивительное по красоте фортепианное произведение, которое назвал «Ноктюрн». Вдохновенная музыка пьесы слушается на одном дыхании, это настоящее лирическое откровение композитора, его дань любви к своей жене Татьяне Весняк. Многие свои сочинения композитор посвящал этой женщине, но это – самое его любимое.
8890212788500Открывается ноктюрн небольшим 6-тактным вступлением. Оно выполняет важную функцию в произведении. В нем закладываются интонации будущей темы. Начинается мелодия вступления со скачка. Но это не призывный скачок на кварту, полный активности и стремления двигаться вперед. Звучит плавный интервал чистой квинты. Звучит он f, patetico, словно некая эмоция прорезает тишину, не в силах более сдерживаться. Однако квинта – этот пустой, «безразличный», если так можно о нем сказать, интервал говорит нам, что, несмотря на patetico, чувствами автора руководит тоска, щемящая и безграничная. Прозвучав, интервал восходящей квинты плавно заполняется арпеджированной гармонией.
Основная тональность произведения – c-moll. Однако во вступлении это не чувствуется. Краски мажора и минора сливаются воедино. Идет поиск темы, ее тональности. Тот же самый первый скачок на квинту и его заполнение – что это? Es-dur, As-dur?
Если судить по Es-dur, то это септаккорд второй ступени – аккорд, вобравший в себя как краски минора, так и мажора. Он звучит несколько неуверенно, словно боясь чего-то, и оттого появляется не сразу, а постепенно – в арпеджированном виде.
Затем слышатся интонации будущей темы. Они рождаются именно здесь – во вступлении. Это так называемое «вращение» в небольшом диапазоне (диапазон м.3) вокруг одного звука. Мелодия звучит октавным унисоном в верхнем регистре, несколько отрешенно, словно вознесясь ввысь над всей ненужной людской суетой.
21393154064000
Вступление строится по типу нисходящей секвенции. В первом звене (первые 3 такта) главный звук – es. Все вращается округ него. Можно предположить, что начинается произведение в Es-dur.
Во втором звене (3-5 тт.) главный звук – d. Арпеджированный аккорд здесь будет являться септаккордом первой ступени по Es-dur.
Третьего звена как такового нет. От секвенции остается лишь первая половинная нота и арпеджированная гармония. В данном случае – это доминантсептаккорд с повышенной септимой по c-moll.
Ю. Весняк показывает характер своей пьесы уже во вступлении. Эта музыка, переменчивая в своем настроении, напоминает переливы красок композиторов – импрессионистов. Да, impression – «впечатление» здесь главное; возможно автор ноктюрна хотел донести до нас впечатление от первой встречи со своей любимой женой.
Вступление выполнено в прозрачной фактуре, наполовину монодической, наполовину аккордовой. Однако музыка ни в коем случае не звучит контрастно – она звучит как баллада, рассказ, сопровождающийся изредка прорывающимися аккордами, словно человек поет и подыгрывает себе на лютне или любом другом струнном инструменте.
Форму произведения можно определить как трехчастную с динамизированной репризой, вступлением и кодой.
635109918500В I части ноктюрна развиваются вращающиеся интонации, заложенные во вступлении. Меняется фактура – она становится гомофонно-гармонической. Такую фактуру (мелодия + разложенные аккорды в сопровождении) часто можно встретить в романтической музыке, в частности, в ноктюрнах многих композиторов.
Основные интонации темы – всё те же вращения в узком диапазоне терции, что мы видели во вступлении к пьесе. Но появляется и новый важный интервал восходящей малой сексты – все тот же важный указатель романтической музыки, непременный спутник музыкальных лирических излияний. Мелодия начинается со слабой доли, в ней часты синкопы на третью долю.
I часть написана в форме периода единого строения. Сохраняются здесь не только мелодические интонации, но и гармоническое наполнение вступления. Так, начинается I часть с септаккорда четвертой ступени по c-moll (с этого же аккорда начинается вступление), гармония которого длится 1,5 такта и сменяется решительным поворотом в сторону минора (доминантсептаккорд к c-moll). Далее с помощью доминантсептаккорда происходит отклонение в Es-dur – параллельную главной тональность. (12-13 тт.) А уже в следующем такте в гармонию Es-dur добавляется звук d – и что мы слышим? Второй аккорд из вступления – тонический септаккорд по Es-dur. Как видим, гармоническая основа сохраняется. Но услышим ли мы третий аккорд вступления?
После тонического септаккорда звучит щемящая субдоминанта к f-moll. Она сменяется доминантовым нонаккордом, и происходит отклонение в f-moll, в котором Ю.Весняк, кстати говоря, не задерживается и тут же переходит в Es-dur, все также – с помощью доминантсептаккорда.
I часть заканчивается неустойчиво – на гармонии доминантсептаккорда к c-moll, уносящейся потоком шестнадцатых в высокий регистр. Но что же ей предшествует? (21 т.) Это третья гармония из вступления – доминантсептаккорд с повышенной септимой к c-moll, яркий, выделяющийся своим резковатым звучанием аккорд.
Т. о. можно сделать вывод об общности мелодии и гармонии вступления и I части пьесы. Однако вступление – это схема, план действий, а основная часть – это претворение плана в жизнь.
II часть представляет собой по форме период повторного строения.
Сохраняется лиричность высказывания первой части. После громкой динамики, на которой завершилась I часть, subito p второй звучит особенно трепетно, искренне.
Для мелодии середины характерны частые повторения одних и тех же секундовых и терцовых интонаций. Мелодия медленно, словно преодолевая невидимую преграду, поднимается вверх. А затем, достигнув предельного напряжения, неожиданным каскадом спускается вниз, достигая динамики mf (8 т. II части).
Второе предложение повторяет первое, но звучит на октаву выше. Кроме того, в музыкальную ткань вплетается выразительный подголосок в среднем регистре. Так образуется некий диалог между мелодией и средним голосом.
Гармонически средняя часть пьесы предельно ясна. Оба предложения периода сходны. Они начинаются с полного гармонического оборота. Затем происходит отклонение в тональность субдоминанты (f-moll), после чего берется гармония неаполитанского трезвучия, и завершаются оба предложения на доминанте. Таким образом, период является незамкнутым.
Далее следует динамизированная реприза I части. Музыка звучит на громкой динамике, appassionato. Задействуются далекие регистры фортепиано. Фактура III части плотная, аккордовая. Однако гармонически реприза полностью повторяет аккордовый рисунок I части. Мелодия также сохраняется, но осложняется беспокойными, тревожными триолями в высоком регистре. Эти триоли – следствие растущего напряжения в средней части. Все говорит о высочайшем душевном подъеме, автор более не в силах сдерживать эмоции, и они прорываются с небывалой силой в репризе.
Далее автор ноктюрна указывает на возможное повторение средней части пьесы. Она своим плавным движением немного успокаивает «бурю чувств» III части. Однако развитие середины снова приводит к возрастанию напряжения, которое на этот раз не находит выход. Музыка плавно перетекает в коду, которая полностью повторяет музыку вступления к пьесе.
Таким образом, в ноктюрне проявляются черты концентричности: основные разделы пьесы окружены вступлением и кодой, которые построены на одном материале.
«Ноктюрн» c-moll – типичный образец музыкального стиля Ю.Весняка. Лирическая, поэтичная, элегическая, полная некой щемящей тоски – такие слова можно сказать о музыке этой пьесы и в целом о произведениях композитора. Несмотря на доступность любому пианисту, несложную фактуру и гармоническую составляющую, камерность, отсутствие ярко выраженной виртуозности, люди любят эту музыку.
Музыка Ю.Весняка находит отклик и признание в душе каждого человека, а ведь это самое главное для любого композитора.
Заключение
Юрий Андреевич Весняк по праву может считаться современным композитором-романтиком, продолжателем заветов П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова. Об этом говорит характер музыки, которую он создает – нежный, трепетный, лирический. Композитор обращается в своем творчестве к специфическим жанрам романтизма – это фортепианная миниатюра, циклы и сборники фортепианных пьес, романсы, программные пьесы. Крупные произведения Ю.Весняка также испытывают на себе романтическое влияние.
Фортепианный сборник «Благодарение» вобрал в себя пьесы, созданные музыкантом на протяжении многих лет, десятилетий. Однако создается ощущение, что все они написаны как бы на одном дыхании, в одно время. Об этом говорят общность пьес: мелодическая, интонационная, ритмическая, гармоническая и т.д. Это говорит о приверженности композитора одному стилю на протяжении почти всей жизни.
Пьеса «Ноктюрн» из данного сборника на сегодняшний день является одним из самых исполняемых произведений Ю.Весняка (также как и пьеса «Нежность»). В музыкальных школах учителя часто разучивают ее с учениками, и сам Юрий Андреевич нередко исполняет ноктюрн в своих концертах. Популярность пьесы на протяжении многих десятилетий объясняется доступностью ее музыкального языка для пианистов всех уровней: от учеников ДМШ до профессиональных концертирующих пианистов. Лёгкость восприятия, понятный гармонический язык, запоминающаяся мелодия и потрясающий накал чувств в кульминации обеспечивают пьесе ее успех у публики и сулят ей долгую и счастливую творческую жизнь.

Использованные источники
1.Жабинский К. Душа обязана трудиться / К.Жабинский // Наше время. – 2001. – 30 ноября. – с.6.
2.Жук Д. Каждый новый любовный роман – это новая пьеса или баллада / Д. Жук // Аргументы и факты. – 2013. - №26. – с.9.
3.Нижельская Т. Творю для вас / Т.Нижельская // Донская палитра. – 2002. - №18. – с.8.
4. http://vesnyak.ucoz.ru – сайт композитора Ю.А.Весняка.
-52641539179500Приложение
-822960-7937500
-773430-11303000
-9194802032000
-958850127000

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национально-освободительные войны. | Требования к содержанию контрольной работы. Методические указания по выполнению контрольной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3829 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.