Основными источниками права являлись законы и императорские указы. В эпоху средневековья правовые обычаи находили применение в меньшем объеме, чем в древние века. В конце XVII в. появились уставы торгово-ремесленного сословия.
Почти каждая династия при вступлении на престол стремилась упорядочить и обновить действующие законы. Работы по систематизации, обновлению и кодификации законодательства проводились практически всеми средневековыми китайскими династиями.
Своды китайских законов и уложений были необычайно велики по объему, насчитывали десятка книг и томов. Например, свод законов династии Цзинь 268 г. насчитывал 60 глав и 2926 статей.
В Китае на долгие годы устанавливается специфическая классификация законов. Законы делились на ши (положение о применении законов), люй (уголовные законы), лин (административные законы), ко (дополнения и изменения к люй и лин).
С развитием торговли и ремесла складываются особые нормы права, регулирующие поведение торгово-ремесленного сословия. В качестве источника права начинают выступать уставы цеховых организаций и купеческих гильдий.
В конце XVII в. уставы стали оформляться письменно. Они определяли ценовую политику, меры веса и объема, качество и количество производимого, продаваемого товара, порядок вступления в цеховую организацию, обязанности и права мастеров, подмастерьев, учеников. Нарушение этих правил влекло за собой наказание: денежный штраф в пользу цеха, штраф в размере стоимости одного театрального представления и угощения на восемьдесят человек, исключение из цеха и запрещение в дальнейшем заниматься ремеслом.
Вещное право. В средневековом Китае император традиционно признавался собственником земли. Данное положение сохранялось и в период правления маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.). Указ императора Жэньцзуна 1800 г. гласил: «Ныне собственно Китай и его окраины представляют единую семью и все земли в Поднебесной принадлежат императору».
Государство передавало земельные наделы в пользование крестьянам. В случае достижения крестьянином преклонного возраста или его смерти, земельный надел возвращался в казну.
Параллельно с этой формой земельного держания развивалось владение отдельных феодалов. Земельный надел феодала представлял собой условную, ограниченную собственность. Степень ее условности была различной и зависела от ранга, должности и семейной принадлежности к правящему роду. Наиболее ограниченной была собственность чиновников в форме надела, пожалованного за службу. Продать надел, передать его по наследству не разрешалось. Чиновник мог только пользоваться своим земельным владением, а при оставлении должности - утрачивал его.
Наследственными правами обладали владельцы земель, полученных в порядке императорского пожалования. Категория земель, «присвоенных по титулу» являлась практически неограниченной собственностью феодальной власти.
Держатели земли выступали перед государственной казной, как налогоплательщики. Землю обрабатывали крестьяне и рабы.
В период развитого феодализма земельный фонд страны был представлен нескольким категориями: государственные поля, частные поля, земли религиозных общин.
В эпоху Минской династии в категории государственных земель включались императорские поместья, должностные наделы чиновников, казенные, конфискованные, пригородные земли, пастбища и луга.
Остальные земельные владения находились в частной собственности феодальной знати, купцов и зажиточного крестьянства. Государственные земли составляли 1/7 часть от частновладельческих полей.
Обязательственное право. Обязательственные отношения в Китае возникали из договоров и деликтов. Особое место занимал договор продаж: Объектом ее выступали движимые и недвижимые вещи. В раннефеодальный период купля-продажа земли ограничивалась. В дальнейшем с установлением государственной надельной системы земля считалась изъятой из оборота.
Развитой феодализм создал основу для широкого распространения купли-продажи земли. Во времена династии Цин собственник получал возможность свободно распоряжаться своим земельным участком. Он имел право его продать, подарить, сдать в аренду, заложить.
Широкое распространение в китайской империи получил договор займа. Объектом договора могли быть деньги, вещи, зерно. Проценты по займам были необычайно высоки, это приводило к разорению должников и потери государством налогоплательщиков. В 10 году н. э. был установлен процент, не превышающий 10% в год, а при займе для совершения жертвоприношений или похорон проценты взимать запрещалось. Китайское феодальное право активно защищало интересы кредиторов, ростовщиков, устанавливая наказания за неуплату долгов.
Способами обеспечения обязательств в Китае выступали: залог и поручительство. Принимались в залог свободные лица и рабы, земля и дома, семейное имущество и орудия труда, сады и мельницы. В случае невозвращения долга в срок заложенное имущество переходило к кредитору. Кроме того с IV в. можно было закладывать самые разнообразные вещи в храмах. В эпоху династии Тан появились ломбарды, число которых непрерывно возрастало. В XVII веке залоговые отношения приводили к массовому разорению крестьянских хозяйств. Поручительство, как способ обеспечения обязательств, предполагало уплату третьим лицом долга, лежавшего на должнике.
Особое значение приобрел в Китае договор земельной аренды. В аренду сдавались государственные и частновладельческие земли. При династии Мин сдача земли в аренду становится главной формой эксплуатации крестьянства. Договор аренды заключался на определенный срок, пожизненно или с правом передачи по наследству. Законодательство запрещало феодалам отбирать земельные наделы у своих постоянных арендаторов. В начале арендная палата взималась продуктами и составляла 50-80 % от собранного урожая. Затем появляется денежная арендная плата, причем землевладельцы часто требовали внесения арендной платы за год вперед.
С развитием товарно-денежных отношений все большее значение получает договор личного найма. Труд наемных работников использовался в казенных частных мастерских, мануфактурном производстве, при обработке частных земельных угодий. Оплата труда производилась в зависимости от выполненной работы или затраченного времени.
Китайское средневековое право отдавало приоритет письменной форме договоров, хотя допускало и устную форму. При заключении сделок с недвижимостью или с большими денежными суммами требовалось наличие свидетелей.
Брачно-семепное право. Целью средневекового брака китайское общество признавало воспроизводство мужского потомства. Брак считался долгом и его исполнение должно соответствовать культу предков. Глава семьи - мужчина мог наказывать и продавать своих детей, полностью распоряжаться домом и хозяйством.
Браку предшествовала помолвка. Был установлен брачный возраст: мужчины - 15 лет, женщины - 14 лет.
Китайское законодательство запрещало заключать браки между свободными и рабами, между однофамильцами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства. Запрещалось вступать в брак при живой жене. Муж мог иметь наложниц. Их число определялось его материальным состоянием.
Брак в Китае заключался посредством покупки жены и оформлялся письменным договором. Брак расторгался в результате развод или смерти одного из супругов.
Развод достигался по обоюдному согласию сторон или отказом от брачных уз со стороны мужа. Муж имел право на развод, если докажет склонность жены к воровству, непочтение к мужу и его родителям, бесплодие жены, застарелый недуг. Распутство, порочная болтливость, завистливый и подозрительный характер жены также были основаниями к разводу.
Жена могла требовать развода, если муж отсутствовал дома более трех месяцев и принуждал ее к нарушению норм морали и религии, продавал в рабство. Если замужняя женщина оставляла дом и семью, то ее подвергали телесному наказанию или продавали в рабство. Если жена, сбежав от мужа, повторно вступала в брачные отношения, то к ней применяли смертную казнь.
Наследственное право. Наследование носило характер общего правопреемства. Наследники отвечали по долгам умершего. К наследованию допускались лица мужского и женского пола (за исключением замужних дочерей). Приоритет при наследовании получали нисходящие родственники по мужской линии. Кроме имущественной массы в установленных законом случаях наследованию подлежали чин, титул, должность. Они могли быть унаследованы только старшим сыном. Сыновья получали равные доли наследственной массы, незамужние дочери - половину наследства сыновей. При отсутствии детей наследство получали усыновленные дети. Отец имел право лишать сыновей наследства, увеличивать долю одного сына за счет другого. По китайскому праву запрещалось завещание земли храмам.
Уголовное право. В основе уголовного права Китая лежали принципы ортодоксального конфуцианства. Правопорядок в государстве обеспечивался как нормами морали так и нормами права. Нормы уголовного права носили расплывчатый характер. Учение о форме вины отличалось непоследовательностью. Смягчающими вину обстоятельствами признавались возраст («старый и малый»), инвалидность. Допускалось объективное вменение и коллективная ответственность. В уголовном праве существовали понятия о предумышленном преступлении (составление плана деяния, предварительный сговор лиц), о необходимой обороне (освобождение от ответственности за убийство человека при защите родственников от нападения, либо исполнении приказа господина или начальника).
В свете конфуцианской морали выделяли «10 зол»: заговор о мятеже против императора, великое непокорство, заговор и измена, неподчинение, выражение великого непочтения, выражение сыновней непочтительности, кровосмесительные половые связи и др.
Основной целью наказания признавалось устрашение. При определении наказания учитывался социальный статус преступника и потерпевшего. Для чиновников, имеющих титулы и ранги, допускалось «погашение» наказания за их счет. В случае нехватки титулов и рангов оставшаяся часть наказания гасилась уплатой штрафа. На основании конфуцианской теории из-под юрисдикции обычных судов выводились лица, имеющие высокий социальный статус, ученые, полководцы. Их преступные деяния рассматривал император. Исследуя правовые памятники Китая, можно выделить следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, каторжные работы, тюремное заключение, ссылка, штрафы, конфискация имущества, обращение в рабство. В эпоху Суй и Тан установилась пятичленчатая классификация наказаний: битье малой и большой бамбуковой палкой, ссылка на определенный срок, соединенная с работами, пожизненная ссылка или смертная казнь.
Смертная казнь осуществлялась удавлением, разрезанием осужденного пополам, разрыванием на части, отрубанием головы с выставлением ее на показ и оставлением трупа на месте казни в течение трех дней.
Судопроизводство. В Китае эпохи средневековья отсутствовало строгое разграничение между гражданским и уголовным процессом, предварительным следствием и судебным разбирательством. Процесс носил инквизиционный характер. Стороны были лишены процессуальных гарантий. Обоснования приговора фактами не требовалось. Судьи при разрешении дела руководствовались уложением, решениями своих предшественников и апелляционных инстанций. Большое значение при вынесении приговора или решения играло внутреннее убеждение судьи. Судебный чиновник выносил приговор и решение единолично и не был связан определенным порядком судопроизводства. Все это приводило к процветанию взяточничества. Преступники из высших сословий могли откупиться, а большая часть трудового населения этого сделать не могла и испытывала всю мощь уголовной репрессии.
Во время судебного разбирательства судья допрашивал стороны и исследовал доказательства. Потерпевший (истец) и обвиняемый (ответчик) адвокатов не имели. По усмотрению судьи для получения признания к сторонам в процессе могли быть применены пытки. Освобождались от допроса под пыткой старики и малолетние, а также лица, имеющие право на смягчение наказания.
Стороны имели право подать апелляционную жалобу. Если жалоба отсутствовала, то приговор о телесном наказании приводился в исполнение через три дня. Приговоры о смертной казни утверждались императором. Казнь производилась в осеннее время, публично. Тайно казнили родственников императора и титулованную знать. Допускалось казнить труп умершего преступника.