Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Империя Хань рухнула, отчистив дорогу феодальным отно­шениям.




Проблема социально-экономического строя империи Хань не может считаться решенной. С одной стороны в ней консервирова­лось изжившее себя рабовладение. В источниках находятся данные, говорящие о тысячах рабов. Рабский труд находит примене­ние всюду. Так, усыпальницу Цинь Ши-хуанди в течение 37 лет строили 720 тысяч рабов. Часты упоминания о восстаниях рабов. С другой стороны, императоры Ханьской империи раздавали своим родственникам и чиновникам огромные земельные наделы с обрабатывающими их крестьянами в пожизненное владение. В китайском обществе активно идет процесс феодализации.

§ 2. Государство различных эпох и династий. С падением Ханьской династии единое китайское государст­во распалось на три самостоятельные царства: Вэй, У и Шу, На­ступила эпоха «троецарствия». Длительные войны между царст­вами привели к победе северного царства Вэй.

Император Сыма Янь в 265 г. основал новую династию Цзинь. Опираясь на идеи конфуцианства, новый император пытался реформировать разрушенное хозяйство. Земельная реформа Сыма Яня заключалась в ведении императорской (государственной) собственности на землю и надельной системы землепользования. Все крестьяне объявлялись податными держателями государст­венных земельных наделов первого и второго разрядов. Первый разряд состоял из крестьян в возрасте от 16 до 60 лет и получал «наделы в пользование» и «наделы для подати». «Надел в пользо­вание» составлял 70 му (1 му равен 1/16 га) земли для мужчин и 30 му для женщин, а «надел для подати» - 50 му и 30 му соответст­венно. Второй разряд, состоявший из крестьян в возрасте от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получал 50 % земли от земельного надела кре­стьян первого разряда.

С первого надела крестьяне кормились сами, а урожай полу­ченный со второго надела шел в казну. Кроме того, крестьяне не­сли разнообразные повинности и вносили в казну шелк.

Государственные чиновники получали наделы в соответствии с рангом. Их наделы не облагались налогом и повинностями. Концентрация земель в руках чиновников приводила к их эконо­мическому и политическому усилению.

В конце III века в Северный Китай вторглись кочевые племе­на. В результате вторжения гуннов на территории Китая появля­ются новые династии: Северная Вэй, Восточная Вэй, Западная Вэй, Северная Ци, Северная Чжоу, Южная Сун, Поздняя Лян.

Кочевые племена растворились среди коренного населения, восприняли государственно-правовую культуру Китая. Вторже­ние способствовало миграции части китайского населения на юг. В целом традиционные устои Китая не претерпели кардинальных изменений.

Во время правления династии Суй и Тан (581-907 гг.) начина­ется разложение государственной надельной системы. Это было вызвано серьезными изменениями в экономической жизни. Быст­ро развивается сельское хозяйство, совершенствуются способы обработки земли, расширяется поливное земледелие. Большие успехи достигнуты в ремесленном производстве, в городах начи­нает складываться цеховая организация. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. Рост товарного производства приводит к расслоению общества по имущественному признаку. В 755 г. чис­ло надельных крестьян, облагавшихся податями и повинностями составляло 60 %, а к 780 г. 4-5 % от общего числа хозяйств в стра­не. Реальная власть в государстве переходит к владельцам фео­дальных поместий. Вводится единый налог с имущества, который взимался два раза в год. Обложению подлежали все лица, имею­щие земли, в том числе и владельцы поместий. Следовательно, в законодательном порядке была официально признана земельная собственность, находившаяся в руках отдельных феодалов, госу­дарство больше не ограничивало размеров землевладения.

Высшее и центральное управление. Главой государства являлся император. Он обладал неограниченными полномочиями в зако­нодательной, исполнительной, судебной, военной сферах. «Сын неба» обожествлялся, власть его передавалась по наследству.

Исполнительную власть китайский император осуществлял через двух цзайсянов. Левый цзайсян (старший) руководил дея­тельностью трех ведомств: чинов (назначение и подбор кадров), обрядов (пропаганда идей конфуцианства, организация праздни­ков, охрана общественного порядка), налогов (ведение земельных кадастров, взимание налогов и податей). Правый цзайсян коор­динировал деятельность других трех ведомств: военного (содержание оборонительных сооружений, комплектование ар­мии), наказаний (контроль за судебной системой и судопроизвод­ством, тюрьмами и приведением приговоров в исполнение), об­щественных работ (надзор за осуществлением строительных ра­бот, поддержанием ирригационных сооружений, дорог, мостов).

При императоре существовал законосовещательный орган - Государственный совет из числа высокопоставленных чиновни­ков. Важную роль в государственном аппарате Китая занимали палата по подготовке императорских указов и протоколов и управление по делам императора.

Местное управление. Территория Китая делилась на провин­ции, области, уезды, селения. Во главе территориальных единиц стояли назначаемые двором чиновники, за исключением старост, которых избирало сельское население.

Ликвидация надельной системы и разложения государствен­ной собственности на землю в период Танской империи привели к ослаблению центральной власти. В это время расширяются пол­номочия областных правителей, создаются обширные погранич­ные наместничества. По мере усиления своего могущества наме­стники начинают противиться мероприятиям центрального пра­вительства и даже восставать против него. В 755 г. Анъ Лу-шань выступил против императора и даже изгнал его из столицы. Вос­стание было подавленно, но восстановить былую силу Танской династии не удалось. В конце правления династии Тан местные феодалы полностью вышли из-под контроля центральной власти. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях. Сами назначали военных и гражданских чиновников, взимали налоги и подати, вступали в междоусобицы, заключали союзы. Их власть в большинстве случаев передавалась по наследству.

Основными податными единицами выступали объединения пяти и десяти дворов. Старосты объединений выполняли админи­стративные функции, рассматривали мелкие гражданские и уго­ловные споры, направляли крестьян на отбывание трудовой по­винности, ловили преступников.

Во времена династии Тан воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты тру­дились на своих полях и одновременно проходили военную под­готовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвра­щался в столицу, а солдаты в свои деревни. В структурном плане армия состояла из пехоты, кавалерии, императорской гвардии, наемных тюркских отрядов. Имелся речной и морской флот.

Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами единого сюзерена — императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титул соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения — крестьянство — так же не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доб­рого народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» — держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий толь­ко ей, строго соблюдая правила поведения, используя определен­ный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передви­жения по иерархической лестнице не исключалась.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2171 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.