Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема № 10. Сознание, его происхождение и сущность




1. Проблема сознания в науке и философии.

2. Сознание как высшая форма отражения действительности.

3. Возникновение языка и его функции. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в жизни человека.

4. Материальное и идеальное. Проблема идеального.

 

 

1. Сознание предстаёт в качестве универсальной способности человека приоб­ретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому. Сознание - сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процес­сов - мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания.

В истории философии проблема сознания рассматривалась по-разному. Для идеалистической линии решение этой проблемы не вызывало особых за­труднений, ибо признавая духовное первичным по отношению к материально­му, считалось, что духовное начало было всегда; либо обращались к помощи бога, вложившего в человека душу; а значит и сознание. Значительно сложнее было философам материалистам, т.к. им необходимо было объяснить происхо­ждение сознания без помощи сверхъестественного. В середине ХIХ в. в Германии появились философы, получившие наименование "вульгарные материалисты" (Бюхнер, Фогт, Молешотт), которые отождествляли сознание и материю. Они рассматривали мысль в качестве вещественного выделения мозга. На базе этих рассуждений в конце XIX в. возникает теория так называемого психофизиоло­гического тождества. Согласно ей физиология полностью поглощает психику и, следовательно, причины психических заболеваний следует искать только в на­рушениях тех иных физиологических процессов. Примерно в это же время возникает теория так называемого психофизиологического параллелизма, исто­ки которой обнаруживаются у Декарта, который признавал существование двух независимых субстанций: материи и сознания. Теория психофизиологического параллелизма предписывала врачам при лечении психических болезней не ис­кать причины в нарушениях физиологических процессов, а искать только в соб­ственно психической сфере жизнедеятельности человека. Ближе всех к совре­менному пониманию происхождения сознания подошел Б.Спиноза, который считал сознание атрибутом материи, т.е. распространял свойство сознания на всю материю, считая его вечным как и материя,

В современных подходах к сознанию можно выделить три вида его зна­чений: 1) Когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни; сознание рассматривается, как средство добывания знаний, средство осуществления практических действий, средство регуляции и оценка, средство общения и передачи опыта;

2) Феноменологические значения сознания, выражающие специфику строения его внутреннего мира - идеальных явлений (феноменов), актов и состояние структур и процессов;

3) Значения направленности сознания, характеризующие его "силовые" ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне - к внешнему миру его бытия, и вовнутрь - к внутреннему миру сознания.

Философско-реалистическое направление в понимании источников создания выделяет среди множества известных и неизвестных ещё науке факторов, обуславливающих содержание сознания, следующие факторы.

Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социаль­ные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода информация является результатом взаимо­действия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный не­посредственный контакт с нею.

Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие, понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непо­средственных внешних воздействий человек способен, переосмысливать своё прошлое, конструировать своё будущее и т.п.

Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осу­ществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействует на созна­ние, его состояние.

Пятым источником сознания, вероятно, выступает космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание инди­вида. В настоящее время всё больше опытных подтверждений находят гипоте­зы о волновой квантово-механической природе мозга. Исследователи приходят к выводам, что мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, тем самым мозг свя­зан со всей Вселенной двумя каналами связей - энергетическим и информаци­онным. При формировании содержания сознания все выделенные источники взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека.

Общий вывод: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у "вуль­гарных материалистов*); источником сознания является реальность (объектив­ная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизован­ного материального субстрата - головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

2. Отражение можно определить следующим образом. Отражение это сторона взаимодействия двух материальных объектов при котором структура одного объекта переносится на другой и при этом возникает изоморфное (полное) или гомоморфное (неполное) подобие.

Из определения отражения вытекает его первое свойство, а именно, мо­мент подобия отражения в отношении отражаемого. Отражение в таком отно­шении есть образ отражаемого, т е. результат отражения всегда похож на то, что отражается.

Второй характерной чертой отражения является его вторичность по от­ношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по харак­теру. Солнечный свет, отражённый от поверхности планеты, сохраняет тот же спектр, что и идущий к земле непосредственно от солнца. Свет, отраженный от окрашенной поверхности, сохраняет в нашем восприятии окраску этой по­верхности. Вторичность всякого отражения представляет собой универсальную основу вторичности сознания по отношению к бытию. Третьим свойством от­ражения является то, что оно зависит не только от отражаемого объекта, но и от того где, в какой среде происходит отражение. Понятно, что отражение леса в чистой, незамутнённой воде будет более чётким и ясным, похожим на сам от­ражаемый объект (лес), чем его же отражение в мутной воде, в воде, по которой бегут волны и т.п. Именно из этого свойства отражения возникает и соответст­вующее ему свойство сознания, заключающееся в том, что сознание не просто зеркально отражает мир, но и активно воздействует на него, благодаря соответ­ствующей организации, структуре органов чувств и рассудка каждого индиви­да. Поэтому ощущение человека представляет из себя субъективный образ объ­ективного мира. Другими словами, наши ощущения представляют из себя образ объекта, воздействующего на наши органы чувств, но этот образ субъективный, т.е. зависит не только от отражаемого объекта, но и от структуры субъекта, т.е. сознания воспринимающего этот объект человека.

Отражение прошло определённую эволюцию. Уже у одноклеточных организмов можно наблюдать отражение как реакции на внешние раздражи­тели. Простейшая форма отражения в органическом мире называется раз­дражимостью. Раздражимость характеризуется способностью живого организма реагировать на внешние раздражители изменением положения, формы, химизма тела и его движения. Растительный мир останавливается на раздражимости, животный же мир, для которого характерен гетеротрофный характер питания и подвижный образ жизни, развивает более совершенные формы отражения. У многоклеточных животных происходит переход к ощущению и восприятию.

Ощущение отличается от чувствительности тем, что живой организм раз­личает раздражение не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, за­пах, звук и пр.). При этом ощущение даёт информацию об отдельных свойствах раздражителя, а восприятие, являясь синтезом ощущений, дает уже образ цель­ного предмета, воздействующего на организм. Предметный характер раздражи­теля вызывает различение организмом ощущений, идущих от внешней среды, от ощущений его внутренних состояний. Здесь проходит граница между низ­шей и высшей физиологической и психической - ступенями отражения. Здесь начинается психика. На своей физиологической ступени отражение выражено в изменениях отражающего тела, тогда как психическое отражение выходит за границы отражающего, является образом внешнего для организма мира, отра­жением свойств объекта. Начинается отделение субъекта от объекта. Развитие ощущения и восприятия связано со специализацией клеток организма, с воз­никновением единой нервно-мышечной системы и дальнейшим её расчленени­ем на мышечно-эффекторную и чувствительно-рецепторную. Развитие и даль­нейшая специализация рецепторов приводит к образованию органов чувств. За­рождается так называемая первая сигнальная система. Развитие второй сигнальной системы представляет собой, по выражению академика Павлова, то "дополнение" или "прибавление" к условно-рефлекторным процессам, которое связано с условиями общественной жизни и, одновременно, качест­венный скачок в развитии условно-рефлекторной деятельности.

Сознание человека детерминировано не только условиями природы, но и условиями общественной жизни. Сознание подобно двуликому Янусу: одним лицом оно обращено к природе, другим - к обществу. Природа создала органы чувств и нейродинамический аппарат психики. Общество задало определённую потребность в определенных функциях сознания, а природа готовила механиз­мы для выполнения этих функции. Этот процесс монолитен и основой возник­новения сознания и соответствующего нейродинамического аппарата является труд. Именно история труда даёт ответ на вопрос о происхождении самого че­ловека с присущим только ему сознанием, как высшей формой развития психи­ки.

Сознание это не только информационная и ориентировочная функция (что присуще и животным), а, прежде всего знание, знание о внешнем мире и самом себе. Вне знания сознание теряет смысл. Почему появилась необходи­мость в самом знании? Ответ на этот вопрос дан впервые Ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". "Труд - первое ос­новное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что "мы в, известном смысле должны сказать: труд создал самого человека". Опираясь на достижения эволюционной теории Ч.Дарвина, Энгельс даёт краткий очерк антропосоциогенеза человека. Он отмечает, что прямая походка и строение по­звоночника, черепа, руки, головного мозга, характерные для вида Homo sapiens, сформирова­лись под влиянием нового вида приспособления к окружающей среде - т.е. тру­да. Второе чрезвычайно важное обстоятельство, сыгравшее роль в становлении сознания - общественная природа труда, что по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества. Именно необходимость сплочения и совместного труда положили начало языку, как средству общения, т.к. у лю­дей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Появление языка на основе тесного сплочения в совместной трудовой деятельности, означало фор­мирование второй сигнальной системы, которая отсутствует у животных. Раз­витие мозга на основе второй сигнальной системы позволило сформироваться рациональной стороне сознания как способности к абстракции и логическому умозаключению. Трудовая деятельность принципиально отличается от видов животной деятельности тем, что она должна основываться на знании, осмысле­нии цели и созданием сначала в голове, в идеальном виде результата труда, ко­торый затем воплощается в предметах, создаваемых человеком.

3. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Структурными единицами язы­ка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логику языка образует его синтаксис (грамматика), смысл языка есть его семантика, а прак­тическое значение языка выступает как прагматика. Язык есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека.

Слово - это не просто фонема (определённое сочетание звуков); оно имеет определённый смысл, т.е. вызывает определённую ассоциацию, ука­зывая на тот или иной предмет или явление. При этом почти каждое слово яв­ляется понятием, т.е. представляет собою обобщение в чём-либо однородных предметов или свойств. Если говорят "дерево" или "дом", то разумеют под эти­ми словами не какое-то отдельное дерево, а все деревья на свете, и не только этот дом, но и все дома, имеющиеся на земле. Человеческое мышление тем са­мым не приковано к представлению об отдельных предметах, которых вокруг нас - миллиарды, а пользуется обобщёнными представлениями-понятиями. Бла­годаря образованию понятий ёмкость человеческого мышления сравнительно с чувственно-индивидуальными представлениями, свойственным животным формам психики, возрастает в указанные миллиарды раз, дает возможность во­брать в себя и оперировать неизмеримо большим количеством информации. Выработка динамических стереотипов происходит в социальной практике каждого отдельного человека. Прежде чем стать автоматически неосознанными, эти действия осознаются в процессе научения. Даже такие авто­матические действия человека как ходьба, способность думать и т.д. не могут развиться из потенции в действительность, стать стереотипом действия без нау­чения и осознания.

Совершенно противоположную позицию в решении вопроса о природе бессознательного и его роли в жизнедеятельности человека высказали З.Фрейд, Карен Хорни, Эрих Фромм и др. Исходя из широко известного факта забыва­ния, Фрейд разработал теоретическую систему, в которой забывание само ста­новится средством подавления, Согласно этой теории, всякое заболевание про­исходит в силу какой-то мотивированной причины и прямо или косвенно свя­зано с явлениями детской сексуальности или инстинктом агрессии (смерти). Всё "забытое" якобы подвергается цензуре и подавляется как несовместимое с сознательней памятью. Предполагается, что подавляемое воспоминание оседа­ет в некоем вместилище, называемом бессознательным. Это вместилище слу­жит якобы также местом сосредоточения сексуальных влечений и инстинктов агрессии. При этом такие влечения передают свою энергию всему, что на­ходится в бессознательном, так что подавляемые воспоминания заряжены пси­хической энергией этих сексуальных инстинктов и инстинктов агрессии. Вос­поминания, заряженные такой энергией, существуют для того, чтобы пролагать себе путь в сознание и мучить и тревожить человека. Но на их пути природа создаёт прочное укрепление в виде заслона цензуры, которая мешает их разру­шающему проникновению.

Цензура состоит из врождённых табу в отношении кровосмешения и дру­гих извращённых сексуальных влечений, а также социальных запретов, усвояе­мых индивидом, главным образом в детстве. Динамика психической жизни по­нимается как междуусобная внутрипсихическая борьба между бессознательны­ми, подавленными влечениями и воспоминаниями, с одной стороны, и, распро­страняющимися на них табу, – с другой. Фрейд полагал, что действительная мо­тивация всякой человеческой деятельности и определяется этой борьбой, в ходе которой бессознательные силы выступают, в основном, в замаскированном ви­де, чтобы перехитрить и обойти цензорский заслон. Замаскированные формы, в которых бессознательные мотивы предстают в сновидениях, бесконтрольных ассоциациях, шутках, обмолвках, анекдотах, неврозах и т.д., взятые вместе, об­разуют по выражению Фрейда, "символический язык" бессознательного. По­этому главная задача психоаналитики и заключается в умении расшифровки этой символики, в интерпретации её для того, чтобы направить больного на са­мостоятельное раскрытие подлинной, т.е. бессознательной мотивации, в основе которой лежат подавленные влечения.

Учение Фрейда об универсальном символическом языке бессознательно исходит из двух предпосылок, связанных с воспоминаниями: I) психика индивида при рождении наделена рядом родовых воспоминаний, относящихся к раннему периоду доплеменных и племенных отношений человечества. 2) врождённые воспоминания являются отражением в психике биологических инстинктов. Такие родовые воспоминания составляют в человеке его "Оно" ("Id"). 3) ряд воспоминаний, включающих табу-запреты, которые общество в своём филогенезе накладывало на сексуальные отношения людей в интересах общественной целесообразности. Эти табу-воспоминания составляют в человек "сверх Я" или "Super-Ego" и тоже являются бессознательными; 4) на долю сознания "Я" или "Ego" остаётся сознательное начало, которое должно работать по принципу реальности и подавлять бессознательное.

Проблема бессознательного у Фрейда сводится к проблеме неудовлетворенного аффективного стремления, которая казалась ему стержнем всей психической деятельности. Для фрейдизма бессознательное то, что по своему содержанию неприемлемо для сознания. Однако как показывают исследования психологов (Узнадзе, Шпрозия и др.) бессознательное – это прежде всего неосоз­нанные установки, далеко не всегда противоречащие сознанию. Их взаимодей­ствие не только антагонизм, но и принцип помощи. Когда же появляется анта­гонизм, то это наиболее отчетливо выступает в патологии или в особых состоя­ниях (в аффективном напряжении, утомлении, при обстановке "стресса") Именно эти явления и наблюдал Фрейд, т.к. он был врачом и имел дело с кон­тингентом больных людей, с уже нарушенным единством сознательного и бес­сознательного. Поэтому Фрейд, положив в основу своей теории переживания и конфликты больного-невротика, и сделал вывод о наличии вечной вражды соз­нательного и бессознательного. Главная ошибка заключается в неправомерной абсолютизации, распространении на всех людей состояния больного, сделав, и результате, всех нормальных людей невротиками. У Фрейда антагонизм между сознательным и бессознательным, по сути дела, вытекает из более общего анта­гонизма: между биологическим и социальным в человеке. Человек с его точки зрения, существо биологическое, а социальные отношения инородны для него, противоречат его глубинным сущностным характеристикам. В этом, вероятно, и состоит главное заблуждение австрийского мыслителя.

Человеческая психика кроме осознания, сознательного имеет большой пласт бессознательного. Пути решения проблемы бессознательного связаны с успехами в области физиологии высшей нервной системы. В фило­софии проблема бессознательного изучается в связи с вопросами творчества и выяснением места и роли интуиции в познании.

4. Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является идеальность, идеальное - характерная черта, главнейший признак соз­нания, обусловленный социальной природой человека. Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявле­ний, функций в жизни и деятельности человека - всё это обусловило трудности его познания.

Один из подходов состоит в том, что идеальное есть субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах сознания че­ловека. «Идеальное - писал К.Маркс - есть материальное, пересаженное в чело­веческую голову и преобразованное в ней». Именно здесь и проявляется активность человеческого сознания, т.к. все общие понятия, зафиксированные в речи, все произведения культуры и вообще цивилизации есть воплощение человече­ской активности. Они создаются в процессе практически - предметного преоб­разования природы общественным человеком, обществом. Мыслит, т.е. действует в идеальном плане, не мозг, как таковой, а человек, обладающий моз­гом, поэтому идеальное есть функция человека, как активного субъекта обще­ственно-трудовой деятельности. Это означает, что попытка объяснить идеаль­ное из анатомо-физиологических свойств мозга никогда не приведёт к положи­тельному результату. Т.е. раскрыть загадку человеческого сознания оставаясь лишь на позиции физиолога, невозможно.

Идеальное как субъективный образ объективного мира, является отраже­нием материального и затем, воплощаясь в продукт деятельности, само стано­вится материальным. Это можно представить в виде такого циклического дви­жения: вещь - дело - слово - дело - вещь. В процессе жизнедеятельности чело­века функционирует его идеальное, его субъективная реальность, его внутрен­ний мир - как идеализация действительности, природы и общества. Создаётся язык (непосредственная действительность мысли) как оболочка идеального об­раза, в котором протекает понятийная, мыслительная деятельность человека.

Другой подход заключается в том, что идеальное, не тождественно субъ­ективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуально, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Отличие деятельности человека от деятельности животного состоит в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна спо­собность не наследуется вместе с анатомической материальной организацией его тела. Эти формы деятельности передаются здесь только опосредованно - через формы (образы) предметов, созданных человеком для человека.

Структурные формы и схемы общественного сознания противостоят ин­дивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной дей­ствительности. "Идеальность" предстаёт как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная си­ла. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и истори­чески развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем "объективного духа", "коллективного духа", "коллективного разума" человечества. Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности.

Связывая идеальное только с человеком, как существом социальным, необходимо ассоциировать идеальное не с любым субъективным в нем, и не только психическим, и не со всяким субъективным образом, а только с таким, который оказывается соотнесённым с будущим результатом деятельности человека и общества в целом. Идеальным может быть идеал общественного устройства, общий характер жизненного поведения человека, ориентированный на осуществление добра и справедливости, замысел художественного произведения та или иная идея решения научной проблемы и т.д. Диапазон идеального весьма широк - от идеала общества и идеала всей жизни индивида до текущих житейских, "мимолётных" целей и решений.

Как же соотносится материальное и идеальное в сознания? Сознание диалектическое единство материального и идеального. Сознание есть свойство материи и уже потому оно материально. Оно вырастает из более общего свой­ства - свойства отражения, только сознанию присуши свои качества - качества идеального отражения (субъективные образы, субъективная реальность). Соз­нание материально по своему носителю - соответствующему нейродинамическому аппарату, по физико-химическим реакциям, протекающим в мозге, как носителе сознания. Хотя психическая форма этих процессов является идеаль­ной. Сознание материально, но своим результатам, т.е. идеальное воплощается в создаваемые человечеством предметы, произведения искусства и культуры.

Однако, чтобы сделать эти предметы, они должны прежде предстать иде­альными, Можно нарисовать схему, иллюстрирующую диалектику матери­ального и идеального в сознании.

Важный аспект проблемы идеального: соотношение "материального" и "идеального" в терминах "первичное" и "вторичное". Основной вопрос фило­софии связан с отношением "человек и мир", т.е. с "материальным", поднятым на уровень понятия "природа", и "сознанием", понимаемым не как индивиду­альное сознание, а как "сознание человечества" (дух вообще). Материализм связан с утверждением примата природы над духом. Что касается идеального, то оно двухполюсное опирается на материальное (в этом отношении оно вто­рично) и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично). Буду­чи вторичными, психические образы материальных объектов заключают в себе также возможности для перекомбинаций, для конструирования на базе реаль­ных возможностей новых познавательных образов, способных осуществляться в деятельности субъекта, в том числе и ею предметно-практической деятельно­сти.

Отношение материального и идеального не сводимо к схеме материя и сознание. В самих по себе образах уже имеющихся природных объектов нет никакого идеального, как нет и проблемы вторичности идеального, вопрос об этом встаёт лишь с включением творческого процесса в структуру -гносеологи­ческих образов. Идеальное лишь в известном отношении вторично по отноше­нию к материальным предметам (как к своей предпосылке), но оно первично в плане своего отношения к определенному (или духовному) результату.

Одно из возможных определений: «Идеальное» - это гносеологические об­разы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), кото­рые могут быть реализованы в деятельности человека. Идеальное - это формы культуры, осваиваемые индивидами, это созданные историей человечества об­разы, с помощью которых мир не только осознаётся, но и преобразуется.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 481 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.