1. Категория бытия и его формы.
2. Эволюция представлений о материи в истории философской мысли.
3. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь.
4. Пространство и время как формы существования материи. Основные свойства пространства и времени.
5. Научная, религиозная и философская картина мира.
1. Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория "бытия". Понятие "бытие" сходно с такими понятиями как "действительность", "реальность”, "существование". Вместе с тем бытие это самое широкое и предельное понятие, охватывающее физические события, вещи, объекты, а также телесные и психические события, духовные акты. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Бытие есть единство форм и способов существования. По способу существования бытие разделяется на два мира или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир и мир психических состоянии, внутренний мир человека. Первый (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей, второй - зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Человек имеет специфическое бытие, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: к природному как его органическая часть и
к миру сознания, психическому миру. Способ бытия человека в физическом мире определяется его принадлежностью к психическому миру и наоборот.
Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному миру, но в то же время все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием. Эта "вторая природа", создаваемая человеком, отличается от способа бытия "первой" природы.
Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективный и объективней дух. Субъективный дух - это внутренний, психический мир человека. Совместная деятельность порождает объективное или интерсубъективное духовное, т.е. такие духовные образования, которые являются достоянием духовной культуры общества (наука, религия, искусство, язык и т.д.).
Своеобразный способ существования имеет человеческое общество. Здесь теснейшим образом переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, объективный и субъективный дух.
Имеются разные уровни бытия. Эта уровни - существование в возможности (потенциальное бытие) и существование в действительности (актуальное бытие).
Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Такое понимание бытия выражается категорией "мир". Мир (мироздание, универсум) есть единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия. В понятии "мир" мыслится и то, что познано, и то, что еще неизвестно. В этом смысле мир является предметом только философского познания, осуществляющегося в рамках определенной философской системы.
Впервые термин "бытие" в философию ввёл античный философ Парменид. Представители элейской школы (У1-Увв. до н.э.) считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. У Платона бытие - это упорядоченное сущее, представленное порядком "космоса", "логоса", "физиса" (природы) и "этоса" (характера, нрава человека). Небытие - это ничто, пустота или хаос. Но как можно говорить о небытии, если несуществующее не существует, что можно сказать о несуществующем. Платон разрешает вопрос диалектически: единое, абсолютное, чистое бытие разделяется на несколько уровней: которые оказываются в довольно сложных отношениях друг с другом; небытие перестает быть некой пустотой, а истолковывается как инобытие, как один род бытия, несоединимый с другим. Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Небытие есть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.
Последующее развитие философии породило различные варианты трактовок бытия, всё многообразие которых сводится к трём концепциям: Материалистической; под бытием понимается объективная реальность. Объективно-идеалистическая: согласно Гегелю, бытие равно небытию, так как ни то ни другое не обладает никакими свойствами. Он понимал бытие как "исчезающее бытие", как переходящее в "небытие", в результате чего все в мире является становлением. Бытие исходный пункт развертывания понятий. Субъективно- идеалистическая: быть или существовать - это значит быть воспринимаемым, бытие предполагает связь только с нашими ощущениями. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. "Бытие" как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только в контексте других категорий философии, в поиске ответов на такие вопросы: Обладает ли мир в своим существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом?
2. С давних времён человек задумывался над вопросом о строении окружающего мира, о той первооснове, которая лежит в основании всего существующего, т.е. существовании субстанции.
Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Бытие есть единство сущности и существования. Субстанция есть самодостаточное, самоопределяющее существование. Она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы проявления объективной реальности. В субстанции нет ничего внешнего, ничего вне её, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует, благодаря только самой себе, самостоятельно.
То или иное понимание субстанции вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают метафизическое понимание субстанция, как неизменного начала, и диалектическое - как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции возможна в трёх формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм - из двух начал (Декарт), плюрализм из множества начал (Лейбниц).
Этапы развития понятия материя, Понятие "материя" прошло несколько этапов в развитии философской мысли. Первый этап - этап наглядно-чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Она отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости. Наибольшего развития такое понимание материи достигло в трудах французских материалистов XVIII в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. Материи приписывались такие неизменные свойства как постоянство массы, непроницаемость, неделимость атомов, как тех "кирпичиков" из которых построены все тела. Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Он связан с кризисом естествознания на рубеже XIX-XX столетий. (Открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, элементарных частиц и т.д. – «материя исчезла?»). Наиболее ярко это представление проявилось в работе В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Ленин сумел показать, что в действительности не материя исчезла, а рухнули старые представления о ней, Ленин писал: "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Данное понимание материи стало господствующим в рамках марксистского мировоззрения. Четвертый этап - этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX в. данное представление видит в материи систему многих атрибутов (атрибут - неотъемлемое свойство материи). Истоки такой концепции можно обнаружить ещё в философии Спинозы, у которого материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление (мышление, т.е. сознание вечно). Однако, разнообразие атрибутов, их трактовка сегодня приобретает более ценностный, аксиологический подход. Меняется соотношение материи и сознания (духа). Существует определенный предел противоположности материи и духа. Материя в своём субстанциональном аспекте включает в себя человека во всем его духовном многообразии.
В настоящее время гносеологическое и субстанциональное представления о материи не исключают, а дополняют друг друга.
Уровни организации материи. Структурность - это внутренняя расчленность, упорядоченность материального бытия, это закономерный порядок связи элементов в составе целого. Каждая из материальных систем состоит из элементов и связей между ними. Элементами выступают не всякие компоненты; а только такие, которые непосредственно участвуют в создании системы и без которых не может быть системы.
Структурные уровни материи образованы из определённого множества объектов какого-либо класса и характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Критерием для выделения различных уровней служат следующие признаки: пространственно-временные масштабы, совокупность важнейших свойств и законов изменения; степень относительной сложности, возникшей в процессе исторического развития материи в данной области мира.
Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней; субмикроэлементный - микроэлементарный - ядерный - атомарный - молекулярный - уровень макроскопических тел различной величины - планеты - звездно-планетные комплексы - галактики - метагалактики.
Органическая природа имеет следующие структурные уровни: биологических макромолекул - клеточный уровень - микроорганизменный - органов и тканей - организма в целом - популяционный - биоценозный - биосферный. Общая основа жизни - органический метаболизм (обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой) специфицируется в каждом из выделенных уровней.
Социальная действительность представлена уровнями: индивидов - семьи - различных коллективов - социальных групп - классов - национальностей и наций - государств и системы государств - общества в целом.
Каждая из трёх областей материальной действительности образуется из ряда специфических структурных уровней, которые находятся не в беспорядочном их "наборе" в составе той или иной области, но в определенной связи, упорядоченности.
В основе материальных систем и структурных уровней материи лежат физические виды реальности - вещество и поле. Вещество - это физический вид материи, состоящий из частиц, которые имеют собственную массу (массу покоя). Поле - это материальное образование, которое связывает тела между собой и передает действия от тела к телу. Существуют электромагнитное поле, гравитационное поле, внутриядерное вещество и поле взаимосвязаны и переходят друг в друга при определенных условиях.
Н.Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации - с другой, энергии - с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемых флуктуациями вакуума.
Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.
3. Внутренне присущим материи свойством, способом её существования является движение. Под движением в настоящее время понимается любое изменение вообще. Всякое изменение обнаруживает себя благодаря взаимодействию. Изменяться - это значит действовать на что-нибудь другое.
Всеобщие свойства движения:
а) Объективный и материальный характер движения. Движение происходит независимо от сознания человека, движение неотделимо от своего носителя, оно всегда есть движение чего-то, т.е. оно всегда материально;
б) Абсолютность и относительность движения. Абсолютность означает, что нет материи без движения. Вся существующая реальность, все ее формы – находятся в движении. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно проявляется всегда в относительных конкретных формах. Диалектика абсолютного и относительного. Изменение абсолютно, покои - относителен; в) Противоречивость движения. Любое движение всегда связано со своей противоположностью, покоем. Любое состояние изменения всегда есть в то же время устойчивость, как данное состояние изменения. Любой покой можно рассматривать как сохраняющееся состояние движения. Можно сказать, что диалектически противоречивая природа движения выступает как единство изменчивости и устойчивости. Существуют различные формы движения: механическая (пространственные перемещения), физическая (тепловое движение и т.д.), химическая (образование и распад молекул), биологическая (органическая жизнь во всех её проявлениях и изменениях), социальная (развитие человеческого общества).
В этом ряду биологическая форма является "высшей" по отношению к физической и химической, а социальная форма движения рассматривается как высшая по отношений к остальным формам. Установлено, что "высшие" возникают на основе "низших", включают в себя, но не сводятся к ним, не являются их простой суммой: в "высших" при их генезисе из "низших" возникают новые свойства, структуры, закономерности, которые специфичны и которые определяют специфичность всей высшей формы движения материи.
Встречаются попытки объяснить биологическое физическим и химическим (и даже механическим), а социальное - биологическим. В первом случаев имеет место механицизм, во втором -биологизаторство. В обоях случаях это будет редукционизм, т.е. сведение сложного к простому, стремление объяснить сложное простым без попытки разобраться в самом этом сложном как особом системном образовании, хотя и имеющем генетические связи с низшими формами движения материи.
Основываясь на определенных принципах классификации основных форм движения реальности, можно выделить различные их формы и различную структуру их связей.
Каждое новое крупное открытие в научном познании заставляет изменять как число выделяемых форм реальности, так и формы их взаимосвязи. Правомерно говорить о двух типах движения. Первый тип - это движение, когда сохраняется качество предмета. Кроме него существует движение, ведущее к изменению качественного состояния предмета. Это может быть распад предмета на составляющие его элементы. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему.
Жизнь как особая форма движения реализуется в индивидуальных
биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для которой характерно наличие процессов обмена веществ, роста, развития и размножения. Известен ряд концепций происхождения и сущности жизни, выдвинутых биологами и философами. С позиций креационизма выступали Линней (признавал одноактное творение организмов богом) и Кювье (признавал повторяющиеся акты творения всё более совершенных форм жизни после уничтожения предыдущих в результате катаклизмов). Витализм, восходящий к учению об энтелехии Аристотеля, пытался объяснить процессы жизни действием нематериальной "жизненной силы", "жизненного порыва" (Бергсон); аналогичные идеи высказывались представителями эмерджентной эволюции и холизма (рассматривает процессы изменения как иррациональное, логически непостижимые акты и в конечном итоге приходит к признанию божества).
К концепциям, свойственным метафизическому материализму, относятся гипотеза С. Аррениуса о занесении спор жизни на Землю из космоса и концепция К.Бэра об извечном параллельном существовании живой и неживой материи. Теория, выдвинутая Опариным, предполагает первоначальное образование белковоподобных комплексных коллоидных систем-коацерватов, а затем первых живых тел. Существуют и другие теории.
4. Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Понятие пространство характеризует некий общий порядок расположения объектов относительно друг друга, оно выражает протяжённость тел, их сосуществование. Это означает смену состояний, порядок следования одних явлений за другими, длительность происходящих с ними процессов.
Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени. Так, Беркли, Юм, Мах полагали, что время есть форма индивидуального сознания. Кант трактовал время как априорную форму чувственного созерцания, Гегель понимал время как категорию Абсолютного духа.
Признание существования объективной реальности, т.е. материи обязательно приведет к признанию и объективности пространства и времени, т.е. существует реальное пространство и время не зависимое от сознания субъекта.
Существуют две точки зрения об отношении пространства и времени. Субстанциальная концепция. В ней пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представляется как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это ведёт к независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них процессов. Основы концепции были заложены Демокритом. Классическое своё выражение она получила в работах Ньютона. По Ньютону, время, пространство не зависят ни от массы вещества, ни от скорости движения тел. Пространство есть гигантских размеров пустое вместилище, в котором независимо друг от друга с не изменяющимися размерами движутся многочисленные тела. Пространству и времени он приписал характер абсолютных.
5. "Картина мира" означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной. Понятие "Картина мира" сопряжено с понятием "мировоззрение", но последнее в отличие от первого подчёркивает субъективный ракурс рассмотрения: цели, ценности, предпочтения. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. Картина мира - это способ видения мира как целого, включая и человека в нем. Мир философии, мир науки и мир религии соответственно выступают как философская, научная и религиозная картины мира. Картина мира, отводящие человеку определённое место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, складываются в рамках повседневной жизни и в ходе духовной деятельности. Выделяют научную, религиозную, философскую картины. Каждая ив картин призвана ответить на ряд вопросов: мир один или миров много? является ли мир человекоразмерным? Миры исходят из единого основания или они совершенно различны, каково пространство и время? Для верующего мир - воплощение божественной гармонии, для учёного - система логически взаимосвязанных законов, для философа - первосущее.
Религиозная картина мира. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный характер, по сути своей - вторична. Она – результат или Проекция другой, высшей истинной реальности - Бога или богов. Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. В развитых монотеистических религиях, существует два типа богословия: катафатическое и алифатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему характеристики в превосходных степенях (Бог вездесущ, всемогущ и т.д.). Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств.
В буддизме Будда не создает мира. Будда не только не творец мира, но не управитель его. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог. Он - личный абсолют, обладающий тремя проявлениями (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух).
Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским созданием христианской идеи монотеизма. Ислам исповедует единого Бога, который сотворил мир и человека, дал людям откровение.
Различия: основатель христианства не добился никакого видимого успеха и умер "рабской смертью". Эта смерть была его главным деянием. Образ Мухаммеда и его деяния разительно отличаются от образа Христа, а его деяний Мухаммед - пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это "нормальный человек", живший обычной жизнью.
Пространство в религиях. Оно удвоено: это обычное и запредельное пространство. У греков Олимп, где обитают боги - это всего лишь гора, хотя и высокая. В буддизме и в христианстве Небо устроено сложно. В буддизме существует 31 ступень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенность увеличивается. Христианство тоже выстраивает свою иерархию мира, куда входят сонмы ангелов, разных чинов, различающихся по близости к Богу. Внизу – ангелы в узком смысле, архангелы, далее херувимы, серафимы и престолы.
Время в религиях. Для древних греков мифологическое время выступает, прежде всего, как циклическое, история не имеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса появился Космос, и с тех пор живет космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами. Буддизм рассказывает о периодах космического времени, которые носят название "кальпы". Каждая кальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Для христианства мировое время выстроено линейно, история - это путь, который имеет свое" начало, череду важных промежуточных этапов - события и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направление, которое определенно Богом.
Место человека. У греков человек создан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей, хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно богам, человек имеет свою судьбу и должен идти по жизни как героический фаталист, принимающий все, что посылает ему неумолимый рок. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы - причины и следствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться.
В христианстве человек создан "по образу и подобию Божию", но первородный грех Адама "повредил" природу человека - "повредил" настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе человек не создан по образу и подобию, человек скорее слаб, чем "повреждён". Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.
Научная картина мира. Ока начинает формироваться только в эпоху возникновения современного естествознания в XVI - XVII вв. на базе классической механики. Возникшая из учений Декарта и Ньютона, она отбросила один очень важней момент - фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира демонстрирует его как единый и единственный мир, мир твёрдой материи, подчиненной жестким законам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действительность - гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи - не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Человек в этом мире ~ ошибка, курьёзный случай, побочный продукт звёздной эволюции. Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия, какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от "большого взрыва" до сегодняшнего дня результат слепого и стихийного движения материальных масс.
В начале XX в. был сделан ряд открытий, изменивших видение мира современным естествознанием. Мир оказался гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось науке. Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то и другое не является отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идёт о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тела: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время - замедляться.
В новой картине мира исчезает жёсткое различие между материей и пустым пространством. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Внутриатомные события выступают как неопределённые, случающиеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь на языке математических взаимодействий.
Во второй половине XX в. работы по синергетике, посвященные так называемым диссипативным структурам в химических реакциях, положили начало новому принципу осмысления: "порядок через флуктуацию". В свете этого принципа, признающего за Вселенной первичную динамическую неопределенность, оказалось возможным выработать новое понимание эволюция. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Современная научная картина мира динамична, противоречива.
Философские картины, мира очень разнообразны. Они строятся вокруг отношения мир - человек. Здесь две ведущие линии, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской. Объективистские концепции отдают приоритет миру, полагая, что он не зависит в своем существовании и качествах от желания людей и способа их видения. Субъективистские концепции заменяют общий мир на множество "мирков". Всё зависит от субъекта и мир как бы сплавляется с ним, становится его проекцией, результатом его активности. Огромное "пространство" между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска, важнейшей проблемой является вопрос: что в мире от нас, а что - от самого мира. Не впадая в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке.
Религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. В известном смысле они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга в качестве сфер культуры человеческого бытия.