Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологический материализм Л. Фейербаха




Философия Л. Фейербаха (1804-1872) стала радикальным переворотом в немецкой классической философии. Это был решительный отказ от дуализма и идеализма, попытка критики рационализма в целом и утверждение антропологического материализма.

Мировоззрение Фейербаха формировалось сначала в русле гегелевской философии, и даже, несмотря на сокрушительную критику им в дальнейшем гегелевского идеализма, он высоко ценил роль Гегеля в своем духовном развитии. Однако Фейербах не сумел в должной мере оценить и использовать гегелевскую диалектику, отбросил ее вместе с идеализмом, выплеснув, образно говоря, вместе с водой и ребенка.

Начинает Фейербах традиционно для своего времени – с критического анализа религии, но эту критику он ведет как бы «параллельно» с критикой философского идеализма. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по своей сути противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, а в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому главная задача философии состоит в критике религии, в разоблачении иллюзий религиозного сознания.

Религия и близкий ей по духу идеализм возникают из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет признано, что человек не творение бога, а существо природное. Вне человека не существует никакого разума. Но человек – существо многомерное. Он не только носитель холодного рассудка, но и обладатель физического тела, ему свойственны эмоции и чувства, волевые действия и потребности. Разумные проявления человека нельзя изучать вне его телесности. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому, по мнению Фейербаха, человек есть «единственный, универсальный и высший предмет философии»1. Следовательно, философия должна стать антропологией.

Фейербах отказался от гегелевского принципа тождества материи и сознания, и предложил в качестве основы сущность человека, проявляющуюся в чувственности, деятельности ума и сердца, переживаниях, любви, интересах, потребностях, эгоизме, стремлении к счастью, потребностью в общении.

Природа первична, бесконечна, содержит сама в себе источник развития. Ее характеристиками являются пространство и время. Природа создает и неживую, и живую материю, в том числе и «храм мозга» ее творение.

История человечества представляет собой поступательное движение. Следовательно, таковым, по мнению Фейербаха, должен быть и процесс познания. Познание делится на две ступени: первая – чувственная, вторая – деятельность головы. Ощущение – это сведения об отдельном, единичном. Мышление – данные о многом. Разум, как и человек, не производит ничего нового, он только потребляет и отражает реально существующее. Критерием истинности полученных знаний является согласие, возникающее в ходе общения между людьми, когда происходит освобождение от сомнений, расхождений, выявление нелепостей.

Чувственность является и основой морали. Высшим естественным влечением человека является стремление к счастью. Представления о добре вызываются чувствами радости, удовольствия, злом мы называем то, что препятствует человеческому счастью. Эгоизм естественен, но у человека есть еще одна «природная» потребность – в общении, в любви. Любовь к себе, которая находит свое удовлетворение в любви к другим, не любовь эгоизма, а любовь ради любви. Она создает нравственную атмосферу, в которой сочетаются и счастье, и долг, рождает новую единую, общечеловеческую мораль, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом. В религии отработан прекрасный механизм внушения. Им, по мнению Фейербаха, и надо воспользоваться, представив нравственные принципы в виде религиозных догм. Новая религия должна обожествить добрые человеческие отношения, а не отчужденную любовь к Богу, что и приведет человечество к счастью.

 


Мудрость на каждый день

☼ Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи - всякий раз начинать сначала.

☼ Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение.

☼ Самое смешное желание – это желание нравиться всем.

☼ Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного.

И. Гёте

☼ Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

☼ Нравственность должна лежать в характере.

☼ Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

☼ Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

☼ Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.

И. Кант

☼ Каков человек, такова и его философия.

☼ Действовать! Действовать! – вот для чего мы существуем.

И. Фихте

☼ Нечто жизненно лишь постольку, поскольку оно содержит в себе противоречие.

☼ Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии.

☼ Ничто великое в мире не совершается без страсти.

☼ Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

☼ Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делает его маяком для других.

☼ Государство есть шествие Бога в мире.

☼ Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен, он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Г. Гегель

☼ Не плоть, а дух делает человека человеком.

☼ Нравственность есть истинная, совершенная, здоровая природа человека.

☼ Человек верит в богов потому, что у него есть стремление быть счастливым.

Л. Фейербах






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.