Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская система и метод Гегеля




Наиболее крупным представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его учение – апогей немецкого идеализма – оказало большое влияние на развитие всей европейской философии. Философская звезда мыслителя разгорелась тогда, когда ему было около пятидесяти лет. Авторитет и влияние Гегеля растут, его идеи захватывают все более широкий круг философов, ученых, политиков. Правительством был приглашен занять кафедру философии в Берлинском университете, и, что бывает очень редко с великими философами, прижизненно получил почет и славу, будучи признан государственным философом Пруссии.

Выдающееся значение философии Гегеля определялось тем, что в ней впервые в энциклопедической и систематизированной форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Опираясь на идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем не принимает ряд положений, содержащихся в учениях этих мыслителей. Он критикует кантовское исследование познавательных способностей человека вне реального применения этих способностей и вне истории общечеловеческого познания. Гегель утверждал, что как нельзя научиться плавать на берегу, не заходя в воду, точно так же нельзя исследовать законы познания до самого процесса познания. Отвергая кантовское противопоставление сущности и явления, он учил, что явления столь же объективны, как и сущность. В противоположность Фихте Гегель утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, как и сведены к нему. Шеллинга он критиковал за недооценку роли логического мышления и логики вообще, которая, в конечном счете, привела Шеллинга к иррационализму.

Гегель завершает грандиозный проект немецкого идеализма и всего новоевропейского рационализма по обоснованию могущества Разума в своей системе абсолютного объективного идеализма как философии тождества бытия и мышления.

Гегель, в отличие от своих предшественников, не хочет начинать философствование ни с субъекта, ни с природы. Он стремится рассматривать философию как науку - науку о всеобщем. Это означало построение философии в форме взаимосвязанных идей. Идеи, по Гегелю, не являются всего лишь плодом субъективной деятельности человека, они - суть вещей и суть понятий человека, суть объекта и суть субъекта. В идее Гегель находит преодоление противопоставления субъекта и объекта. Ведь то и другое само по себе не истинно, они оба - проявления идей. Эта позиция объективного идеализма Гегеля вполне оправдана признанием философии наукой, ведь в структуре любой науки именно законы (идеи) объясняют единичные явления, а не наоборот – единичные явления объясняют законы.

Тождество мысли и бытия, включающее в себя субъективное и объективное, изначально взято Гегелем в процессе разумного развития мира. Поэтому философия Гегеля – это чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному. Идеи – изменчивы, они «самодвижутся» и последовательно существуют на трех уровнях:

1) идеи сами по себе;

2) идеи в природе;

3) идеи в духе.

Каждый из этих уровней Гегель, соответственно, описывает в отдельных книгах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», образующих в совокупности «Энциклопедию философских наук». Эту тотальность (целостность, полноту, всеохватность, всеобъемлемость) идей Гегель подчеркивает в своем знаменитом выражении «все действительное разумно, все разумное действительно» и называет Абсолютной идеей, Мировым духом.

Все мировое развитие обусловлено в основе своей Абсолютной идеей. Первый уровень ее – логический процесс становления абсолютной идеи самой по себе – есть систематически представленная картина всех категорий мышления в их генетической связи, в их движении от простых к сложным. Это движение – торжество безличной логики диалектического процесса нашло отражение в учении о бытии, учении о сущности, учении о понятии. Каждое понятие (категория), обладая вполне определенным содержанием, предполагает наличие своей собственной противоположности. Мышление способно выявляемые противоречия разрешить посредством перехода к новому понятию (чистое бытие – нечто – становление; качество – количество – мера; сущность – явление – действительность; и т.д.). Противоречие в этом смысле – движущая сила и системы, и всякого развития. Процесс развития триедин: тезис – антитезис – синтез, в котором сохраняются противоположные моменты в своем единстве. Второй уровень существования и фаза развития Абсолютной идеи – развертывание идеи в природе в оболочке телесного и материального – показывает последовательно натурфилософия через механику, физику, органику. По Гегелю, природа является отчуждением от абсолютной идеи и переходом ее в «инобытие». Но затем, когда из природы вновь «вырывается» дух в виде сознания людей, отчуждение оказывается «снятым», дух возвращается к себе. Третий уровень – абсолютная идея в духе – представлен в «Философии духа» как субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и, наконец, Абсолютный Дух, который возвышается над всей системой, пронизывая ее.

Система закончена. Абсолютная идея в процессе саморазвития достигает состояния Абсолютного Духа, который постигает в мире свое собственное содержание. Тремя формами развития и самопознания Абсолютного Духа выступают искусство, религия и философия. Искусство предстает в виде прекрасного образа как «чувственного явления идеи», в котором гармонически сосуществуют форма и содержание. Единство субъективного и объективного духа в религии достигается с помощью особого чувствования в религиозном представлении на основе веры. Синтезируется эстетический образ и религиозное представление в философских понятиях с помощью мышления. Поэтому только философия может мыслить и постигать абсолютное. Делает она это в пределах конкретных исторических эпох, формируясь у отдельных конкретных народов как итог развития его культуры. Философия всегда противоречива, ибо выражает разрыв стремлений с реальными формами жизни. Ни одна философия не может претендовать на знание абсолютной истины, не является окончательной, а входит в качестве подчиненного момента в последующие системы. В этой связи Гегель замечает, не обольщаясь и по отношению к своим достижениям, что «столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть через свою эпоху»1.

Однако Дух у Гегеля закончил трудный путь саморазвития как самопознания, достигнув предельных позиций, и его система является совокупностью всех форм знания. Впервые после античной философии Гегелем была реализована попытка, свести все достижения человеческого духа в единую систему. Именно потому, что она оказалась удачной, человечество, наконец, начало осознавать, что системы преходящи, а методы плодотворны. Хотя система абсолютного идеализма и диалектический метод у Гегеля органически связаны, пронизывают и обусловливают друг друга, основное противоречие его философии возникало между ними. Дух осознал самого себя, как единственно сущее, как начало и конец всего, и на этом завершает свое развитие как самопознание. А метод построения данной философской системы у Гегеля оставался диалектическим и основывался на признании развития и противоречивости бытия. Противоречия не только объективны, но есть суть и источник развития. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром», - утверждал Гегель2. Противоречие есть корень всякого движения и жизни: «Нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие». Однако идеалистическая система довлеет над диалектическим методом, и создатель теории диалектики Гегель выступает как метафизик, искусственно пресекающий во имя своей системы диалектический, бесконечный процесс движения и жизни. Однако применительно к условиям начала XIX века Гегель выполнил дело своей жизни блестяще. Его спекулятивный (умозрительный, теоретический) стиль мышления придал философии подлинно системный научный характер. Всякий, кто обращается к теоретическому познанию, неминуемо использует систему диалектических понятий как логическую форму познания целостного мира.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 676 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.