ТЕМА VII.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Учебный материал
7.1.1. Культурно-исторические предпосылки формирования немецкой классической философии 7.1.2. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии 7.1.3. Философская система и метод Гегеля 7.1.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха |
Культурно-исторические предпосылки
формирования немецкой классической философии
Термин «немецкая классическая философия» обычно употребляется для обозначения отдельного периода в развитии новоевропейской философии, когда в Германии II пол. XVIII в. - сер. XIX в. был создан преемственный ряд систем философии идеализма (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Это особый этап истории мировой философии, и не только с той стороны, что представляет собой кладезь нового знания, грандиозной оригинальной философской мысли, по сравнению с предшествовавшей философией, но и с той стороны, что вся последующая философия находилась и находится под влиянием этих классических систем немецкой философии. Но актуальность этим не ограничивается. Эта философия, выступившая в качестве «критической совести культуры», весьма актуальна для мировоззренческого поиска оснований современной культуры, осмысления нашей действительности.
Своеобразие немецкой классической философии тесно связано с социально-историческими условиями развития страны. Во второй половине XVIII века в Западной Европе происходят новые социально-экономические сдвиги, обусловленные установлением капиталистического способа производства, свершаются буржуазные революции как переход к новой цивилизации. Англия стала крупнейшей промышленной державой. Великая французская революция (1789-1794) уничтожила феодализм, и Франция быстро идет по пути прогресса. Германия же оставалась в это время экономически и политически отсталой, раздробленной на множество (более 300) формально-независимых друг от друга государств с реакционным абсолютистским строем. Общее недовольство сложившимся положением возрастает, происходит осознание необходимости преобразований в стране. Однако в германском обществе не было реальной возможности для приложения своих сил на практике, в политике. Зарождающаяся немецкая буржуазия оказалось неспособной открыто и решительно выступить против прогнивших феодальных устоев. В то же время, глубоко принимая идеи Французской революции, приветствуя ее как «восход солнца», в Германии приходили в ужас от якобинского террора. Немецкий бюргер выступает за прогресс, но уже задумывается над его ценой и предпочитает сначала проиграть в голове, в сфере «чистой» мысли возможные варианты развития. Наблюдается своеобразная сублимация в мысли того, чего нельзя было осуществить на практике. Поэтому в Германии происходит революция в умах, в сознании людей. В свое время, обращаясь к французам, Генрих Гейне говорил: «У нас были возмущения в мире мыслей, точно так же, как у вас в мире материальном, и при разрушении старого учения мы горячились так же, как вы при штурме Бастилии».
Поиск ответа на извечный вопрос «Что делать?» приводит к величайшему подъему в сфере духовной культуры. Мировая поэзия и литература обогатились такими гигантами, как Шиллер, Гёте, Гильдерлин, Новалис, Гофман, Гейне, братья Гримм. В музыкальной культуре прозвучали имена Моцарта, Шуберта, Гайдна, Бетховена, Вебера.
Духовную атмосферу Германии этого времени определяла богатая философская мысль немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете). Все они стоят на плечах своих английских и французских предшественников, развивая основополагающие идеи Просвещения: человек – высшее существо, господин природы и мира, которому присущи «естественные» и неотчуждаемые права: свобода, счастье, частная собственность, которые означают торжество разума, и возникают на основе просвещения. Но в немецком Просвещении эти положения подчинены идее объединения Германии. У Лессинга это проявляется в столкновении эгоистичного индивида и человека «вообще», новый герой - «гражданин мира», свободный от национальных, сословных границ, конфессиональных различий и подчиненный необходимости Разума, как начала мира. Согласно Гете, для человека это целесообразно разумное начало мира выступает как нравственный закон, а в обществе - как наличие неотъемлемых прав и свобод. Идея объединения, единения на основе Разума пронизывает все пьесы Шиллера. И. Кант следующим образом охарактеризовал это культурно-философское явление: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а недостатке мужества и решимости пользоваться им без руководства со стороны… Иметь мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения»1.
В Европе со второй половины XVIII в. до сер. XIX в. было сделано огромное количество открытий в естествознании и технике, мимо осмысления которых не могла пройти классическая немецкая философия.
Например, в развитии биологии и медицины закладываются основы новых теоретических и экспериментальных направлений исследований.
Шведский естествоиспытатель К. Линней разрабатывает бинарную биологическую номенклатуру, а французский натуралист Ж.Л. Бюффон предпринимает первую в науке попытку представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный ряд. Ж.Б. де Ламарк, в своей работе «Философия зоологии», впервые обосновывает идею развития живой природы, что существенно подорвало метафизический (отрицающий развитие) взгляд на природу.
Не меньшее значение для обоснования идеи развития имела критика теории преформизма в биологии, данная Вольфом (работал много в России, член Российской Академии Наук). Сторонники преформизма считали, что зародыш содержит внутри себя все признаки взрослой биологической особи. Вольф на основе экспериментальных данных установил, что развитие живого существа представляет последовательный процесс появления новых органов, которые в ходе развития все более усложняются.
Эти и другие открытия способствовали формированию нового видения мира, как развивающегося целостного системного единства, что нашло отражение в немецкой классике в разработке философской теории диалектики.
Классическая немецкая философия не могла не опираться в своем возникновении и развитии на всю предшествующую философскую традицию. Новоевропейская философия развивалась под знаком веры в могущество Разума, в силу просвещения. Однако попытки обосновать идею автономной философии, основанной только на разуме (рационализм) или только на чувственном опыте (эмпиризм), привели к предельному обострению спора мировоззрений, к противопоставлению веры, чувств и традиций – разуму, интеллекту и идеалам. В сфере практики – это нашло отражение в критике самой возможности социального порядка, соответствующего идеалам разума. Немецкая классическая философия предприняла грандиозную попытку по-новому обосновать веру в могущество разума, столь характерную для новоевропейской классики. Начиная с Канта, представители немецкой классики осуществляют переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. От метафизики субстанции новоевропейской философии они переходят к анализу диалектики взаимоотношений познающего субъекта и мира.
7.1.2. И. Кант – родоначальник