Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


V. Социальные проблемы общения




1. Понятие общения и его функции.

2. Структура общения.

3. Способы организации групповой деятельности и общения.

1. Понятие общения это сложный и многообразный процесс, включающий взаимодействие индивидов, обеспечивающий их информационное обеспечение, это отношение и взаимовлияние людей, сопереживания, взаимопонимания друг друга и т.д. Общение может носить позитивный и негативный характер, то есть приносить людям пользу и вред. Перечисленные аспекты общения относительно самостоятельны и не сводятся один к другому.

Предпосылкой общения выступает общность людей, которые испытывают потребность в совместной деятельности и общении друг с другом. Процесс общения предполагает не только элемент общности, но и обособления, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и взаимную оппозицию и борьбу. В акте обособления проявляются индивидуальные особенности личности, за которой стоит её принадлежность ко многим другим социальным общностям, многообразие социальных отношений и социальных ролей личности.

Общение нельзя сводить как межсубъектное взаимодействие лишь к индивидуальным контактам. Оно должно быть рассмотрено во всём многообразии связей всех модификаций субъекта. Общение лежит в пределах понятия деятельности, являясь одним из четырёх её основных видов, наряду с познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной.

Если деятельность человека не сводить только к его предметной деятельности, тогда общение вписывается в разностороннее проявление человеческой активности. Общение может быть и аспектом и типом и видом деятельности, в зависимости от характера деятельности. Например: в трудовом процессе, в дружеской беседе, в научном диспуте и т.д. Постоянной же остаётся сама деятельная природа человеческого общения, проявляющаяся в направленности воздействий одного субъекта на другого.

Общение и социальные отношения тесно связаны. Но в отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов.

Общественные (социальные) отношения будь то экономические, политические, правовые и т.п. складываются в процессе практического общения людей и сразу же приобретают независимое от сознания индивидов существование. Эти отношения характеризуют тип связи её участников (который становится структурой общества) и, формируясь в процессе практического общения людей, его же и обусловливает. Общение же есть реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально.

Функции общения. Если использовать системный анализ и выделить в структуре общения все возможные функциональные ситуации, то их окажется четыре:

- цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

- цель общения заключена в нём самом;

- цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям инициатора общения;

- целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.

Перечисленные ситуации исчерпывают заключённые в общении функциональные возможности. Раскроем содержание этих ситуаций:

Обслуживание предметной деятельности. Общение, имеющее цель вне себя, является способом организации определённого вида предметной коллективной деятельности – производственной, научной, военной, в сфере искусства и т.д. В этой практической деятельности общение выступает как необходимое средство обеспечения его эффективности.

Следует отметить, что существуют некоторые формы практической деятельности, которые организуются иными типами взаимодействия людей. Первым таким типом является управление, а вторым способом организации материальной практики служит разделение труда.

В сфере духовного производства, например, в науке, для научных сотрудников характерны в большей степени равенство, свободная инициатива, хотя там есть и управление, и субординация, и лидерство и т.д.

Служебная функция общения характерна в религиозных обрядах, ритуалах. Общение с богом или духом имеет прямую цель вне себя: спасение души, заклинание, покаяние, отпущение грехов.

В игровом общении господствует самоцельное общение. Оно используется в учебных, тренировочных целях (военных играх, манёврах, деловых играх).

Искусство занимает промежуточное положение между ритуально-обрядовым и игровым поведением или общением. Здесь происходит постоянная борьба между тяготением искусства к самоцельности (т.е. к игровому принципу – «искусство для искусства») и стремлением подчинить художественное творчество внешним для него целям (идеологии, политике, религии и т.д.).

Общение ради общения. Такое общение может проявляться лишь в духовной деятельности. По основным параметрам оно может характеризоваться как симметричное, равноправное, свободное общение. Оно может осуществляться в форме дружеских контактов для достижения духовной общности людей, которая ценна сама по себе, как проявление свойственного человеку родового качества социальности. Друзья встречаются, чтобы просто пообщаться, потолковать, т.к. давно не виделись, а не для «обмена» информацией или решения проблем, хотя и такое не исключено.

Потребность в общении имеет столь существенное социальное значение, что её удовлетворение выходит далеко за пределы бытовых, интимных контактов, становясь одним из важных стимулов духовного производства. Именно через «памятники культуры» сохраняется в истории и передаётся последующим поколениям опредмеченная духовная жизнь художника, поэта, музыканта и т.д. Восприятие их трудов может быть не только учебным процессом, но и самоцелью духовно обогащённого человека.

Трудно переоценить потребность человека в эмоциональном общении. И, хотя роль искусства в жизни не сводится к общению, а общение людей не ограничивается рамками искусства, оно должно быть признано единственным в своём роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности человеческого общения на индивидуальном, личностном уровне.

Наиболее последовательно самоцельное общение проявляется в игре. Поэтому именно с ней обычно связывается понятие свободы. Игра происходит по известным правилам, но в их пределах поведение игрока всецело зависит от его умения, инициативы, одарённости, обеспечивающих удачный выбор каждого хода. Конечно, многое в игре зависит и от везенья, от игры случая, но и она ведь может рассматриваться как проявление его случая-свободы, когда человек вызывает его как партнёра на игровой поединок.

Приобщение другого к своим ценностям. Это общение не является симметричным, хотя и может осуществляться в пределах принципиального равенства сторон. Так, в общении родителей и ребёнка, или учителя и ученика, или художника и зрителя очевидно «неравновесие» партнёров – как бы ни были демократичны их отношения, всё же различие в возрасте, опыте, знаниях, социальном положении не может не сказываться на их позиции. Поэтому общение учителя и ученика лишь относительно симметрично с функциональной точки зрения – цель первого приобщить ученика к своим ценностям, а цель второго – приобщиться к ценностям учителя: познавательным, нравственным, гражданским, эстетическим. Решение этой задачи начинается в материальной практике, но самое широкое своё развитие оно должно получать в духовной жизни людей. Речь идёт о той осознанной и направленной деятельности, которую называют воспитанием. Оно осуществляется в форме усвоения человеком ценностей и овладения им умений и знаний через научение и образование. Все эти три формы овладения человеком окружающего мира имеют свою главную особенность – они происходят в общении. В общении же ключевым моментом выступает духовное общение. Оно является тем инструментом культуры, который служит для воспитания человека, т.е. для формирования его ценностного сознания, его мироощущения и мировоззрения, его отношения к другим людям и к самому себе. И поскольку личностные смыслы и системы ценностей индивида именно личностные, они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, через переживания, а не чисто рациональным путём. Духовное общение ребёнка первоначально осуществляется со взрослыми, для приобщения его к их ценностям, затем со сверстниками для приобщения к групповым ценностям и, наконец, на том этапе жизни, на котором собственный практический опыт человека вносит решающие коррективы в уже выработанную систему ценностей.

Приобщение к ценностям другого. Данная функциональная ситуация выражает стремление инициатора общения приобщиться к ценностям другого. Этим другим может быть отец, учитель, друг, возлюбленный, политический вождь и т.д. в межличностном общении.

Если приобщение другого к моим ценностям есть воспитание, то моё стремление приобщиться к ценностям другого есть самовоспитание, самоформирование инициатора общения. В реальной жизни личности этот процесс созидания собственного «Я» проходит через всю её биографию в той мере, в какой индивид может сам искать своих друзей, воспитателей, руководствуясь потребностью сблизиться с человеком, который умнее, «тоньше», богаче.

Проблема самовоспитания личности слабо изучена и объясняется это неразработанностью теории общения, которая только и может быть научной основой для понимания специфической природы и воспитания и самовоспитания. Значение теории общения для понимания сущности самовоспитания состоит в том, что она позволяет осмыслить этот процесс как форму самообщения, поскольку он предполагает внутренний диалог между разными «Я» личности – воспитуемой и воспитывающей. Вместе с тем, с этих позиций обосновывается и связь воспитания и самовоспитания, превращения первого во второе, которое может быть обеспечено лишь определённой установкой воспитателя. Такая установка в высшей степени важна в наше время. Свою воспитательную работу мы должны оценивать не только по тому, как нам удаётся передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в новых условиях.

2. Если общение рассматривать как межсубъектное взаимодействие, то в его структуре необходимо выделить, прежде всего, взаимодействующих субъектов в лице индивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей. Затем следуют средства, с помощью которых осуществляется общение – его языки, механизмы и способы его реализации. Далее в структурной модели должна быть выделена социокультурная среда в её прямых и обратных связях с самим процессом общения. Такая модель общения ориентирована на комплексное, междисциплинарное его изучение с помощью наук, участвующих в изучении общения. Мы же по данному вопросу в структуру общения включаем: содержание общения и его формы.

Содержание общения. Существуют три основных типа общения: материально-практическое, духовно-информационное и практически-духовное.

- Содержание практического общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те реальные действия его участников, которые в совокупности реализуют общую цель деятельности, скажем, действия хирургов в ходе операции, сталеваров у доменной печи и т.д. Однако содержание такого общения непременно имеет и свой духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнёра и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение. К тому же непредвиденность развития событий требует от каждого дополнительной коррекции и регуляции их взаимодействия. Этот духовный слой содержания материального общения является сознанием необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нём самом как партнёре при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования своего поведения с поведением партнёра, в стремление к содружеству, сотрудничеству. Представления о цели совместных действий есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль здесь играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать поведение партнёра, и готовность к взаимопомощи, к взаимной выручке в критических ситуациях, основанной на сознании того, что общие интересы выше частных интересов.

Содержание духовного общения также двухслойно, только психологический слой сочетается здесь с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной общности. Циркулирующая в общении информация отличается тем, что обобщает два духовных потока, исходящих от участников общения, порождая уникальный эффект возрастания информации в данном процессе; качественное же её своеобразие состоит в том, что духовность человека предстаёт здесь в своей реальной, живой целостности, нерасчленимости духовного потока, ибо таково условие достижения действительной духовной общности людей.

В качестве непосредственной духовной связи человека с человеком как субъекта с субъектом выступает любовь, как первейшая и острейшая потребность. Такое чувство духовно и доступно лишь человеку в качестве реакции на связь с другим человеком как с уникальным, никем не заменимым для любящего, именно и только этим существом. Любовь есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, а информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта, волнуют его, входят в его внутренний мир, - не случайно в быту говорят, что к любимому, близкому человеку, другу идут с «открытой душой». В таком встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения. Безотносительно к тому, кто является здесь субъектом – личности, группы, социумы, типы культуры, - информация, рождающаяся в процессе их общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях, которые кристаллизируются на уровнях социально – психологическом и идеологическом.

Было бы односторонним сводить духовное содержание общения только к эмоциональной силе любви, симпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными, осознаваемыми стимулами – с пониманием человека человеком. Проблема понимания опирается на психологическую структуру понимания, свойственного обыденному сознанию и реализующегося в общении людей: ведь другой ожидает, чтобы я ему ответил, а для этого – чтобы я его понял. Счастье – это когда тебя понимают. Этим дополнением определение душевного состояния человека и исчерпывается.

- Обращаясь к анализу содержания практически–духовных форм общения, отметим, что и в художественном, и в религиозном отношении содержание столь же духовно, как и в формах реального духовного общения: иллюзорный характер общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно – психологического двуединства межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нём связи любви к образу и его понимания.

На том же механизме преобразующего реальность её идеального отражения основано и обрядово – ритуальное поведение человека, которое широко используется и религиозным и художественным способом освоения мира, но выходит за пределы того и другого и обслуживает сферы нравственных и политических отношений (например, свадебный обряд или ритуал судебного заседания). Данный тип поведения является символическим, то есть по формам своим практическим, а по сути чисто иллюзорным, имеющим не материальный, а духовный, идейно-психологический смысл. Он отсылает нас к какой-то реальной форме практики – к земледельческим работам, к военному делу, к брачным отношениям, к сношениям государств и др.

Другая форма практически – духовной деятельности – игра, тесно переплетающаяся и с искусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий – иногда достаточно конкретных (скажем, игра в дочки – матери, в войну и т.д.), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких, как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействие. Уже отсюда явствует, что поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующем практику. Так, действительно, и возникают практически – духовные формы человеческого общения.

Независимо от того, какова идеологическая подоснова обряда – культовая, нравственная или политическая, - он является своего рода «ролевой игрой», в которую взрослые вкладывают отнюдь не игровой, а вполне серьёзный смысл – магический, ритуальный, идеологический. Игра же в чистом виде – так называемая «игра с правилами» – есть опять-таки форма общения игроков, выраженная практически – действенно, но практика эта мнима, ибо на самом деле здесь происходит лишь «игра в практику» и общение людей разворачивается здесь как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика, - это и придаёт обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни.

В содержании этих практически–духовных форм общения мы обнаруживаем снова два слоя. Первый – психологический. Его строение в принципе то же, что и в других формах общения, хотя соотношение эмоционального и интеллектуального факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения, - в обряде, в символическом действе, в игре партнёры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как в материально – практическом общении, тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо. Оно выражается в понимании общих правил и действий партнёра в данной ситуации.

Наиболее существенны, однако, отличия в другом слое содержания практически – духовных форм общения. Слой этот информационен по своей природе, но тут информация не вырабатывается как в художественном общении, а воспроизводится. Смысл действия в том и состоит, чтобы воспроизвести сложившийся и всем известный порядок действий. Только в игре результат неизвестен, и весь её смысл в этой неизвестности, однако никакой качественно новой информации при этом не возникает тогда как в духовном общении возникает всякий раз качественно новая информация – плод слияния информационных потоков, идущих от уникальных духовных миров партнёров.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 808 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2176 - | 2134 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.