Www.msta.ru
Москва – 2004
УДК 316
Матвеев В.А., Бобков А.Н. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Социология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГТА, 2002 г. – 112 с.
В данном учебно-практическом пособии дается изложение социологии личности, рассматривается социальная стратификация и социальная мобильность, раскрываются проблемы социального управления, социологии семьи и социального общения.
В конце каждой темы помещены контрольные задания-вопросы и тесты для самопроверки студентом знаний по данной теме.
Рецензент: кандидат философских наук, доцент Кудрявцева Т.В.
Ó Московская государственная технологическая академия,
кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, 2002
109004, Москва, Земляной вал, 73.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
I. Личность как социальный тип и деятельный субъект | |
II. Социальная стратификация и социальная мобильность | |
III. Социальное управление | |
IV. Социология семьи | |
V. Социальные проблемы общения | |
Основные термины и понятия |
I. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП
И ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
1. Личность как социальная система.
2. Социализация личности и ее основные этапы.
3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.
1. Общественная жизнь представляет собой совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми. Поэтому человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.
Определение понятия «личность» требует соотнесения его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Было бы неверно полагать, что философия изучает человека, а социология личность, ведь человек и личность представляют собой один объект. Речь, следовательно, идет о различных аспектах этого объекта и различных подходах к нему. Например, философия рассматривает вопросы соотношения человека и мира. «Человек» есть родовое понятие, выделяющее его в качестве высшей ступени среди живых организмов на земле, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. «Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, отношение конечного и бесконечного», - отмечает Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого». Ему вторит Э. Фромм, рассматривая человека как «единственное животное, для кого собственное существование является проблемой». Социология же рассматривает социальные отношения, отношения между личностью и обществом, между личностью и социальными группами, между самими социальными группами, между людьми как субъектами и объектами общественных отношений.
«Личность» - это конкретный, единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре и в социальной жизни в целом. В этом определении личность не теряет присущих ей человеческих качеств. Но в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. «Индивид» соответственно, - это единичный человек как биосоциальное существо, особь. «Индивидуальность» - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.
Итак, для социологии личность - это любой человек, рассмотренный как субъект (деятель) социальной жизни, а индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только талантливым людям.
Социология не подменяет другие науки в изучении личности, концентрируясь на одном ее аспекте. Она изучает личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как исходный элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.
Проблема взаимодействия личности и общества в социологии рассматривается в 2-х аспектах. Во-первых, в осмыслении того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее. Отвечая на эти основные вопросы, социология выделяет в социальной жизни глубинные процессы, связанные с поиском более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д. Наряду с глубинными процессами в социальной жизни реализуются относительно спокойные, стабильные процессы, связанные с независимой от личности деятельностью социальных институтов и общества. Действительно, ведь индивид застает готовыми устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему усмотрению. По своей исторической длительности эти Периоды стабильности занимают большую часть жизни человеческого общества.
Второй аспект проблемы «личность и общество» связан с вопросом взаимодействия личности с другими индивидами в конкретном социуме, насколько она способна проявить свою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
Социология призвана осуществлять исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фиксируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в обществе. Однако важно соблюдать меру вещей и устойчивые, типичные проявления личности нельзя стандартизировать, т.к. это ведет к превращению личности в безликий робот.
До сих пор большинство социологических моделей личности рассматривали ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей. Эта традиция идет от французских просветителей (Дидро, Гельвеция, Руссо и др.), чьи идеи были использованы марксизмом, затем Лениным и их последователями. Но если отрицать такой подход к человеку, не следует впадать в другую крайность: абсолютизировать личностное начало общечеловеческой жизни.
Взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. То есть речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей и ее приспособлении, адаптации к среде лишь с целью самореализации.
Следует отметить, что любое явление зависит от условий своего существования. Поэтому и личность зависит от внешних условий и обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды вполне вписываются в формулу: поиск (личности) – предложения (общества) - выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия и осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
В систему социальных связей личности входят ее социальные функции и статус. Деятельность личности, ее поведение, установки, выборы, эмоции определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей, уровнем развития личности и ее культуры. Рассмотрим, как осуществляется влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.
Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей они зависят в чем-то конкретном друг от друга. То есть, каждый человек исполняет определенные социальные функции в зависимости от рода занятий. Например, педагог - преподает, врач - лечит, рабочий-станочник - изготовляет детали и т.д. Отметим при этом, что употребление понятия «функция» в социологии определяется тем, какие последствия для окружающих и общества в целом эти действия имеют. Если человек не выполняет свои функции на профессиональном уровне, то мы имеем дело с дисфункцией. Так, на производстве дисфункцию осуществляют бракоделы, на транспорте - лихачи, в управлении, сфере образования, здравоохранения и культуры - недоучки и случайные люди. Последствием же деятельности бракодела может быть испорченная копеечная деталь. А, например, из-за некомпетентности одного из последних руководителей бывшего Центрсоюза в бытность СССР было закуплено в Бельгии оборудования на полмиллиарда долларов для 27 колбасных заводов, которое не могло быть использовано в наших условиях. Следовательно, одно и то же явление вызывает разные последствия, совокупность которых определяет функциональный результат, на основе чего можно говорить о социальной функции данного явления, человека в целом. И наоборот, к одним и тем же следствиям могут приводить самые различные действия, поступки, что позволяет говорить о функциональных заменителях. Например, просвещать могут педагоги и средства массовой информации и коммуникации.
Далее выделим преднамеренные и непреднамеренные функции индивида. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Скрытая (латентная) функция - это незапланированный и, может быть, неосознанный результат действия.
Каждый человек, выполняя свои многообразные функции, становится нужным другому, другим, всем. Функциональная дифференциация и зависимость партнеров в процессе социального взаимодействия является одним из важнейших условий устойчивой интегрированности общества как целого.
Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека налагаются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем, он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно, в рамках социальных институтов, как регулируемых, устойчивых, самовозобновляющихся социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.
Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют социальный статус человека. Иначе говоря, в статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности.
К наиболее широкому определению социального статуса относится положение человека в системе социальных отношений.
Каждый человек осуществляет на протяжении жизни множество социальных связей, выполняет массу социальных функций и, соответственно, имеет множество статусов.
Особую роль среди них играют всеобщие или генеральные статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус - статус гражданина данного общества, государства. Статусы, обретенные от рождения, называются предписанными. К ним относятся: расовая, национальная, половая принадлежность, социальное происхождение, место рождения. Приобретенные статусы, например, инженера, врача, артиста, отца, жены... достигаются усилиями и деятельностью самого человека в процессе учебы, работы и т.д. Статусы могут быть формализованными (начальник цеха, министр) или неформализованными (лидер в компании товарищей, вратарь дворовой команды футболистов). Особое значение имеют статусы личности, связанные с профессией, имущественным положением. Именно они, как правило, самоопределяют человека социально. Однако, не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с самооценкой личности своего главного статуса. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении.
Иерархия статусов тесно связана с престижем статусов. Он, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Например, в обществах бюрократических, с сильной государственной властью велик статус начальника, чиновника, по сравнению с демократическими обществами.
Как иерархия, так и престиж статусов формируется под влиянием двух факторов: I - реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур; и 2 - системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при "взвешивании" социальных функций. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других статусов, например, в нашей стране - статусов ученых, врачей, учителей, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование т.к. утрачено равновесие статусов. Наличие необосновано-высокого npecтижa статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.
Помимо социальных функций и статуса социальная система личности включает социальные роли.
Социальные роли служат механизмом взаимодействия личности и общества. Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем, что он будет осуществлять тот типичный набор действий, обладать тем типичным набором качеств, которые необходимы для исполнения этих функций.
Один из основоположников ролевой теории в социологии Р. Линтон определял социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус - это сами функции, права и обязанности, то социальная роль - это ожидание, поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе.
Правомерно, на наш взгляд, определение социальной роли и как совокупности действий, которые человек выполняет в соответствии со своим социальным статусом.
Рассматривая социальные роли, необходимо соотнести их с ценностями, нормами поведения, мотивами и т.д. В рамках социальной роли происходит определенное упорядочивание этих феноменов в соответствии со специфическими требованиями, стандартами поведения, необходимыми для той или иной функции. Если генеральные ролевые ожидания упорядочивают общечеловеческие ценности, то профессиональные – «завязывают» специфические и т.д.
Важно подчеркнуть, что социальная роль - это образец поведения. В процессе жизнедеятельности время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образца, стандарта, нормы. Тем самым гарантируется нужный уровень деятельности социального института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность для института замещения одного участника связей другими.
Итак, первая характеристика социальной роли делает акцент на функциональной целесообразности. Что касается второй характеристики, то она касается соответствия ролевых ожиданий культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Например, учителя повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель - неудачник, интеллигент - чернорабочий.
Таким образом, социальная роль как обобщенное описание черт личности, выполняющей определенные функции в системе социальных связей, позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными образованиями.
Ролевые конфликты. Социальная роль уже по содержанию социального статуса и потому не дает полной характеристики личности. Каждый статус «обслуживается» большим количеством ролей или ролевым набором, по терминологии Р. Мертона. Человек может иметь лишь несколько статусов и исполнять великое множество ролей. Это многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности, становится одной из главных причин, определяющих драматизм и даже трагизм жизни нашего современника.
Существует несколько основных типов ролевых конфликтов.
- Внутриролевой конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурных ролевых ожиданий. Этот тип конфликта, например, был характерен для деятельности советских обществоведов, которые объективно не могли занимать рационально-критическую позицию по отношению к действительности.
- Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и трудовым коллективом, личностью и обществом, сменой социокультурной среды личностью. Например, речь может идти об осознанном неприятии личностью различных норм, предписаний, иных стандартов поведения, культивируемых и поддерживаемых трудовым коллективом, государством, обществом в целом.
- Конфликт, вызванный различными требованиями к личности со стороны окружающих. Так, начальник ждет от женщины-работницы максимальной самоотдачи на работе, а муж, дети - в семье.
- Конфликт, вызванный различными оценками субъектами одной и той же роли (см. предыдущий пример).
- Распространен и конфликт между ролью «хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело работника, ученого, артиста».
Конфликт ролей ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению и он может проявляться как противоречие между намерениями, заявлениями и, например, непоследовательным поведением личности. Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций. В конфликте ролей берет верх та, которая в данный момент считается весомее для индивида. Но выстраивается иерархия социальных ролей, как и статусов, не без влияния общества.
Итак, каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей, функций. Уникальность сочетания социальных функций, ролей выступает как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.
2. Социализация личности является одной из сложнейших обществоведческих проблем, поскольку она связана с формированием человека. Этот процесс чрезвычайно многосложен как из-за большого количества движущих сил и факторов, его определяющих, так и из-за отсутствия единой модели, способной объяснить духовный мир и пути становления каждого человека.
Социология в состоянии исследовать и определить лишь основные направления социализации, т.е. процесса приобретения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и иных качеств, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе.
В истории западной социологии было два основных подхода к этой проблеме. Одни исследователи исходили из представления о человеке как биологическом существе, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе. Сторонники социологической ориентации напротив, полагали, что социализация есть формирование всех человеческих качеств.
Первый подход наиболее полно выражен во фрейдизме, Фрейд считал, что в основе поведения ребенка лежат биологические влечения. Попытки реализовать их, однако, приводят к столкновениям с требованиями общества, которые проводят в жизнь родители. В результате влечения подавляются или трансформируются. По Фрейду процесс социализации заканчивается к 5-6 годам, и его главным агентом является семья, родители.
Среди социологически ориентированных концепций социализации интересен символический интеракционизм, разработанный американским социологом Мидом. Отправным пунктом его концепции является не отдельный индивид, а процесс социального взаимодействия, в ходе которого только и формируются индивидуальные качества. Интерес к развитию интеллекта, подчеркивание важности овладения речью в процессе социализации сближает это направление со взглядами русского психолога Выготского. Символический интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей, с которой связаны социально-культурные значения и символы. Самосознание личности, ее Я также производно от ее общения. Социализация не заканчивается в детстве, а продолжается всю жизнь. К существенным недостаткам этой концепции следует отнести сведение социализации к общению, исключение из рассмотрения содержания этого общения, исключение из процесса социализации предметной деятельности, труда.
В XX веке в западной социологии утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых норм, содержится в работах Парсонса. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, в которой закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов оценки познавания и усвоения ценностей. Механизм работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия-страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний и включает в себя также процессы торможения. Если социализация происходила в неполных семьях или в условиях семейных конфликтов и т.д., то чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющем поведении, так и в создании субкультур компенсирующих (подростковая субкультура в колледжах), вовсе отвергающих (хиппи) или переориентирующих («новые левые») достиженческий ценностный комплекс.
На фоне приведенных концепций социализации личности интересно познакомиться с марксистской концепцией. Она базируется на следующих основных принципах.
- Социализация должна изучаться как в плане формирования родовых свойств человечества (филогенеза), так и в плане формирования конкретного типа личности (онтогенеза).
- Социализация - это процесс формирования целостной личности. Индивидуальность - не предпосылка социализации, а ее результат. Последний тезис, на наш взгляд, ошибочен, т.к. индивидуальность изначально уникальна, неповторима по биологическим признакам, например, умственным задаткам, тембру голоса, дактилоскопическим признакам, запаху и т.д., на которые в процессе развития накладываются приобретаемые социальные качества личности. Ведь без природных задатков никакая «постановка голоса» или школа искусств не сформирует талантливого певца или художника.
- Содержание, типичные стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, могут существенно меняться от одного общества к другому и определяются социально-экономическими факторами. Нам представляется, что социализация определяется не только социально-экономическими факторами, но в не меньшей степени, если не в первую очередь, уровнем духовности общества, его культурой в целом, политикой, поскольку жизнь общества есть взаимосвязанный процесс, и его воздействие на человека носит безусловно комплексный характер. Что же касается иерархии названных факторов, то этот вопрос требует специального исследования.
- Процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений.
- Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.
Таким образом, из перечисленных концепций социализации очевидно, что в науке нет однозначных подходов к этому феномену, и студенту требуется определить к нему свое собственное отношение.
Рассматривая проблемы развития личности, можно выделить две составляющие процесса обретения ею социальных свойств и качеств. С одной стороны, существуют внешние факторы (социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и др. стандарты, образцы ролевого поведения), предписывающие личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля. С другой стороны, - автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая и проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей. Рассмотрим, как же взаимодействуют эти два основных аспекта процесса социализации.
Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Для общества - успех процесса позволяет новому поколению занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но ведут к дезорганизации социальной жизни как таковой, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.
Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимоотношений должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить, воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она учится самостоятельности и ответственности, уважению к своей индивидуальности, индивидуальности других. Это проявляется повсеместно как в реальных, практических жизненных ситуациях, так и в ходе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Иная модель социализации происходит в обществе, где личность жестко подчинена внешним правилам, требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить свою самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря в терминах М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования человека-винтика, приученного «жить как все», «как положено».
Процесс социализации личности состоит из нескольких этапов: детства, юности, зрелости и старости, т.е. человек обретает и развивает социальные свойства и качества всю жизнь. Заметим, что вне социальной среды человеческий организм в человека превратиться не может.
Детство - это период вхождения человека в социальную жизнь, усвоение им норм, ценностей, образцов поведения, знаний, обретение различных навыков, привычек, характера и т.д. Самым же существенным, как доказано наукой, для развития ребенка до 4 - 6 лет является формирование его интеллекта, который в основном закладывается именно в этом возрасте.
Юность также является критическим (по мнению Ж. Пиаже и Л.С. Выготского) периодом развития личности. В этот период социальные изменения духовного мира личности (осознание и попытка утверждения своего Я, поиска места в жизни в профессиональном плане) происходят одновременно с важнейшими биологическими изменениями в организме (биологическое и половое созревание, беременность и т.д.).
Зрелость - период достижения человеком определенного положения в обществе (в профессиональном плане и с точки зрения семейного положения); обретение человеком максимального количества социальных ролей; это «вершина» человеческой жизни, когда максимум потребностей совпадает с максимумом возможностей их удовлетворения.
Старость - период, связанный с постепенной утратой человеком социальных ролей. Но в этом возрасте человек может реализовать и новые социальные роли, важные для общества и окружающих его людей, такие, как воспитание подрастающего поколения, передача социального опыта, деятельность в клубах, кружках по интересам и в других социальных общностях. Однако такая деятельность должна быть востребована обществом и, как минимум, родными и близкими людьми. Это одна сторона. Суть другой стороны проблемы упирается в характер нашего жилища, точнее, в жилую среду обитания человека. К сожалению, эта среда (на примере «коммуналок» и «хрущевок») способствует не сближению поколений людей, а их разобщению. В результате старость у нас - одинока, а детство - беспризорно. Что касается развитых стран, например, Запада, то и там несмотря на «сытую» жизнь, тесная связь между детьми и старшими поколениями отсутствует, хотя проблема имеет иные причины.
Социализация личности тесно связана с проблемой индивидуальности личности, механизмами взаимодействия социальной среды и личности в этом процессе. С чем же связано формирование своеобразия и неповторимых черт личности? Одна из причин, объясняющая индивидуальность личности, заключается в том, что люди генетически неповторимы. И хотя генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Например, доброта у некоторых людей нередко приобретает навязчивый характер. Совестливость у человека, обладающего повышенной «тревожностью», может доходить до мании преследования.
Существуют врожденные качества, которые способны оказать немалое влияние на: а) восприятие индивидом социальной реальности, б) его поведение в системе социальных взаимодействий, в) оценку другими поведения данной личности. Речь идет, прежде всего, о темпераменте как важнейшей психодинамической характеристике человека, наследуемой генетически. Сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, поэтому в каждый отдельный момент реальное поведение человека представляет собой единство социального содержания и темперамента, окрашивающего своеобразием все психические проявления личности (эмоции, мышление, волевые и др. процессы). Во многом именно темперамент придает неповторимость личности. К его основным показателям относятся: возбудимость (сенситивность), эмоциональность и впечатлительность (реактивность), способность преодолевать препятствия при достижении цели (активность), приспособляемость (пластичность) и т.д. Эти характеристики помогают определить простую квалификацию темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Например, холерик относится к сильному, настойчивому, активному, несдержанному, вспыльчивому и т.д. типу нервной системы человека.
Есть и другие врожденные свойства: доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного с левым полушарием) типа мышления.
Таким образом, врожденные свойства в немалой степени влияют на социальную судьбу человека. Так, активный и по-хорошему упрямый человек не остановится перед первой неудачей, проявит настойчивость в реализации поставленной цели. И наоборот, безвольного, слабохарактерного человека может сломить первая же неудача, он вынужден будет избрать себе иную социальную судьбу. Данные индивидуальные особенности с малых лет сказываются на выборе тех или иных жизненных путей. Там, где активный, энергичный и упрямый будет выбирать путь к наиболее престижной профессии, должности, безвольный раз за разом будет склоняться к тому, что попроще. Поэтому личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностями, при прочих равных условиях оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются различные приоритеты ценностей, а в целом неповторимость и своеобразие черт личности приобретает социально выраженный характер.
Еще один аспект рассматриваемой проблемы связан с индивидуальным восприятием личностью социальных условий. Каждый человек видит мир по-своему. Сказываются как особенность восприятия, воображения, так и культура, образованность личности, ее ориентиры и установки. Здесь мы также обнаруживаем эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные. Следовательно, индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий. Например, наблюдательный человек стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биологических и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых срослись генетическое своеобразие и социальное качество личности.
Итак, в реальной жизни реализация индивидом себя в обществе означает прежде всего выполнение им огромного множества социальных ролей. В этом процессе на уникальность и своеобразие темперамента, интеллекта и иные характеристики личности накладывается неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний и пр. При этом внешний мир прямо не отражается в сознании, он преломляется в специфических, уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.
3. Человек является существом деятельным. Он не просто реагирует на стимулы внешней среды, а познает в процессе практической деятельности как объективные закономерности внешней среды, так и закономерности функционирования и развития самого себя как человека, и в соответствии с познанием этих закономерностей сознательно строит свою социальную деятельность.
Управление человеком своей собственной деятельностью предполагает знание не только ее объективных и субъективных закономерностей, но и всего многообразия элементов, форм и особенностей взаимосвязи этих элементов в конкретных условиях. Известно, что социальные законы проявляются как социальные интересы. Именно поэтому в механизме детерминации социального поведения интересы играют ведущую роль.
Исходным пунктом детерминации социальной деятельности и социального поведения людей являются объективные условия жизни, которые порождают определенные потребности и интересы. Интересы, в свою очередь, создают у людей те или иные мотивы деятельности. Здесь объективная детерминация переходит в субъективную. Процесс такого перехода есть результат действия трех групп механизмов: мотивации социальной деятельности человека, т.е. осознания потребностей в виде интересов; преобразования интересов личности в цель деятельности; индивидуального поведения и отношений человека.
Процесс перехода от субъективной детерминации к объективной включает механизмы: перехода от индивидуального поведения и индивидуальных отношений личности к социальному поведению и социальным отношениям групп личностей; проявление социальных закономерностей в социальных отношениях, формирующихся на различных уровнях жизнедеятельности общества (личность, группа, класс, нация, общество в целом).
Среди видов деятельности одним из ведущих является тот, который служит удовлетворению жизненных потребностей людей. Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Поэтому вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание возможностей их удовлетворения.
Различают два вида потребностей: естественные и социальные. Под естественными потребностями понимаются повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и пр. Эти потребности составляет основу, на которой возникают, развиваются и удовлетворяются социальные потребности. К ним относятся потребности человека в трудовой деятельности, потребности иметь семью и т.д.
Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъекта к реальной деятельности, направленной на создание условий и средств удовлетворения его нужд. Осознание и усвоение ценностей составляют высший уровень потребностей человека. Ценностная ориентация формирует установку деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность его социального поведения. Существуют социальные ценности, стремясь к которым человек подчас готов пожертвовать собой ради них. К ним относятся: истина, любовь, свобода и др.
Важнейшим фактором социальной детерминации, выражающей отношение человека или социальной общности к своему положению и условиям жизни, выступает интерес. Интерес личности - это направленность действий индивида в зависимости от возможности удовлетворения той или иной потребности. Он является решающим мотивом, заставляющим личность бороться за сохранение или изменение сложившихся условий и форм жизнедеятельности. В основе интересов лежат потребности людей, которые в конечном счете выражают требование социальных законов, и вследствие этого интерес выступает как результат осознания потребности в чем-либо.
В социологии выделяется четыре типа интересов: интерес-отношение, т.е. заявление индивида об интересе к тому или иному объекту; интерес - действие, т.е. непосредственное участие человека в каком-либо виде деятельности; интерес - установка, сложившийся в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняющий свою направленность в различных социальных ситуациях; интерес-ориентация - выделение из ряда других интересов одного в качестве главного.
Если человек оказывается не в состоянии изменить свои интересы в новых социальных условиях, в действие вступают механизмы адаптации (приспособления), вынуждающие человека изменить свое поведение. Механизмы адаптации позволяют ему вырабатывать собственное отношение к изменившимся условиям жизнедеятельности и тем самым снимают или ослабляют возникшее в результате конфликта напряжение.
Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Это механизм осознания личностью своих потребностей в качестве интереса. Интересы выступают важнейшей детерминантой целей деятельности. Они как бы «переводят» действие социальных законов в цели людей, побуждают их с объективной необходимостью следовать в своем поведении логике этих законов. Социальные отношения людей проявляются в их поведении прежде всего как интересы. Именно через потребности и интересы людей социальные законы детерминируют характер, содержание, цели деятельности людей. Превращение интересов в цели - высший уровень мотивации деятельности. Цель - связующее звено между настоящим и будущим. Переход от интереса к цели означает переход к реализации интереса через целенаправленную деятельность. Мотивы деятельности - это конкретные внутренние побудители к действию, представляющие собой отражение в сознании людей их объективных потребностей и интересов. Они обуславливают выработку человеком целей деятельности.
Наряду с внутренними побудителями к деятельности, или мотивами, на стадии перехода от интереса к цели существуют и внешние побудители, или стимулы. Стимулы - это объективные факторы, включенные в различные сферы жизнедеятельности общества. В отличие от мотивов стимулы включают элементы, выражающие специфику внешней среды.
Взаимодействие мотивов и стимулов образует механизм мотивации социальной деятельности личности. Будучи динамической системой, он характеризуется взаимодействием трех элементов: потребностей, ценностных ориентаций и интересов, не только выполняющих функцию мотивации социальной деятельности личности, но и являющихся функцией формирования диспозиций (установок) личности, которые фиксируются на различных уровнях. Диспозиции личности, формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды, выступают в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности.
В социальном поведении, как внешнем проявлении деятельности, выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные, конкретные действия по отношению к социально-значимым объектам. Она представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.
Существуют четыре уровня социального поведения личности. Первый уровень - реакция субъекта на воздействие внешней среды. Второй уровень образует привычные действия или поступки, подчиненные представлению о том, какой должен быть достигнут результат. Поступок - это действие, в котором проявляется отношение субъекта к другим людям. К третьему уровню относятся поступки или социальные действия людей, преследующих определенные цели. На четвертом уровне происходит реализация жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, так как связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели.
Социальное поведение нельзя объяснить только индивидуальным. Поведение человека детерминируется в конечном счете его объективным положением в данной социальной структуре и обусловленными этим положением потребностями и интересами, а также взаимодействием с другими людьми, оно непосредственно включает в себя элементы социальных отношений. Перейти в анализе от индивидуального поведения к социальному можно лишь выявив элементы социальных отношений в индивидуальном поведении, исследуя определенное количество индивидуальных интересов и целей, а также интересов и целей, складывающихся в процессе социальных взаимодействий. Таким образом, не что иное, как потребности, их природа и способ удовлетворения ставят индивидов в зависимость друг от друга (отношения между полами, обмен, разделение труда и т.п.), обусловливают объективную необходимость их взаимодействия и вызывают к жизни социальные отношения и повседневно их воссоздают. В процессе взаимодействия индивидов не только реализуются уже сложившиеся социальные отношения, но и формируются новые, соответствующие потребностям общества.
Социальные отношения между индивидами и обществом складываются в условиях социального контроля. Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в производстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных экономических, политических, правовых характеристик данной системы, ее места в процессе исторического развития закономерно сменяющих друг друга стадий общественного развития. В сущности, проблема социального контроля есть центральный вопрос о взаимоотношениях индивида и общества, гражданина и государства.
Социальные отношения это не простая «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь прежде всего необходимо иметь в виду особенность функционирования индивидуального в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания информация распространяется в виде целостных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, то на индивидуальном уровне существует возможность расчленения целостного блока социальной информации (образов поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения, либо изменения того или иного решения.
В схему социального контроля включаются два вида действий, а именно: контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность социальных институтов. Социальный контроль - это регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических (государственный контроль), но и других социальных институтов: образования, культуры, морали.
К основным методам социального контроля относятся наказания и поощрения. За всю историю существования человечества практика показала, что мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Критика абсолютизации наказания как мотива социального контроля с этически нравственных позиций дополнена в настоящее время экспериментальными выводами, согласно которым применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного социального поведения; подавляемые формы социального поведения имеют тенденцию к возрождению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций; подавление нежелательных форм социального поведения с неизбежностью ведет к общему снижению социальной активности индивида.
Гуманистическое отрицание правомерности насилия как преобладающего метода социального контроля также получило экспериментальное подтверждение. Доказано, что: а) эффективно с точки зрения регулирования социального взаимодействия индивидов применение санкций в виде проявления социального неодобрения, морального осуждения, в случае, когда индивид ценит данную социальную общность, не отчужден от нее; б) более эффективно поощрение желаемых видов индивидуального поведения, чем подавление нежелательных. Применение подобных методов социального контроля возможно лишь, на наш взгляд, в обществах, развивающихся на демократических началах и в условиях эффективно функционирующей экономики.
Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Критическим пунктом воздействия социального контроля является самосознание индивида. Любое воздействие со стороны социального целого, в случае если оно полностью нейтрализовано школой индивидуальных оценок, теряет свой контролирующий эффект. Социальный контроль перестает существовать, если он не влияет на самосознание индивида. Ликвидация же социального контроля ведет к распаду группы, общества. Если беспрепятственно пройти школу индивидуальных оценок, то любое воздействие со стороны социальной среды автоматически штампует самосознание индивида, личность теряет свою уникальность. Человек как индивидуальность перестает существовать. Автоматический конформизм ведет к распаду личности.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Что в большей степени формирует человеческую личность – природная заданность или социальные условия? 2. Что входит в структуру личности как социальной системы? 3. На чем основано взаимодействие личности и общества? 4. На чем основана иерархия статусов личности в обществе? 5. Есть ли наиважнейший этап в социализации личности? 6. Что наиболее характерно для старости как этапа социализации личности? 7. Есть ли связь между социализацией личности и перспективами развития общества? 8. Что включает в себя механизм мотивации социальной деятельности человека? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какие характеристики сочетает в себе личность: а) природные; б) индивидуальные; в) общественные; г) функциональные; д) правовые; е) национальные. 2. В социализации личности определяющую роль играют: а) мудрость; б) отрочество; в) интеллект; г) вся жизнедеятельность; д) наследственность; е) период максимума социальных ролей. 3. Определите наиболее важный фактор выживания человека в обществе: а) деятельность; б) среда обитания; в) отдых; г) осмысленность существования; д) средства биологического поддержания жизни; е) исходная или самая малая социальная общность. |
II. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
1. Социальное неравенство.
2. Социальная стратификация.
3. Социальная мобильность.
1. Между людьми существует многообразие различий по полу, возрасту, росту, темпераменту, уровню интеллекта и по массе других признаков. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, тесно связанное с социальными различиями.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, пешеход, учитель, директор) и т.д. Однако общество не только крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, но и иерархизировано: в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими.
История не знает обществ без социального неравенства. Даже в примитивном обществе, например, папуасов в Новой Гвинее, более высокий социальный статус имеют воины, охотники и колдуны. В более крупных и сложных обществах неравенство проявляется отчетливее. По мнению социолога Г. Ленски, неравенство наиболее ярко проявляется в аграрных обществах, особенно в плане концентрации власти, и оно имеет тенденцию к снижению на более высоких уровнях экономического развития. Такое деление представляется условным, поскольку в индустриальных обществах процветает неравенство, например, в условиях доходов.
Проблема социального неравенства занимает мыслителей с древних времен. Поэтому закономерен вопрос о возможности создания общества равных возможностей и полного социального равенства. Для ответа на него следует разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе.
Признавая, что неравенство широко распространено в обществе, социологи по-разному определяют его сущность и причины. Например, функционализм объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с позиции этого организма, являются более важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Основателем этой теории был Э. Дюркгейм, считавший, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.
Приведенное объяснение социального неравенства уязвимо возможностью его субъективного толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте (социальному слою) при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.
Статусное объяснение социального неравенства исходит из того, что каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение и т.д.)
Согласно экономическому подходу, первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества, на наш взгляд, привело К. Маркса и его последователей к неоправданному выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
Как мы видим, в объяснении истоков социального неравенства нет единой точки зрения, но все существующие содержат два основных подхода. Во-первых, социальное неравенствo рассматривается как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, групп, классов, партий - это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения и развития. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей ориентации на реальные действия, интересы, факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению и обобщению.
Итак, неравенство многопланово и проявляется в различных звеньях единого организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Например родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими детьми, имеют возможность влиять на них, облегчая процесс социализации детей. На предприятиях производственный процесс осуществляется на основе разделения труда на управленческий и исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав. Следовательно, любой социальный институт, организация стремится к сохранению неравенства, которое несет упорядочивающее начало и без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества призваны теории стратификации.
2. Термин стратификация позволяет определить вертикальную последовательность положения социальных слоев или пластов в обществе, их иерархию. Понятие страта нередко заменяется авторами понятиями: класс, каста, сословие. Поэтому целесообразно обобщить их единым содержанием и понимать под стратой большую группу людей, отличающуюся по своему положению в социальной иерархии общества.
Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Однако способ организации неравенства может быть различным. Поэтому необходимо выделить те основания, которые определяют вертикальное строение общества.
Например, в теории К. Маркса мы находим лишь одно основание вертикального расслоения общества - обладание собственностью. Поэтому его стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии и безземельные крестьяне). При таком подходе интеллигенция и некоторые другие социальные группы оказывались в качестве промежуточных слоев между основными классами, а некоторые проблемы, например, несоответствия богатства нуворишей и их статуса (и многие другие) не могли быть просто объяснены.
Узость марксистского подхода толкает М. Вебера на расширение числа критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. В его системе наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. П. Сорокин отмечает наличие в обществе трех стратификационных структур: экономической, профессиональной и политической. Собственник с большим состоянием и экономической властью мог формально не входить в высшие эшелоны политической власти, не заниматься профессионально престижной деятельностью. А политик, сделавший стремительную карьеру, мог не быть собственником капитала, что тем не менее не мешало ему вращаться в высших слоях общества.
Наиболее разработанной является функционалистская стратификационная система общества, представляющая собой дифференциацию социальных ролей и позиций, являющихся объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой - есть результат действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих зависимость той или иной деятельности и узаконивающей складывающееся социальное неравенство, возникающее в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Критики этой системы стратификации в качестве недостатков называли чрезмерно-абстрактный уровень определений и понятий, игнорирование классового характера господствующей политической власти, игнорирование конфликтов между классами и стратами, ведущими между собой борьбу за власть, престиж, материальные ценности.
Таким образом, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, по уровню образования или знания и т.д. Все эти основания неравенства значимы для общества, т.к. позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.
Теперь перейдем к рассмотрению вертикального среза стратификации или к выделению основных социальных слоев. Среди них: а) высший класс профессионалов, администраторов, б) технические специалисты среднего уровня, в) коммерческий класс, г) мелкая буржуазия, д) техники и рабочие, осуществляющие управленческие функции, е) квалифицированные рабочие, ж) неквалифицированные рабочие. Как видим, наиболее общее представление о социальной иерархичности общества дает выделение трех основных уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками. В современном западном обществе, ценящем свободу, на первый план выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная независимость, высокий доход и т.п. В тоталитарном обществе советского периода только приближение к властным структурам, только участие в принятии политических решений давало возможность подняться на вершину социальной иерархии, получить преимущественное право на лучшую долю национального дохода.
Социальная стратификация - сложное явление, поэтому методика определения вертикального среза может осуществляться с использованием комплексного подхода, т.е. изучения как статистических данных, так и данных социологического опроса. Выделение оснований и уровней социальной иерархии дает возможность перейти к определению тех механизмов, которые поддерживают иерархическую структуру, не дают ей развалиться под воздействием несовпадающих и явно противоречивых интересов различных слоев.
Как уже выяснено, первопричиной иерархического строения общества является социальное неравенство, порождаемое объективными условиями жизнедеятельности индивидов. Поэтому большинство типов обществ поддерживает свою социальную иерархию через наследование детьми социального статуса родителей: рожденный в семье раба оставался рабом, в семье дворянина - дворянином и т.д. Вся система социальных институтов, право, армия, суд и церковь следили за строгим соблюдением правил сословной организации иерархической системы общества. Например, кастовая система в Индии была самой жесткой иерархической системой, навечно определявшей место человека в обществе. Для обеспечения устойчивости такой иерархической системы использовалась сила оружия, религии, законов, норм и обычаев. В современном обществе, вступившем на демократический путь развития, все граждане формально имеют равные права, включая и право занимать любое место на социальной лестнице.
Многие социологи считают, что верхняя часть социальной пирамиды имеет тенденцию к возвышению над остальной частью. Но этот рост богатства и власти верхушки не беспределен и существует "точка насыщения", как считает П. Сорокин, по достижении которой происходит перераспределение богатства через реформы (в виде новой системы налогообложения), либо начинаются глубинные революционные процессы с участием широких социальных слоев. Для всех исторических эпох важно, чтобы усечение верхушки конуса осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики, которая учитывает, что неравенство - не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнивание в доходах, в отношении к собственности, власти лишает индивидов важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество - единственного энергетического источника развития.
Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего сло