Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Внешняя политика России во второй половине XIX в.




Во главе российского внешнеполитического ведомства с апреля 1856 г. стоял талантливый политик и дипломат Александр Михайлович Горчаков (1798-1883). Умный, широко образованный человек, проницательный и гибкий политический деятель, А.М. Горчаков заботился о согласии держав, настаивая на исключительном праве России отстаивать свои национальные интересы.

Внешняя политика России при Александре II была направлена прежде всего на решение восточного вопроса. Поражение в Крымской войне подорвало международный авторитет России, привело к утрате ею преобладающего влияния на Балканах. Нейтрализация Черного моря делала беззащитными южные морские границы страны, препятствовала развитию Юга и тормозила расширение внешней торговли.

Главной задачей российской дипломатии была отмена статей Парижского трактата. Для этого необходимы были надежные союзники. Англия продолжала оставаться самым опасным противником России из-за соперничества в Закавказье и Средней Азии. Австрия сама пыталась закрепиться на Балканах. Турция в своей политике ориентировалась на Англию. Пруссия была еще слаба. В наибольшей степени интересам России отвечало сближение с Францией, соперничавшей с Англией в Средиземноморье.

Прежде всего Горчаков, добиваясь сближения с Францией, попытался вывести Россию из международной изоляции. В марте 1859 г. состоялось заключение русско-французского договора о благожелательном нейтралитете России в случае войны Франции и Сардинии против Австрии. Но вскоре убедившись в нежелании Франции гарантировать свою поддержку российских интересов на Востоке, Россия обратилась к сближению с Пруссией. В 1863 г. была заключена военная конвенция с Пруссией, которая облегчила царскому правительству борьбу с Польским восстанием. Россия поддержала стремление прусского канцлера О. фон Бисмарка к объединению германских земель. Эта дипломатическая поддержка помогла Пруссии одержать победу в войнах с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870-1871). В ответ Бисмарк выступил на стороне России в вопросе об отмене нейтральности Черного моря. На Лондонской конференции держав, подписавших Парижский трактат (январь-март 1871 г.), Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить военные арсеналы на Черноморском побережье.

С этого момента на первый план выдвигается восточный вопрос, обострившийся из-за успешного продвижения России в Средней Азии в 60-70-х годах. Торговые связи со Средней Азией, столь важные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобиц в этом регионе. Беспокойство русского правительства вызывали попытки английской дипломатии через афганского эмира воздействовать на Кокандское и Хивинское ханства. В 1864 г. было начато решительное наступление на среднеазиатские ханства. Летом отряды полковников М.Г. Черняева и Н.А. Веревкина вступили на территорию Кокандского ханства с востока и севера. Вскоре были захвачены города Туркестан и Чимкент. Из занятых земель была образована Туркестанская область во главе с военным губернатором генералом Черняевым. В июне 1865 г. Черняев по собственной инициативе штурмом взял крупнейший город Средней Азии Ташкент (100 тыс. жителей). Весной 1866 г. начались успешные военные действия против бухарского эмира. В 1867 г. на занятых землях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

В 1868 г. туркестанский генерал-губернатор К.П. Кауфман заключил с Кокандским ханством договор, поставивший ханство под контроль России. Бухарский эмир в марте 1868 г. объявил "священную войну" против русских, но потерпел поражение и в июне был вынужден подписать унизительный договор.

Последним крупным ханством была Хива. Но прежде чем приступить к ее завоеванию, российское правительство приняло меры к ослаблению напряженности в отношениях с Англией. После длительных переговоров в 1873 г. было заключено русско-английское соглашение о признании Афганистана нейтральной зоной и о предоставлении Хивы "попечению" России. В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство. В мае 1873 г. столица ханства Хива была окружена и капитулировала, в августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России. После подавления восстания в Коканде (1875-1876) 19 февраля 1876 г. Россия объявила о включении Коканда в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарское и Хивинское ханства, сильно уменьшившись в размерах, сохранили номинальную независимость. В 1878-1879 гг. Англия оккупировала Афганистан и установила над ним протекторат. В конце 70-х годов началось наступление России на туркменские племена. Встретив ожесточенное сопротивление, русские войска отступили. В 1880 г. была предпринята новая военная экспедиция в туркестанские степи, которую возглавил генерал М.Д. Скобелев. В результате продолжительных и планомерных военных действий в мае 1881 г. была образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде.

Русская администрация проводила свою политику в присоединенных среднеазиатских государствах с учетом местных традиций, не отнимая власть у местных владык и духовенства и в то же время улучшая положение крестьян. Рабство и работорговля были ликвидированы. На Среднюю Азию распространялось российское законодательство. Прекратились междоусобные войны. Наличие свободных земель вызвало поток переселенцев из России и других соседних стран. Ежегодно сюда прибывало около 50 тыс. человек. Расширение посевов хлопка и строительство железных дорог способствовали включению Средней Азии в товарные отношения с другими регионами. На Кавказе с продвижением войск России подчинялись все новые области. До 1864 г. продолжал борьбу Мухаммед Амин, руководитель сопротивления на Западном Кавказе. Когда поражение стало неизбежным, 400 тыс. горцев ушли в Турцию. На обезлюдевшие земли переселились выходцы из России.

В апреле 1873 г. была заключена русско-германская военно-оборонительная конвенция. В том же году Россия и Австро-Венгрия подписали политическую конвенцию, к которой присоединилась Германия. Так был оформлен "Союз трех императоров". Несмотря на серьезные противоречия между сторонами, "Союз" оказывал значительное влияние на международные отношения 70-х годов. Заключение "Союза" означало и выход России из международной изоляции.

Берлинский конгресс вызвал в России сильнейшее недовольство позицией Германии. В 1879 г. возмущение в обществе против политики Бисмарка усилили предпринятые Германией действия по ограничению российского импорта (запрет на ввоз скота, введение пошлин на российский хлеб). Германия приобретала все больший вес в Европе. Бисмарк видел в России опасного соперника. 7 октября 1879 г. был заключен секретный австро-германский договор, направленный против России. Однако франко-русскому союзу, который мог бы уравновесить расстановку сил в Европе, мешал англо-русский антагонизм. Учитывая угрозу возможного военного столкновения с Англией, Россия была заинтересована в обеспечении нейтралитета Германии и ее союзницы Австро-Венгрии. С 1879 г. фактическое руководство внешней политикой перешло к Н.К. Гирсу, придерживавшемуся, в отличие от Горчакова, прогерманской ориентации, и тогда же начались длительные тайные переговоры о заключении русско-германского политического соглашения.

Дальневосточная политика России была связана с колонизацией этого края и развитием русско-китайской торговли. Айгунский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. о разграничении земель дополнились соглашениями о морской и сухопутной торговле. В отношениях с Японией существовала проблема "неразделенного" совместного владения Сахалином по Симодскому договору 1855 г. Япония активно заселяла Сахалин. 25 апреля 1875 г. Россия и Япония подписали в Петербурге договор о передаче Японии Курильских островов взамен японской части Сахалина. Русская колонизация Дальнего Востока шла медленно. Этот регион с точки зрения правительства занимал периферийное положение как в географическом, так и в стратегическом плане. Внешнеполитическая активность здесь была низкой, численность войск незначительной. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали началось только в 1891 г.

Между тем Дальний Восток привлекал все большее внимание Японии, Англии и США. Английские и американские промышленники и торговцы проникали в русские владения в Северо-Восточной Азии и на Аляске. Эксплуатация природных богатств Аляски приносила России лишь убытки. Русско-Американская компания не имела достаточно средств для хозяйственного освоения территории в 1,5 млн. кв. км, которая к тому же была под угрозой аннексии со стороны Англии. Учитывая эти обстоятельства и желая укрепить отношения с США, Россия уступила им свои американские владения за 11 млн. руб. (7 млн. 200 тыс. долларов). Договор был подписан 18 (30) марта 1867 г. в Вашингтоне.

 

41.XIX в. – золотой век русской культуры.

 

одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и... на царский приказ образоваться — ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX в., нарывают «золотым веком» русской культуры.

Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в. — это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены — в желтый.
В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
В 1806—1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761—1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему: Петропавловская крепость — стрелка Васильевского острова — Дворцовая набережная. Здание Биржи сравнительно невелико, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России (Волгу, Днепр, Волхов и Неву), были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребневым и В. И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль столицы, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801—1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воро-нихин (1759—1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение Микеланжело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. И. Орловским. Впервые увидев эти памятники, Пушкин сказал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».

В 40—50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805— 1867) «Укротители коней», установленные на Аничковом мосту через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека с стихийными силами природы и победы над ними.

Еще одна работа Клодта — памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен — явный контраст по сравнению с расположенным невдалеке памятником Петру I.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина Щ море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан] французским архитектором Огюстом Монферраном] (1786—1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт, художник! К. П. Брюллов и др. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. Хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила, особенно у тех, кто стоял сзади.

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829—1834) — памятник Александру I и одновременно — монумент в честь победы русского оружия в 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б. И. Орловским.

Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К. И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

Карл Иванович Росси (1775—1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по созданию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне — Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал прилегающие к ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что Росси одно время, казалось, был близок к исполнению своей мечты — сделать целый город произведением искусства. Отчасти этот замысел был осуществлен.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами, — это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков — святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

В начале XIX в. скульптор Иван Петрович Мартос (1754—1835) получил заказ на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода. Пока шла работа, Россия подверглась наполеоновскому нашествию. Патриотический подъем 1812 г. вдохновил мастера на создание высокохудожественного и глубоко одухотворенного произведения. Оно было установлено на Красной площади в Москве, еще не залечившей свои раны, не застроившей свои пепелища. В Нижнем Новгороде воздвигли другой монумент.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр и Манеж (оба по проекту О. И. Бове). Пожар не устранил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. На узких и изогнутых улицах с постройками разных эпох трудно было развертывать архитектурные ансамбли. Поэтому московский классицизм запечатлелся не в ансамблях, а в отдельных зданиях. Он не столь монументален, как петербургский, более свободен, более приближен к человеку и порой трогательно наивен (когда портик приделывался к одноэтажному деревянному домику). Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л. Н. Толстого). Строил его архитектор А. Г. Григорьев, выходец из крепостных.

Провинциальный классицизм был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик ВоронихинаМ. П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске. В своем родном городе он руководил постройкой собора, который возводился на средства местного купечества в память о событиях 1812 г. Далеко по России разошлась молва о великолепном Арзамасском соборе.

В Сибири в начале XIX в. все еще строились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников — «Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова (1769—1848) был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.

В 30-е годы XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Людей стало угнетать однообразие зданий с колоннами. Правила классицизма, слишком жесткие, с трудом приспосабливались к меняющейся обстановке. В то время в городах разворачивалось строительство доходных (многоквартирных) домов. В таком доме нужно было несколько подъездов, а по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход — в центре здания. В нижних этажах доходных домов размещались магазины, но их широкие витрины не сочетались с нормами классицизма. И он ушел, сметенный критикой современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание надо строить в том стиле, который отвечает его назначению. На практике все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились доходные дома с венецианскими окнами. Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839—1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа — все это создавало впечатляющий образ музея — хранилища шедевров мирового искусства.

Константин Андреевич Тон (1794—1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал русский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отречься. Русско-византийский стиль Тона многим казался! искусственным. А на самом деле Тон просто не постиг доподлинно всех тайн древнерусской архитектуры — настолько прочно они были забыты.

Работы Тона понравились Николаю I. Архитектор по-Я лучил два крупных заказа для Москвы. В 1838—1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Строительство растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, отдавших свои сбережения на дело победы. Величественная 100-метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Именно этим объясняются резкие отзывы Герцена. Не жаловали Тона и другие оппозиционно настроенные критики. В годы Советской власти творчество Тона замалчивалось или принижалось. Многие построенные им церкви были снесены. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя. Не пришло в голову лишь взорвать Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве — тоже творения Тона, в архитектуре которых неуловимо читаются мотивы московской Сухаревой башни, снесенной в те же роковые для русской культуры годы. Сильно пострадавшее, наследие Тона продолжает жить и служить людям.

Русская живопись. В 1827 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов (1799—1852). Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскаленным пеплом проснувшегося Везувия. Около шести лет шла работа над картиной «Последний день Помпеи». Гибель этого города в представлении художника соединилась с гибелью всего античного мира. Его красоту как бы олицетворяет центральная фигура картины — прекрасная женщина, упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть.

В России «Последний день Помпеи» ожидал подлинный триумф. Слух о привезенном из Италии шедевре разнесся по всему Петербургу, и в залы Академии художеств потянулись купцы, ремесленники, мастеровые. Русская светская живопись впервые привлекла массового зрителя.

Брюллов был за границей по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике рисунка и живописи. Но Академия ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Сцены из современной жизни, простой русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.

Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством. Но он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у него рождались живые творения, лишь внешне согласованные с канонами академизма. С присущим ему одному изяществом он умел запечатлеть и красоту обнаженного А. А. Иванов человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806—1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, но обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

Два замечательных портретиста своего времени — Орест Адамович Кипренский (1782—1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776—1857) — оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особым старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47 лет находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи и одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Народные мотивы присущи живописи Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847). Свой путь художника он начинал как светский портретист, но затем оставил столицу и уехал в свое имение в Тверской губернии. Здесь на его полотнах отобразилась череда крестьянских лиц: бородатый старик, старуха с клюкой, ребенок, делающий первые шаги, девушка с васильками. Крестьянские лошади отнюдь не напоминали классических пегасов. А на дальнем плане вырисовывался родной русский пейзаж: поля спелой ржи, перелески, соломенные крыши.

И все же творчество художника осталось в основном в рамках классицизма. Русская деревня на полотнах Венецианова слишком условна и декоративна. Крестьянки выходят на барщину в ярких сарафанах и кокошниках. Их труд совсем не тяжел. На одной из картин молодая женщина легко и плавно ведет по пашне двух лошадей, запряженных в борону. Венециановская деревня — нарядная, праздничная, безмятежная. И лишь иногда, как бы случайно, проскальзывает такая деталь, как натруженные руки старой крестьянки.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова (1815—1852). Задатки художника-сатирика обнаружились у него еще во время службы в гвардии. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 г. на академической выставке появилась его картина «Свежий кавалер», дерзкая насмешка не только над тупым и чванливым чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень напоминал античную тогу. Брюллов долго рассматривал картину, а потом сказал автору полушутя-полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-сатирический характер носят и Другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Последние его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»).

В 1852 г. в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

42.Зарождение рабочего движения в России. Первые рабочие организации.

 

Несмотря на слабое развитие промышленности, отсутствие крупных предприятий и малочисленНость пролетариата, рабочее движение в Воронеже и Воронежской губернии началось рано. Как и всюду в России в пореформенный период, владельцы капиталистических предприятий Воронежской губернии стремились получить больше прибыли. Наличие огромной резервной армии труда (главным образом, выходцев из крестьян) обусловливало дешевизну рабочей силы.

Капиталистам не надо было заботиться о режиме рабочего дня, отдыхе и быте тружеников. Ведь если умрет один рабочий, ему на смену придет другой. Вот и работали воронежские пролетарии по 12 - 14 часов в день за жалкие гроши, которых едва хватало, чтобы не умереть от голода. Грязными, тесными и душными были жилые помещения. Если ко всему сказанному добавить полное политическое бесправие российских рабочих и произвол администрации, то можно легко понять, почему пролетариат, едва появившись в России, поднялся на борьбу.

Первое крупное выступление рабочих в Воронеже относится к июлю 1879 г. Около 700 железнодорожников, возмущенных длительной задержкой заработной платы, прекратили работу. Остановилось движение поездов. Стачка была прекращена только тогда, когда администрация Юго-Восточной железной дороги удовлетворила требования рабочих.

В ноябре 1893 г. вспыхнула стачка рабочих железнодорожных мастерских в Борисоглебске. Она продолжалась 5 дней и носила более организованный и сплоченный характер. Под видом создания пенсионного фонда администрация мастерских стала удерживать у рабочих часть заработной платы. Рабочие потребовали отменить незаконные требования руководства мастерских и вернуть деньги. Но администрация решила настоять на своем. На помощь пришли жандармы. И все же сопротивление стачечников сломить не удалось. Стачка была прекращена только тогда, когда рабочим пообещали вернуть деньги. Администрация пообещала также, что не будет преследовать участников стачки.

Рабочее движение в Воронеже и Воронежской губернии во второй половине XIX в. носило стихийный характер. На первом плане у рабочих стояли не политические, а экономические требования. Тем не менее объективно рабочее движение создавало условия для возникновения марксистских кружков и социал-демократических организаций. Большую роль в их появлении сыграли такие видные марксисты того

времени как В. К. Курнатовский, В. П. Кранихфельд, Е. В. Барамзин, Н. А. Ряховский, И. Я. Жилин, Н. Н. Исполато# и др. Почти все они были сосланы в Воронеж за революционную деятельность.

Первые марксистские кружки в Воронеже появились в 1893 г. Они были созданы среди воронежских рабочих, учащейся молодежи, местной интеллигенции. В 1895 г. кружки объединились в единую революционную социал-демократическую организацию под названием "Центральный кружок социал-демократов". Во главе кружка встал марксист Е. В. Барамзин. Революционная биография Е. В. Барамзина началась в 1891 г. в Казани. В Воронеже он отбывал административную ссылку за участие в революционном движении. В начале 1897 г. "Центральный кружок" начал переходить от узкокружковой пропаганды марксизма к массовой политической агитации. Деятельность "Центрального кружка социал-демократов" в Воронеже была прекращена в конце 1897 г., когда полиция арестовала 27 его наиболее активных членов.

 

 

43.Противоречия социально-экономического развития порефор­менной России.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.